вторник, 17 сентября 2013 г.

Запоздалые итоги второй недели читательского марафона

К сожалению, навалившиеся школьные дела и тяжелое вхождение в трудовой -учебный процесс помешали вовремя рассказать о прочитанной книге. Но саму книгу прочитала как раз к сроку. Второй моей книгой стал роман Ремарка "Жизнь взаймы". Хотя у меня к этой книге было несколько подходов, но в итоге вчиталась и уже ждала, когда же я снова вернусь к этим странным героям - Клерфэ и Лилиан. Странным потому, что их поступки и образ жизни простой обыватель, задумывающийся о смерти лишь в дни чьих-то похорон, назовет именно так. А у них, как я это ощутила, нет другого выхода. Лилиан больна туберкулезом, который является последствием пережитого в годы войны, Клерфе выбрал для себя профессию гонщика и рискует каждый раз, выезжая на трассу. В его выборе тоже свое слово сказала война. Вот и приходится им выбирать: жить и мечтать о том, что могло бы приносить им радость, или все-таки попробовать эту жизнь на вкус, пусть даже взяв ее взаймы у самого себя. Они, конечно, выбирают второе. И оба погибают, что в общем было предсказуемо. Я восхищалась смелостью и силой воли Лилиан, которая решительно сделала свой выбор в пользу нескольких ярких месяцев жизни, и понимала, что я бы так не смогла поступить. Постоянно возвращалась к мысли: что чувствует человек, зная о своей смерти? Почему он отдаляется от других людей? Это видно и в книге и по жизненному опыту это знаю.
Но несмотря на достаточно пессимистичные выводы, роман произвел на меня очень светлое впечатление. Может быть, как раз потому, что я хорошо понимала, что я хотела бы вести себя так, как Лилиан - жить сегодняшним днем, но  не смогу.

понедельник, 9 сентября 2013 г.

Педагогизмы

В школе "Ковчег" у Курбатова  все строится на интересе учеников. Учитель идет вслед за интересом ученика. Были и в нашей школе попытки пойти вслед за интересом ученика. Когда в 9 классах пытались организовать предпрофильное обучение,  имеющиеся в каждом классе 68 часов в неделю распределялись на "Ярмарке курсов". Учитель должен был так представить свой курс, чтобы его выбрали, играли свою роль и отзывы предыдущих учеников. Ученики выбирали то, что им действительно было интересно. Но в гонке с материальной выгодой учителей ученический интерес проиграл. Теперь эти часы распределяют или администрация, или они достаются тем, кто раньше встал..


В книге "Школа в стиле Экшн" Курбатов рассказывает, что они стремятся изменить традиционный урок таким образом: в классе читаем, прорабатываем материал, а рассказываем дома, родителям... А Мария и Юри Курвитс в блоге "Организация учебной работы при помощи блога" предлагают модель перевернутого обучения: “Перевернутый класс” - это модель обучения, при которой знакомство с теоретическим материалом происходит посредством ИКТ (видео-лекции, интерактивные материалы) дома, а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, связанных с домашним заданием.
Кто же прав в этом случае?

воскресенье, 8 сентября 2013 г.

Первые впечатления от проекта "Читать не вредно - вредно не читать! "

Испытываю большое удовольствие от общения с участниками проекта "Читать не вредно-вредно не читать!" Как по-разному все мы рассказываем о книгах: кого-то привлекает цитирование, кого-то анализ поэтики произведения, кто-то делится чувствами и эмоциями, а кто-то сначала обосновывает свой выбор. Каких самых разных авторов мы читаем! И мне хочется прочитать вслед за кем-то книгу или совсем для меня неизвестную, но о ней так интересно написано, или книгу, которая у меня тоже в списках ( спасибо, что напомнили!). А как по-разному мы привлекаем к этому своих детей : кто-то ведем блог вместе с ребенком, у кого-то дочки сами ведут блоги ( и пишут много и читабельно), кто-то сумел марафон организовать в классе. Море идей - и это здорово!
Второй  моей книгой  в проекте должен стать роман Ремарка "Жизнь взаймы".

суббота, 7 сентября 2013 г.

