четверг, 3 декабря 2015 г.

"...А завтра в газете!"

Есть у нас, как и во всяком муниципальном образовании, своя газета. Называется она "Ударник". Правда, по сегодняшним временам странное название? Раньше она называлась "Ударник полей". В последнее время мои пути с этой газетой стали тесно пересекаться, по разным причинам... А сегодня пришла домой, а там мой текст, который был в блоге:
"История моей школы. Вечеру встречи выпускников посвящается"
И пусть даже без указания авторства ( увы, не первый уже раз...) Но приятно! Поэтому и решила собрать здесь сканы страниц газеты, в которых я мелькала в этом учебном году ( уж потешу своё самолюбие!)

четверг, 5 ноября 2015 г.

Готовимся к муниципальному этапу олимпиады - 2

Задания муниципального этапа олимпиады по литературе 10 класс

Выберите один из вариантов. Максимально - 40 баллов.
Вариант 1.
Комплексный анализ текста. И.С. Тургенев. «Бретер» ( текст смотри ниже)
Вариант 2.
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Пророк» и Н.П. Огарева «Напутствие» ( текст смотри ниже)

Задания:
1. Назовите литературных героев, принимавших участие в дуэли  (укажите произведение и его автора). 1 балл за каждый верно названный персонаж и верно указанное произведение, 0,5 балла при наличии неполного ответа. Максимально – 8 баллов.
2. Вставьте пропущенные имена героев (2 балла за каждый верный ответ):
«(……..) был человек ума бойкого и хитрого; никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том или другом случае и очень тонко подведет доказательства, а в заключение еще почти всегда нагрубит тому, кто с ним о чем-нибудь посоветуется».

«Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный, показывавший, что был не в первый раз в дороге. Чемодан внесли кучер (……..), низенькой человек в тулупчике, и лакей (……..), малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом».  
«Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна (или Евдоксия) (……...), находился в одной из нововыгоревших улиц города ***; известно, что наши губернские города горят через каждые пять лет. У дверей, над криво прибитою визитною карточкой, виднелась ручка колокольчика, и в передней встретила пришедших какая-то не то служанка, не то компаньонка в чепце - явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки».

3. Как называется вид художественной образности, использованный в приведенном фрагменте сказки Салтыкова-Щедрина?
«Довольны ли вы, господа генералы? - спрашивал между тем
мужичина-лежебок.
 - Довольны, любезный друг, видим твое усердие! - отвечали генералы.
 - Не позволите ли теперь отдохнуть?
 - Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.
 Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».
Дайте определение этому термину. 1 балл за верно названный прием, до 4 баллов за определение.
4. Какое воплощение в других видах искусства (кроме литературы) получил романтизм? Приведите примеры, объясните, какое отражение получили в них черты данного творческого метода.
1 балл за каждый пример, до 2 баллов за объяснение. Максимально – 9 баллов.

Творческое задание. Максимально – 30 баллов. Напишите хокку (жанр и форма японской поэзии; трёхстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине) на тему «Честь».

