понедельник, 8 июня 2015 г.

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак "Москвест"


Прочитала еще одно произведение. Опять любимые мною Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Миша и Маша, современные школьники, совершенно не интересующиеся историей, оказываются в прошлом.Их задача - вернуться в настоящее, найдя подсказки, при этом не изменив хода истории. Книжка, конечно, написана интересно, читаталась на одном дыхании. Я бы ее однозначно порекомендовала прочитать современным школьникам, хотя бы просто для расширения своего кругозора. Но как у учителя у меня возникли некоторые сомнения. Я не знаю, как бы я по ней проводила урок даже внеклассного чтения, потому что урок предполагет какие-то выводы, а выводы кроме "мы сами, а не цари делаем историю" больше мне в голову не приходят. В общем, такой занимательный роман с историческим уклоном, хотя, если бы я была учителем истории, то некоторые приемчики, может быть, на уроке использовала. Например, вспомните, что вы знате, например, о 1856 годе. Кстати, я часто задаю подобный вопрос на уроках литературы. Вот недавно, поэма написана в 1837 году. А что было в это время? А в ответ тишина ( совсем как у Жвалевского). Или, например, еще один интересный приемчик: читаем фрагмент книги - и догадайтесь, в какой период русской истории это могло произойти или могло ли это существовать в данном году. В общем, для меня как для учителя литературы - это произведение чисто рекомендательное. Хотя, к слову, учитель литературы, называемая почему-то русичкой, в произведении как раз на высоте: и Гоголь всплывает в сознании Миши, и Шекспир, и Грибоедов. 

P.S. Отзыв написан давно, но поменять в нём ничего не хочется.

Директор школы: профессионал или любитель?

Как Вы считаете, директору школы достаточно ли быть хорошим хозяйственником? Даже понимая, что в школе нет мелочей, неужели умение работать с коллективом, создавать среду, мотивирующую на профессиональный рост учителей, умение находить неординарные решения в сложных педагогических ситуациях  менее важно, чем умение огородить территорию школы новым забором в условиях отсутствия финансовых средств? Неужели умение быть честным и принципиальным  в важных вопросах менее важно, чем быстрота выполнения многочисленных запросов и указаний, сыплющихся со скоростью 2 в минуту? В конце концов, неужели цветочки вокруг школы важнее высоких результатов ЕГЭ и ГИА и умения собрать под своим крылом лучших учителей района? Может быть, кому-то покажется, что это вопросы риторические и отвечать на них  вообще не следует... Мне же всегда казалось (а педагогический стаж у меня 20 лет, из них 13 лет работа в должности руководителя методической службой района), что директор должен умело всё это в себе сочетать, но цветочки вокруг школы никогда важнее образовательного процесса быть не могут. Последние события в школе заставили в этом глубоко засомневаться... За эти годы видела разных директоров школ нашего района, и  всегда была уверена, что хороший директор школы по уровню своего развития): должен быть выше обыкновенного учителя. Ведь мы, учителя, ох как не любим, чтобы нами управляли те, кого мы не ценим, в ком не видим профессионала. Если попал в директора, должен быть вдвое больше " и швец, и жнец, и на дуде игрец..." А как думаете Вы?
P.S. Странно мой предыдущий пост, в котором я излагала ТОЛЬКО СВОЕ видение ситуации и который был таким неприметным в течение трех предыдущих дней, вдруг стал очень популярным... Меня это уже не радует...

четверг, 28 мая 2015 г.

Литературный календарь: Максимилиан Волошин

16(28) мая 1877 г. родился в Киеве Максимилиан Волошин, поэт Серебряного века. Мне не хочется пересказывать известные всем вещи, рассказывая о каких-то литературных именах, я прежде всего хочу выразить свое отношение. Я всегда жалела, что о Волошине почти не говорят в школе. Я попробую подобрать свои ассоциации: Макс Волошин, Марина Цветаева ( ведь именно он тепло отозвался о ее первом сборнике; именно в его доме в Коктебеле Марина познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном), Черубина де Габриак ( Елизавета Дмитриева), литературная мистификация, к которой был причастен Волошин, Коктебель, дом Волошина, в котором кого только не было; художник (мне нравятся акварели Волошина); "Тихий Дон"( на уроках, посвященных этому роману, я читаю стихи Волошина о гражданской войне)... Вот, пожалуй, и всё... Поэтому, осознав, что знаю мало, полезла во всезнающий интернет и попала на сайт "Кириенко-Волошин Максимилиан Александрович".
Что же новое я узнала? Например, историю дуэли Волошина с Николаем Гумилёвым из-за Елизаветы Дмитриевой. Прочитала, что в Коктебеле только в 1923 году в Доме Поэта побывало почти 300 человек ( в других источниках, написано, что за год - почти шестьсот человек). И все они жили бесплатно, и за это жители Коктебеля и власти не любили Волошина. А в гостях у него были и Валерий Брюсов, и Андрей Белый, и Корней Чуковский и многие-многие... В этом доме сейчас музей "Киммерия М.А.Волошина". зашла я на сайт музея, прочитала, что там же есть и дом-музей Марины и Анастасии Цветаевых, а рядом в Старом Крыму - дом-музей Александра Грина и К.Г.Паустовского. И так в Крым давно хочу, а теперь - хочу-хочу! А еще удивило, что на карте памятных мест, связанных с Волошиным, только три находятся в России: Москва, Петербург и Коктебель... Видно, не очень-то любил он по России путешествовать, не то что по заграницам...
Все иллюстрации с сайтов, названных ранее.
Но без стихов ведь никак!

