воскресенье, 22 августа 2021 г.

Обычная судьба русской женщины...

 Хорошие книги обязательно находят отзыв в наших сердцах и воодушевляют, например, вспоминать и записывать то, что помнишь. В какой-то момент поняла, что надо записывать, надо... Как я писала недавно, детские годы помню очень и очень фрагментарно... Лет до четырех моё детство было связано с моей прабабушкой по материнской линии Гончаровой Верой Григорьевной, как позже все её называли  - бабушкой Григорьевной, и родители говорили, что так первой её стала называть её именно я. Меня она, как говорится, нянчила, и было ей в то время уже больше 65 лет. Родилась Вера Григорьевна в 1905 году в Старой Полтавке, и именно через неё я житель нашего села в четвертом поколении. В небольшом её домике, землянке, как у нас их называли, висела большая фотография, на которой красивая девушка с длинной косой в одежде, похожей на школьную. Бабушка говорила, что это её фотография из гимназии. В то время у меня это почему-то не вызывало вопросов, а сейчас я думаю: "Почему гимназия? Где эта гимназия находилась?" ( в Старой Полтавке гимназии никогда не было...) А рядом с домиком был большой бугор, с которого было так удобно съезжать на санках зимой и бегать, расставив руки в стороны, летом... И только позже, по крупинкам восстанавливая прошлое, понимаешь, какая непростая судьба выпала на долю бабушки... Родилась она в достаточно большой семье, в которой занимались крестьянским трудом.  В семье было шестеро детей. Александр погиб в гражданскую войну, Гавриил и Иван погибли в Великую Отечественную. В 1925-1926 году Вера Григорьевна вышла замуж за Надворного Алексея Тимофеевича, родилось двое детей: Николай и Мария. А дальше  - история страны врывается в частную судьбу простого человека. В годы сталинских репрессий мужа объявили врагом народа, какова его судьба, где его могила, я не знаю. Раньше этого времени или позже ( тоже не знаю) семью раскулачивают: отнимают в первую очередь дом:  его переносят на другое место, в центр села, и отдают под государственные нужды. Он стоит и по сей день. Уже на моей памяти в нем располагалось почтовое отделение, и даже улицу назвали Почтовой ( позже переименовали), потом из него сделали жилой дом. И как ежедневное напоминание о раскулачивании тот самый бугор и как клеймо на всю жизнь "кулачка". Хотя всю свою жизнь бабушка проработала в колхозе... Воспитывала, поднимала двоих детей. Николай остался жить в Старой Полтавке, а Мария была серьезно больна, но сумела получить высшее образование, работала учителем русского языка и литературы. Представляю, как много пришлось пережить бабушке, она была достаточно суровым человеком, но при этом удивительно умела находить общий язык с детьми. В то время было принято сдавать жилье, но это были не комнаты, а просто кровать. К бабушке в квартирантки достаточно часто приходили молодые женщины с маленькими детьми, и бабушка возилась с этими детьми, нянчила их. А еще квартирантки, пожив у бабушки, выходили замуж, и даже шутили, что кто у Григорьевны живет, быстро замуж выходит... Понятно, что не от хорошей жизни появлялись в доме квартирантки, надо было как-то жить, ведь на крошечную пенсию колхозницы было не прожить. Бабушка очень любила слушать радио и смотреть по телевизору художественные фильмы. Я не помню каких-то особенных разговоров с ней, помню только особую атмосферу её домика, такого прохладного летом и теплого зимой. На печке очень вкусная у нее получалась картошка, и в печи пеклись пирожки с тыквой и морковкой... Именно бабушка Вера в свое время спасла мою младшую сестру во время болезни, сообразив, что надо делать... Когда бабушке было уже 80, к этому времени она потеряла уже своего сына Николая, её решила забрать в город дочь Мария. Всего год выдержала бабушка там, а потом потребовала отвести её обратно домой... Умерла бабушка как-то очень неожиданно, и я до сих пор помню этот голос в трубке телефона кого-то звонившего из больницы, куда её отвезли только часа два назад... Обычная судьба обычной русской женщины... Жаль только, что родственные связи с её племянниками и детьми племянников потеряны....

