пятница, 2 августа 2013 г.

Мои июльские развлечения...

Да, мне в этом году не повезло ни с погодой ( для меня это холодно), ни с путешествиями ( не случилось...). Поэтому развлекалась дома. В первую очередь читала, читала и читала. О том, что читала, уже рассказывала, но это лишь малая часть прочитанного.Об остальном чуть позже, потому что не хочу писать просто списком. Во-вторых, я вязала. Думаю, вы не удивились. Вяжу я редко сейчас в силу занятости, но в это лето получилось довязать многострадальный свитер и даже начать новую вещь. А в-третьих, я баловала своих домашних разными вкусностями. да и когда же  баловать, как  не на каникулах. Освоила целых 8 новых рецептов. А еще смотрела фильмы. Из того, что запомнилось, - "Маяковский. Два дня." и "Женский доктор".О втором сериале много говорить не хочу - просто ищу позитив. А вот о Маяковском смотрела с удовольствием. Хотя меня немного смущали слишком возрастные артисты, но в целом я увидела попытку показать Маяковского через раскрытие  его внутреннего мира. Для меня он - вечный подросток, который так и не вырос, так и продолжает обижаться на весь мир, неважно, какой этот мир - капиталистический или коммунистический. Вот такие старомодные у меня развлечения...

И опять стихи:
 ИЮЛЬ
По дому бродит привиденье.
 Весь день шаги над головой.
 На чердаке мелькают тени.
 По дому бродит домовой.

 Везде болтается некстати,
 Мешается во все дела,
 В халате крадется к кровати,
 Срывает скатерть со стола.

 Ног у порога не обтерши,
 Вбегает в вихре сквозняка
 И с занавеской, как с танцоршей,
 Взвивается до потолка.

 Кто этот баловник-невежа
 И этот призрак и двойник?
 Да это наш жилец приезжий,
 Наш летний дачник-отпускник.

 На весь его недолгий роздых
 Мы целый дом ему сдаем.
 Июль с грозой, июльский воздух
 Снял комнаты у нас внаем.

 Июль, таскающий в одёже
 Пух одуванчиков, лопух,
 Июль, домой сквозь окна вхожий,
 Всё громко говорящий вслух.

 Степной нечесаный растрепа,
 Пропахший липой и травой,
 Ботвой и запахом укропа,
 Июльский воздух луговой.

 Борис Пастернак

четверг, 1 августа 2013 г.

Вот и июль пролетел...

Первый августовский вечер. Пора подводить итоги целого месяца- июля. Для меня он был очень насыщенным в плане общения с родственниками и друзьями, хотя еще остались нереализованные встречи.
Целую неделю я посвятила родной школе - вникала в разные организационные и хозяйственные дела. Да, много ожидает нас в новом учебном году, друзья. Во-первых, введение школьной формы в 5-9 классах. Пока вопросов больше, чем ответов, потому что фирма, с которой был договор о сотрудничестве, оказалась не готова к такому большому заказу. Но ученикам и их родителям придется все равно перестраиваться  на деловой стиль одежды - без джинсов, спортивных костюмов, разноцветных свитеров и всего другого. Боюсь, что и учителям придется  тоже изменить свой свой стиль одежды. Во-вторых, в школе должны ввести двухразовое питание. Правда, это проблема, решение которой, очень неоднозначное и спорное, во многом зависит от родителей и учеников, но возможно это будет сделано. В-третьих, учеников 1-7 классов постараются обеспечить бесплатными учебниками. Я лично очень на это надеюсь, ведь от этого зависит и мой семейный бюджет, и мои творческие планы по переходу на новые учебники русского языка и литературы в 5 классе. А в-четвертых, усиленно идет ремонт туалетов : их будет больше и они должны стать лучше. Пока всё о школе.. Об остальном завтра.

 А теперь немного лирики.

Бокал хорошего вина,
 Сгущая краски, бродят тени,
 Качнулась дыма пелена - 
 В мангал подброшены поленья.
 Семейство серых журавлей
 Пасётся на недальнем поле,
 Антоновка среди ветвей
Луна в колодезной неволе
 Купает круглые бока.
 Ложатся сумерки на плечи.
 Вина хорошего бокал...
 Хороший августовский вечер.