В янтарном забытье полуденных минут
С тобою схожие проходят мимо жены,
В душе взволнованной торжественно поют
Фанфары Тьеполо и флейты Джорджионе.

И пышный снится сон: и лавры, и акант
По мраморам террас, и водные аркады,
И парков замкнутых душистые ограды
Из горьких буксусов и плющевых гирлянд.

Сменяя тишину веселым звоном пира,
Проходишь ты, смеясь, меж перьев и мечей,
Меж скорбно-умных лиц и блещущих речей
Шутов Веласкеса и дураков Шекспира...

Но я не вижу их... Твой утомленный лик
Сияет мне один на фоне Ренессанса,
На дымном золоте испанских майолик,
На синей зелени персидского фаянса...
1 февраля 1913

Я быть устал среди людей,
Мне слышать стало нестерпимо
Прохожих свист и смех детей...
И я спешу, смущаясь, мимо,
Не подымая головы,
Как будто не привыкло ухо
К враждебным ропотам молвы,
Растущим за спиною глухо;
Как будто грязи едкий вкус
И камня подлого укус
Мне не привычны, не знакомы...
Но чувствовать еще больней
Любви незримые надломы
И медленный отлив друзей,
Когда, нездешним сном томима,
Дичась, безлюдеет душа
И замирает не дыша
Клубами жертвенного дыма.
8 июля 1913

Поэту

                  1

Горн свой раздуй на горе,
                  в пустынном месте над морем
Человеческих множеств, чтоб голос стихии широко
Душу крылил и качал, междометья людей заглушая.

                  2

Остерегайся друзей, ученичества шума и славы.
Ученики развинтят и вывихнут мысли и строфы.
Только противник в борьбе может быть истинным другом.

                  3

Слава тебя прикует к глыбам твоих же творений.
Солнце мертвых — живым — она намогильный камень.

                  4

Будь один против всех: молчаливый, тихий и твердый.
Воля утеса ломает развернутый натиск прибоя.
Власть затаенной мечты покрывает смятение множеств.

                  5

Если тебя невзначай современники встретят успехом —
Знай, что из них никто твоей не осмыслил правды.
Правду оплатят тебе клеветой, ругательством, камнем.

                  6

В дни, когда Справедливость ослепшая меч обнажает,
В дни, когда спазмы Любви выворачивают народы,
В дни, когда пулемет вещает о сущности братства,—

                  7

Верь в человека. Толпы не уважай и не бойся.
В каждом разбойнике чти распятого в безднах Бога.
<1925>, Коктебель

среда, 27 мая 2015 г.

А вы любите разгадывать ребусы?

Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков. Существуют определённые правила разгадывания ребусов. Раньше, еще лет 10 назад ребусы ребята разгадывали быстро и с интересом. А сейчас уже нет... Более того, и в шестом, и в девятом классе были такие ребята, которые говорили, что вообще не понимают, как тут можно что-то разгадать. А вспомнила я о ребусах потому, что сегодня вернулась к просмотру вебинаров, проведенных в рамках проекта "Книжный шкаф поколения Next". К сожалению, как это часто бывает, в течение учебного года не всегда могла даже вебинары просмотреть, не говоря уже о том, чтобы потренироваться. Вебинар Елены Квашниной "Мотивация к прочтению художественных произведений при помощи современных технологий" я уже смотрела, но информация настолько интересная, что с удовольствием и пользой для себя смотрела еще раз. Ребусы я использую иногда на уроках русского языка. Так, например, на  уроке, проведенном для учителей нашего района, был использован такой ребус. Ребята разгадали его достаточно быстро.
Ребус № 1.


А потом решила попробовать создать в сервисе по созданию ребусов свои ребусы, в которых зашифрованы названия произведений русских писателей. Сможете разгадать? На мой взгляд, разгадывание ребуса на уроке литературы - дело интересное.

Ребус № 2.



Ребус № 3.

Ребус № 4.

Ребус № 5.
А как вы относитесь к ребусам на уроках?