пятница, 22 марта 2024 г.

Трусость- самый страшный порок

 

Так получилось, что вчера у меня была возможность только прочитать рассказ, а написать о нем уже не было сначала возможности, а потом сил. Рассказ Хорхе Луиса Борхеса "Форма сабли" (29/100) тоже о проблеме предательства и трусости. Напоминает сразу два рассказа, прочитанных в рамках марафона, - " Я не был на войне" и "Яйцо". Поразительно, но Борхес использует тот же прием, что и Фицджеральд, - в конце рассказчик оказывается не тем, за кого он выдавал себя в начале рассказа. Но у Борхеса, по моему мнению, рассказчик, совершивший подлость, все же раскаивается. Об этом говорят его поступки: он уехал далеко-далеко от места свой подлости, никому не рассказывается о том, что произошло, кроме редких, крайних случаев, рассказывает незнакомым людям, которым он мог бы и соврать, но все же открывает правду. 

Мне показалось странным, зачем в рамках марафона брать два очень близких рассказа, близких не только по теме, но и построению, и сюжетным ходам. Всё же хотелось большего разнообразия, особенно в плане обращения к русской литературе... Эти мои небольшие бурчалки скорее для того, чтобы спланировать свой марафон по рассказам для старшеклассников.

Понравилась идея ( советы коллег):

 Возьму в работу оба рассказа «Я никогда не был на войне» и «Форма сабли», поделю детей на группы, воспользуемся диаграммой Венна, ученики поделятся историями своих героев и придут к выводам.

Сегодня я подумала об итоговом сочинении с использованием цитат о трусости из разных произведений. Но! Слово «трусость» будет затерто для учащихся, и им предстоит догадаться самостоятельно, о каком понятии идет речь во всех цитатах.

  Напрашивается урок-разговор с Борхесом(ведь не так много у нас писателей, не написавших, кроме рассказов, ни одного романа или повести, но чье творчество так популярно), после которого я бы завела "Диалог с самим собой". Обязательно дала бы ещё детям прочитать "Розу Парацельса"(на ура заходит с 8 кл; проводила урок "Путь есть Камень", конечно, начав с вращения розы живой, с шипами,  в руках). Познакомила бы детей и с понятием "число Борхеса"(почитали бы "Вавилонскую библиотеку")..

среда, 20 марта 2024 г.

Сюжет для голливудского фильма

 Артур Порджес-- американский писатель-фантаст и автор детективов. Сегодня читаю его рассказ "Погоня"(28/100)

Рассказ динамичный, даже увлекающий. Сильный человек, не сдающийся и в итоге выигравший, хотя и случайным образом. Да, человек привык считать себя "царем природы", а тут появилось нечто, что выше него, что может его уничтожить. Интересно, что руум ведь не побежден, он просто оставляет человека в покое как не прошедшего некий отбор. И несмотря на вроде бы счастливый конец, нет ощущения точки. Погоня всё же не завершена, а лишь приостановлена.

Можно говорить о силе духа Джима, и это бесспорно. Но на урок я бы с таким рассказом не пошла, в русской литературе, даже скорее советской, есть более яркие примеры мужества и стойкости. Американский рассказ в жанре научной фантастики. Кино  кстати, получилось бы отличное, голливудское: отважный герой, выполняющий важную миссию, встречает нечто, сражается с ним, спасается, но не побеждает - есть возможность снять второй фильм! 

Но заинтересовала строка из биографии Поржеса, что в детективах в роли сыщиков у него выступают ученые, а объяснения он находит из области научных истин. Захотелось прочитать...

вторник, 19 марта 2024 г.

Нежность?

 

Обычно эпистолярными бывают романы, а вот с эпистолярным рассказом встречаюсь впервые. Или не впервые? Пока читала, было ощущение знакомого текста... Рассказ Анри Барбюса "Нежность"(28/100). И хотя я практически не знакома с творчеством этого автора, подумала: Барбюс и нежность? И интуиция меня не подвела. Рассказ совсем не про нежность. И не про любовь. Про что? Об этом уже рассказали другие...

В каждом письме ( а всего их пять) вроде бы говорят о любви. Женщина старше своего возлюбленного принимает решение расстаться, мотивируя тем, что так будет лучше для обоих. Почему? Мы не знаем: то ли против их брака его родители, то ли это была какая-то постыдная связь... Мы читаем одно письмо, написанное через год, другое, написанное через пять... Вроде бы словами говорят: видишь, всё хорошо и у тебя, и у меня... Но если всё хорошо, то зачем напоминать о себе? Зачем мучать человека, у которого всё, может быть, уже отболело? А если не отболело?  Зачем сыпать соль на рану? Это уже не любовь, а эгоизм. И последнее письмо проливает свет правды на всю историю. Но это не смогло изменить моего отношения к героине...

Литературные параллели: 

Бунин «Чистый понедельник»,  Юн Фоссе "Я не мог тебе сказать"

Кинематограф:

 фильм «P.S. Я люблю тебя», фильм "Нежность" 1966

Стихи:

Современник Анри Барбюса Николай Асеев писал:

Нет, ты мне совсем не дорогая!

Милые такими не бывают…

Сердце от тоски оберегая,

Зубы сжав, их молча забывают.


Вспомнилось стихотворение В. Тушновой:

Я стою у открытой двери,

Я прощаюсь, я ухожу.

Ни во что уже не поверю, -

Все равно напиши, прошу!

Чтоб не мучиться поздней жалостью,

От которой спасенья нет,

Напиши мне письмо, пожалуйста, 

Вперед на тысячу лет.

Не на будущее, так за прошлое, 

За упокой души,

Напиши обо мне хорошее.

Я уже умерла. Напиши!

понедельник, 18 марта 2024 г.

Как возникает ненависть?

 


Рассказ  Альберто Моравиа ( 28/100) . Хотя рассказ называется "Идеальное убийство", хотя рассказчик с такими подробностями рассказывает о своей ненависти к тому, кого считает всё равно другом, хотя делится подробностями задуманного преступления, есть ощущение, что убийства не случится. Оно и не происходит.  Смерть словно переодевается в карнавальный костюм, чтобы предупредить обоих: одного о том, что не надо предавать, другого - что не надо убивать.  И оба понимают этот намек. Интересно и описание процесса возникновения такой сильной ненависти, что можно дойти до убийства. И причина вроде бы не столь серьезная, на первый взгляд, а ведь план уже был и не реализован он  случайно. Чужая душа- потемки...

Литературные параллели: Рэй Бредбери "Всё мои враги мертвы", Стейнбек  «Зима тревоги нашей», Пушкин "Выстрел",  Лесков "Леди Макбет Мценского уезда", да и "Преступление и наказание" Достоевского