пятница, 28 ноября 2014 г.

Анализ сочинений в ходе апробации

Всего в апробации сочинения участвовали 83 человека из 6 школ района. 
На апробации для сочинения были предложены 3 темы, одна из которых соответствовала предложенным ранее открытому тематическому направлению, а две другие темы даны вне открытых тематических направлений, но формулировки соответствовали заявленному ранее подходу:
004. Какие произведения М.Ю.Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу?
018. Можно ли обойтись без книг?
030. Почему важно уметь сострадать другому?
Для того, чтобы сочинение получило общий зачёт, необходимо выполнить следующие условия:
·        Объем сочинения – не менее 250 слов;
·        Получение зачёта по первому и второму критерию обязательно;
·        Получение дополнительного зачёта по одному из трех других критериев.
Результаты выполнения в разрезе школ:
ОУ
Всего писало
Зачёт
Незачёт

43
28
15

5
4
1

3
3
0

4
3
1

20
14
6

8
7
1

Первое, на что следует обратить внимание, - учащиеся не выдерживают заданный объем в 350 слов. Конечно, только работа, в которой менее 250 слов, будет оцениваться нулем баллов, автоматический незачёт, но, как правило, работы, объем которых меньше 350 слов, не получают зачёта по другим критериям. Ученики должны стремиться к объему в 350 слов. Менее 250 слов было в 4 работах.
Критерий 1: «Соответствие теме». Незачёт по этому критерию получили 8 учеников, т.е. они автоматически получили  общий незачёт.  Это значит, что работы не соответствовали теме или в них не прослеживалось конкретной цели высказывания ( не было ответа на вопрос темы). Часто ученики не вчитываются в тему, подменяя её близкой, например, вместо темы «Почему важно уметь сострадать другому?» отвечали на вопрос: «Что такое сострадание?»
Критерий 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Незачёт по этому критерию получили 17 человек, а значит, получили общий незачёт. Учащиеся не смогли привести в поддержку своей позиции какой-либо литературный материал, либо литературные произведения ими всего лишь упоминаются, не становясь опорой для рассуждения. Следует отметить низкую читательскую культуру учащихся: много фактических ошибок ( неправильно называют автора или само произведение, неверно указаны фамилии и имена героев, например, М.Ю.Лермонтов «Юшка», «вспомним Петра Гринёва и Машу Ростову». Допускается искажение смысла произведения, часто в работах идёт пересказ произведения, который не помогает ученику ответить на вопрос темы сочинения. Учащиеся использовали разные произведения в основном из школьной программы, но в то же время следует донести до сознания учащихся, что использование всего лишь одного стихотворения М.Лермонтова явно недостаточно для раскрытия темы ( нужно 2-3 стихотворения), да и сказки – это не литература, а устное народное творчество. Данное сочинение должно показать уровень зрелости выпускника, и поэтому, когда одиннадцатиклассник аргументирует свое мнение произведениями для начальной школы или сказками, это звучит нелепо.
Критерий 3 «Композиция и логика рассуждения». Незачёт получили 12 человек. Основные недочёты: отсутствует вступление или заключение, нет чётко выстроенной тезисно-доказательной части, либо тезису не  соответствует пример, отсутствие абзацного членения текста.
Критерий 4. «Качество письменной речи». Незачёт получили 20 человек. Следует отметить примитивность речи, наличие речевых штампов, большое количество речевых ошибок, бедность и однообразие синтаксических конструкций; порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию, употребление слова в несвойственном ему значении;
употребление иностилевых слов и выражений; неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных слов.

Критерий 5 «Грамотность». Незачёт получили 35 человек. Несмотря на то, что нормы оценивания по этому критерию достаточно мягкие (5 ошибок  грамматических, орфографических, пунктуационных на 100 слов) получается с учетом тех, у кого не выдержан объем, что каждый ВТОРОЙ ученик получил незачёт по этому критерию. Необходимо выпускников более тщательно проверять свои работы, пользоваться орфографическими словарями, особое внимание уделять знакам препинания, т.к. самые распространённые ошибки – пунктуационные и речевые.

Необходимо также обратить внимание на более аккуратное оформление бланков, на читаемость почерков.

Учитывая не очень хорошие результаты апробации, следует продолжить подготовку к сочинению и методически, и психологически. В образовательные учреждения, в учительскую среду должно прийти понимание, что итоговое сочинение – надпредметное, и подготовка к нему – дело всего педагогического коллектива, а не только учителей русского языка и литературы.

4 комментария:

  1. спасибо за Ваш анализ, очень интересно было сравнить с нашими результатами. Есть общие проблемы, есть еще над чем поработать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! да, проблемы, по-моему, только начинаются... Сочинение ярко показало, что ученики не умеют ни читать, ни писать.

      Удалить
  2. Спасибо за приведенный анализ! Несмотря на то, что я работаю в колледже, информация для меня кажется очень полезной! К сожалению, у многих ребят сейчас имеются значительные пробелы, связанные со скупостью словарного запаса, узостью литературного и жизненного кругозора. К тому же огромную роль ( отрицательную) сыграло долгое отсутствие сочинения по литературе ( как формы экзамена) в наших учебных заведениях. Ведь многие учителя ( к чему тут лукавить) жертвовали уроками литературы ради подготовки к ЕГЭ! И теперь должно пройти несколько лет, прежде чем начнет возрождаться культура написания работ такого типа!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна! Рада, что Вы нашли для себя что-то полезное. Введение сочинения, на мой взгляд, не решит названные Вами проблемы, но хотя бы заставит учителей по=другому посмотреть на проблему развития речи детей. Я лично никогда не жертвовала уроками литературы ради ЕГЭ. Правда, ученики обычно говорят, что в отличие от других учителей у меня надо читать и писать на литературе. Но потом выходит, что именно уроки литературы им и запоминаются, ведь это было от души, а не для экзамена...

      Удалить