Первая неделя марафона и первая книга

Рустам Курбатов "Школа в стиле "Экшн".
 Очень тяжело было определиться с первой книгой. Но по сложившейся традиции в начале учебного года я читаю что-нибудь позитивное, мотивирующее на изменения в моей повседневной педагогической практике. Поэтому и выбрала книгу Рустама Ивановича. С идеями этого педагога знакома давно, читаю его блоги и ЖЖ, на сайте "Нескучной школы" часто бываю в поисках вдохновения. Но все эти дневниковые заметки, тщательно отобранные и определенным образом выстроенные, заставили меня иначе взглянуть на обычную школу. К сожалению, в книге слово школа несет скорее негативный оттенок. Ведь - это, по мнению автора, синоним несвободы, казенщины, педантизма и схоластики. Во многом соглашаюсь, но в чем-то хочется спорить. Для меня эта книга словно продолжение повести А.Жвалевского и Е.Пастернак "Я хочу в школу!" Ведь это она - возрожденная 34 школа или переродившаяся 33.. Но какое у них будущее? Перемены, происходящие сейчас в образовании, оптимизма не прибавляют. И все-таки: "Возможна школа, куда подростки идут если не с радостью, то с пониманием смысла; где на переменах улыбаются, и спрашивают после уроков: "А что можно дома почитать?" Возможна! Только в ней все должно быть немного по-другому!" Я с автором согласна, иначе зачем я школе? Мне очень хочется предложить прочитать эту книгу своему директору школы, хотя уже сейчас я представляю ее грустный взгляд и слова,
плавно опускающие меня на грешную землю. Но я все равно верю, что надо хотеть перемен и они наступят.

 Как наступили перемены для героя рассказа Радия Погодина "Сколько стоит долг?" Может, чересчур романтично и неправдоподобно выглядит история Павлухи, которому попадаются на пути только хорошие люди. Веселые люди. "Много на земле веселых людей. Они не смеются беспрестанно, не пляшут без конца, не горланят песен без передышки. Они просто идут на шаг впереди других. С ними не устанешь и не замерзнешь. Давно уже известно, больше всех устают последние." Эти люди, молодые и не очень, помогли Павлухе начать работать, чтобы облегчить жизнь матери, у которой на руках трое детей. Помогли, потому что ощущали себя в долгу перед теми, кто им когда-то помог. Замечательный добрый и светлый рассказ, прочитанный почти случайно ( не могу без художественной литературы)!
Настало время второй книги.

понедельник, 2 сентября 2013 г.

И вот он, новый год!

Первое (нет, второе) сентября. Думаю, что каждый, имеющий отношение к школе, испытывает самую пеструю гамму чувств. Вот и я сегодня... и радовалась, и волновалась, и огорчалась, и вспоминала... 19 лет назад пришла я на свой первый урок в качестве классного руководителя и учителя. Помню свои тогдашних неугомонных пятиклашек, первый урок знаний, который мы проводили в кабинете технологии для девочек ( это было очень необычно!)... А потом много лет я была первого сентября в разных школах нашего района.И в каждой школе, несмотря на кажущуюся шаблонность проведения торжественной линейки, всегда была своя изюминка. Помню  большой торт для первоклассников, приготовленный родителями. Не купленный, а приготовленный самостоятельно. Помню линейку на маленькой площадочке с газонами перед школой, а рядом  - почти пустыня, ведь воды в селе не было все лето. Помню линейку в школе с семью учениками...
Но сегодня я смотрела на своих семиклассников, среди которых мой сын, и думала, что ведь совсем немного и они начнут строить планы на будущее... Выросли, похорошели, поумнели?! Посмотрим... Но я верю, что мы пройдем через все трудности переходного периода, и докажем всем, что мы можем быть самыми-самыми. Пусть этот год для вас, ребята, станет еще одним годом открытий нового, возможностью проявить себя только с лучшей стороны - в учебе, в спорте, в художественной самодеятельности, в общественной деятельности. Вы это можете - я это знаю!
Но для меня это начало учебного года было и нервозным. Захотела я перейти на новые учебники - учитель должен меняться. Выбрала учебники Граник Г.Г. ( русский язык) и Меркина Г.А. ( литература). Но их для моих пятиклашек еще не привезли. В общем, пока есть учебники только у меня, те, что купила сама. Вот и думаю, как быть. Так как меня заверяют, что учебники вот-вот будут, то решила не отступать. Начинаю работать по новым учебникам. А потом видно будет. Согласитесь - это напрягает.
А еще напрягают бесконечные отчеты и то, что нужно сделать срочно. Например, собрать с родителей заявления, что они будут оплачивать завтрак своего ребенка. Или в очередной раз заполнить социальный паспорт класса, в который новый социальный педагог решила добавить новый столбец... Ради эксперимента решила посчитать, сколько документов надо приготовить. Но об этом другой пост.
С новым учебным годом вас, ученики и учителя! Здоровья и взаимопонимания! И тогда всё получится - я узнавала!

вторник, 27 августа 2013 г.