пятница, 13 августа 2021 г.

Что я читаю на этой неделе

 
Вчера вдруг отключился интернет, вот и пришлось пропустить день... Но это на пользу...

 В последнее время появилось у меня желание расширить свои познания о литературном процессе советского периода. Я вдруг осознала. что знания мои поверхностны, разрозненны и скудны. И тут совсем кстати пришлось предложение автора "Книжного клуба авантюристов" прочитать произведения Константина Георгиевича Паустовского. И я задумалась: а что я знаю об этом писателе? 

Сразу вспомнила его замечательный рассказ "Телеграмма", который есть в программе В.Я..Коровиной. Очень грустный, психологический тонкий рассказ о взаимоотношениях родителей и детей... Он всегда находил отклик в душах детей. Это один из тех рассказов, который я советую обязательно читать с учениками, даже если нет в программе. 

Попутно вспомнила еще несколько рассказов-сказок из школьной программы "Теплый хлеб". "Стальное колечко", "Заячьи лапы"... В то же время сразу всплыла в памяти "Мещёрская сторона", отрывок из которой я читала еще в школьные годы, а так как тогда я совсем не понимала красоты пейзажных зарисовок, то отнеслась и к произведению, и к автору равнодушно...

А зря. Паустовский был четырежды номинирован на получение Нобелевской премии, но так ее и не получил... Его творчеством восхищались мировые звезды... Он был единственным из писателей, живших в Переделкине, который пришлось проводить в последний путь опального Бориса Пастернака...

И вот теперь в моих книжных планах появился роман Паустовского "Романтики", повесть "Золотая роза" и автобиографическая "Повесть о жизни"... Может, еще фильм о Паустовском или по его произведениям посмотрю... Присоединяйтесь!

Как обычно, я читаю несколько книг сразу. Сейчас в процессе два романа Дины Рубиной "Белая голубка Кордовы" и "Наполеонов обоз", тургеневская "Ася" и "Автобиография" Агаты Кристи. Вот уж не думала, что буду автобиографию читать с таким удовольствием... 

И записывать цитаты: " Воспоминания - одна из наград, которые приносит возраст, и при этом награда сладостная. К несчастью, вам хочется не только вспоминать, но и рассказывать. Постоянно повторяйте себе, что людям скучно слушать вас. В самом деле, с какой стати их должна интересовать ваша жизнь, а не их собственная?"

"Никогда не возвращайтесь туда, где вы были счастливы. Пока вы не делаете этого, все остается живым в вашей памяти. Если вы оказываетесь там снова, всё разрушается."

"Если бы я могла сделать подарок новорожденному, я выбрала бы только одно: хороший характер"

"С ходом времени положение женщин определенно изменилось к худшему. мы, женщины, повели себя как дурочки: начали вопить, чтобы нам разрешили работать наравне с мужчинами. мужчины ничтоже сумняшеся с удовольствием ухватились за эту идею".

Привлекают меня не только умные мысли, с которыми я согласна... Я удивлена: неужели можно помнить всё в таких подробностях о своем детстве, например? Наверно, у меня очень плохая память... или я просто не начинала вспоминать...

среда, 11 августа 2021 г.

Вкус детства

 Бывает ли у вас так, что вдруг захочется чего-то такого, родом из детства? Вот и мне сегодня вдруг и беспричинно захотелось кукурузных палочек... Тех самых, из детства. тогда они были определенной роскошью для нашего удаленного от городов села. Когда их привозили в единственный какой-нибудь магазин, то выстраивалась огромная очередь и сразу покупалось пачек 10, а то и больше, в зависимости от достатка и того, сколько разрешалось продавать в одни руки... И потом несколько дней все дети ходили с пачками этих кукурузных палочек, и не было ничего вкуснее их в тот момент...

