среда, 4 декабря 2013 г.

Пишем сочинение на лингвистическую тему (для восьмиклассников)

Для восьмиклассников размещаю текст, над которым надо поработать, вопросы. Материалы взяты из презентации Егораевой Т.Л.

               (1)Аннушка  работала больничным клоуном. (2)Раз в неделю она с другими волонтерами приезжала в больницу и развлекала тяжело больных детей, которые жили там месяцами. (3)Играла с ними, разучивала смешные стихи, и детишки, всей душой привязавшись к ней, с нетерпением ждали свою Нюшу, как она им представилась.
              (3)Родители и врачи не всех детей  отпускали играть с клоунами: многим ребятам было запрещено волноваться, испытывать сильные, пусть даже радостные эмоции, потому что болезни могли дать осложнения.
           (4)В ноябре больных, к счастью, было  совсем мало. (5)Вот и в этот раз в игровую комнату пришли всего пятеро. (6)Среди них, как всегда,  был Гришка – худенький и бледный мальчик лет десяти на вид. (7)Он не мог играть в подвижные игры, потому что вынужден был всегда таскать за собой железную стойку с капельницей, из которой по капельке струилась в его слабенький организм жизнь. (8)Гришка называл стойку «жирафом» и повязывал на нее свой желтый в клетку шарф, наверное, чтобы «жираф» не простудился.  (9)Мальчишка всегда держался в стороне  и никогда не смеялся.  (10)Старшая медсестра, горестно вздохнув, так и сказала Нюше однажды: «Вон тот играть с вами вряд ли будет, и не старайтесь его развеселить. (11)Семи пядей во лбу мальчишка, и было бы здорово, если бы он тоже радовался, но Гришенька как-то сам по себе.  (12)Будет просто со стороны наблюдать».
             (13)Потому Нюша и удивилась, когда мальчик в перерыве между играми подошел к ней и попросил выйти с ним ненадолго в коридор – «что-то важное узнать».
            (14)Они вышли из игровой, прикрыв за собой дверь, и встали у окна.    
        (15)- Нюша, тебе не страшно?
(16)- А чего мне бояться?
(17)- Что ты однажды придешь, а меня не будет с детьми.
(18)- Значит,  я пойду в твою палату искать тебя!
(19)- И в палате меня тоже не будет.
(20)- Тогда я пойду искать тебя к большому окну у столовой, где ты любишь стоять.
(21)-  И у окна не будет. (22)И в другой игровой комнате не будет. (23)Ты не боишься, что однажды ты придешь, а меня насовсем нет?
(24)- Значит, я буду знать, что тебя выписали…
(25)- С жирафом, - Гришка кивнул на стойку с капельницей, – уже не выпишут.
           (26) Гришка смотрел на Нюшу не мигая,  и она, не в силах выдержать взгляда этих ждущих только честного ответа глаз, попятилась  к окну, села на подоконник и, легонько притянув  мальчика к себе, осторожно обняла его.
(27)- Гриш…
 (28)В пустом прохладном коридоре они были одни, и свет остывающего, слабеющего ноябрьского солнца проникал в коридор лишь на пару метров.  (29)Нюша представила: если бы вдруг здание больницы разрезали надвое, то в самой середине получившегося среза все люди увидели бы их – Нюшу, Гришку и жирафа, спасающихся от длинного коридора темноты в сужающемся солнечном луче. (30)И Нюша вдруг поняла: и солнце вот-вот  уйдет, и она вот-вот уйдет, и все люди уйдут, а Гришка останется. (31)Один на один с подкрадывающейся к его худеньким плечикам  страшной тьмой.
        (32)И тогда Нюша начала говорить твердо и громко, чтобы ее голос был слышен даже в самом дальнем и самом темном углу коридора: 
              (33)- Такой день, когда я приду, а тебя насовсем не будет, никогда не наступит! (34)Потому что ты будешь всегда! (35)Никто и никогда, послушай! (36)Никто и никогда не исчезает насовсем, пока…пока… пока он смеется в чьем-то сердце!
             (37)Предательский комок в горле заставил  Нюшу всхлипнуть неожиданно громко, отчего Гришка вздрогнул и испуганно отпрянул от нее.  (38)Девушка отвернулась, поспешно, по-детски - ладошками – вытерла слезы и посмотрела на него.
        (39)- Ойёёоой! (40)Какая ты… – мальчик словно не мог подобрать слова. (41)- Какая ты! (42)Как…енот!
              (43)И тут Гришка засмеялся. (44)Зашелся никем раньше в больнице не слыханным первым  звонким хохотом.  (45)Рука, которой он держался за жирафа, тряслась, а с ней трясся  и жираф, тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика.
           (46)Ничего не понимая, Нюша посмотрела на свое отражение в стекле окна. (47)Вытирая слезы, она размазала потекшую тушь одинаковыми полосками от глаз куда-то к ушам и действительно походила на отчаянного енота, только что выигравшего схватку с самым хищным зверем.
              (48)Открылась дверь игровой, и в проеме появилась старшая медсестра. (49)Наверное, она хотела что-то спросить, но не успела.  (50)Она увидела смешную Нюшу-енота, увидела рядом с ней трясущихся от смеха Гришку и жирафа, и – «Гришка смеется!» -  сама залилась счастливым смехом.  (51)В коридор высыпали все, кто был в комнате. (52)И смех светлым вихрем пронёсся по всем углам, подхватив и ошарашенную Нюшу.
       (53)А Гришка хохотал  от души и не мог ни о чем думать. 
              (54)Все, что ему хотелось,  - хохотать и хохотать дальше, так же легко, так же заразительно и громко, и ему было радостно, что с ним смеются и другие дети. (55)И ему теперь было совсем не страшно. (56)Потому что он смеялся  в сердце каждого, а они смеялись в его сердце. (57)А это значило, что никто из них  отныне никогда уже не исчезнет насовсем…                                       (По Павловой О.)

