Для восьмиклассников размещаю текст, над которым надо поработать, вопросы. Материалы взяты из презентации Егораевой Т.Л.
(1)Аннушка работала больничным клоуном. (2)Раз в неделю
она с другими волонтерами приезжала в больницу и развлекала тяжело больных
детей, которые жили там месяцами. (3)Играла с ними, разучивала смешные стихи, и
детишки, всей душой привязавшись к ней, с нетерпением ждали свою Нюшу, как она
им представилась.
(3)Родители и врачи не всех
детей отпускали играть с клоунами:
многим ребятам было запрещено волноваться, испытывать сильные, пусть даже
радостные эмоции, потому что болезни могли дать осложнения.
(4)В ноябре больных, к счастью,
было совсем мало. (5)Вот и в этот раз в
игровую комнату пришли всего пятеро. (6)Среди них, как всегда, был Гришка – худенький и бледный мальчик лет
десяти на вид. (7)Он не мог играть в подвижные игры, потому что вынужден был
всегда таскать за собой железную стойку с капельницей, из которой по капельке
струилась в его слабенький организм жизнь. (8)Гришка называл стойку «жирафом» и
повязывал на нее свой желтый в клетку шарф, наверное, чтобы «жираф» не
простудился. (9)Мальчишка всегда
держался в стороне и никогда не
смеялся. (10)Старшая медсестра, горестно
вздохнув, так и сказала Нюше однажды: «Вон тот играть с вами вряд ли будет, и
не старайтесь его развеселить. (11)Семи пядей во лбу мальчишка, и было бы
здорово, если бы он тоже радовался, но Гришенька как-то сам по себе. (12)Будет просто со стороны наблюдать».
(13)Потому Нюша и удивилась, когда
мальчик в перерыве между играми подошел к ней и попросил выйти с ним ненадолго
в коридор – «что-то важное узнать».
(14)Они вышли из игровой, прикрыв
за собой дверь, и встали у окна.
(15)- Нюша, тебе не страшно?
(16)- А чего мне бояться?
(17)- Что ты однажды придешь, а меня не будет с детьми.
(18)- Значит, я пойду в твою палату искать тебя!
(19)- И в палате меня тоже не будет.
(20)- Тогда я пойду искать тебя к большому окну у столовой, где ты любишь стоять.
(21)- И у окна не будет. (22)И в другой игровой комнате не будет. (23)Ты не боишься, что однажды ты придешь, а меня насовсем нет?
(24)- Значит, я буду знать, что тебя выписали…
(25)- С жирафом, - Гришка кивнул на стойку с капельницей, – уже не выпишут.
(16)- А чего мне бояться?
(17)- Что ты однажды придешь, а меня не будет с детьми.
(18)- Значит, я пойду в твою палату искать тебя!
(19)- И в палате меня тоже не будет.
(20)- Тогда я пойду искать тебя к большому окну у столовой, где ты любишь стоять.
(21)- И у окна не будет. (22)И в другой игровой комнате не будет. (23)Ты не боишься, что однажды ты придешь, а меня насовсем нет?
(24)- Значит, я буду знать, что тебя выписали…
(25)- С жирафом, - Гришка кивнул на стойку с капельницей, – уже не выпишут.
(26) Гришка смотрел на Нюшу не
мигая, и она, не в силах выдержать
взгляда этих ждущих только честного ответа глаз, попятилась к окну, села на подоконник и, легонько
притянув мальчика к себе, осторожно
обняла его.
(27)- Гриш…
(27)- Гриш…
(28)В пустом прохладном коридоре они были
одни, и свет остывающего, слабеющего ноябрьского солнца проникал в коридор лишь
на пару метров. (29)Нюша представила:
если бы вдруг здание больницы разрезали надвое, то в самой середине
получившегося среза все люди увидели бы их – Нюшу, Гришку и жирафа, спасающихся
от длинного коридора темноты в сужающемся солнечном луче. (30)И Нюша вдруг
поняла: и солнце вот-вот уйдет, и она
вот-вот уйдет, и все люди уйдут, а Гришка останется. (31)Один на один с
подкрадывающейся к его худеньким плечикам
страшной тьмой.
(32)И тогда Нюша начала говорить твердо и громко, чтобы ее голос был слышен даже в самом дальнем и самом темном углу коридора:
(32)И тогда Нюша начала говорить твердо и громко, чтобы ее голос был слышен даже в самом дальнем и самом темном углу коридора:
(33)- Такой день, когда я приду,
а тебя насовсем не будет, никогда не наступит! (34)Потому что ты будешь всегда!
(35)Никто и никогда, послушай! (36)Никто и никогда не исчезает насовсем,
пока…пока… пока он смеется в чьем-то сердце!
(37)Предательский комок в горле
заставил Нюшу всхлипнуть неожиданно
громко, отчего Гришка вздрогнул и испуганно отпрянул от нее. (38)Девушка отвернулась, поспешно, по-детски
- ладошками – вытерла слезы и посмотрела на него.