А еще один вкус из детства - вареники с творогом, залитые сливками и в сливках пропаренные. Так делала моя бабушка с папиной стороны. Это было одно из её коронных блюд, ни одно застолье не обходилось без этих вареников. И когда я уехала учиться, то бабушка специально в дни моих каникул или в праздники обязательно готовила такие вареники. Жаль, что это было недолго: бабушка умерла, когда я перешла на третий курс, в августе...

А так, как делала пироги моя другая бабушка, не делает никто... Этот тоже вкус детства. Было два вида пирогов, оба одинаково любимые. Один был с начинкой из сухих яблок, сушки, с добавлением варенья. Это был открытый пирог с тестом, выложенным сверху в виде решетки. Дома он у нас назывался -" с самолетиками", потому что кому-то из детей показалось, что на кусочке пирога- самолет... А другой пирог - куха с пасленовым вареньем...И если кухи печет и моя мама, и я сама, то с пасленовым вареньем - нет... Паслен практически перестал расти...

И еще один вкус детства - вареники со смородиной. Это был целый ритуал. Смородину собирали не в саду, а в так называемых лесопосадках, в полях, куда обычно ехали несколько семей на том виде транспорта, который у кого был: мотоциклы в основном. Выезжали рано утром, по холодку... Обычно мамы собирали по ведру, а дети с отцами еще одно ведро. Возвращались, и у кого-нибудь в доме начинали лепить вареники со смородиной. А мы, дети, готовили стол на открытом воздухе, в беседке... И вот вареники готовы. Еще горячие, со сметаной, брызгающие соком... 

Наверно, у каждого в запасе есть такая история, ведь так?

вторник, 10 августа 2021 г.

Об учительском блогерстве

 То ли идеи витают в воздухе, то ли есть что-то общее в наших интересах... Сегодня несколько раз за день встретилась с идеей медиаобразования, учителя как медийной личности,  необходимости блогерства/блогинга для учителей... Зацепило!

Верю ли я в то, что будущее  образования неразрывно связано с цифровыми технологиями? Да, верю. Верю ли я в то, что массовое образование будет цифровым, когда ученики общаются с учителем дистанционно, а их работы проверяет искусственный интеллект, и обучение с учителем вживую станет недоступным большинству? Да, такое развитие событий вполне предполагаю, но не так быстро, как кажется... Когда-то книги тоже читали все...

Может ли учитель стать медийной личностью? Конечно, да. Но, по моему мнению, здесь возникает несколько сценариев развития событий.

 Первый - учитель каким-то образом уже сделал себе имя ( например, победил в каком-то значимом профессиональном конкурсе), затем продолжает развиваться в профессиональном плане и рассказывает об этом в блоге. Вопрос: если предположить, что для качественного наполнения аккаунта в инстаграме нужно потратить 4-5 часов в день, сколько часов должно быть в сутках у такого учителя? Чтобы и уроки вести, и профессионально развиваться, и блогерством заниматься? 

Второй - учитель активно развивает свой аккаунт, уделяет этому колоссальное количество времени, сил и средств, что может идти на пользу его профессиональному развитию, а может, и идти в ущерб ему. Но и в первом, и во втором случае наступает момент, когда закономерно хочется денежного вознаграждения... И тогда аккаунт в инстаграме становится продающей площадкой... Вот поэтому я и не люблю инстаграм: в нем либо продают, либо сплетничают... Нужны примеры? В других социальных сетях продающее начало не так развито, но и популярностью особой эти сети не пользуются...

Должен ли учитель быть медийной личностью, завоевывать себе авторитет в социальных сетях, чтобы ученики сказали: "У него/нее 100000 подписчиков! Круто! Я хочу у него/нее учиться русскому языку/математике!" ? Однозначно, нет! Потому что это так не работает! Я даже не уверена в необходимости так называемых интернет-представительств учителя, т.е. наличия профессиональных страниц, блогов, сайтов... Если учитель - это учитель, а не репетитор, или создатель онлайн-курсов, или автор методических материалов, то создавать положительный имидж учителю должна школа. Родитель и ученик должны быть уверены: я иду в эту школу, значит, у меня будет хороший учитель... Не слишком реалистично? Но, на мой взгляд, надо к этому стремиться...