Приложение.
И.С. Тургенев. «Бретер» (отрывок).
            (….)Недобросовестность Авдея утомляла, возмущала Кистера.
            - Прекратимте такой неприятный разговор! - воскликнул он наконец. – Я, признаюсь, не понимаю, зачем вам угодно было ко мне пожаловать.
            - Вы не понимаете, зачем я к вам пришел? - с любопытством спросил Авдей.
            - Решительно не понимаю.
            - Не...ет?
            - Да говорят вам...
            - Удивительно!.. Это удивительно! Кто бы этого ожидал от человека с вашим умом!
            - Ну, так извольте ж объясниться наконец...
            - Я пришел, господин Кистер, - проговорил Авдей, медленно поднимаясь с места, - я пришел вас вызвать на дуэль, понимаете ли вы? Я хочу драться с вами. А! Вы думали так-таки от меня отделаться! Да разве вы не знали, с каким человеком имеете дело? Позволил ли бы я...
            - Очень хорошо-с,- холодно и отрывисто перебил его Кистер.- Я принимаю ваш вызов. Извольте прислать ко мне вашего секунданта.
            - Да, да,- продолжал Авдей, которому, как кошке, жаль было так скоро расстаться с своей жертвой,- я, признаться, с большим удовольствием наведу завтра дуло моего пистолета на ваше идеальное и белокурое лицо.
            - Вы, кажется, ругаетесь после вызова,- с презреньем возразил Кистер. - Извольте идти. Мне за вас совестно.
            - Известное дело: деликатесе!.. А, Марья Сергевна! я не понимаю по-французски! - проворчал Авдей, надевая фуражку. - До приятного свидания, Федор Федорыч!
            Он поклонился и вышел.
            Кистер несколько раз прошелся по комнате. Лицо его горело, грудь высоко поднималась. Он не робел и не сердился; но ему гадко было подумать, какого человека он считал некогда своим другом. Мысль о поединке с Лучковым его почти радовала. Разом отделаться от своего прошедшего, перескочить через этот камень и поплыть потом по безмятежной реке... «Прекрасно, - думал он, - я завоюю свое счастье. - Образ Маши, казалось, улыбался ему и сулил победу.- Я не погибну! нет, я не погибну!» - твердил он с спокойной улыбкой. На столе лежало письмо к его матери... Сердце в нем сжалось на мгновение. Он решился на всякий случай подождать отсылкой. В Кистере происходило то возвышение жизненной силы, которое человек замечает в себе перед опасностью. Он спокойно обдумывал всевозможные последствия поединка, мысленно подвергал себя и Машу испытаниям несчастия и разлуки - и глядел на будущее с надеждой. Он давал себе слово не убить Лучкова... Неотразимо влекло его к Маше. Он сыскал секунданта, наскоро устроил свои дела и тотчас после обеда уехал к Перекатовым. Весь вечер Кистер был весел, может быть слишком весел.
            Маша много играла на фортепьянах, ничего не предчувствовала и мило с ним кокетничала. Сперва ее беспечность огорчала его, потом он эту самую беспечность Маши принял за счастливое предсказание - и обрадовался и успокоился. Она с каждым днем более и более к нему привязывалась; потребность счастия в ней была сильнее потребности страсти. Притом Авдей отучил ее от всех преувеличенных желаний, и она с радостию и навсегда отказалась от них. Ненила Макарьевна любила Кистера как сына. Сергей Сергеевич, по привычке, подражал своей жене.
            - До свидания,- сказала Кистеру Маша, проводив его до передней и с тихой улыбкой глядя, как он нежно и долго целовал ее руки.
            - До свидания, - с уверенностью возразил Федор Федорович, - до свидания.
            Но, отъехав с полверсты от дома Перекатовых, он приподнялся в коляске и с смутным беспокойством стал искать глазами освещенные окна... В доме все было уже темно, как в могиле.
            На другой день, в одиннадцатом часу утра, секундант Кистера, старый, заслуженный майор, заехал за ним. Добрый старик ворчал и кусал свои седые усы, сулил всякую пакость Авдею Ивановичу... Подали коляску. Кистер вручил майору два письма: одно к матери, другое к Маше.
            - Это зачем?
            - Да нельзя знать...
            - Вот вздор! мы его подстрелим, как куропатку.
            - Все же лучше...
            Майор с досадой сунул оба письма в боковой карман своего сюртука.
            - Едем.
            Они отправились. В небольшом лесу, в двух верстах от села Кириллова, их дожидался Лучков с своим секундантом, прежним своим приятелем, раздушенным полковым адъютантом. Погода была прекрасная; птицы мирно чирикали; невдалеке от леса мужик пахал землю. Пока секунданты отмеривали расстояние, устанавливали барьер, осматривали и заряжали пистолеты, противники даже не взглянули друг на друга. Кистер с беззаботным видом прохаживался взад и вперед, помахивая сорванною веткою; Авдей стоял неподвижно, скрестя руки и нахмуря брови. Наступило решительное мгновение. «Начинайте, господа!» Кистер быстро подошел к барьеру, но не успел ступить еще пяти шагов, как Авдей выстрелил. Кистер дрогнул, ступил еще раз, зашатался, опустил голову... Его колени подогнулись... он, как мешок, упал на траву. Майор бросился к нему... «Неужели?» - шептал умирающий...
            Авдей подошел к убитому. На его сумрачном и похудевшем лице выразилось свирепое, ожесточенное сожаление... Он поглядел на адъютанта и на майора, наклонил голову, как виноватый, молча сел на лошадь и поехал шагом прямо на квартиру полковника.
            Маша... жива до сих пор.
1846