(39)- Ойёёоой! (40)Какая ты… – мальчик словно не мог подобрать слова.
(41)- Какая ты! (42)Как…енот!
(43)И тут Гришка
засмеялся. (44)Зашелся никем раньше в больнице не слыханным первым звонким хохотом. (45)Рука, которой он держался за жирафа,
тряслась, а с ней трясся и жираф, тонко
звеня, словно вторя задорному смеху мальчика.
(46)Ничего не понимая, Нюша
посмотрела на свое отражение в стекле окна. (47)Вытирая слезы, она размазала
потекшую тушь одинаковыми полосками от глаз куда-то к ушам и действительно
походила на отчаянного енота, только что выигравшего схватку с самым хищным зверем.
(48)Открылась дверь игровой, и в
проеме появилась старшая медсестра. (49)Наверное, она хотела что-то спросить,
но не успела. (50)Она увидела смешную
Нюшу-енота, увидела рядом с ней трясущихся от смеха Гришку и жирафа, и –
«Гришка смеется!» - сама залилась
счастливым смехом. (51)В коридор
высыпали все, кто был в комнате. (52)И смех светлым вихрем пронёсся по всем
углам, подхватив и ошарашенную Нюшу.
(53)А Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать.
(53)А Гришка хохотал от души и не мог ни о чем думать.
(54)Все, что ему хотелось, - хохотать и хохотать дальше, так же легко,
так же заразительно и громко, и ему было радостно, что с ним смеются и другие
дети. (55)И ему теперь было совсем не страшно. (56)Потому что он смеялся в сердце каждого, а они смеялись в его
сердце. (57)А это значило, что никто из них
отныне никогда уже не исчезнет насовсем… (По
Павловой О.)
Работаем с текстом. Автор – образ Гришки.
•
Какие тропы использует автор для создания зрительного образа Гришки?
•
Как изобразительные возможности словообразования помогают понять физическое состояние мальчика?
•
С помощью каких лексических средств автор сумел передать его душевное состояние?
•
Какие качества мальчика
проявляются в диалоге с Нюшей?
•
Каковы характерные особенности его речи?
•
Какова роль односоставных предложений в диалоге?
•
Какие лексические и синтаксические средства использует автор, чтобы
нарисовать картину трагического одиночества мальчика после предполагаемого
ухода Нюши?
•
Какие изобразительные возможности морфологии помогают увидеть в тексте
настроение мальчика?
•
Каков смысл повтора синтаксических конструкций в речи Гришки?
•
Какие приёмы звуковых изобразительных ресурсов русского языка использует
автор и какова их роль в тексте?
•
Почему предпоследний абзац представлен только одним предложением?
•
Какие языковые средства помогают определить авторское отношение к Гришке?
Работаем с
текстом. Автор – образ Нюши.
•
Какое ёмкое лексическое средство в первом абзаце используется автором для создания
характеристики Нюши?
•
Почему, рассказывая о работе Нюши в больнице, автор использует глаголы несовершенного вида
прошедшего времени?
•
Почему монолог Нюши выделен автором в отдельный абзац?
•
Какова функция пунктуационных знаков в монологе Нюши?
•
Объясните роль лексических повторов в монологе девушки.
•
Найдите в монологе Нюши сложноподчинённые предложения, определите разряд
придаточных. Какова их грамматическая роль?
•
С помощью слов какой части речи автор создаёт картину детально
подчеркнутых действий Нюши?
•
Какие средства языковой выразительности наиболее полно передают отношение
автора к героине рассказа?
•
Дайте характеристику синтаксических особенностей речи Нюши. Объясните,
какова их роль.
•
Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных
предложений и их экспрессивных возможностях в передаче душевного состояние
Нюши.
Какие тропы, использованные автором в
характеристике Нюши, помогают достичь художественного эффекта?
Работаем с текстом. Автор – персонажи рассказа.
•
Назовите мысли и чувства персонажей рассказа, которые прямо не названы, но предполагаются в содержании
текста.
•
Как речь медсестры участвует в
создании её художественного образа, помогает
передать характер?
•
Какие события выражают глаголы повелительного и условного наклонений в
монологе медсестры?
•
Проанализируйте указанный фрагмент текста с точки зрения его
синтаксических особенностей. Определите, какие фигуры речи помогают увидеть авторское
отношение к персонажам и изображаемому.
•
Найдите в указанном фрагменте однокоренные слова. Какую мысль автора они
помогают понять?
•
Какую роль выполняют в тексте вводные слова?
•
Найдите в тексте конструкции, осложняющие предложение. Охарактеризуйте их
по значению, функции.
•
Обоснуйте выделение указанных абзацев в тексте.
•
Укажите абзац, в котором наиболее явно отражена авторская позиция.
Комментариев нет:
Отправить комментарий