суббота, 4 апреля 2020 г.

6 класс русский язык "Дефис между частями слова в наречиях"

Здравствуйте, шестиклассники!
Мы продолжаем изучать орфографию наречий.
Тема урока: "Дефис между частями слов в наречиях". Это задание на 2 урока.

1. Проверим себя, вспомнив словарные слова. Смотрим на слайд, в тетради записываем букву, которую бы вы вставили, проверяем себя, если верно, ставим +. Считаем количество верных ответов. У кого больше?


2. А теперь изучаем правило "Дефис между частями слова в наречиях", используя учебник, параграф 118.  Можно посмотреть видеоурок, но помните, что третье правило, о котором будут рассказывать, если следовать нашему учебнику, относиться к правописанию местоимений! Но выучить его всё равно надо!
Видеоурок:

Для закрепления изученного : 1) переходим по ссылке, регистрируемся на портале Фоксфорд и выполняем предложенные тесты.    Фоксфорд
https://foxford.ru/school_class_invites/9w3ryd
Там три теста "Дефис между частями слова в наречиях", выполняем все

2) выполнить в тетради упражнения 571 и 574. Фотографию выполненного присылаем учителю через сетевой город или любым другим удобным способом.




11 класс, литература, Осип Мандельштам

Здравствуйте!
Тема урока: "Трагический конфликт поэта и эпохи. Осип Эмильевич Мандельштам".

1. Познакомьтесь с биографией и творчеством О.Э.Мандельштама, изучив материалы урока в "Российской электронной школе". Регистрироваться и выполнять контрольные работы не нужно. Сделайте скриншот вашего результата на последней странице тренировочных заданий.

2. Прочитайте стихи О.Э. Мандельштама.
 Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер.  Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

3. Выполните анализ стихотворения, ответив на предложенные вопросы. Ответы прислать личные сообщением.

11 класс, литература, Марина Цветаева

Здравствуйте, одиннадцатиклассники!

Сегодня мы изучаем творчество Марины Ивановны Цветаевой.

Для знакомства с её творчеством можете обратиться к учебнику: Русская литература, 11 класс

или посмотреть урок на портале "Российская электронная школа".

Прочитайте стихи М.Цветаевой ( выделенные жирным - обязательны к изучению для сдающих ЕГЭ):

Кто создан из камня, кто создан из глины…
Идешь, на меня похожий…
Родина
Какой-то предок мой был скрипач…
Ладонь
Моим стихам, написанным так рано…
Стихи к Блоку ( "Имя твое-птица в руке...)
Вот опять окно…
Огонь (Пожирающий огонь – мой конь…)
Уж сколько их упало в бездну
Стихи растут, как звезды и как розы…
Бузина
Куст
Мне нравится, что Вы больны не мной...
Не отстать тебе… (Ахматовой) 
Попытка ревности
Тоска по Родине! Давно...
Книги в красном переплете
Бабушке
"Семь холмов-как семь колоколов" ( из цикла "Стихи о Москве")

Для тех, кто хотел бы расширить свои представления об этой удивительной женщине, которую я не могу назвать поэтессой, а только поэтом, предлагаю посмотреть фильмы:



Домашнее задание: 
1. для всех: собираем сборник песен на стихи М.И.Цветаевой, для этого в комментариях к моему посту в ВКонтакте прикрепляем песню на стихи Марины Цветаевой. Не повторяться!

2. для сдающих ЕГЭ по литературе написать ответы на вопросы: ( один по 16 заданию и 17 задание)

16.Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чём их произведения созвучны стихотворению М. И. Цветаевой "Родина"?
16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема неразделенной любви и в чем эти произведения схожи со стихотворением М. И. Цветаевой "Мне нравится, что Вы больны не мной..."
17.4. Тема Родины в поэзии Марины Цветаевой (по одному-двум произведениям).

11 класс родной русский язык

Здравствуйте, одиннадцатиклассники!
Тема урока: "Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац.  Корректировка текста."

1. Изучите материал.

Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.
Композиция текста – это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.
Очень часто заглавие служит ключом к пониманию всего текста, так как заголовок привлекает, подготавливает восприятие самого материала, расставляет акценты или интригует.
Большинство текстов в композиционном отношении состоит из трех частей: вступления (зачина), основной части и концовки.
Вступление(зачин) обычно выражает ключевую мысль высказывания. В системе текста это наиболее самостоятельное, наиболее значимое предложение или предложения. Функция введения новой мысли не позволяет зачину иметь в своем составе слова-заменители (местоимения или местоименные наречия) или представлять собой неполные предложения. Все его члены, как правило, выражены лексически полнозначными словами. Поскольку зачин выражает новую мысль, он как бы синтаксически открыт, незамкнут, он как бы приглашает продолжить чтение и посмотреть, как развернется, раскроется та мысль, которая подана в нем в сконцентрированном виде. Зачин группирует вокруг себя все остальные предложения, которые в какой-то степени зависят от него. Однако самостоятельность зачина относительна: он не только формирует текст, подчиняя себе все последующие предложения, но и сам зависит от них, поскольку они опираются на него и развивают его мысль.
Основная часть состоит из законченных предложений, связанных между собой и с зачином цепной или параллельной связью. Композиция этой части должна быть продуманной.
Концовка подводит итог тому, что было сказано ранее. Часто концовка представляет собой обобщающее предложение с обобщающим словом. Здесь могут быть и вводные слова, указывающие на законченность, завершенность, полную исчерпанность мысли (наконец, итак, следовательно, таким образом, одним словом). Существуют и другие грамматические средства оформления концовки, например союз и, который может открывать последнее предложение текста или замыкать в нем ряд однородных членов.
В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста. Прокомментируем особенности приемов, которые наиболее часто встречаются в произведениях и которые вы сами могли бы использовать при написании текстов.
1) Если части текста противопоставлены друг другу, значит в композиции использован прием контраста. На этом приеме построено стихотворение Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».
2) Дилемма как конструктивный прием тоже достаточно часто встречается в текстах разных жанров. Суть приема состоит в выборе между двумя противоположными положениями (знаменитый монолог Гамлета).
3) Прием вопросно-ответного хода (когда автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или стушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора.
4) Прием обрамления, когда первая и последняя фразы части текста одинаковы или почти одинаковы, способствует большей выразительности текста.
5) Прием перечисления используется для усиления, выделения логических отношений в тексте.
6) Не менее востребован и прием, называемый конкретизацией, суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли.
7) Композиция текста также может быть построена на приеме параллелизма.
8) В некоторых текстах можно наблюдать прием, именуемый парадоксом, построенном на намеренном нарушении логики.
Умелое использование конструктивных приемов делает текст более понятным, убедительным и запоминающимся.
Абзац, точнее абзацный отступ, можно причислить к знакам препинания, поскольку абзацное членение текста, как и употребление в письменной речи собственно знаков препинания, служит той же цели – донести до читателя авторский текст соответственно заложенному в нем содержанию. Абзацный отступ – это сигнал к своеобразной паузе, организующей чтение. Текст, не расчлененный на абзацы, воспринимается трудно, логико-смысловые связи между отдельными предложениями и кусками текста сразу не улавливаются. Абзацное членение преследует общую цель – выделить значимые части текста. 
Берём на заметку: “Основные фразы абзаца (абзацные зачины) должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы. Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное”.

Общие рекомендации по корректировке текста.

Чтобы построить текст, необходимо не только обладать предметным знанием, но и намечать план движения мысли, развития темы, уметь членить текст и делать переходы от одной мысли к другой, устанавливать связи между отдельными частями текста. Но и этого будет недостаточно, если вы не научитесь контролировать себя и избегать ошибок при написании текста. В этой связи можно посоветовать следующее.
1. Написанный текст обычно читается два-три раза, с тем чтобы сконцентрировать внимание сначала на содержании, затем на речевых и грамматических средствах и, наконец, на орфографической и пунктуационной правильности.
2. При корректировке содержания вы должны задуматься над тем, нет ли лишнего, может быть, о чем-то сказано недостаточно, точно ли выражена главная мысль, не нарушается ли последовательность в изложении.
3. При корректировке речевых ошибок обратите внимание на правильность употребления слов с точки зрения их значения и сочетаемости. Опирайтесь на нейтральную лексику. Помните, что книжный стиль не допускает использования разговорной лексики. Избегайте ненужных повторов, однообразных по структуре зачинов и концовок строф. Не забывайте, что именно эти компоненты придают тексту динамичность и выразительность.
4. При определении грамматической правильности обратите внимание на сочетаемость слов, их управление, а также на структуру предложений, не злоупотребляйте инверсией, следите за порядком слов в предложении.
5. При проверке орфографической правильности обратите внимание на написание терминов, слов иноязычного происхождения. Прочитайте текст без редукции по слогам, зрительно определяя состав слов, особенно суффиксы и окончания.
6. Для определения пунктуационной правильности большую роль играет представление структуры предложения: простое – сложное, а далее порядка слов, уровня распространенности (однородные члены, обособленные члены, вводные слова).

Выполните практическую работу, которая будет являться домашним заданием.
1) Прочитать текст, определить его тему и микротемы.
2) Выделить абзацы, найдя абзацные зачины, проследив логику развития мысли автора.
3) Озаглавить текст.
4) Переписать  ( или перепечатать) текст, делая отступы в начале абзацев, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Работу направить в виде фотографии или файла сообщением в сетевом городе или Вконтакте.
Тютчев по справедливости считается мастером “пейзажа в стихах”. Но сравнительно редко пейзаж даётся поэтом сам по себе. Поэту в высокой степени доступна передача эмоц…онального ощущения вызываемого в человеке явлениями внешнего мира. Именно поэтому каждую весну Л.Н.Толстой повторял тютчевские строфы Как н… гнетёт рука судьбины…, а Некрасов писал по поводу стихотворения “Весенние воды” Читая их чу…ствуеш… весну когда сам н… знаеш… почему делается весело и легко на душе как будто несколько лет свалилось долой с плеч … . Гораздо чаще образы природы служат поэту для вопл…щения его дум о человеке. Нередко двойной смысл стихотворения – прямой, связа…ый с миром природы, и переносный, ин…сказательный, связа…ый с внутре…им миром человека, - подчёркивается самой к…мпозицией. Так например в стихотворени… “Поток сгустился и тускнеет…” образ застывшего “под твёрдым льдом” потока на дне которого продолжает журчать ключ переносится во второй строфе на “убитую хладом бытия” человеческую душу “подо льдистой корой” которой по-прежнему бьются жизне…ые силы. В других стихотворениях оба плана настолько слиты друг с другом, что сост…вляют единое целое (“В душном воздухе молчанье…”. “Дума за думой, волна за волной…”). В некоторых же случ…ях, когда на первый взгляд Тютчев даёт только эмоц…онально окраше…ый “пейзаж в стихах” (“Что ты клонишь над водами…”, “Обвеян вещею дремотой…”), аналогии с человеком н…вольно возникают в сознании… читателя.