суббота, 25 марта 2023 г.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку-5

 Начнем с ответов на задания, которые были в дне 4.

  1.  тропинки в лесу
  2.  ваза их хрусталя
  3.  сиденья из дерева
  4.  книга для детей
  5.  пароходный гудок
  6.  читал с увлечением

А теперь День пятый.

Сегодня работаем, как вы уже догадались с заданием 5. Одно из самых сложных заданий, но в принципе выполнимое. Вечером будут ответы и разборы.

1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) ПРИЕХАТЬ – приставка ПРИ пишется в значении «неполнота действия» 
2) Девушка ЮНА – в кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полном прилагательном, от которого оно образовано 
3) ГОРИЗОНТ – написание гласной в корне определяется подбором однокоренного слова. 
4) Много ТУЧ – в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего Ь не пишется 
5) ЧЕРЕСЧУР – написание согласной на конце приставки зависит от лексического значения. 

 2.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) ГЛИНЯНЫЙ – в прилагательных, пишется Н, если они образованы от бесприставочных глаголов. 
2) ВИШЕНКА – суффикс ЕНК всегда пишется в существительных I склонения. 
3) ВСКРИКНУЛ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С 
4) НЕВТЕРПЁЖ – не пишется Ь после шипящего в наречии, поскольку слово является исключением из правил. 
5) НЕСКОЛЬКО (конфет) – НЕ с числительными пишется слитно 

 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) ТУШЁНКА – в отглагольных существительных после шипящих пишется Ё. 
2) ПРОСМОТРЕЛ – написание приставки зависит от значения. 
3) НЕМЕЦКИЙ – в прилагательных, образованных от существительных с основой на Ц пишется суффикс К.  
4) УРАВНЕНИЕ – написание чередующейся гласной корня зависит от ударения. 
5) ИЗРАНЕННЫЙ (солдат) – в отглагольных прилагательных и причастиях пишется НН, если есть приставка. 

 4.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СЛЕВА – на конце наречия всегда пишется суффикс А 
2) ЗАРЯ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения 
3) НОЧЬ – Ь пишется после шипящей у существительных 2 склонения 
4) ПОДЛИННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН 
5) ДИРИЖЁР – в отглагольных существительных после шипящей пишется Ё 

 5.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) БЕСЦВЕТНЫЙ – на конце приставки перед глухой согласной пишется С 
2) ОБМАКНУТЬ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения 
3) В ТЕЧЕНИЕ (дня) - на конце пишется Е, поскольку это производный предлог, а не существительное с предлогом. 
4) ПОКОСИЛ (траву) – написание чередующейся гласной в корне зависит последующего суффикса А. 
5) Он СТЕЛЕТ – в личном окончании глаголов II спряжения пишется Е. 

пятница, 24 марта 2023 г.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку -4

Сегодня продолжаем марафонить. День четвертый. Задание 4 в ОГЭ. Пожалуй, самое простое задание, поэтому  и упражнений не пять, а шесть. Ответы будут завтра.

1.Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «лесные тропинки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


2.Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «хрустальная ваза», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


3.Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «деревянные сиденья», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


4.Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «детская книга», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


5.Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «гудок парохода», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.


6.Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «увлечённо читал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

четверг, 23 марта 2023 г.

ОГЭ. Литература - 3

 Продолжаем мой марафон по подготовке к ОГЭ по литературе. Сначала немного общих рассуждений о заданиях.

Задание 1.2. отличается от задания 1.1. обращением к форме произведения, а это подразумевает знание теоретико-литературных понятий, хотя это и не оценивается, т.е. критерии оценивания не предполагают учета таких понятий. В кодификаторе отражены понятия, которые нужно знать сдающему ОГЭ, но это дано в целом, а не применительно к заданию 1.2

Шаблон ответа на вопросы задания 1.2.

В приведенном фрагменте (фамилия автора)  автор использует  ( литературный термин) для того, чтобы  ( цель использования литературного термина).

(вопрос, на который требуется дать ответ)?

Давайте обратимся к тексту. Вот предложение: (яркая небольшая цитата, в которой содержится пример использования данного термина). Читателю ясно, что( объясняем, что понятно из приведенной цитаты), потому что (объясняем цель использования ).

Вот еще предложение: ( яркая цитата,  в торой есть пример ). Действительно, ( объясняем еще раз роль термина), так как ( объясняем значимость термина).

Поэтому можно сделать вывод, что ( четкий ответ на поставленный вопрос).

А теперь задание дня третьего. Пока продолжим с Лермонтовым "Герой нашего времени".

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню  — и в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной.

Мы ехали молча.

— Написали ли вы свое завещание?  — вдруг спросил Вернер.

— Нет.

— А если будете убиты?..

— Наследники отыщутся сами.

— Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..

Я покачал головой.

— Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память?..

— Хотите ли, доктор,  — отвечал я ему,  — чтоб я раскрыл вам мою душу?..

Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или ненапомаженных волос. Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счёт Бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нём ревности к усопшему,  — Бог с ними! Из жизненной бури я вынес только несколько идей  — и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй... второй? Посмотрите, доктор: видите ли вы, на скале направо чернеются три фигуры? Это, кажется, наши противники?..

Мы пустились рысью.

 

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»


Задание 1.1 на основании приведенного фрагмента определите, в чем, с точки зрения самого Печорина, заключается противоречивость его характера?


Задание 1.2. Почему Печорин решает "раскрыть... душу" в разговоре с доктором Вернером?

 

Готовимся к ОГЭ по русскому языку - 3

 Продолжаем марафон подготовки к ОГЭ по русскому языку. День третий. Сегодня выполняем задание 3. Пунктуационный анализ. Для выполнения подобранных мною заданий необходимо вспомнить такие правила: запятые в сложносочиненном предложении, запятые в сложноподчиненном предложении, запятые при однородных членах предложения, запятые при обособленных определениях, выраженных причастными оборотами. Полагайтесь на правила, а не на интонацию! Интонация - это сигнал, чтобы проверить себя, используя правила. Ответы будут вечером.

1. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.


2. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Для изучения русской деревянной архитектуры XVIXVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.


3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.


4. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Осень делала дали нежно-голубыми и глубокими (1) а небо чистым и кротким. Она убирала и берёзу в золотой убор. Берёза радовалась (2) и не замечала (3) как недолговечен этот убор (4) как листок за листком осыпается он (5) пока наконец не оставалась вся раздетая на золотистом ковре. Она (6) очарованная осенью (7) вся сияла.


5. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Дом-музей Петра I в Вологде (1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6) походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8) отражающих быт (9)и реалии того времени.