Галина Карташова,

среда, 17 июля 2013 г.

Проголосуйте за Ирину Краеву!

Что  разве предвыборная гонка коснулась и меня? Нет, я просто приглашаю вас проголосовать за интересную книгу замечательного автора . Ирина Краева принимает участие в конкурсе "Новая детская книга", о котором я уже писала. На конкурс она представила замечательную повесть "Колямба, внук Одежды Петровны". Прочитала я эту повесть по подсказке хорошего человека, ведь в конкурсе много произведений авторов, для меня вообще не известных. Читала и улыбалась. Не потому, что смешно, хотя и это есть, а потому что словно на лесной полянке, освещенной ярким светом, оказалась. На самом деле- море позитива. Хотя нет здесь ни сказок, ни фантастики, ни фэнтэзи - есть простой, но удивительно легкий и чистый рассказ о жизни мальчика Коли, которого все зовут Колямба,  и его бабушки Надежды Петровны, а еще о многих других людях, которые умеют в обыкновенном увидеть необыкновенное. А Ирина Краева умеет обо всем этом обыкновенном рассказать необыкновенным языком. А еще перу Ирины Краевой принадлежат книги "Чаепитие с пяткой", "Тим и Дан, или Тайна "Разбитой коленки".
Прочитать повесть Ирины Краевой  и проголосовать за нее можно здесь.


воскресенье, 7 июля 2013 г.

Четвертый Ежегодный конкурс "Новая детская книга"

Если вы хотите познакомиться с самой новой детской литературой, то примите участие в чтении произведений, вошедших в шорт-лист Четвертого Ежегодного конкурса "Новая детская книга", которое проводится под эгидой издательства "Росмэн". Можно не только прочитать эти произведения, но и проголосовать за особенно понравившиеся. Попробуем прочитать и определить своего победителя? Вдруг Ваше мнение совпадет с мнением членов жюри и экспертов? Я уже скачала все произведения и начинаю читать. Скоро поделюсь впечатлениями. Скачать можно по этому адресу.

суббота, 6 июля 2013 г.

Маленькая радость

Сегодня зашла на сайт Андрея Жвалевского, автора книг которые мне так нравятся "Время всегда хорошее" и "Я хочу в школу", и в одном из постов увидела упоминание о своем отзыве. Ссылка на него дана прекрасным учителем Еленой Квашниной в  интерактивном плакате. Все это посмотреть и прочитать можно здесь. Я очень рада, что оказалась в такой замечательной компании!!!

пятница, 5 июля 2013 г.

Книга для тех, кто любит думать

Продолжаю делиться впечатлениями о книгах, прочитанных во время интернет-марафона "Летнее чтение- 2013". Еще одной книгой, которая произвела  сильное впечатление на меня, стал роман Тода Штрассера "Волна". На уроках литературы нам часто приходится говорить о том периоде истории нашей страны, когда царил тоталитарный режим. Вместе с учениками пытаемся разобраться, а что это такое, почему вообще существует тоталитарное государство. Часто во время наших бесед видела непонимание на лицах учеников: неужели такое может быть? Тод Штрассер сумел показать, как происходит зарождение тоталитаризма в условиях обыкновенной американской школы, как слова "дисциплина" и "единство" могут не только сплотить и изменить подростков, но и стать девизом, под которым происходит уничтожение сначала свободы действий и выбора отдельного человека, а затем и человека вообще. О многом заставила задуматься меня эта книга: почему на американских школьников так сильно подействовал призыв к дисциплине? почему, несмотря на то, что взрослые предупреждали о нежелательности таких действий, никто из них не стал ничего объяснять ученикам? получили ли эти дети "прививку" от тоталитаризма?
Книга Тода Штрассера была экранизирована, но версия режиссера с авторским текстом не совпадает. В чем и почему? Давайте прочитаем и поразмышляем над этим вместе.
Прочитать книгу можно здесь. А посмотреть фильм здесь.

среда, 12 июня 2013 г.

Давайте читать вместе!

