понедельник, 13 января 2020 г.

Стикеромания, или стикер на уроке


Кто не знает эту маленькую бумажку с клейким краем? А ведь еще пару десятков лет назад мы не подозревали о её существовании. А теперь с удовольствием используем на уроке и дома в процессе обучения. 


Мой топ-10 использования стикеров в обучении.

1. Для разделения на группы. Входя в класс, ученики выбирают стикеры того цвета, который им нравится. В зависимости от выбора  образуем группы.
2. Для записи вопроса или важной мысли ученика, которую потом можно представить всем, прикрепив на доску или добавив в групповую работу.
3. В качестве закладки в книге, на которую можно записать цитату или свои мысли.
4. На этапе рефлексии стикер размещается на доске в зависимости от настроения или иной формы рефлексии. Также именно на стикере можно написать свои мысли по поводу урока.
5. Использование стикеров во время мозгового штурма: каждый пишет свою идею.
6. Рекомендую ученикам заучивать словарные слова или слова с правильным ударением, записав их на стикеры и развесив по дому на видных местах.
7. Использование стикера в качестве подарка за работу на уроке, особенно если стикер необычной формы, а не обыкновенный квадрат.
8. Использование для создания доски воспоминаний по окончанию учебного года, когда каждый пишет о самом интересном  и важном за год.
9. Используется для игры "Счастливый стул", когда на обратную сторону стула крепится стикер, и счастливчик или выполняет задание, или от задания освобождается.
10. Для мотивации: записать на стикер девиз или какой-либо мотиватор и приклеить в тетрадь.

А Вы используете стикеры на уроке?

воскресенье, 12 января 2020 г.

Карлос Руис Сафон "Тень ветра"


Именно эту книгу я читала на этой неделе (07.01-12.01.2020). Её действительно  можно назвать для меня "Книгой месяца". Узнала я о ней, послушав один из подкастов "Книжного базара". Стоило преодолеть первые 30-40 страниц, и дальше оторваться было уже невозможно. В этой книге есть всё то, что я так люблю: захватывающий сюжет, крутящийся вокруг книги. Конечно, здесь безусловно есть детективное начало, но тем интереснее читать эту книгу-загадку, книгу-лабиринт. Юный Даниель Семпере попадает на Кладбище Забытых Книг и выбирает книгу Хулиана Каракса "Тень ветра". Конечно, он её прочитал и решил больше узнать об авторе и познакомиться с  другими его произведениями. Но не тут-то было... Дальше я ничего писать не буду, иначе будут спойлеры. Но обложка  чудесно передает основные символы книги: огонь реальный, уничтожающий и книги, и автора, огонь-страсть, сжигающий и Хулиана, и Даниеля; ручка Виктора Гюго, связывающая обоих главных героев, традиционное яблоко как символ греха и невозможности рая,  книги и Барселона в окне... Читая, иногда думаешь, что не мог тот или иной герой, выступающий в данный момент рассказчиком, знать всё это, но прощаешь это автору за темп, страсть и очарование головоломки, которую дарит книга.

Я редко выписываю или сохраняю цитаты, но тут хотелось сделать это:

  • Всякая тайна стоит ровно столько, сколько тот, от кого мы её скрываем.
  • Всего лучшего на свете приходится ждать.
  • Подарки делаются от души того, кто дарит, и не зависят от заслуг того, кто их принимает.
  • Этот мир сгинет не от атомной бомбы, как пишут в газетах, он умрёт от хохота, банальных шуток и привычки превращать всё в анекдот, причем пошлый.
  • Глупцы говорят, трусы молчат, мудрецы слушают.
  • Каждый раз, когда книга попадает в новые руки, каждый раз, когда кто-то пробегает взглядом по её страницам, её дух прирастает и становится сильнее.
  • Книги - они как зеркала: в них отражается то, что у тебя в душе.
  • Никогда никому не верь, особенно тем, перед кем преклоняешься.
Книга "Тень ветра" - первая в трилогии. В следующем месяце постараюсь прочесть вторую.

