четверг, 21 февраля 2013 г.

Международный день родного языка


Сегодня, 21 февраля, - Международный день родного языка. На уроках в 6-7 классах был у нас об этом разговор. Ученики слушали с интересом. О чем? О том, что этот праздник учрежден ЮНЕСКО в день гибели студентов, погибших во время демонстрации в Бангладеш в защиту своего национального языка. О том, что, по мнению ученых, половине ныне существующих языков грозит исчезновение. Подумали, когда языку может грозить исчезновение. Ребята сами догадались о причинах, которые могут к этому привести. Вспомнили  о том, что в годы Великой Отечественной войны существовала такая угроза.  На уроке получилась очень интересная ситуация. Когда я начала говорить об этом празднике, то один из учеников сказал: "А мы другой праздник отмечаем - 23 февраля!" И тут очень к месту пришлось стихотворение А.Ахматовой "Мужество", написанное 23 февраля 1942 года. И еще история о музее Тургенева во время оккупации Орла, когда строки стихотворения "Русский язык" звучали как слова антифашисткой пропаганды. Сделали вывод, что защита Отечества - это и защита языка тоже. В итоге порассуждали, грозит ли опасность нашему языку. Опять же дружно решили, что пока, может и нет, но, если в таком количестве будет использоваться просторечие и нецензурщина, то... А еще ученики увидели угрозу существованию языку в неграмотных учениках, которые ничего не учат. По-моему, интересный получился разговор. Спасибо вам, ребята, за него!

вторник, 19 февраля 2013 г.

Читали Пришвина...

В этом году  4 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина. Мы с шестиклассниками с большим интересом читали его сказку-быль "Кладовая солнца", не забыв вспомнить о его дне рождения. Надо отметить, что почти всегда это произведение вызывает интерес у ребят. Несколько вопросов: "По какой тропе ты пошел бы за клюквой - по тропе Насти или по тропе Митраши? А ты хотел бы иметь такую собаку, как Травка?" - и ученики уже заговорили. Пусть не все, пусть коряво и не всегда верно, но говорят! Ах, как этого не хватает в 11 классе! Много было сделано: и рисунки рисовали, и наизусть учили, и планы составляли, и сочинение писали, и на тесты отвечали... Но вспомнят ли что-нибудь, хотя бы через месяц?!
Михаил Михайлович Пришвин писал о природе, и для меня его книга миниатюр "Лесная капель" - просто чудо. Читая, каждый раз восхищаюсь умению так бесконечно любить природу, так тонко ее понимать и так удивительно об этом рассказывать. Я рада, что в учебнике Е.Никитиной "Русская речь" часто встречаются его миниатюры, ведь работать с ними  - одно удовольствие. И очень огорчена, что из программы Коровиной В.Я. исчезли эти чудные капельки.
А если вы хотите  еще раз прикоснуться к миру Пришвина, вспомнить уже прочитанные его произведения, посмотрите фильм "Ветер странствий" по произведениям этого автора.

понедельник, 18 февраля 2013 г.

День дарения книги

Оказывается, очень хорошую традицию возродили в Армении. Именно там 19 февраля  отмечают День дарения книги. Дата выбрана неслучайно - это день рождения армянского поэта Ованеса Туманяна. Этот праздник должен возродить уважение к книге и  чтению. Пожалуй, каждый из учителей литературы по-своему пытается привить интерес к книге. В этом учебном году я дарю в день рождения ученикам своего класса книги в надежде, что они их прочитают. В моей домашней библиотеке есть книги, которые подарили моему дедушке его друзья, о чем свидетельствуют дарственные надписи. И никто не воспринимал тогда это как нечто посредственное. Жаль, что традиция  канула в Лету. Сегодня проще купить в подарок 43 бокал или 21 мыльно-рыльную принадлежность, чем книгу. да и на того, кто дарит книги порой смотрят как на чудака.
А я всё думаю: может устроить завтра праздник дарения книг?

понедельник, 4 февраля 2013 г.

Текст для домашнего сочинения в 11 классе



         (1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?
     (3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.
      (7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
           (11) Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
            (18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.
         (21) Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22) Иногда — любопытные. (23) Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24) Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26) Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27) Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне. А повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30) И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы ХХ века. (31) Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32) Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
       (33) Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34) А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35) Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36) Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37) Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38) Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40) Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41) А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера.
         (42) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45) А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четыре четверти. (47) На все сто процентов.
                                                       (По Л. Жуховицкому)

суббота, 26 января 2013 г.

Темы сочинений по литературе для 11 класса

1. Что определяет драму лирического героя в ранней лирике В.В.Маяковского?
2. Тема родины в лирике С.Есенина.
3. Образ поэта в лирике В.Маяковского.
4. Любовная лирика В.Маяковского как вершина поэтического самовыражения.
5. Можно ли утверждать, что поэзии В.В.Маяковского чужда философская проблематика?
6.Родина и революция в лирике С.Есенина.
7. Тема любви в лирике С.Есенина.
8.Тема жизни и смерти в поэзии С.Есенина.