Вот и всё - экзамены почти позади, можно и отдыхать. Отдых для меня - чтение. А в этом году я еще и участвую в Интернет-фестивале "Летнее чтение -2013", поэтому уже прочитала семь книг из 10 предложенных организаторами. Впечатления разные и противоречивые. Но обо всём по порядку.
Книга, которая понравилась больше всего, - "Я хочу в школу!" Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Когда-то я уже рассказывала о другой их книге - "Время всегда хорошее", которая тоже произвела впечатление. Как часто и учителя, и родители, и ученики, существуя в предлагаемых им обстоятельствах, не видят абсурда и нелепости в происходящем.К сожалению, когда я попросила выпускников, поразмышлять о том, что они бы изменили в нашей школе, то их предложения вообще не касались учебного процесса, хотя я не думаю, что они были довольны им. Вот эта книга и позволяет задуматься: школа, в которой училось и учится большинство из нас, должна ли быть такой, как она есть? Или в ней должно что-то меняться? Меняться кардинально, так чтобы хотя бы нашим внукам действительно хотелось идти в школу. Или это все же несбыточная мечта? Герои книги, обучающиеся в экспериментальной школе, не просто в нее ходили, а буквально жили ею. Но вынуждены оказаться в условиях обычной школы. Смогут ли они социализироваться, выстоять в борьбе с обычным школьным укладом, который показан как абсурдный? Об этом вы и узнаете в книге, заодно и поразмышляете и о себе, если вы -учитель... Мне порой хотелось эту книгу сделать настольным пособием для учителей. Дорогие мои ученики, прочитайте, поделитесь впечатлением.

суббота, 8 июня 2013 г.

Долгожданные результаты

Вот и получены  долгожданные результаты ЕГЭ по русскому языку. Поздравляю вас, ребята! Все успешно перешли порог, и многие из вас показали очень хорошие результаты. Очень хочется верить, что честные, но гложет  червь сомнения в отношении кое-кого...
 От всей души поздравляю Кристину - она просто умница. Поставила рекорд для всего нашего района - набрала 90 баллов. Кристина, я тобой горжусь! Горжусь и Вячеславом, который набрал 84 балла - это второй результат по району. Вашему упорству, ребята, в достижении поставленной цели можно только позавидовать. Вы меня очень порадовали. В итоге средний балл двух классов - 11б и 11в составил 63,9 балла. При том что среднерайонный балл - 54,2. Смею скромно надеяться, что и моя доля в вашем успехе тоже есть.

понедельник, 27 мая 2013 г.

Список книг на лето для учителей

Может ли такое быть? Может, если участвуешь в интернет-фестивале "Летнее чтение - 2013", который проводится в "Сети творческих учителей". Первое задание фестиваля понравилось мне с самого начала: прочитать предложенные книги и написать на них аннотацию. Список такой:

1. М. Аромштам "Когда отдыхают ангелы" (издательство «КомпасГид»)
2. Б. Питцорно "Послушай мое сердце" (издательство «Самокат»)
3. Т. Штрассер "Волна" (издательство «Самокат»)
4. Кэндзиро Хайтани "Взгляд кролика"  (издательство «Самокат»)
5. А. Жвалевский, Е. Пастернак "Хочу в школу!" (издательство «Время»)
6. Роберт Кормье "Шоколадная война" (издательство «Розовый жираф»)
7. Роб Буйе "Все из-за мистера Террапта" (издательство «Розовый жираф»)
8. Энн Файн "Мучные младенцы"(издательство «Самокат»)
9. Питер Гамильтон Рейнольдс "Точка" (издательство «КомпасГид»)
10. Г. Шмидт "Битвы по средам" (издательство «Розовый жираф»)

Замечу, что по мере прочтения книг и их обсуждения с другими участниками фестиваля поток информации о современной литературе все увеличивается. А ведь вы все знаете, как я интересуюсь современной литературой, поэтому с интересом читаю предложенные книги. Прочитала, несмотря на свою загруженность, уже почти 6 книг. Какие? Думаю, вам будет это интересно узнать, но об этом позже. Пока же предлагаю и своим коллегам, и своим ученикам прочитать эти книги.