пятница, 10 января 2020 г.

Лайфхаки для ЕГЭ

Уже скоро... ЕГЭ по русскому языку. Решила собрать для своих одиннадцатиклассников  некоторые лайфхаки для выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку.

Первый и главный лайфхак: УЧИТЬ! ГОТОВИТЬСЯ !ВЫПОЛНЯТЬ ТЕСТЫ! ЧИТАТЬ и ПИСАТЬ!
А теперь по мелочи:

Задание 1. Помните, что в этом задании должно быть два ответа. Эти два предложения по смыслу должны быть практически одинаковыми.Ищите одинаковые предложения. 

Задание 3. Помни, что надо найти не значение данного в задании слова, а то значение, в котором это слово употреблено в указанном предложении.

Задание 4. Выпиши из орфоэпического словника слова, в которых ты обычно ставишь ударение неправильно. Сделай карточки с этими словами и размести их на видном месте, чтобы выучить.

Задание 8. Помни, что при выполнении этого задания помогают слова-маркеры. Это слова,  заключенные в кавычки и являющиеся названием чего-либо; слова "все, кто" и "те, кто"; предлоги согласно, благодаря и др., союзы "не только, но и" Также советую начинать с поиска предложения с типом ошибки, наиболее тебе понятной. Хотя бы один балл наберешь)))

Задание 9. Не надо вставлять буквы во все слова задания. Если нужно найти ряд со словами, в которых есть безударная проверяемой или непроверяемая гласная, то увидев в ряду слово с чередующейся гласной, вариант с чередованием сразу вычеркиваем.

Задание 13. В этом задании ищем слово, которое пишется с не слитно. В этом задании всегда будет только слитно. И этот вариант только один. 

Задание 14. Нужно найти предложение, в котором ОБА  выделенных слова пишутся СЛИТНО. Если вы уверены, что одно из слов точно пишется раздельно, вычеркивайте этот вариант. 

Задание 15. Действуй с опорой на речь. Когда при произнесении слова , язык можно долго прижимать к нёбу и  он там хорошо и долго держится, пишем "НН". Хотя правила тоже знать не мешает!!!

Задание 17. Здесь есть причастные и деепричастные обороты. Во-первых, учимся слышать паузы и ставить на их месте знаки препинания. При этом помним, что причастный оборот выделяется запятыми, если стоит от определяемого слова ( существительного или местоимения) справа. Деепричастный оборот  отвечает на вопрос что делая? что сделав? и выделяется запятыми всегда.

Задание 18. Помни, что к вводным словам задать вопрос нельзя. Делай опору на речь! Вводный оборот всегда интонационно обособлен, т.е. есть паузы. Нет пауз - нет запятых.

Задание 19. Находим слово который. С него может начинаться придаточное предложение, либо это слово находится внутри придаточного предложение. Проверь обе версии: найди  существительное и задай вопрос какой? Ответив всей фразой, ты найдешь придаточное предложение и выделишь его двумя запятыми, если оно внутри основного предложения, или одной запятой, если придаточное в конце предложения.  Помни о паузах!

Задание 20. В 90% случаев запятые ставятся на месте всех четырех цифр.

Задание 25. Помни, что в ответе не может быть первого из указанных предложений.

Задание 26. Все выразительные средства языка делятся на лексические и синтаксические. При выполнении задания пометьте, к каким относятся данные вам термины. Это поможет выполнить задание, ведь в тексте рецензии можно встретить слова: лексическое средство, троп, синтаксическое средство.

Задание 27. Выучи шаблон сочинения, "заточенный" под критерии: проблема, пример 1, пояснение, пример 2, пояснение, связка, позиция автора, я разделяю позицию автора, вывод.

Уважаемые коллеги! Пояснения для вас: материал собран из разных источников, может, не совсем научно объясняется, но понятно для самых-самых, которым тоже надо сдать. 

А какие лайфхаки есть у вас, особенно к тем заданиям, о которых я не написала?