А.С. Пушкин. «Пророк»

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Н. Огарев. «Напутствие»

Научите немудрых

Забудь уныния язык!
Хочу - помимо произвола, -
Чтоб ты благоговеть привык
Перед святынею глагола.
Мне надо, чтобы с уст твоих,
Непразднословных и нелживых,
Звучал поток речей живых,
Как разум ясных и правдивых.
Отбрось рабов обычных школ -
И книжника и фарисея:
Пред ними истины глагол
Проходит, власти не имея.
Учи того, кто не успел
С ума сойти в их жизни ложной,
Кто жаждет, искренен и смел,
Рассудка простоты несложной.
Глагол - орудие свободы,
Живая жизнь, которой днесь
И вечно движутся народы...
Проникнись этой мыслью весь!
Готов ли?.. Ну! Теперь смотри,
Ступай по городам и селам
И о грядущем говори
Животрепещущим глаголом.

1858

Готовимся к ОГЭ по литературе в 9 классе

Начинаем подготовку к экзамену по литературе в 9 классе. Ответы можете писать в комментариях. Обратную связь вы обязательно получите!

вторник, 3 ноября 2015 г.

Готовимся к муниципальному этапу олимпиады-1

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 7 класс
1. Найдите в тексте устаревшие формы слов. Соотнесите эту грамматическую форму с современной.
А)  Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Иную жизнь и берег дальний.       
(А.С. Пушкин "Не пой, красавица, при мне…")
Б) Медлить нечего: "Скорее!         
Люди, на конь! Эй, живее!»                        ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­
(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

2. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

Десница, виктория , л
аниты, политес, ветрило, шуйца.

3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница, копеечная, скворечник.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как: а) [чн ]; Б) [шн]; В) возможны два варианта произношения [чн - шн].

4. Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.
А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;
Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
Г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;
Д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.

5. Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ. 
 6. Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова, «путешествующие» по разным частям речи, «словами-хамелеонами». Почему ученый их так назвал? С каким способом словообразования связано это явление? Приведите 3-4 примера таких слов. 
 7. Расставьте ударение в словах: 
Баловаться, заржаветь, положить, сердиться, ходатайствовать, ободрить, облегчить, договор, звонишь, форзац, христианин, вероисповедание.
8. Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему? Подберите не менее 3 однокоренных слова к выделенному слову. Выделите в них корень.
Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
9. Дайте объяснение фразеологическим оборотам: 
 Нить Ариадны ,  авгиевы конюшни, остаться с носом, белены объесться, глас вопиющего в пустыне,  водить за нос, двуликий Янус. Объясните происхождение 3 фразеологизмов.
10. В Древней Греции был известен рассказ о завещании, в котором наследники обязывались поставить в память завещателя «статую золотую пику держащую». Завещание вызвало долгие финансовые споры. Почему? В чем лингвистический смысл пунктуационного каламбура? Знаете ли вы еще подобные примеры?


понедельник, 2 ноября 2015 г.

