среда, 8 января 2020 г.

Компьютерные программы, которые я хочу освоить в новом году


Невозможно себе представить современного учителя, который бы не использовал в своей деятельности цифровые ресурсы. Тем более, что это в духе времени- одним из направлений национального проекта "Образование" является подпроект "Цифровая образовательная среда".  Вот и я, чтобы не отставать от более продвинутых коллег, поставила перед собой задачу освоить несколько цифровых ресурсов.

1. Генератор QR-кодов ( qrcoer.ru)
2. Онлайн-кроссворды
3. Создание интерактивных упражнений Kahoot.
4. Создание интерактивных плакатов
5. Система мгновенного голосования Plickers
6. Создание веб-квестов
7. Генератор словарных облаков.
8. Инфографика.

Здесь возникают два вопроса: 1. Как использовать данные ресурсы на уроках русского языка и литературы? К сожалению, примеров использования я встречаю в сети мало. Наверно, не там смотрю... 2. Как же быть с ограничением использования смартфонов в школе? Правда, в нашем школьном локальном акте есть пункт, что с разрешения учителя телефоны могут быть использованы на уроке.

Есть цифровые ресурсы, которые я уже освоила и с удовольствием применяю. Это Learningapp, Google-документы, генератор ребусов. Если интересно, можете прочитать об этом в блоге.

LearningApps на уроке русского языка в 5 классе




Тренируемся в выполнении задания 14 на ЕГЭ


Давайте делиться идеями использования современных цифровых ресурсов!


вторник, 7 января 2020 г.

Книги, которые я прочитала ( 01-06.01.2020)

Наверно, не стоит в один пост помещать рассказ о всех  прочитанных мною книгах, но времени сил и желания писать отдельный пост про каждую пока нет. 

1. Фэнни Флег "О чем весь город говорит". 
Я люблю читать книги Фэнни Флэгг. Думаю, что многие прочитали её "Зеленые жареные помидоры в кафе "Полустанок", "Рождество и красный кардинал", " Я всё еще мечтаю о тебе..." Казалось, что я уже пресытилась этим автором. Но когда на душе неспокойно, когда хочется спрятаться под теплым пледом, когда хочется понимания и заботы, я не нашла ничего лучше, чем открыть еще одну книгу. Фэнни Флег "О чем весь город говорит". И опять небольшой город, рассказ о котором идет с момента создания этого городка шведскими переселенцами. Здесь нет лихо закрученного сюжета, нет противоречивых образов, есть то, что называется повседневность и обыденность. Есть проблемы, которые решаются, не всегда так, как хотелось бы, есть колоритные персонажи, есть, конечно, и то, что подходит под определение чудеса. В этой книге  - это разговоры умерших на кладбище. Умирая, жители городка оказываются в окружении родных и близких, по сути продолжая следить за тем, что происходит в городке. Мужья воссоединяются с женами, разлученные любящие через много лет снова виесте, даже те, кто делали друг другу больно. стараются примириться. "Блажен, кто верует, тепло ему на свете..." От этой книги тепло, а иного  мне и не надо было. Большого впечатления книга не производит, из серии: что почитать в ненастный осенний день, когда накрывает хандра.

2. Дарья Варденбург "Правило 69 для толстой чайки"
Произведение о современных подростках, о том, как сложна жизнь в этом возрасте. Но, к счастью, проблемы решаемы, и выход есть всегда. Очень много проблем, с которыми приходится сталкиваться подросткам в жизни. соединил автор в этой книге. Якоб страдает от заикания, лишнего веса, он никогда не видел своего отца, боится потерять горячо любимого деда, страстно желает совершить кругосветное путешествие и для этого начинает заниматься парусным спортом. У каждого из героев: Тоха, Митрофан или Репа есть своя проблема, своя тайна, но несколько неправдоподобно проблемы решаются. Думаю, что в книге для подростков так и должно быть. Обязательно нужна вера в это, в помощь родителей и просто взрослых, в возможность изменить себя и мир вокруг, иначе -  зачем? Посоветую эту книгу прочитать своим шестиклассникам.
3. Нина Литвинец. Меня зовут Аглая. 
Читала эту книжку и думала: какой должна быть книга для детей 11-12 лет, рассказывающая о современной жизни? Нина Литвинец написала современную школьную повесть, но мне она показалась слишком приторной и нежизненной. Хотя каждая глава открывает новую проблему, с которой сталкивается столичная девочка, обучающаяся в престижной московской школе. И эта проблема чудесным образом разрешается: то папа-предприниматель что-то придумает, то мама-адвокат. Иногда забавляли анахронизмы: в классе ( пятом) читают "Тимура и его команду", а в театре смотрят то "Горе от ума", то "Грозу"... А иногда становилось жалко то героев повести, не знающих, как растет пшеница, но выезжающих на каникулы в Италию и Германию, то обычных, немосковских детей, решающих порой действительно серьезные проблемы. Однозначно не понравилось.

