четверг, 13 декабря 2018 г.

Аксессуары для учителя


Учитель и аксессуары... Об этом предлагает подумать Екатерина Свидерская, имидж-консультант. Посмотрела её урок для учителей, подумала... всё же я отношусь к первому типу женщин, у которых очень мало всяких аксессуаров. 

Не ношу серьги. 
Не ношу часы, после того, как везде стала носить с собой телефон. Но часы мне периодически хочется... 
Практически не ношу шарфы и платки.
Обручальное кольцо я последнее время тоже не ношу: его нет ни у меня, ни у мужа...
Нет браслетов и браслетиков.
Обязательно ношу золотую цепочку с крестиком, без неё чувствую себя незащищенной. 
Последние лет пять моя любовь - серебряные кольца, желательно крупные и много.
И еще бусы, лучше если длинные.
Вот так скромно...

А как у вас?

вторник, 11 декабря 2018 г.

Игры на уроках русского языка

Помните эту историю?
-Бабушка, приезжай к нам, свари борщ.
-А что мама делает?
-Мама в "Одноклассниках"
-А папа?
 - Папа на войне в "Танках".
-Вот дают. Ладно, внучек, приеду. Сейчас только помидоры с перцем досажу на "Моей" ферме и приеду. 
Именно с этого диалога начиналось мое выступление "Дидактические настольные игры на уроках русского языка в 5-11 классах" на межмуниципальном конкурсе "Дидактический материал-2016", о котором я вспомнила, прослушав вебинары Ольги Шестериковой.
Привыкшие с детства к компьютеру ученики уже не воспринимают мои доморощенные попытки создать игры-тренажёры, ведь те компьютерные игры, в которые они играют, "круче" во много раз.В то же время перенасыщенность всякими гаджетами отчуждает учеников друг от друга, они того и гляди разучатся не только общаться друг с другом ( что уже происходит), но и говорить ( кстати, подобная ситуация описана в книге "Время всегда хорошее" Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак).
Выход из этой ситуации подсказали сами ученики. Настольные игры! Конечно, есть сейчас уже профессионально изданные игры, например, "Ударник литературной речи" или "Орфограф" ( из того, что есть у меня). Но я начинала с другого. В рамках проекта "Тайны сладких названий" моей ученицей были подготовлены разные игры с использованием конфетных фантиков "Орфографический турнир", "Словечко!", "Конфетный букет!", "Морфемы-смыслиночки" ( если интересно, расскажу).
Следующая игра - орфографическое домино "Чередующаяся гласная в корне слова". Самое интересное, что в 10 классе ( а первый раз мы играли в нем) были ученики, которые никогда в домино не играли, а если и слышали слово, то правил не знают.
Потом были домино "Буквы о-ё после шипящих", "Глагольные карты", мемори "н-нн в причастиях" и т.д.
Не буду теоретизировать. Игра всегда была у меня на уроке, одно время я специально собирала разные дидактические игры, изучала "Хрестоматию игровых приёмов" В.Букатова, и поняла: без игры, без шутки обучать трудно и почти невозможно.
Вебинар Ольги подарил мне несколько идей, посты участников квеста - ещё больше! Осталось только применять, и тогда будет # учительвпорядке#учитель_в_сказке.





пятница, 7 декабря 2018 г.

Дисциплина в классе:как создать рабочее настроение

В какой-то момент я стала понимать. что я резко сдаю свои позиции как интересный для учеников учитель, потому что за грудой административной работы становлюсь учителем "как все". Именно это привело меня в квест #учительвпорядке#учитель_в_сказке. И первое задание касалось дисциплины в классе. Посмотрев замечательный стрим Артёма Морозова (действительно интересный и полезный!!!), я бродила в раздумьях некоторое время, но надо было не думать, а делать! 

Я не могу сказать, что у меня много проблем с дисциплиной в классе. Считаю, что дисциплина необходима,  но установить её получается легко, если ученикам ИНТЕРЕСНО! Бывают классы, с которыми порой приходится "повоевать" ради их же блага. Вот и в этом году у меня пятый класс, в котором 19 девочек и 6 мальчиков.  Решила попробовать в нём идеи, которыми поделился Артём. 

