(1)
В последние годы я не раз писал, что через посредство говорящего ящика
происходит массовая дебилизация населения. (2) А недавно приблизительно то же
самое на заседании правительства заявил министр обороны Сергей Иванов. (3)
Говорят, он даже предложил удалить с экрана убогую программу «Аншлаг». (4) На
что другой министр, демократичный Герман Греф, якобы возразил, что не
министерское это дело – запрещать телепрограммы, что кому-то может не нравиться
футбол – но не отменять же из-за этого репортажи.
(5)
Я против оздоровления ТВ административным путем. (6) Слишком хорошо знаю, чем
кончаются благие порывы начальства: в процессе борьбы с дебилизацией уберут с
экрана Познера и Сорокину, а «Аншлаг» останется.
(7)
Однако что же всё-таки делать с телевидением? (8) И – почему оно так заметно
деградирует?
(9)
Самое забавное, что оно абсолютно никому не нравится, включая самих
телевизионщиков, – и тем не менее работает так, как работает. (10) Если это
можно назвать работой.
(11)
Влияние ящика на народ у нас не слишком исследовано. (12) В Европе и США этим
занимаются давно. (13) И прежде всего очень тревожатся за детей. (14) Например,
в Швеции выросло уже два или три глухонемых поколения. (15) С ушами у этих
славных ребят все в порядке, и слова знают, какие надо. (16) Но общаться
практически не способны: телевизор с детства приучал их только слушать. (17) И
с мышлением слабовато: привыкли, что за них думает ящик. (18) А ящик во имя
рейтинга излагает свои выводы из происходящего на планете в предельно доступной
форме, на уровне «хорошо» – «плохо». (19) Без оттенков. (20) Впрочем, в странах
развитой демократии у агрессивной дебилизации есть противовес: у разных каналов
разные хозяева, разные политические пристрастия и, соответственно, разные точки
зрения. (21) Что бы там ни было, у западного телезрителя все же есть выбор.
(22) А выбирать – уже интеллектуальный процесс, худо-бедно развивающий мозги.
(23)
Мне кажется, основная беда в том, что пока ни общество, ни власть не
определились с основным вопросом: чем должно быть в нашей жизни телевидение?
(24) В чем его роль? (25) Информировать? (26) Конечно. (27) Забавлять? (28)
допустим. (29) И это всё? (30) Или – что-то ещё?
(31)
Наверное, всё-таки что-то ещё.
(По Л.Жуковицкому)