Вот такими были итоги моей читательской недели.

воскресенье, 5 января 2020 г.

"Полтавка Старая раскинула вдоль Еруслана два крыла..."


В последнее время я, можно сказать, со стороны ( хотя это не совсем точно) наблюдаю процесс создания книг. Разных. Это и книги, в которых сохраняется память об участниках Великой Отечественной войны, и поэтические сборники, изданные детьми в память об отце, и художественные произведения... Может быть, стоит как-нибудь об этом рассказать подробнее, но не сейчас. 

Центральная площадь села Старая Полтавка. 80-е годы ХХ века
История маленьких сел, таких как моя Старая Полтавка, на мой взгляд, не менее интересна, чем история крупных городов. Да, она не интересна широкому кругу лиц, но  у тех, кто живет здесь или жил, всегда вызывает жгучий интерес. Но узнать историю таких небольших сел, как моё, по большому счету негде. Только через скупые канцелярские строки архивных документов и воспоминания старожилов. Уже несколько лет я изучаю историю Старой Полтавки и  решила записать всё то, что мне стало известно в ходе таких изысканий, ведь если не записать, то материал бесследно исчезнет. Может быть, что из моих коротких заметок возникнет книга про Старую Полтавку, мою малую родину.

Село Старая Полтавка находится в Волгоградской области, является административным центром Старополтавского муниципального района. 360 км от Волгограда на северо-восток, 160 км до Саратова, 70 км до границы с Республикой Казахстан, 1000 км до Москвы…

В 18 веке по бескрайним степям Заволжья пролегал знаменитый соляной тракт, по которому возили соль из озера Эльтон в Москву и Петербург. занимающихся извозом соли людей называли чумаками. Указом Екатерины Второй им было разрешено осваивать наряду с уже жившими там переселенцами, в основном немцами, пустующие земли. 


В середине Х!Х века украинцы из Полтавской и Харьковских губерний, привлеченные возможностью иметь много земли,  в 1847 году на реке Еруслан, впадающей в Волгу,  основали село  и поскольку в нем проживали в основном переселенцы из Полтавской губернии,назвали Полтавкой. Позже, когда в 6 верстах на берегу пруда бывшие жители села Песчанка основали новое село, Полтавка на Еруслане стала называться Старой, а на пруду Новой. Так на территории Старополтавского района и живут две Полтавки – Старая и Новая. С момента возникновения село Старая Полтавка входило в состав Самарской губернии (Новоузенский уезд), затем  вошла в состав  Автономной области немцев Поволжья ( 1918 год), в 1922 году был образован Старополтавский кантон в ее составе. В 1923 году на основе автономной области была образована Автономная Социалистическая Советская Республика немцев Поволжья, Старая Полтавка входила в её состав вплоть до расформирования в 1941 году. затем перешла в составе Старополтавского района в Сталинградскую область, а в 1961 году в связи с переименованием Сталиграда уже в состав Волгоградской области. В 1962 году Старая Полтавка лишилась статуса районного центра и вошла в состав Палласовского района, но вскоре уже в 1963 году вновь стала районным центром. Сейчас в селе проживает около 4 500 человек... Продолжение следует.



суббота, 4 января 2020 г.

Год кино: с итогами, но без планов

Если погулять по тегам ( ярлыкам) в моем блоге со словом "кино", то можно заметить две особенности:
1. я постоянно жалуюсь на то, что в кино ничего не понимаю, фильмов смотрю мало и т.д.
2. все или почти все фильмы, названные мною в постах, являются экранизацией  литературных произведений.

В 2019 году я поймала себя на желании смотреть фильмы.

пятница, 3 января 2020 г.

Год чтения: без итогов, но с планами


Одним из моих любимых занятий является, конечно же, чтение. В начале года я раньше обязательно вспоминала, какие книги я прочитала... Но не в этом году. За 2019 год я прочитала до обидного мало.