Пожалуйста, не подумайте, что этим весь список и ограничиться. Нет, в моем учительском списке книг много - по мере прочтения я буду вам о них рассказывать.

Список для чтения летом после 6 класса

Родителям и детям моего любимого класса бывшего 6б, а теперь уже 7б дублирую список книг на лето. Не забывайте, что о своих впечатлениях от прочитанных книг вы можете рассказать прямо в блоге - в комментариях. Попробуем такую форму обмена мнениями о прочитанном!


  1. А.С. Пушкин. «Повести Белкина».
  2. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
  3. И.С.Тургенев. «Записки охотника». «Ася».
  4. А.К.Толстой. «Князь Серебряный»
  5. Л.Н.Толстой. «Детство». «Отрочество». «Юность»
  6. Н.С.Лесков. «Приведения в Инженерном замке»
  7. М.Горький. «Детство». «В людях»
  8. М.Шолохов. «Донские рассказы». «Судьба человека»
  9. В.П.Беляев. «Старая крепость»
  10. А.Приставкин. «Ночевала тучка золотая»
  11. В.Амлинский. «Тучи над городом встали»
  12. Р.Погодин. «Сколько стоит долг»
  13. Н.Дубов. «Мальчик у моря»
  14. В.Шукшин. «Экзамен»
  15. В Крапивин ` Всадники со станции Роса`, `Страха лопухастых островов`, `Мушкетер и фея`.
  16. А.Дюма. «Три мушкетёра» и др.
  17. Р.Сабатини. «Одиссея капитана Блада».
  18. Д.Лондон. «Мексиканец». «Белый клык». «Под палубным тентом» и др.
  19. В.Гюго. «93-й год». «Человек, который смеется» и др.
  20. Г.Р.Хаггард. «Дочь Монтесумы» и др.
  21. Р.Киплинг. «Дьявол и морская бездна»
  22. Фраерман Р. "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви"
  23. Рыбаков А. Трилогия о Кроше
  24. Астафьев В. "Мальчик в белой рубашке"
  25. Сент-Экзюпери А. "Планета людей"  

  26.  Кстати, писать в блог можно не только о книгах из списка, но и о любых других книгах, вами прочитанных. С нетерпением буду ждать ваших отзывов.

Список для чтения летом после 7 класса

Вот он, наш список для чтения летом, составленный семиклассниками.


Список литературы для чтения летом
1.    У.Шекспир''Ромео и Джульетта''
2.    Д.И.Фонвизин ''Недоросль''
3.    Н.М. Карамзин ''Бедная Лиза''
4.    А.С.Пушкин ''Капитанская дочка''
5.    Н.В.Гоголь ''Ревизор''
6.    Ф.М.Достоевский ''Белые ночи''
7.    А.Т.Твардовский ''Василий Теркин''
8.    И.Мытько, А.Жвалевский «здесь вам не причинят никакого вреда»
9.    Ю. Кузнецова. Где папа?
10.              В.Березин. Последний мамонт
11.              В.Каверин «Два капитана»
12.              Д.Даррел. Моя семья и другие звери
13.              В.Алеников «Приключения Петрова и Васечкина» ( выбор Лизы)
14.              Е.Каретникова «Кто живет за стеной» ( от Светы)
15.              М.Шолохов «Донские рассказы» ( выбор Юлии Б.)
16.              Рейчел Уорд «Числа» ( выбор Вики)
17.              Б.Васильев «А зори здесь тихие» ( выбор Ангелины и Димы А.)
18.              В.Сотников «Полуостров сокровищ» ( выбор Юлии С.)
19.              Ю.Бондарев «Горячий снег» ( выбор Сергея)
20.              К.Булычев «Сто лет тому вперед» ( выбор Карины)
21.              В.Астафьев «Мальчик в белой рубахе» ( выбор Тимура)
22.              Ж.Верн «Дети капитана Гранта» ( выбор Виолетты)
23.              Зуфар Фархутдинов «Тайна стоит смерти» ( выбор Ирины)
24.              М.Поляков «Тайная война» ( выбор Ксении)
25.              В.Крапивин. Повести ( выбор Беслана)

Напоминаю вам, ребята, что по мере прочтения книг Вы можете вести свой читательский дневник прямо здесь, в комментариях.  Приятного вам чтения!

