суббота, 8 августа 2015 г.

Август, книги...

Август терпкий, сладкий тоже, 
ночь длиннее и печальней, 
потому что каплет дождик, 
как сквозь ситечко для чая. 
Шёл я с голубиной почты, 
словно бы в рассказах Хэма; 
видел пресеченье ночи 
и держал во рту вкус джема. 
Есть особенный блеск в ветках, 
хоть они и стали тише; 
И уходит это лето, 
Как любовь к герою книжки. 

Виктор Смирнов.

пятница, 7 августа 2015 г.

Нужно ли читать в школе современную детскую литературу?

Выступление на конференции в рамках  районного «Дня учителя литературы» 2015 год

Тему своего выступления я после долгих размышлений определила именно так. И не подумайте, что ответ на этот вопрос однозначно положительный, нет, всё не так просто. Мое глубокое убеждение состоит в том, что интерес к чтению возникает в том случае, если ребенком руководит удовольствие, если он читает, чтобы удовлетворить живое любопытство, если то, что ребенок читает, ему понятно и близко. Современная школьная программа построена на произведениях 19 и 20 века, т.е. времени, которое сегодняшние школьники определяют как прошлый век. Да и среди произведений ХХ века самые поздние по написанию относятся к 70-м годам ХХ века. К сожалению, эти произведения требуют дополнительных усилий со стороны ребенка для понимания и зачастую интереса не вызывают, хотя необходимость их изучения я нисколько не ставлю под сомнение. Считаю, что в круге чтения школьников обязательно должны быть современные произведения. Но здесь у учителя могут возникнуть трудности и проблемы.
Во-первых, нужно помнить о Законе РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 01.09.2012 года. Ведь если в книгах содержится информация, которая «представляет угрозу их жизни и здоровью», «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям» и т.д., то учитель может и поплатиться за свое желание знакомить с современной литературой, ведь даже классическая литература при рассмотрении под определенным углом зрения может противоречить этому закону. Конечно, издательства в соответствии с законом маркируют свои книги, но здесь способом разрешения сложившейся ситуации является умение учителя взаимодействовать с родителями, умение привлечь родителей на свою сторону, степень доверия учителю со стороны родителей.
Во-вторых, учитель, погруженный в школьную программу, часто не владеет информацией о современной литературе для детей и подростков. При желании информации можно найти много. Это и навигатор по детской литературе «Кидридер», и журнал «Переплет», и сайт «Папмамбук», и сайты детских издательств «Розовый жираф», «Самокат», сайты литературных премий для детей, например, «Книгуру».

В-третьих, большим препятствием для организации процесса ознакомления с современной литературой является отсутствие бумажных книг. Но современные ученики уже готовы к работе с электронными книгами и даже отдают предпочтение таким формам. Предлагая ученикам прочитать какую-то книгу, я стараюсь иметь электронную версию книги, чтобы предложить ее, или дать ссылку на относительно безопасную электронную библиотеку. Более того, сейчас я формирую электронную библиотеку в классе, в школьном компьютере.
Продолжение завтра

Звезды, август


Август бродит старым князем,
 Слезы звезд роняя наземь.
 Влажны утром, влажны к ночи
 Затуманенные очи.
 Август, ветреный гулена!
 Ярок твой кафтан зеленый,
 Но постойте, ах, взгляните,
 Как в нем много желтых нитей!

 Август, что с тобою сталось?
 Август, может, это старость?
 Он ответит, негодуя:
 `Осень, рыжая колдунья,
 Подкралась, подсторожила,
 Наплела-наворожила
 И обрушилась ненастьем,
 Над которым я не властен...`

 Август мрачен и растерян.
 Август свой бросает терем
 И, очами вспыхнув грозно,
 Он взмывает прямо к звездам.
 Там, за облачной грядою,
 Сам становится звездою
 И просвечивает скупо
 Сквозь небесный черный купол...

 В.Егоров

четверг, 6 августа 2015 г.

Стихи и август

АВГУСТ. Борис Пастернак
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство»

среда, 5 августа 2015 г.

Август. любовь, разлука

АВГУСТ. Инна Гофф
Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.
Отчего же тоска тебя гложет,
Отчего ты так грустен со мной,
Разве в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной?
Что сбывается ранней весной.
За окошком краснеют рябины,
Дождь в окошко стучит без конца.
Ах, как жаль, что иные обиды
Забывать не умеют сердца!
Не напрасно тоска тебя гложет,
Не напрасно ты грустен со мной,
Видно, в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной?
Что сбывается ранней весной.
Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.
Как когда-то мне нравился ты.

вторник, 4 августа 2015 г.

Что вы читаете на этой неделе?

Два понедельника в моей читательской эстафете пришлось пропустить: лето, море,  сознательное отсутствие Интернета... А вчера пропал не только Интернет, но и электричество... Поэтому мой пост о том, что я читаю на этой неделе, уже выходит во вторник.
Сначала о том, что прочитала... Читала я на удивление мало - мозг запросил передышки... Поэтому почти за три недели я не очень далеко продвинулась...