четверг, 2 января 2020 г.

Чем запомнился год 2019?

Кажется, что все и всюду подводят итоги, строят планы и дают обещания ))) Вот и я по традиции вспоминаю год уходящий. Это не подведение итогов, нет... Это зарубки на память, затеси...

понедельник, 18 ноября 2019 г.

Как улучшить себе настроение прямо сейчас

Знаете ли вы, что такое "челендж"? Уверена, что слышали такое слово. На русский язык чаще всего переводится как "бросать вызов". В "Сообществе наставников" в марафоне #учительпобедитель объявлен челендж, и сегодня я размышляю на тему, заявленную в заголовке.

10 идей, как улучшить себе настроение прямо сейчас.

1. Съесть что-нибудь вкусненькое. ( Идея совсем неоригинальная и даже вредная!)
2. Послушать любимую музыку, лучше всего веселую.
3. Посмотреть какое-нибудь выступление любимой команды КВН или его фрагмент.
4. Вспомнить, что до среды остался всего один день, а там и до выходных рукой махнуть...
5. Встать и пойти прогуляться ( хотя бы по квартире...)
6. Бросить всё и пойти читать книгу, которая ждёт на прикроватной тумбочке.
7. Полистать кулинарную книгу ( у меня почему-то срабатывает).
8. Пригласить подругу встретиться в ближайшее время, а пока поговорить с ней по телефону.
9. Погулять по блогам интересных тебе людей.
10. Зайти в "Сообщество наставников" и прочитать очередной пост.

А вам слабо придумать своих 10 идей? А найти ошибку на картинке, которую я разместила? (Я такие картинки с ошибками специально собираю для лингвистической разминки в начале урока в 10-11 классе.)


вторник, 12 ноября 2019 г.

8/30

Почему ученики не хотят учиться, а учителя - учить?

Действительно, сегодняшняя ситуация в школе по сути своей катастрофична: ученики не хотят учиться, а многие учителя ходят на работу ради зарплаты. Почему?
На мой взгляд, причин тому несколько. Современное пространство предоставляет ребенку с малых лет очень много более интересных занятий, чем учеба в традиционном смысле этого слова. Еще до школы у ребенка перед глазами яркие игрушки, креативные компьютерные игры, в которых с легкостью можно достичь успеха. А приходит он в школу  - перед ним учитель с мелом и тряпкой, а если даже и с проектором, то всё равно это не столь интересно и ярко. Интересно учиться, когда есть элемент удивления и радость от осознания собственной успешности. Но как внести этот элемент удивления? Это большой вопрос для всей нашей педагогики. Учеников всё сложнее удивлять...
 Современные ученики привыкли к легкой жизни, у них отсутствует привычка к труду, самостоятельности, они не понимают слова "обязанности"... А учеба - всегда труд, труд порой тяжелый. Конечно, учителя постоянно придумывают, чтобы этот труд облегчить, но если даже не все взрослые понимают, что за пять минут в день не выучишь математику или английский, не прочитаешь мировую литературу... А соблазнов вокруг всё больше, и главный всё те же пресловутые интернетные развлекухи: соцсети, компьютерные игры, бессодержательные ролики в ютубе...
Не хочется учиться, если трудно, непонятно, скучно. К сожалению, количество детей, которые не могут в силу особенностей здоровья освоить школьную программу, растет. А в сельской местности всё больше детей социально запущенных, причём если раньше это были семьи  пьющих родителей, то теперь так не скажешь. Как правило, проблемными становятся дети матерей-одиночек, молодых, занятых устройством личной жизни, либо женщин, тяжело переживающих семейную драму- уход мужа из семьи, развод. Время на соцсети, подруг и друзей, водку и пиво есть, на детей - нет...
А учителя? Об этом завтра.

понедельник, 11 ноября 2019 г.

7/30 А учить когда?

