пятница, 6 августа 2021 г.

О приёмке школ

 

В далеком 1997 году моя работа в районном методическом кабинете началась с традиционной для всех времен так называемой "приёмки" школ к новому учебному году. Это был единственный случай за достаточно долгие годы моей работы, когда  большой бригадой, в составе которой были представители тогда еще милиции, санэпидемстанции, пожарной части, методисты, инспектора школ, мы объехали все без исключения школы района. Тогда их было 33 (сейчас 18). В составе этой бригады был и только что назначенный заместитель главы районной администрации по социальным вопросам, который, будучи человеком советской системы, лично проехал все школы в эти жаркие августовские дни. С точки зрения учителя эта комиссия, которая ходила по школе, заглядывая в кабинеты, перебрасываясь некоторыми фразами с учителями, была совершенно лишней. Учителя, которые в то время готовили кабинеты к началу учебного года или сами, или, если имели хорошие отношения с родителями, вместе с родителями и за их счет, в глубине души возмущались, хотя мило улыбались и даже готовили комиссии "поляну". Директор пытался показать представителям власти в лице заместителя главы или начальника РОНО  проблемные места, чтобы добиться выделения денег из бюджета. Представители контролирующих органов делали какие-то свои пометки, которые были нужны для их отчетов. Я же, совсем начинающий методист, просто рассматривала кабинеты, школы, читала стенды и находила там ошибки. Конечно, все школы всегда комиссия принимала...

Постепенно правила игры стали меняться. И вот сегодня в школу пришла та самая комиссия, которая на бумаге состоит из 9 человек. Но реально пришли два : начальник отдела по образованию и его заместитель.Проверили работу пожарной сигнализации и тревожной кнопки.  Все контролирующие органы придут сами, проверят, выпишут штраф... Представители администрации заняты ковидом и выборами... Но и учителя заняты совсем другими делами. Они не мыли, не красили ни сами, ни вместе с родителями. Сегодня в школе их даже не было - они в отпуске. Всё сделал технический персонал школы, завхоз, директор, сторонние организации на средства, выделенные из бюджета.

Но главными объектами осмотра были спортивный зал,  почти отремонтированный по федеральной программе, и актовый зал, в который будут поставлены новые кресла, приобретенные на грант по результатам участия в инициативном бюджетировании и только вчера полученные. Это хороший подарок нашим школьникам к новому учебному году.

четверг, 5 августа 2021 г.

Выпускники и школа: точки взаимодействия

Мои выпускники
Каждый год школа выпускает в большую жизнь своих выпускников. У кого-то их много, у кого-то мало... А как в дальнейшем складываются отношения школы и выпускников? Не отдельных учителей и отдельных классных руководителей, а именно школы? Понятно, что у городской школы и школы сельской будет своя специфика... 
Выпускники бывают разные: кто-то каждый год приходит на традиционный вечер встречи выпускников, а кто-то после школы ни разу там не появился. Вот тут я вижу два пути развития отношений: 1. Сохранение школьной истории и 2. Организация взаимодействия выпускников и нынешних учеников школы.
Сохранение школьной истории предполагает создание школьных музеев или иных форм сохранения памяти о выпускниках  и учителях школы. Хочется, чтобы в школе было место, куда мог зайти приехавший/пришедший в школу выпускник, полистать школьный альбом, может быть, виртуальный... В одной школе на стенах актового зала висели большие, одинакового формата стенды, каждый из которых был посвящен одному выпуску, в другой - установлена интерактивная панель с оцифрованными фотографиями, списками и т.д., в третьей выпустили книгу, в которой каждому выпуску был посвящен отдельный разворот с фотографиями и списком выпускников, хранят её в школьном музее и желающие могут приобрести экземпляр на память... Есть ли здесь взаимодействие с выпускниками? Есть, но какое-то опосредованное... Но я очень хочу найти нечто среднее из этих вариантов и реализовать в своей школе.
Другое направление набирает всё большие обороты. Это ассоциации и клубы выпускников. Идея мне кажется очень стоящей, особенно в условиях, когда школа нуждается в поддержке социума или сообщества. 
Зачем клуб выпускников директору школы? Не только ради денег... 1. Поддержка участия в разных проектах, в которых требуется голосование, как, например, инициативное бюджетирование. В этом году нашей школе не хватило голосов, чтобы завершить благоустройство школьного двора... 2. Привлечение выпускников к профориентационным мероприятиям: это и те, кто уже работает и может прийти на встречу со школьниками или пригласить на экскурсию, мастер-класс, профориентационные пробы к себе, или те, кто еще учится, но может рассказать об учебном заведении, условиях обучения и проживания... 3. Привлечение выпускников-студентов к проведению мероприятий с учениками, например, в качестве жюри... 4. Эндамент фонд и финансирование проектов ( это, конечно, на уровне мечты...) 
А зачем клуб выпускникам? По сути - это нетворкинг, который помогает в разных случаях: обмен связями, поиск работы, неформальное общение... Но для начала надо найти людей, которые захотели бы организовать этот клуб... Об этом думаю постоянно в последнее время...