      



 Работаем с текстом. Автор – образ Гришки.
        Какие тропы использует автор для создания зрительного        образа Гришки?
        Как изобразительные возможности словообразования        помогают понять  физическое состояние мальчика?
        С помощью каких лексических средств автор сумел         передать его душевное состояние?
        Какие  качества мальчика проявляются в диалоге с Нюшей?
        Каковы характерные особенности его речи?
        Какова роль односоставных предложений в диалоге?
        Какие лексические и синтаксические средства использует автор, чтобы нарисовать картину трагического одиночества мальчика после предполагаемого ухода Нюши?
        Какие изобразительные возможности морфологии помогают увидеть в тексте настроение мальчика?
        Каков смысл повтора синтаксических конструкций в речи Гришки?
        Какие приёмы звуковых изобразительных ресурсов русского языка использует автор и какова их роль в тексте?
        Почему предпоследний абзац представлен только одним предложением?
        Какие языковые средства помогают определить авторское отношение к Гришке?

Работаем с текстом. Автор – образ Нюши.
        Какое ёмкое лексическое средство в первом абзаце        используется автором для создания характеристики Нюши?
        Почему, рассказывая о работе Нюши в больнице, автор         использует глаголы несовершенного вида прошедшего времени?
        Почему монолог Нюши выделен автором в отдельный абзац?
        Какова функция пунктуационных знаков в монологе Нюши?
        Объясните роль лексических повторов в монологе девушки.
        Найдите в монологе Нюши сложноподчинённые предложения, определите  разряд  придаточных. Какова их грамматическая роль?
        С помощью слов какой части речи автор создаёт картину детально подчеркнутых действий Нюши?
        Какие средства языковой выразительности наиболее полно передают отношение автора к героине рассказа?
        Дайте характеристику синтаксических особенностей речи Нюши. Объясните, какова их роль.
        Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений и их экспрессивных возможностях в передаче душевного состояние Нюши.
Какие тропы, использованные автором в характеристике Нюши, помогают достичь художественного эффекта?

Работаем с текстом.  Автор – персонажи рассказа.

        Назовите мысли и чувства персонажей рассказа, которые прямо не  названы, но предполагаются в содержании текста.
        Как  речь медсестры участвует в создании её художественного  образа, помогает передать характер?
        Какие события выражают глаголы повелительного и условного наклонений в монологе медсестры?
        Проанализируйте указанный фрагмент текста с точки зрения его синтаксических особенностей. Определите, какие фигуры речи помогают увидеть авторское отношение к персонажам и изображаемому.
        Найдите в указанном фрагменте однокоренные слова. Какую мысль автора они помогают понять?
        Какую роль выполняют в тексте вводные слова?
        Найдите в тексте конструкции, осложняющие предложение. Охарактеризуйте их по значению, функции.
        Обоснуйте выделение указанных абзацев в тексте.
        Укажите абзац, в котором наиболее явно отражена авторская позиция.


Комментариев нет:

Отправить комментарий