Присоединяюсь к проекту "Читать не вредно-вредно не читать"


Почти неделю я была в раздумьях. Идея проекта "Читать не вредно-вредно не читать" понравилась мне сразу. Но неделю я думала: смогу ли я выдержать такой график: читать одну книгу в неделю? Попробовала, поэкспериментировала... Решила - смогу, если в книге будет страниц этак 300. Больше не потяну...
В чем же суть этого проекта? Со 2 сентября 2013 г. по 31 мая 2014 г. участники проекта ( учителя, ученики, родители, просто книголюбы) должны читать по одной книге в неделю. Так и получится 35 книг за учебный год. И обязательно вести блог, в котором рассказывать о прочитанном, делиться мыслями и впечатлениями.
Людьми, придумавшими это замечательное дело, являются Елена Воронина, учитель из Санкт-Петербурга, чей блог "Оно вам надо!" я читаю с большим интересом, и Мария Сонина, учитель из Челябинска. Спасибо им за эту замечательную идею!Для того чтобы принимать участие в проекте, надо обязательно зарегистрироваться на сайте "Читать не вредно - вредно не читать!"

Ученики мои дорогие! Присоединяйтесь к проекту! Вместе читать интереснее! Если надо помочь создать блог, обращайтесь, стучитесь!

Коллеги! Вступим в соревнование с самим собой? Обогатим свой ум содержанием 35 книг?

А я теперь о другом раздумываю - какую же книгу первой прочитать?

понедельник, 26 августа 2013 г.

Мастер-класс Г.Т.Егораевой в Волгограде

Здравствуйте! Сегодня я обращаюсь в первую очередь к учителям русского языка и литературы Волгоградской области и  родного Старополтавского района! У вас еще есть  возможность попасть на мастер-класс "Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся, достижение метапредеметных образовательных результатов при изучении русского языка в основной и средней школе", который проводит Волгоградская академия повышения квалификации педкадров и издательство "Экзамен". Проводит мастер-класс Егораева Галина Тимофеевна. В прошлом году я была на ее мастер-классе, много полезного и интересного для себя отметила.  В этом году она приедет в Волгоград в 25 октября 2013 г. Для того чтобы попасть на этот мастер-класс, можно отправить заявление на курсы ВГАПКРО № 24. Группа еще не набрана (информация с сайта ВГАПКРО).
Если вам интересно посмотреть на то, что предлагает Егораева Г.Т., перейдите по ссылке. Здесь можно посмотреть ее презентации по подготовке к ЕГЭ и ГИА по русскому языку.

суббота, 24 августа 2013 г.

Король умер! Да здравствует король!

Именно так хочется сказать по поводу появления демоверсий ЕГЭ-2014 и ГИА_ 2014. Кажется, совсем недавно переживала я за своих учеников, радовалась вместе с ними, когда у получилось набрать самый высокий балл в районе и самый высокий средний балл, если брать моих учеников за один класс. Но уже пришла пора готовиться к ЕГЭ -2014 или к ГИА- 2014. Я, правда, вздохну спокойно - нет у меня в новом учебном году выпускных классов. Хотя иной раз подумаешь: я столько узнала нового за этот год подготовки к ЕГЭ, что обидно становится. Ведь за эти 4 года столько воды утечет - все придется готовить заново. ...
Хочу обрадовать и учеников, и учителей. Изменений в КИМах нет ни в 11 классе, ни в 9 классе. Есть изменение в системе оценивания сочинения на ЕГЭ. Если раньше комментарий к проблеме можно было писать, не опираясь на текст, то теперь такое уже становится невозможным. Комментарий к выявленной проблеме должен быть сделан только по предложенному тексту.
Так что старт ЕГЭ-2014 дан! Упорства и удачи вам, выпускники и их учителя!

вторник, 20 августа 2013 г.

Попробуем свои силы?!

Вот скоро уже и первое сентября. Хотя я еще официально в отпуске, но уже чуть ли не каждый день приходится бывать в школе для решения неотложных дел. И в череде дел не очень приятных ( всяких-разных бумажных и не только), есть и то, что представляется интересным. Вот, например, на сайте "Открытый класс"  готовятся к проведению Первой общероссийской олимпиады по русскому языку для учащихся 5-11 классов. Причем олимпиада БЕСПЛАТНАЯ. До 08 сентября необходимо дать о себе знать организаторам олимпиады. Ау, мои ученики! Думаю, что мы вместе обязательно примем участие в этой олимпиаде. Положение об олимпиаде можно прочитать здесь.
Кстати, я уже в прошедшем учебном году принимала участие вместе с одной ученицей во втором сетевом межрегиональном конкурсе "Люблю тебя, мой край родной". Проходил он тоже на сайте "Открытый класс" только в Сообществе учителей истории. Достаточно быстро получили результаты, которые были, на мой взгляд, очень объективными.
Итак, вперед, с новыми силами?!