среда, 4 августа 2021 г.

Об объективности

В перерывах между нервными пробежками торопливым шагом по двум зданиям  школы ( не успеваем, не успеваем!) удалось прочитать интересный документ, который будет определять работу школ региона на ближайшее время, на предстоящий учебный год уж точно. Это "Концепция региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций". Главное  в этой системе - объективность! А объективно - это когда под камерами, с общественными наблюдателями и перепроверкой на разных уровнях!
А что же служит инструментами оценки качества подготовки обучающихся? ОГЭ, ЕГЭ и некая региональная проверочная работа под названием "Исследование функциональной грамотности обучающихся". Только для начального образования оставили такой традиционный критерий, как отметка. Во всех остальных случаях простая, обычная, до боли всем знакомая отметка никакой роли не играет, ибо необъективна... А как же ВПР, о которых сказано столь много? А это уже другой уровень, видимо, федеральный... Упомянули также про Всероссийские олимпиады, но учитывать будут не результаты, а объективность проведения...
Отсюда несколько выводов: 1. Особое внимание отличникам в начальной школе. 2. Особое внимание 9 и 11 классам - они очень сильно повлияют на результаты работы школы. 3. Особое внимание "функциональной грамотности" и метапредметным результатам. А функциональная грамотность - это читательская, математическая и естественнонаучная грамотность. Бедные учителя литературы, математики и биологии! Так хочется стать учителем музыки или физкультуры... 4. Коренным образом изменится способ определения результативности школ. Уже не посчитаешь традиционные успеваемость и качество знаний... 5. Если не изменится система оплаты труда учителей, то  принципы определения стимулирующих выплат точно изменятся! И напоследок глас вопиющего в пустыне: а средства предусмотрели, чтобы эту дополнительную работу оплачивать? На сто процентов уверена, что это всё опять: в рамках должностной инструкции... проводить и проверять ВПР, проводить и проверять олимпиады школьного и муниципального уровней, готовить к ОГЭ и ЕГЭ, которые по-прежнему не прописаны ни в одном учебнике, готовить к исследованиям функциональной грамотности... Ну что же, подготовка к августовскому педсовету началась!

вторник, 3 августа 2021 г.

О родительском контроле за организацией питания...

 Слушала я как-то одного модного социолога. "Тип власти у нас в стране женский, материнский, отсюда попытки всё контролировать, записать, внести во все списки и реестры",  - мысль, которую я вспоминала сегодня, присутствую на видеоконференции, посвященной родительскому контролю за организацией питания в школах. Конечно, в связи с тем, что весь прошлый год был посвящен организации этого самого питания в 1-4 классах и ограничениям в связи с коронавирусом, то больше говорили о контроле вообще, о разовых акциях посещения родителями школьных столовых, о необходимости информационной открытости в этом вопросе... 

Несколько мыслей, которые мне запомнились:

- раньше школа шла к ученику, часто с контролем: где ребенок занимается, каков режим дня, как его кормят, а теперь родитель идет в школу с контролем... ( как-то грустно! почему с контролем, а не с советами?)

- необходимо ограничивать права родителей в сфере контроля, а то иногда родители очень уж увлекаются "родительским экстремизмом", стремясь подменить даже Роспотребнадзор... ( с этим согласна!)

- контроль должен быть потребительским, а не родительским, к нему надо привлекать и учеников 

- в состав общественных советов по питанию должны входить представители разных общественных объединений...

- нужно не только детям, но и родителям рассказывать о правильном, сбалансированном питании, о пользе каш, рыбы и молочных продуктов...

Мы в прошедшем году тоже родительским контролем занимались... Ежедневно на сайт информацию о меню размещали ( только посетителей на том сайте мааало! как бы не заставили в инстаграм фотографии еды постить!), анкетирование учеников проводили: одним гречка не нужна, другим- почему так редко; многие против рыбных котлет и кисломолочных продуктов, а по требованиям Роспотребнадзора это обязательно; а уж каких только блюд в школьное меню креативные школьники не предлагали! Была у меня и встреча с родителями с посещением столовой, в которой работают такие же родители! Хорошо, что нам удалось все вопросы решить мирно... А главное - кормим мы вкусно и разнообразно в пределах выделенных сумм! Есть предложения - готовы выслушать! Хотите помочь - готовы сотрудничать! Неужели во главе всего должен быть контроль? Увы, суровые реалии нашего образования!