Во-первых, я подумала о правилах. Я постоянно им об этом говорю, но почти безрезультатно. На цветных листах напечатала 5 простых правил, продумала систему наказаний и поощрений. Урок начался с обычной истории: опять сидят там, где им хочется, но не там, где надо. Начала говорить о том, что важно соблюдать правила.Предложила свои пять правил. Поговорили о том, что значит "заниматься посторонними делами". Дети сами предлагали варианты ответов. 
-- А сегодня у нас будет баттл: учитель против учеников! Если вы нарушаете правила, вы получаете черную метку - палочку на доске..
- А если Вы? - резонно спросили ученики.

Обсудили, а как предложенные правила относятся к учителю. В итоге мне пришлось перевести телефон на беззвучный режим ( пользоваться телефоном-то запрещено правилами!)

- Если вы выигрываете, то можете сами выбрать домашнее задание.
- А можно выбрать: без домашнего задания? А можно только учить параграф? - ученики лучше учителя понимают, что они хотят и что совсем без домашнего задания нельзя.

Но мне же надо на перспективу: "Если вы выигрываете, то в волшебную баночку мы положим новогоднюю конфету. Как только баночка наполнится, вы сможете выбрать какой-то необычный урок: урок на улице, урок кино... ( дальше я придумать не успела...)"

Честно говоря, такого эффекта от таких простых действий, я не ожидала! Урок прошёл почти без замечаний, но победить учителя им не удалось, причём это признали сами ученики: сначала девочки начали разговоры о чём-то постороннем, а после того, как дети уже сами обратили на это внимание и черная метка была получена, стали громко парировать доводы огорченных учеников... Проигрыш был признан обеими сторонами. Но дети попросили продолжить на втором уроке - литературе. И опять -  увы!!! Сообща пришли к выводу, что они молодцы, но невозможно сразу достичь высокого результата. Домашнее задание было...
А я, пожалуй, в первый раз не устала от работы в этом классе. Вот уж действительно  #учительвпорядке#учитель_в_сказке.

среда, 17 октября 2018 г.

Пост-благодарность

Вот если бы я получила "Оскар" ( или его подобие), моя речь была бы примерно такой:

"Спасибо, спасибо! Хочется поблагодарить всех, кто помогал и помогает мне выживать, будучи учителем. Потому что просто жить - не всегда получается без вашей помощи. Это прежде всего моя семья: мои любимые мама и папа, моя люБимая сестренка, мои уже ушедшие дедушка и бабушка и конечно, мой любимый муж, которому особенности жизни с учительницей достаются в полной мере. Спасибо вам, родные, за понимание,  терпение, помощь, вкусняшки, советы, жилетки и плечи.

Благодарю мою учительницу русского языка и литературы Улановскую Валентину Ивановну, которая еще и почти 40 лет была директором школы. Это очень дорогой для меня человек, которой я обязана интересом к литературе и языку, к педагогике. Именно она увидела во мне учителя и помогла мне реализовать свои возможности, она поддерживает меня и сейчас.

Говорят, что любой человек, которого мы встречаем на жизненном пути, для чего-то был нам дан. Учителя Старополтавского района, поддержавшие молодую до безобразия зав.РМК, спасибо вам! За дельные советы, веру в молодость и знания, за снисхождение и понимание: Бондаренко А.В., Зубаря А.Ф., Меренцову Е.Г., Пфляумер Н.В., Карпенко Н.В., Лопасову И.Э., Агаркова В.П., к сожалению, уже покойных.
Я благодарю Фомину В.Г., растившую во мне руководителя, и Зубаневу Н.В., видевшую во мне директора, не оставившую в трудную минуту и передавшую мне школу.
Мои нынешние коллеги, ставшие такими близкими и родными, спасибо за уроки выживания и уроки человечности. Мы ругаемся и миримся, но мы в одной лодке, мы одной крови!
Я безмерно благодарна всем своим ученикам. Именно они  главный мотиватор моего труда. Особенно мой любимый класс, мои нынешние первокурсники. Вы учили меня жизни, а я вас умению быть в этой непростой жизни лучшей версией самих себя.
Это еще не последний бой, не последняя наград. Я верю и знаю!"
Короче, #деловблоге