Лишь ленивый не упрекнет учителя, как и врача, в том, что он не умеет учить. Давно известно, что в России учить и лечить умеют все. А о том, что учитель должен делать работу, не имеющую отношения к его непосредственному делу, никто  не говорит. Если раньше школу душили конкурсами, то теперь всевозможными тестированиями и онлайн-трансляциями. Сегодня спрашиваю у учителя информатики: "Можно организовать прохождение тестирования в кабинете?" А он в ответ: "Какого по счету?" И действительно: сначала социально-психологическое тестирование обязательное для всех учеников  с 7 по 11 класс, затем всероссийская профдиагностика, потом тестирование в рамках "Билета в будущее". Тестирования с непонятным результатом, но колоссальной нагрузкой на учеников, учителей и технику. А онлайн-трансляции? Весь прошлый год смотрели уроки в рамках проекта "Проектория". Да, это может быть и интересно, но не по два часа на голодный желудок. Сказать, что это было очень  интересно, не могу. Отдельные моменты, да. Но зачем всем поголовно? И в этом году тоже продолжаем смотреть... Но и еще вдруг в качестве обязательных появились онлайн-уроки по финансовой грамотности. Когда их проводить? Вместо чего? Какой урок по воле банкиров объявить ненужным?
Один вопрос: доколе? Доколе все службы и организации будут считать, что они имеют право давать указания школе, что и как делать? Я не против сотрудничества, но в рамках приемлемого и не во вред образовательному процессу.

воскресенье, 10 ноября 2019 г.

6/30 Волгоградский писатель Борис Екимов


Анализируя список прочитанного в этом году, вдруг поняла, что прочитано до обидного мало. Как и многие, я оказалась по власти соцсетей, ютуба и других цифровых развлечений... Но и книг интересных что-то последнее время не встречается. Я не могу к этому быть равнодушной, для меня чтение не просто чтение. Поэтому наметила неких план по спасению ситуации, и первой книгой, которая должна быть прочитана, стал сборник произведений известного российского писателя, проживающего в Волгоградской области Бориса Петровича Екимова. Волгоградская область, на мой взгляд, как-то литературно небогата ни в прошлом, ни в настоящем, если сравнивать даже с Саратовом, который он нас совсем недалеко. 

Творчество Б.П.Екимова мною глубоко
любимо: его рассказы "Фетисыч", "Говори, мама, говори", "Ночь исцеления", повести "Пастушья звезда", "Пиночет" и др. не раз становились темой для разговора на уроках литературы. Действительно удовольствием было вживую увидеть Бориса Петровича во время Второго всероссийского форума учителей русского языка и литературы на Волге, послушать его размышления о русском языке, патриотизме и воспитании через слово. Было это в 2016 году. А в августе 2019 года на областной педагогической конференции школам, участвующим в проекте по созданию "Точек роста", подарили книгу для школьного и семейного чтения "Как рассказать...", изданную при поддержке губернатора Волгоградской области Бочарова А.И. по итогам конкурса читательских рецензий. В книгу вошли рассказы Бориса Петровича и две его повести "Наш старый дом" и "Пиночет". Пожелайте мне приятных минут чтения!

пятница, 8 ноября 2019 г.

5/30

А вы смотрите сериалы? Следите за новинками, ждете каждую серию? Я сериалы смотрю, но залпом, на компьютере, чаще всего после того, как уже услышала много отзывов и поняла, что стоит смотреть. Причин тому несколько: не люблю терять время на пустые фильмы, а если фильм даже понравился, я могу просто забыть посмотреть или нет времени на просмотр.
Но мимо стоящих фильмов я не прохожу. Вот и сериал, посвященный Екатерине Великой, я начинала смотреть, но не закончила. Второй сезон прошёл вообще мимо меня. О третьем узнала случайно и решила посмотреть, начав сначала. Историческим фильмам я не доверяю, ведь можно принять выдумку сценариста за достоверный факт,  а я не люблю быть обманутой. Но исторические сериалы, выполненные с любовью к эпохе, с сохранением исторических интерьеров, деталей быта, всегда ласкают мое зрение и услаждают взор, а заодно и эстетическое чувство. Вот и сериале "Екатерина Вторая" я в первую очередь любовалась этим, впитывала колорит эпохи через вещи. Платья, посуда, интерьеры, пейзажи, дома... Но ведь и сюжет захватывал, и герои впечатляли. Я постоянно обращалась к Яндексу, искала подтверждение правдивости той информации, которую получала из фильма. Рада, что многое оказалось правдой. Екатерина Великая в исполнении Марины Александровой получилась колоритная, яркая, неоднозначная. Это и юная девушка, романтично настроенная и мечтающая о любви... Это и умная женщина, очень рано и быстро понявшая, какую линию поведения надо выбрать, умеющая склонять людей на свою сторону... Это и жесткий, целеустремленный политик, умеющий заглушить в себе чувства сострадания и любви ради более привлекательной цели... Особенно впечатлила сцена, когда Екатерина призывает офицеров стать на её сторону. Красивая, хрупкая женщина, в глазах которой блестят слезы, вид которой взывает о защите и помощи... Вот уж действительно: "сила женщины в её слабости"... Образ Петра Третьего вызывает интерес. На мой взгляд, он жертва исторических обстоятельств. Его воспитывали так, чтобы он не мог составить конкуренцию Елизавете Петровне... Вот и получился император, который не может управлять империей... 
Готовлюсь смотреть второй сезон...

