среда, 12 августа 2015 г.

Еще про август

Иосиф Бродский

Август

Маленькие города, где вам не скажут правду.
Да и зачем вам она, ведь всё равно - вчера.
Вязы шуршат за окном, поддакивая ландшафту,
известному только поезду. Где-то гудит пчела.

Сделав себе карьеру из перепутья, витязь
сам теперь светофор; плюс, впереди - река,
и разница между зеркалом, в которое вы глядитесь,
и теми, кто вас не помнит, тоже невелика.

Запертые в жару, ставни увиты сплетнею
или просто плющом, чтоб не попасть впросак.
Загорелый подросток, выбежавший в переднюю,
у вас отбирает будущее, стоя в одних трусах.

Поэтому долго смеркается. Вечер обычно отлит
в форму вокзальной площади, со статуей и т. п.,
где взгляд, в котором читается "Будь ты проклят",
прямо пропорционален отсутствующей толпе.

вторник, 11 августа 2015 г.

Вечер в августе

 Бокал хорошего вина,
 Сгущая краски, бродят тени,
 Качнулась дыма пелена -  
 В мангал подброшены поленья.
 Семейство серых журавлей
 Пасётся на недальнем поле,
 Антоновка среди ветвей
Луна в колодезной неволе
 Купает круглые бока.
 Ложатся сумерки на плечи.
 Вина хорошего бокал...
 Хороший августовский вечер. 

Галина Карташова

Что Вы читаете на этой неделе?

Вот так плавно с понедельника я переместилась на вторник... Но всё же продолжаю фиксировать свой список чтения. Прошедшая неделя для меня стала рабочей, поэтому  прочитано мало. Список чтения остался тот же , что и на прошедшей неделе. Кому интересно, загляните сюда.
Я прочитала...
1. Произведение Алексея Лисаченко "Правдивые истории про Митю Печёнкина и его друзей", выставленное на конкурс "Новая детская книга". Сложно дать характеристику жанру: скорее, это рассказы, объединенные одним героем. Книга для младших школьников - класс 1-3. Добрая, тёплая, с мягким юмором. Рассказывает, как вы поняли, по Митю Печёнкина, мальчика, который много чем увлечён, с любопытством и интересом осваивает этот мир, и не его вина, что иногда это доставляет беспокойство другим людям. Читая, вспоминала Эмиля из Ленниберги, который и не желает никому ничего плохого, а постоянно попадает в какие-то переделки. А  вторую главу ( или рассказ) "Как я провел лето", построенную на словесной игре, можно почитать в классе на уроках русского языка.

2. Гузель Яхина "Зулейха открывает глаза". Это произведение включено в шорт-лист "Большой книги". История татарской женщины, оказавшейся в Сибири, на Ангаре, в результате раскулачивания. На меня самое сильное впечатление произвела первая глава, в которой описывается быт, повседневная жизнь этой женщины, Зулейхи, в своем родном селе. Выданная замуж в 15 лет за 45-летнего мужчину, проклинаемая своей свекровью, потерявшая своих четырех девочек, много чего пережившая в свои годы, она радуется той жизни, которой живёт, хотя жизнь её очень уж похожа на ад. Но всё меняется только к худшему: ее отправляют в Сибирь вместе с другими спецпоселенцами, другими "кулаками". Ад принимает другое обличье. Пожалуй, ничего нового в описании этого ада нет: книги о ГУЛАГе разнятся только в мелочах, но не в целом. Но здесь я по-новому увидела одного из тех, кто служит этой системе: Иван Игнатов так верит в правильность того, что он делает, что никогда не сомневается. Не сомневается до того момента, пока его не отправят сопровождать эшелон с раскулаченными. Он тоже пройдет все круги ада, но меня поразит
, как в нём будут уживаться уверенность в том, что эти люди враги, и в том, что о них надо заботиться ( кормить, поить, давать возможность жить). Он не становится мягче, лучше, добрее, но ответственность за людей, даже врагов, по его мнению, у него очень сильна. Финал книги открытый, чувствуется, что автору не хочется рассказывать, что будет дальше, я, как пессимист, не верю в счастливый финал, но вдруг... В книге много таких вдруг, дающих надежду ( излечение от сумасшествия Лейбе, письмо от Иконникова из Парижа, дыни, выращенные Суминским, спасение Луккой Игнатова...) По-моему, это попытка сказать, что и в аду есть место надежде, любви, вере, нежности...