пятница, 17 мая 2013 г.

Составляем список для чтения летом вместе!

Мои дорогие семиклассники! Предлагаю вам поучаствовать в составлении списка  книг для чтения летом. Пусть у нас получится список именной: книги, заинтересовавшие твоих друзей, прочитанные Юлей или Сергеем, читать всегда интереснее. Прошу вас в комментариях написать автора и название книги, которую вы советуете прочитать другим, и коротко ее охарактеризовать ( почему вы ее выбрали, чем она может заинтересовать). Комментарии можно оставлять как анонимный посетитель, но  обязательно писать свое имя. Давайте вместе составим список книг для чтения ! Кстати, я уже в поиске интересных книг для вас.

Одиннадцатиклассникам

Он все ближе - этот страшный день ЕГЭ! Но все так хотят вам помочь. Перейдя по этой ссылке, вы получите возможность зарегистрироваться для участия в бесплатном вебинаре, посвященном подготовке к ЕГЭ. Буду смотреть вместе с вами, потом обсудим. У нас всё получится!

среда, 8 мая 2013 г.

"Читаем детям о войне"

Вчера я выступала организатором акции "Читаем детям о войне" в своей школе. Эту Международную акцию организовала Самарская областная детская библиотека. Приурочена эта акция была, конечно, к дню 9 мая - празднику нашей Победы. Я считаю, что хороши любые формы приобщения детей к литературе, поэтому с удовольствием участвую в таких мероприятиях. Я немного изменила предложенный библиотекой сценарий проведения данного мероприятия - не было у нас торжественного открытия, но главное ведь в другом - вспомнить о той Великой и Страшной войне, прочитать о ней. В трех классах я рассказывала о блокаде Ленинграда  и читала рассказ Юрия Яковлева "Девочки с Васильевского острова". Нашла этот рассказ по подсказке журнала "Литература в школе". Хотя мои ученики всегда любят, когда им читают вслух, но в этот раз тишина в классе была такая... И тишина после того, как я закончила читать. В глазах многих стояли слезы. Нет, не все еще потеряно. Надо, надо проводить такие акции. Вглядитесь в глаза моих ребят на уроке. Такими серьезными их можно увидеть редко.
И как все это контрастировало с поведением ребят во время большого мероприятия... Значит, нужны другие формы воспитания патриотизма.
Спасибо Самарской библиотеке за акцию "Читаем детям о войне"!

А  о том, что еще я делала вместе с ребятами к этому празднику, можно прочитать на странице "Мой любимый класс".

четверг, 25 апреля 2013 г.

Определяем проблему текста


Вглядитесь в это лицо. Мудрость,терпение к людским слабостям, грустная ирония - всё это есть во взгляде. Это Валентин Распутин. Сегодня я предлагаю вам прочитать отрывок из  его рассказа. Я всегда удивляюсь, почему его произведений так мало в школьной программе? Ведь все с удовольствием читают его замечательный рассказ "Уроки французского", волнуют школьников и проблемы, поднимаемые автором в повести "Живи и помни", почти всегда большой интерес вызывает рассказ "Женский разговор", который я обычно читаю в классе. Вот и сегодня рассказ "Век живи - век учись", написанный в 1981 году, но не теряющий своей актуальностии по сей день, как и положено настоящей литературе.

Текст №6
Саня спустился, заставил себя умыться, вытер лицо рукавом рубашки и, замерев, прислушался. Все вокруг затаенно жило своей отдельной, не сходящейся в одно целое, жизнью: так же пошумливал в верхушках деревьев вялый, прерывистый ветер, слабо шевелилась с облизывающимся причмокиванием вода, пестрела, отдавая теплом, россыпь камней на берегу, плавали в воздухе над водой с резким моторным звуком круглые черные жуки. Сверху доносились неразборчивые и недружелюбные голоса дяди Володи и Митяя. Когда Саня подошел, они смолкли. 
 Рюкзак сполз с ведра, и оно, обвязанное сверху тряпкой, выделялось в темноте резкой, раздражающей глаз белизной. Саня не поленился и прикрыл ведро.