Все темы должны быть раскрыты на примере двух-трех произведений указанного поэта.

четверг, 24 января 2013 г.

Домашнее задание к уроку в 11 классе о Барклае-де-Толли



(1) Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. (2) С одной стороны, поражаешься грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию. (3) Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью.
(4) Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишенные сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили.
(5) 12 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (6) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (7) Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (8) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (9) Решил отступать, несмотря на то, что этому противилась его честь, несмотря на то, что многие боевые соратники упрекали его в трусости.
(10) Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений! (11) Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству. (12) Полководец терпел. (13) «Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», – твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущенный ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал.
(14) Маршалы Наполеона первыми почувствовали опасность: французские полки таяли в безбрежных русских просторах, ведь нужно было оставлять гарнизоны в захваченных городах, охранять дороги; силы дробились, армия растягивалась. (15) А русские, не воюя, не теряя своих солдат, планомерно отступая, накапливали силы для решающего сражения.
(16) К Москве подошла только половина французской армии. (17) Наконец-то наступил миг решающей битвы! (18) Но триумфу Барклая не суждено было наступить: пришел приказ о его отставке. (19) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения.
(20) ...Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (21) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (22) Послышались оскорбительные угрозы. (23) Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.
(24) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (25) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку. (26) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (27) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.
(По В.Лаптеву*)

"Князь Серебряный" в искусстве

И все-таки эту книгу стоит прочитать! Роман А.К.Толстого "Князь Серебряный" достоит того, чтобы быть прочитанным современными подростками. Ведь в нем есть все: и страшные и кровавые страницы прошлого нашей Родины, и занимательный сюжет, и любовная история, и герои, такие разные и такие похожие на нас. Но, к сожалению, не все захотят прочитать этот роман. А ведь он нашем достойное продолжение и в изобразительном искусстве. Вот здесь вы можете посмотреть работы разных художников, иллюстрировавших этот роман.
А еще есть фильм "Князь Серебряный", снятый в 1990 году. Сама я его еще не видела. Может, посмотрим, чтобы обсудить?

среда, 16 января 2013 г.

Еще один мультфильм

Мои хорошие семиклассники! 
Уже не первый раз мы сравниваем литературное произведение и его экранизацию. Предлагаю посмотреть мультфильм  по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
Смотрите внимательно, готовьтесь к обсуждению.

Для 11 класса (текст для сочинения)



(1) В последние годы я не раз писал, что через посредство говорящего ящика происходит массовая дебилизация населения. (2) А недавно приблизительно то же самое на заседании правительства заявил министр обороны Сергей Иванов. (3) Говорят, он даже предложил удалить с экрана убогую программу «Аншлаг». (4) На что другой министр, демократичный Герман Греф, якобы возразил, что не министерское это дело – запрещать телепрограммы, что кому-то может не нравиться футбол – но не отменять же из-за этого репортажи.
(5) Я против оздоровления ТВ административным путем. (6) Слишком хорошо знаю, чем кончаются благие порывы начальства: в процессе борьбы с дебилизацией уберут с экрана Познера и Сорокину, а «Аншлаг» останется.
(7) Однако что же всё-таки делать с телевидением? (8) И – почему оно так заметно деградирует?
(9) Самое забавное, что оно абсолютно никому не нравится, включая самих телевизионщиков, – и тем не менее работает так, как работает. (10) Если это можно назвать работой.
(11) Влияние ящика на народ у нас не слишком исследовано. (12) В Европе и США этим занимаются давно. (13) И прежде всего очень тревожатся за детей. (14) Например, в Швеции выросло уже два или три глухонемых поколения. (15) С ушами у этих славных ребят все в порядке, и слова знают, какие надо. (16) Но общаться практически не способны: телевизор с детства приучал их только слушать. (17) И с мышлением слабовато: привыкли, что за них думает ящик. (18) А ящик во имя рейтинга излагает свои выводы из происходящего на планете в предельно доступной форме, на уровне «хорошо» – «плохо». (19) Без оттенков. (20) Впрочем, в странах развитой демократии у агрессивной дебилизации есть противовес: у разных каналов разные хозяева, разные политические пристрастия и, соответственно, разные точки зрения. (21) Что бы там ни было, у западного телезрителя все же есть выбор. (22) А выбирать – уже интеллектуальный процесс, худо-бедно развивающий мозги.
(23) Мне кажется, основная беда в том, что пока ни общество, ни власть не определились с основным вопросом: чем должно быть в нашей жизни телевидение? (24) В чем его роль? (25) Информировать? (26) Конечно. (27) Забавлять? (28) допустим. (29) И это всё? (30) Или – что-то ещё?
(31) Наверное, всё-таки что-то ещё.
(По Л.Жуковицкому)