Прошедшая неделя показала, что читать даже по одной книге в неделю трудно. Но продолжаю читать... Список тот же. 
1. Александр Дюма. Три мушкетера. ( 73/666)
2. Ремарк Триумфальная арка. ( 122/425)
3. Наиль Измайлов. Убыр.(106/394)
4. Стоунер ( 55/184)
5. Л.Н.Толстой "Война и мир". ( 369/726 - 1 книга)
6. Сергей Потёмник "Законодержец" ( 108/239)
 7. Белобров-Попов "Черная репа". 0

А что интересного прочитали на этой неделе Вы?

понедельник, 10 августа 2015 г.

Август, двое...

Вот и август, кончается лето.

С рук твоих утекает тепло,

То, чьим были с тобой мы согреты,

Открывая и в стужу  окно.



Уже птицы сбиваются в стаи

Их пугает грядущая стынь.

Уже август.  Тебя обнимая,

На губах ощущаю полынь.



Нам бы крылья…. Сорваться, как птицы

И в бескрайнюю даль улететь,

Расширяя сознанья границы,

Чтобы новую песню запеть..



Только август…. Кончается лето.

С рук твоих утекает тепло.

Наша песня почти что допета,

Нот последних не взять – высоко!

      
Юрий Боярский

воскресенье, 9 августа 2015 г.

Август, но дело не в том...

Маргарита Алигер
Этого года неяркое лето.
В маленьких ёлках бревенчатый дом.
Август, а сердце ещё не согрето.
Минуло лето... Но дело не в том.
Рощу знобит по осенней погоде.
Тонут макушки в тумане густом.
Третий десяток уже на исходе.
Минула юность... Но дело не в том.
Старше ли на год, моложе ли на год,
дело не в том, закадычный дружок.
Вот на рябине зардевшихся ягод
первая горсточка, словно ожог.
Жаркая, терпкая, горькая ярость
в ночь овладела невзрачным кустом.
Смелая зрелость и сильная старость -
верность природе... Но дело не в том.
Сердце моё, ты давно научилось
крепко держать неприметную нить.
Всё бы не страшно, да что-то случилось.
В мире чего-то нельзя изменить.
Что-то случилось и врезалось в души
всем, кому было с тобой по пути.
Не обойти, не забыть, не разрушить,
как ни старайся и как ни верти.
Спутники, нам не грозит неизвестность.
Дожили мы до желанной поры.
Круче дорога и шире окрестность.
Мы высоко, на вершине горы.
Мы в непрестанном живём озаренье,
дышим глубоко, с равниной не в лад.
На высоте обостряется зренье,
пристальней и безошибочней взгляд.
Но на родные предметы и лица,
на августовский безветренный день
неотвратимо и строго ложится
трудной горы непреклонная тень.
Что же, товарищ, пройдём и сквозь это,
тень разгоняя упрямым трудом,
песней, которая кем-то не спета,
верой в грядущее, словом привета...
Этого года неяркое лето.
В маленьких ёлках бревенчатый дом.
1945

суббота, 8 августа 2015 г.

Нужно ли читать в школе современную детскую литературу?

Продолжение моего выступления на районном "Дне учителя литературы". Начало здесь.