- Ну и что ты собираешься делать с этой ягодой? - вдруг спросил дядя Володя, спросил негромко, но как-то значительно, с ударением.
- Не знаю,- пожал плечами Саня. Он решил, что дядя Володя спрашивает потому, что не уверен, сумеет ли он, Саня, обработать без взрослых ягоду.Сварю, наверно, половину... половину истолку.
- Нельзя ее варить,- решительно и твердо сказал дядя Володя. И еще решительней добавил: - И есть ее нельзя.
- Почему?
- Кто, какой дурак берет ягоду в оцинкованную посуду? Да еще чтоб ночевала! Да такая ягода!
Саня ничего не понимал: какая такая особая ягода? При чем здесь ночевала? Что такое оцинкованное? Шутит, что ли, дядя Володя?
Митяй не сразу, с какой-то излишней задумчивостью и замедленностью поднялся, нагнулся над Саниным рюкзаком и стащил с ведра тряпку. И увидел ведро действительно оцинкованное.
- Ты, гад!..- оборачиваясь к дяде Володе, начал он.- Ты что же это делаешь, а? Ты что же это?..- Он двинулся к дяде Володе, тот вскочил.- Ведь ты же видал, ты знал, ты, главно, там видал! И дал парню набрать, дал ему вынести - ну, не гад ли, а?! Я тебя!..
- Только тронь! - предупредил дядя Володя, отскакивая, и закричал: - А ты не видал? Ты там не видал? Ты не знал? Чего ты ваньку валяешь? Оно на виду, оно открытое стояло! Ты что, маленький?!
Митяй опешил и остановился.
- Да видал! Видал! - завопил он.- Знал! Но у меня, главно, из головы вон. Я смотрел и не видел. А ты, гад, ждал. Я забыл, совсем забыл! 

- Больше не забудешь. Учить вас надо. И парень всю жизнь будет помнить.
Митяй заметался, словно что-то подыскивая под ногами, на глаза ему попалось ведро с открытой ягодой,- решительно и вне себя он выхватил это ведро из рюкзака и резким и быстрым движением вымахнул из него ягоду под откос. Она зашелестела, скатываясь, и затихла.
  - Митяй, ты что?! - вскочил до того сидевший и все еще ничего не понимавший Саня.- Зачем ты, Митяй?! Зачем?!
- Нельзя, Саня,- торопливо и испуганно забормотал Митяй, и сам пораженный той решимостью, с которой он расправился с ягодой.- Нельзя. Она, главно, за ночь сок дала... сам отравишься и других... никак нельзя в оцинкованное... Ну, идиот я, ну, идиот. От и до. Ходи с таким идиотом...
Он сел и затих. Саня подобрал ведро и поставил его в рюкзак, потом аккуратно, со странной внимательностью следя за собой, как за посторонним, застегнул рюкзак на все застежки.
- Теперь, дядечка Володечка, ходи и оглядывайся,- неожиданно спокойно сказал Митяй.- Такое гадство в тайгу нести... мало тебе поселка?!
- Сядешь,- так же спокойно ответил дядя Володя.- Сидел и еще сядешь.
- А я об тебя руки марать не буду,- уверенно и как дело решенное заявил Митяй.- На тебя первая же лесина сама свалится, первый же камень оборвется. Вот увидишь. Они такие фокусы не любят... ой, не любят!
Стал слышен стукоток поезда.
...Сане снились в эту ночь голоса. Ничего не происходило, но на разные лады в темноту и пустоту звучали в нем разные голоса. И все они шли из него, были частью его растревоженной плоти и мысли, все они повторяли то, что в растерянности, в тревоге или в гневе мог бы сказать он. Он узнавал и то, что мог бы сказать через много-много лет. И только один голос произнес такое, такие грязные и грубые слова и таким привычно-уверенным тоном, чего в нем не было и никогда не могло быть.
Он проснулся в ужасе: что это? кто ото? откуда в нем это взялось?