Всероссийский Географический диктант: мое участие


О Всероссийском Географическом диктанте я, конечно, слышала... Даже с коллегами, которые географы, обсуждали возможность (точнее, невозможность) в нём участвовать, потому что никто конкретно ничего не знал. Вчера прочитала пост Лилии Павловны Казанцевой ("Географочка") и загорелась. Если честно, то мне больше хотелось сына увлечь, но не получилось... Сайт,надо сказать, работал очень медленно, приходилось долго ждать загрузки следующего задания. Честно скажу, что иногда искала ответ в атласе, который предоставил сын. Пару вопросов пропустила, думала, что потом вернусь, но с такой низкой загрузкой Интернета возвращаться уже не хотелось. В общем, чтобы участвовать в таких акциях, надо много терпения и времени. Вопросы были интересными и не совсем простыми: вроде помнишь, ведь недавно в новостях слышала, но... жалко, что нельзя посмотреть, где ошиблась... В итоге - результат: 60 из 100! 
По-моему, для филолога вполне приличный! Можно и похвастаться! 
Сожалела лишь об одном: почему у нас в школе не заинтересовали учеников такой возможностью попробовать свои силы... 


суббота, 31 октября 2015 г.

О рабочих программах учителей

Неужели, объединившись и имея заинтересованного человека, который вхож в министерские кабинеты, можно добиться чего-то хорошего? Оказывается, можно. Благодаря усилиям Сергея Волкова, главного редактора журнала "Литература" издательского дома "Первое сентября", которому принадлежала инициатива донести стон учительский по поводу рабочих программ в кабинеты Министерства образования, мы имеем Письмо Министерства образования РФ "О рабочих программах учебных предметов" от 28.10.2015 г.  ПРОЧИТАТЬ!
Конечно, носит оно рекомендательный характер, но некоторые вопросы прояснены. Во-первых, уменьшено количество обязательных разделов в рабочих программах. Во-вторых, можно пользоваться авторскими программами учебных предметов. В-третьих, по новым правилам экспертизы учебников наличие авторских программ должно стать обязательным.

Теперь осталось  радостную весть разнести по школам и надеяться лишь на то, что никто не потребует переделывать старые программы на новые! А то умеют у нас всякие документы читать!

пятница, 30 октября 2015 г.

Посчитаем?

Документы и бумаги, без которых жизнь и работа учителя казалась бы раем   сносной:
( список будет продолжаться и дополняться в течение учебного года):
1. отчёт по классу (1 раз в год)
2. список класса ( бумажный и электронный)
3. социальный паспорт класса ( 1 раз в год)
4. сведения о родителях и учениках  ( приложение к социальному паспорту)
6. табель в столовую  ( ежемесячно) в 2 экземплярах ( иногда еще и переписываем)
7. отчет по классу за четверть ( каждую четверть)
8. отчет по преподаваемому предмету ( каждую четверть)
9. рабочие программы по предмету: у меня 4 класса по два предмету - 8 программ ( желательно не пользоваться печатными, иметь распечатанные на принтере)
10. программы кружков: 3 кружка =3 программы
11. учебно-методическое обеспечение (отдельная таблица)
12.выполнение программ
13. "Президентские тесты"( готовят все документы почему-то классные руководители)
14. план воспитательной работы с классом
Пункты 1-14 выполнены в течение первой четверти. Кроме того распечатывала договоры родителей с образовательным учреждением в 2 экз.; договоры на питание в 2 экз.

Отдельная песня - электронный документооборот в ЕИС ( единой информационной системе).
Не знаю, что нужно посчитать: временные затраты, денежные ( бумага и принтер за свой счет) или моральные...
Сегодня пятница недели каникул. В понедельник  - на уроки. А мы все каникулы доделывали недоделанное, дописывали недописанное...

пятница, 9 октября 2015 г.