В-четвертых, учителя может отпугнуть отсутствие времени на внеклассное чтение в программе, в рабочей программе самого учителя. В этой связи стоит вспомнить, что у учителя есть право выбора в пределах 20% учебного времени. Но ведь для того, чтобы предложить прочитать достаточно 2-3 минут, а выявить, что читают и обсудить это, можно найти много способов.
В-пятых, учителя жалуются, что ученики не читают. Да, читают не все, но тех, кто хочет прочитать, кто способен увлечься книгой, много. Отдельное выступление можно подготовить о мотивации чтения книг через участие в конкурсах, веб-квестах, проектах и даже через элементарное желание получить оценку за прочитанную книгу. Этим нужно заниматься в школе как можно раньше и постоянно. Об этом в моем блоге «Дневник сельской учительницы».
И в-шестых, я расскажу о том, как я работаю с современной литературой для детей. В одном из номеров газеты «Литература» ( столь мною любимом) прочитала статью с предложением связать произведения, изучаемые в школьной программе с современной литературой. Опираясь на произведения, прочитанные мною лично, я хочу назвать несколько имён.
5класс. Читаем «Бородино» М.Ю.Лермонтова. Всегда есть дети, интересующиеся историей. Кроме того, даже в учебнике есть задание: «Рассказать об одном дне Бородинской битвы глазами участников». Вот тут я и советую ученикам прочитать книгу Елены Ленковской из серии «Повелители времени» - «Спасти Кремль» о современных школьниках, попавших в 1812 год.
5 класс. Фольклор. Сказки. По программе Г.Меркина изучаем сказки не только русские, но и других народов. Я рекомендую детям прочитать книгу Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь?», героями которой являются персонажи фольклора народа коми. За занимательным сюжетом стоит разговор о серьезном: об исчезновении родных языков, деревень и деревенского быта, об экологических проблемах, но все же это сказка, в которой действуют сказочные герои.
6 класс. Читаем «В дурном обществе» В.Короленко, «Бедные люди» Л.Н.Толстого. После разговора о том, что социальные проблемы есть и сейчас не могу не посоветовать прочитать книги Юлии Кузнецовой «Где папа?» и «Жучок», Дины Сабитовой «Где нет зимы» и «Три твоих времени».
8 класс. Произведения о любви идут одно за другим. Чехов, Куприн, Бунин. Но ведь это всё о взрослых! – такова точка зрения подростков. Я рекомендую прочитать повесть Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «52 февраля». Первое чувство, которое сопровождается массой вопросов, связанных с гормональным взрывом. Эти авторы сумели очень деликатно подойти к теме.
Тема войны и фашизма особенно актуальна сейчас. Еще в прошлом году я советовала ученикам прочитать книгу Тода Штрассера «Волна», советовала и учителям истории обратить  свое внимание и учеников на эту книгу. Повесть об эксперименте американского учителя, сумевшего на реальном примере объяснить ученикам, почему так легко фашизм овладевает умами. И если для этой книги я пока не нашла, то книги о войне, появившиеся в издательстве Ильи Бернштейна, обязательно будут рекомендованы к прочтению после изучения рассказа М.Шолохова «Судьба человека» в 9 классе. Это  такие книги: Виктор Сёмин «Ласточка-звездочка», Виктор Драгунский «Он упал на траву», Вадим Шефнер «Сестра печали», Булат Окуджава «Будь здоров, школяр!».
Ежегодно вместе с ребятами в акции «Читаем детям о войне». В этом году буду читать всем - и 6, и 8 классу – рассказ Григория Черкашина «Кукла».
И не могу не сказать о двух книгах, раскрывающих опыт жизни в условиях государственного насилия над личностью, - Евгений Ельчин «Сталинский нос» и Ольга Громова «Сахарный ребенок». Таких книг для детей, в которых бы говорилось о репрессиях, еще не было.
Всеми ли учениками были и будут прочитаны книги? Безусловно, нет. Но если таких, кто будет читать самостоятельно и с удовольствием, будет лишь четверть- это тоже будет результат!


Август, книги...

Август терпкий, сладкий тоже, 
ночь длиннее и печальней, 
потому что каплет дождик, 
как сквозь ситечко для чая. 
Шёл я с голубиной почты, 
словно бы в рассказах Хэма; 
видел пресеченье ночи 
и держал во рту вкус джема. 
Есть особенный блеск в ветках, 
хоть они и стали тише; 
И уходит это лето, 
Как любовь к герою книжки. 

Виктор Смирнов.

пятница, 7 августа 2015 г.

Нужно ли читать в школе современную детскую литературу?