четверг, 7 ноября 2019 г.

4/30 Былое...

А ведь день 7 ноября когда-то был праздничным днём. Вы помните об этом? И даже еще несколько лет назад можно было запросто услышать поздравления. А вот сегодня никто никого не поздравлял... А в детстве...
 Этот праздник всегда приходился на каникулы. Обычно проходила демонстрация (таким громким словом называлось шествие трудовых коллективов по площади с традиционным памятником Ленина, которая, кстати, называлась площадью имени 50-летия Октябрьской революции). Но детей и даже школьников туда не приглашали, потому что обычно было холодно, минусовая температура. На праздник шли уже  в зимней одежде: родители доставали свои шубы из искусственного меха или пальто, норковые шапки... А накануне обязательно проводилось торжественное заседание в районном Доме культуры, которое включало в себя  доклад  первого или второго секретаря райкома партии и концерт. (Причем Дом культуры мне нравился больше, чем кинотеатр. В ДК были мягкие кресла, красивое убранство, сцена с кулисами.) Проходило это  вечером, в нерабочее время, но членам партии и руководителям организаций быть надо было обязательно. Дома у нас есть такой анекдот из жизни. Уже в начале 2000-х мой папа пришел на концерт накануне то ли 8 Марта, то ли Дня народного единства, посмотреть, как будет выступать внучка. На такие концерты он не ходил уже лет двадцать, если не больше. И вот концерт начинается, а он спрашивает у жены, т.е. моей мамы: "А что, доклада что ли не будет?" 
После демонстрации, конечно, собирались у кого-либо в доме на застолье. Куда ж без этого? Я любила, когда взрослые вдруг решали поиграть в лото. Столы убирались, все усаживались на полу, дети вместе с родителями и начинали играть. Я не помню. был ли какой-то приз в конце игры, меня похоже интересовал сам процесс игры. Как смешно называли 11 - барабанными палочками, 90 - дедушка,  13 - чертова дюжина... А за окном был уже снег.
Двадцать лет назад тоже был мороз, а сегодня 16 градусов тепла, и муж еще пашет землю. Да, времена меняются!

среда, 6 ноября 2019 г.

3/30

А если поймать частички радости в сером потоке ноября? Что это будет? 

Папу выписали из больницы, и можно ненадолго выдохнуть. Сегодня день нашей с мужем фарфоровой свадьбы, чем не радость, чем не дата? Я закончила набирать эту опостылевшую базу аттестатов... Сегодня нашла единомышленницу, которую тоже интересует история школы... А еще порадовал марафон "Учитель-победитель" с Татьяной Патриковой. Хотя я не участвую в нем, но с интересом наблюдаю, думаю, что кое-что и сама попробую сделать.

А еще дорого стоят слова выпускника о том новом, что появляется в школе...
А еще я второй день отдыхаю от домашних заданий по русскому языку. Провожу эксперимент в 6 классе. Домашнее задание не даю, но каждый урок мы пишем проверочную работу. На уроках стало потише, но о результатах говорить пока рано. Видно, что кто-то сам учебник почитывает. Но ведь уже сам... Откуда такая идея, думаю, что всем понятно.

А еще сегодня в школе проходила профориентационная встреча с представителями Волгоградского аграрного университета, на которой присутствовал и зам. главы района по сельскому хозяйству, и выпускники других школ, и СМИ.
А через час выпускник 2019 года рассказывал о том вузе, в котором учится он - Саратовской юридической академии, и было не менее интересно. А как изменились ребята: повзрослели, стали совсем по-другому одеваться, в школу пришли уже не как несерьезные мальчишки, а как взрослые солидные дядечки... Приятно и показательно! Жаль, сфотографировать забыла...