1. Дочитала трилогию Керстин  Гир "Таймлесс". Понятно, чем книга привлекает подростков, но финал меня просто разочаровал: все эти приключения и злоключения, которые случаются с героями, все труды многих людей, которые верили в то, что помогают спасти мир от болезней и других напастей, помогли всего лишь одному человеку стать бессмертным... Как-то мелко и эгоистично...
2. Алексей Варламов "Мысленный волк". Когда-то на меня огромное впечатление оказала повесть Варламова "Рождение". Новое произведение тоже заставляет не только о многом задуматься, но и прочитать, например, книгу этого же автора о Пришвине, ведь один из героев явно имеет прототипом этого писателя, но вот насколько это биографично? Хочется почитать и критиков, и отзывы других читателей, в общем, обсудить... Произведение в этом году выдвинуто на премию "Большая книга".
3. Прочитала еще два произведения, представленных на конкурс "Новая детская книга". В номинации "Мир фэнтези"  была представлена книга Ирины Ширяевой "Флакон с двойным дном", которая позже с конкурса была снята, т.к. нашелся издатель для нее. Вроде бы обычная история о перемещениях во времени. Девочка-десятиклассница попадает удивительным образом в из 2015 в 1912... Помогают ей в этом, как понятно, из названия, духИ. Есть и обычная для таких книг история о первой любви. Но на общем фоне в этой книге меня привлек познавательный аспект, связанный с литературой. В прошлом героине предстоит встретиться с Гумилёвым, услышать Маяковского, увидеть Ахматову... Интересна и линия, связанная с духами. Но меня покоробил язык произведения:всего два примера: "Яна с досадой поморщилась и выглянула в окно кухни. Ну, так и есть: опять снимают «Улицы разбитых фонарей». Или какую-то подобную питерскую хрень про ментов. Типичный двор-колодец Яниного дома киношники облюбовали давно и всерьёз." "Там и сям мелькали чумазые оборванные беспризорники. Время от времени они подбегали к вихлястому парню со шныряющим взглядом. Пальтишко у него было напялено прямо поверх майки. На худой шее с острым кадыком болтался узкий шарф, больше похожий на бинт. Зато во рту блеснула золотая фикса."
Меня количество слов низкого стиля коробит, хотя я понимаю стремление автора приблизиться к молодежному сленгу. В общем и  целом книга у меня получила зачёт, и если бы ее не сняли с голосования, я бы за нее однозначно проголосовала.

4. Еще одно произведение - Эльвира Смелик "Полный ноль". Понравилось... Подробнее позже.

Читаю на этой неделе. Опять выходит список большой, потому что читаю понемногу разного:
1. Александр Дюма. Три мушкетера.
2. Ремарк Триумфальная арка.
3. Наиль Измайлов. Убыр.
4. Стоунер
5. Л.Н.Толстой "Война и мир".
6. Гузель Яхина "Зулейка открывает глаза"
7-9. Три произведения из шорт-листа "Новой детской книги", написанные мужчинами: Сергей Потёмник "Законодержец", Алексей Лисаченко "Правдивые истории про Митю Печенкина и его друзей", Белобров-Попов "Черная репа".

А что Вы читаете на этой неделе?

Астры, август...


Еще одно   грустное стихотворение про август.

АВГУСТ. Иннокентий Анненский

Еще горят лучи под сводами дорог,
Но там, между ветвей, все глуше и немее:
Так улыбается бледнеющий игрок,
Ударов жребия считать уже не смея.
Уж день за шторами. С туманом по земле
Влекутся медленно унылые призывы...
А с ним всё душный пир, дробится в хрустале
Еще вчерашний блеск, и только астры живы...
Иль это - шествие белеет сквозь листы?
И там огни дрожат под матовой короной,
Дрожат и говорят: "А ты? Когда же ты?"-
На медном языке истомы похоронной...
Игру ли кончили, гробница ль уплыла,
Но проясняются на сердце впечатленья;
О, как я понял вас: и вкрадчивость тепла,
И роскошь цветников, где проступает тленье...


понедельник, 3 августа 2015 г.

Стихи про август

Продолжаем читать стихи про август. 

Константин Бальмонт
АВГУСТ. 
Сонет. 
Как ясен август, нежный и спокойный,
Сознавший мимолетность красоты.
Позолотив древесные листы,
Он чувства заключил в порядок стройный.
В нем кажется ошибкой полдень знойный,-
С ним больше сродны грустные мечты,
Прохлада, прелесть тихой простоты
И отдыха от жизни беспокойной.
В последний раз, пред острием серпа,
Красуются колосья наливные,
Взамен цветов везде плоды земные.
Отраден вид тяжелого снопа,
А в небе журавлей летит толпа
И криком шлет "прости" в места родные.
1894

воскресенье, 2 августа 2015 г.

Стихи и август

Вот была у меня мечта- каждый день читать по одному стихотворению. Что же тут такого сложного, скажете вы? Но мне просто хотелось и новых авторов, и новых стихов, чтобы открыл  и читай. Я подумала, а вдруг я не одна такая? Собрала стихи про август (их, оказывается, много) и каждый день буду по одному публиковать. Вот и будет моя подборка стихов про август... Читайте стихи вместе со мной!

АВГУСТ. Белла Ахмадулина
Так щедро август звёзды расточал.
Он так бездумно приступал к владенью,
и обращались лица ростовчан
и всех южан - навстречу их паденью.
Я добрую благодарю судьбу.
Так падали мне на плечи созвездья,
как падают в заброшенном саду
сирени неопрятные соцветья.
Подолгу наблюдали мы закат,
соседей наших клавиши сердили,
к старинному роялю музыкант
склонял свои печальные седины.
Мы были звуки музыки одной.
О, можно было инструмент расстроить,
но твоего созвучия со мной
нельзя было нарушить и расторгнуть.
В ту осень так горели маяки,
так недалёко звёзды пролегали,
бульварами шагали моряки,
и девушки в косынках пробегали.
Всё то же там паденье звёзд и зной,
всё так же побережье неизменно.
Лишь выпали из музыки одной
две ноты, взятые одновременно.