Выступление на конференции в рамках  районного «Дня учителя литературы» 2015 год

Тему своего выступления я после долгих размышлений определила именно так. И не подумайте, что ответ на этот вопрос однозначно положительный, нет, всё не так просто. Мое глубокое убеждение состоит в том, что интерес к чтению возникает в том случае, если ребенком руководит удовольствие, если он читает, чтобы удовлетворить живое любопытство, если то, что ребенок читает, ему понятно и близко. Современная школьная программа построена на произведениях 19 и 20 века, т.е. времени, которое сегодняшние школьники определяют как прошлый век. Да и среди произведений ХХ века самые поздние по написанию относятся к 70-м годам ХХ века. К сожалению, эти произведения требуют дополнительных усилий со стороны ребенка для понимания и зачастую интереса не вызывают, хотя необходимость их изучения я нисколько не ставлю под сомнение. Считаю, что в круге чтения школьников обязательно должны быть современные произведения. Но здесь у учителя могут возникнуть трудности и проблемы.
Во-первых, нужно помнить о Законе РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 01.09.2012 года. Ведь если в книгах содержится информация, которая «представляет угрозу их жизни и здоровью», «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям» и т.д., то учитель может и поплатиться за свое желание знакомить с современной литературой, ведь даже классическая литература при рассмотрении под определенным углом зрения может противоречить этому закону. Конечно, издательства в соответствии с законом маркируют свои книги, но здесь способом разрешения сложившейся ситуации является умение учителя взаимодействовать с родителями, умение привлечь родителей на свою сторону, степень доверия учителю со стороны родителей.
Во-вторых, учитель, погруженный в школьную программу, часто не владеет информацией о современной литературе для детей и подростков. При желании информации можно найти много. Это и навигатор по детской литературе «Кидридер», и журнал «Переплет», и сайт «Папмамбук», и сайты детских издательств «Розовый жираф», «Самокат», сайты литературных премий для детей, например, «Книгуру».

В-третьих, большим препятствием для организации процесса ознакомления с современной литературой является отсутствие бумажных книг. Но современные ученики уже готовы к работе с электронными книгами и даже отдают предпочтение таким формам. Предлагая ученикам прочитать какую-то книгу, я стараюсь иметь электронную версию книги, чтобы предложить ее, или дать ссылку на относительно безопасную электронную библиотеку. Более того, сейчас я формирую электронную библиотеку в классе, в школьном компьютере.
Продолжение завтра

Звезды, август


Август бродит старым князем,
 Слезы звезд роняя наземь.
 Влажны утром, влажны к ночи
 Затуманенные очи.
 Август, ветреный гулена!
 Ярок твой кафтан зеленый,
 Но постойте, ах, взгляните,
 Как в нем много желтых нитей!

 Август, что с тобою сталось?
 Август, может, это старость?
 Он ответит, негодуя:
 `Осень, рыжая колдунья,
 Подкралась, подсторожила,
 Наплела-наворожила
 И обрушилась ненастьем,
 Над которым я не властен...`

 Август мрачен и растерян.
 Август свой бросает терем
 И, очами вспыхнув грозно,
 Он взмывает прямо к звездам.
 Там, за облачной грядою,
 Сам становится звездою
 И просвечивает скупо
 Сквозь небесный черный купол...

 В.Егоров

четверг, 6 августа 2015 г.

Стихи и август

АВГУСТ. Борис Пастернак
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство»

среда, 5 августа 2015 г.

Август. любовь, разлука

АВГУСТ. Инна Гофф
Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.
Отчего же тоска тебя гложет,
Отчего ты так грустен со мной,
Разве в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной?
Что сбывается ранней весной.
За окошком краснеют рябины,
Дождь в окошко стучит без конца.
Ах, как жаль, что иные обиды
Забывать не умеют сердца!
Не напрасно тоска тебя гложет,
Не напрасно ты грустен со мной,
Видно, в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной?
Что сбывается ранней весной.
Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.
Как когда-то мне нравился ты.

вторник, 4 августа 2015 г.

Что вы читаете на этой неделе?

Два понедельника в моей читательской эстафете пришлось пропустить: лето, море,  сознательное отсутствие Интернета... А вчера пропал не только Интернет, но и электричество... Поэтому мой пост о том, что я читаю на этой неделе, уже выходит во вторник.
Сначала о том, что прочитала... Читала я на удивление мало - мозг запросил передышки... Поэтому почти за три недели я не очень далеко продвинулась...