Про День учителя и школьные олимпиады

Неделя эта началась с праздника  - Дня Учителя и празднованием Дня Учителя и закончилась. Так наш районный отдел по образованию решил: провести праздничный концерт, посвященный Дню учителю в пятницу... Да и ладно... Мои девятиклассники меня порадовали в понедельник: пусть всё было просто, но чувствовалось, что это от души и спонтанно. А потом вечером позвонила  одна из моих любимых учениц... В общем, ощущение праздника было, а это у меня случается не часто.
Вторник и четверг были посвящены школьному этапу Всероссийских  олимпиад. Пока знаю результаты только у 7 и 9 классов по русскому языку. Семиклассники - молодцы! Почти все участники олимпиады из моих учеников смогли преодолеть 50% , а остальные вплотную к нему приблизились. С девятыми похуже, но здесь радует одно - не хуже остальных! Теперь начинаем готовится к муниципальному этапу: надеюсь, что и 10 класс тоже будет в победителях, и тогда - покой нам только снится... Последнее время намечается странная тенденция - чем больше внимания учителя уделяют этим олимпиадам ( спрашивать за результаты стали строже), тем меньше желания у учеников в них участвовать. А когда еще и ставят в один день проведение олимпиады по математике и по литературе... На литературе результатов искать не приходится... Как председатель районной предметной комиссии по литературе готовила задания школьного этапа я. Старалась следовать методическим рекомендациям, использовала и готовые задания, и перерабатывала, и по-новому компоновала, короче, на авторство не претендую. Но поняла, что раньше, когда олимпиада по литературе содержала в основном задания репродуктивного плана ( нужно было напрягать память при подготовке и выдавать результат при выполнении заданий), а творческое задание было одним из ряда многих, хотя и позволявшим набрать большое количество баллов, ученики охотнее шли на олимпиаду. У них был шанс хоть что-то написать, не чувствовать себя некомфортно из-за того, что написать ничего не можешь. Сейчас у школьников, которых я учу, нет желания что-то читать, а задания олимпиады направлены на умение рассказать о прочитанном... Конечно, кто хочет, тот будет читать, но таких всё меньше... Даже среди сильных учеников...  И в связи с этим два наблюдения. В прошлом году девятиклассники удивили меня тем, что заявили, что ничего не поняли в "Горе от ума". и  мы чуть ли не по словам разбирали несколько монологов, поэтому и на всё остальное я смотрю с опаской: постоянно спрашиваю: вам понятно это слово? Вы знаете, что оно обозначает? известно такое имя собственное? Что это или кто это? И они наконец-то стали сами спрашивать, а спрашивают вещи элементарные... И они еще читали, хотя бы в 5 классе! А на смену им пришли ученики 5  классов, которые не читали русских народных сказок. Мы не могли связать "Царевну-лягушку" ни с какой другой волшебной  русской народной сказкой Они, конечно, знают и Ивана-царевича, и про Жар-птицу..., знают из мультфильмов. И даже задание прочитать 5 волшебных русских народных сказок привело к тому, что читали "Гуси-лебеди" и "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", сказки, которые, по-моему, читают в начальной школе... Вот от них я на олимпиаде по литературе вообще ничего не ждала и не жду... 

среда, 16 сентября 2015 г.

Второй урок русского языка в 10 классе.

Урок русского языка в 10 классе оказался построенным на материалах теперь уже журнала "Русский язык", издаваемого "Первым сентября".
1. Вводный диктант по материала Л.Торопчиной ( 2012 -№3)
2. Работа со словарными словами  так, как рассказано в стать Марины Охлопковой ( к сожалению, не смогла найти выходных данных статьи). Сегодня даю блок № 1. Слова записываем в тетрадь. Работаем со словарями! Можно пользоваться телефонами. Работаем по рядам.По необходимости записываем и толкование слова. Проверяю после того, как выучены 3 блока слов. На следующем уроке проверяю знание значения и написания слов у некоторых учащихся. Использую и ассоциативный орфографический словарь. В нём есть слово авангард ( спасибо Анастасии Михайловне Гращенковой!) Дамашнее задание: На основе упражнений 7 - 10 составить выступление на темы: " Русский язык в современном мире" и "Русский язык в межнациональном общении" ( по вариантам), план выступления представить письменно, само выступление будет устным ( без чтения по листочкам).                                                                                                                           Коллеги, а как Вы используете методические журналы?
 Бакалея
балаболка
адекватный
адреналин
амбразура
базилика
арматура
базальт
барбарис
авангард
парадокс
плагиат