1. Дочитала трилогию Керстин  Гир "Таймлесс". Понятно, чем книга привлекает подростков, но финал меня просто разочаровал: все эти приключения и злоключения, которые случаются с героями, все труды многих людей, которые верили в то, что помогают спасти мир от болезней и других напастей, помогли всего лишь одному человеку стать бессмертным... Как-то мелко и эгоистично...
2. Алексей Варламов "Мысленный волк". Когда-то на меня огромное впечатление оказала повесть Варламова "Рождение". Новое произведение тоже заставляет не только о многом задуматься, но и прочитать, например, книгу этого же автора о Пришвине, ведь один из героев явно имеет прототипом этого писателя, но вот насколько это биографично? Хочется почитать и критиков, и отзывы других читателей, в общем, обсудить... Произведение в этом году выдвинуто на премию "Большая книга".
3. Прочитала еще два произведения, представленных на конкурс "Новая детская книга". В номинации "Мир фэнтези"  была представлена книга Ирины Ширяевой "Флакон с двойным дном", которая позже с конкурса была снята, т.к. нашелся издатель для нее. Вроде бы обычная история о перемещениях во времени. Девочка-десятиклассница попадает удивительным образом в из 2015 в 1912... Помогают ей в этом, как понятно, из названия, духИ. Есть и обычная для таких книг история о первой любви. Но на общем фоне в этой книге меня привлек познавательный аспект, связанный с литературой. В прошлом героине предстоит встретиться с Гумилёвым, услышать Маяковского, увидеть Ахматову... Интересна и линия, связанная с духами. Но меня покоробил язык произведения:всего два примера: "Яна с досадой поморщилась и выглянула в окно кухни. Ну, так и есть: опять снимают «Улицы разбитых фонарей». Или какую-то подобную питерскую хрень про ментов. Типичный двор-колодец Яниного дома киношники облюбовали давно и всерьёз." "Там и сям мелькали чумазые оборванные беспризорники. Время от времени они подбегали к вихлястому парню со шныряющим взглядом. Пальтишко у него было напялено прямо поверх майки. На худой шее с острым кадыком болтался узкий шарф, больше похожий на бинт. Зато во рту блеснула золотая фикса."
Меня количество слов низкого стиля коробит, хотя я понимаю стремление автора приблизиться к молодежному сленгу. В общем и  целом книга у меня получила зачёт, и если бы ее не сняли с голосования, я бы за нее однозначно проголосовала.

4. Еще одно произведение - Эльвира Смелик "Полный ноль". Понравилось... Подробнее позже.

Читаю на этой неделе. Опять выходит список большой, потому что читаю понемногу разного:
1. Александр Дюма. Три мушкетера.
2. Ремарк Триумфальная арка.
3. Наиль Измайлов. Убыр.
4. Стоунер
5. Л.Н.Толстой "Война и мир".
6. Гузель Яхина "Зулейка открывает глаза"
7-9. Три произведения из шорт-листа "Новой детской книги", написанные мужчинами: Сергей Потёмник "Законодержец", Алексей Лисаченко "Правдивые истории про Митю Печенкина и его друзей", Белобров-Попов "Черная репа".

А что Вы читаете на этой неделе?

Астры, август...


Еще одно   грустное стихотворение про август.

АВГУСТ. Иннокентий Анненский

Еще горят лучи под сводами дорог,
Но там, между ветвей, все глуше и немее:
Так улыбается бледнеющий игрок,
Ударов жребия считать уже не смея.
Уж день за шторами. С туманом по земле
Влекутся медленно унылые призывы...
А с ним всё душный пир, дробится в хрустале
Еще вчерашний блеск, и только астры живы...
Иль это - шествие белеет сквозь листы?
И там огни дрожат под матовой короной,
Дрожат и говорят: "А ты? Когда же ты?"-
На медном языке истомы похоронной...
Игру ли кончили, гробница ль уплыла,
Но проясняются на сердце впечатленья;
О, как я понял вас: и вкрадчивость тепла,
И роскошь цветников, где проступает тленье...