четверг, 6 января 2022 г.

С Рождеством!

 И вот снова он пришел, прекрасный праздник - Рождество Христово! Для всех нас это еще один шанс стать лучше, делать добрые дела, простить обиды, оглянуться вокруг и увидеть красоту Божественного мира! В обыденности - видеть чудо, а в том, что не поддается рациональному объяснению, - Божий промысел! С праздником!

В этот чудесный день хочу традиционно напомнить о рождественском рассказе как особом жанре литературы. В блоге по тэгу "рождественские истории" можно много об этом прочесть. Для меня образцом такого рассказа является замечательная новелла О"Генри "Дары волхвов". Сегодня я вспомнила о литературной премии имени О"Генри : жива ли она? Да, она жива, хотя у неё не лучшие времена. А победителем премии в 2021 году стал Лев Усыскин с рассказом "Мнимый лесник, или превратности соседства", который был напечатан в журнале "Новый мир". Я прочитала его как такой, условно говоря, гипертекст, увидев в нем и "Барышню-крестьянку" наоборот, главная героиня же напомнила княжну Тусю из "Сада" Марии Степновой, а финал рассказа своей неожиданностью "Дары волхвов". Но рождественский рассказ не напомнил вообще... Но прочитать рекомендую!

И еще, для настроения. Стихотворение Юнны Мориц.

– Ну как дела?

– Мария родила.
– Собачий холод.
– Плотник он. Немолод.
– Звезда была?
– Метель... Такая мгла,
Что где там звёзды!
Нет дороги в город!
– Так значит и волхвы не добрались?
А что в газетах?
– Кажется, ни слова.
– Газеты наши слишком заврались,
Чтоб чудеса описывать толково!
– Марию надо навестить... Ни роз,
Ни сладостей туда не принимают.
– Как быстро стынет чай в такой мороз!
– Опять на сахар цены поднимают...
– Марию надо навестить. Прощай!
... Над синей пальмой плавают чаинки.
И пьёт звезда всю ночь холодный чай,
Оставшийся от этой вечеринки.

среда, 5 января 2022 г.

"Про один класс Ю"

 

По исследованиям ученых, "сильные" учителя работают, как правило, в "сильных" классах, в "слабых" классах - учителя "слабые". И мой педагогический опыт этот вывод подтверждает. Может, это прозвучит нескромно, но на уровне своей школы и даже района меня считали сильным учителем, поэтому и классы были с приличной успеваемостью, с мотивированными учениками, которые стремились учиться. Я обычно говорила, что со слабыми учениками работать не умею. 

Но  в прошлом году мне был брошен, можно так сказать, педагогический вызов. Учительница одного из пятых классов заболела и на работу 1 сентября не вышла. На замену отправили молодую, только что пришедшую работать учительницу, отправили временно, но когда стало понятно, что временное может стать постоянным, она вести уроки в этом классе отказалась. Ситуация была без вариантов, и я пришла работать в этот класс.

вторник, 4 января 2022 г.

Чего вам не хватает в пространстве школы?

 Именно такой вопрос предложили задать школьным учителям ведущие одного мероприятия для директоров школ, посвященного предметно-содержательной среде в школе. Задумалась над этим вопросом и я.

После того, как школа уже второй год работает в странных условиях, ответ учителей ясен: "Верните нас в свои кабинеты!" И я тоже очень хочу вернуться в свой родной кабинет литературы. В нем есть почти всё необходимое для работы: компьютер, проектор, доска, которая когда-то была интерактивной. Это была первая такая доска в школе, сейчас её можно использовать только как экран. В кабинете у меня тепло, в отличие от кабинета директора. Много цветов, пусть и не цветущих, но своей зеленью глаз радующих.  Планировалось за счет школы в этом году сделать в нем небольшой ремонт, но думаю, что вряд ли получится, но всё же надеюсь. Нет в кабинете принтера, был, но сломался, а отремонтировать не получилось. Лично мне как учителю, да и как директору, в пространстве школы не хватает места для общения с другими учителями. У нас есть учительская, но в последнее время она совсем пустая: у учителей нет времени или желания в ней находится. Как директору мне очень хотелось бы создать какое-то пространство для учеников, где они могли бы посидеть, поболтать, поиграть в настольные игры, что-то вроде пионерской комнаты из моего детства. Но для этого нет свободного помещения. А еще хотелось бы обновить помещение школьной библиотеки, которое называется читальный зал. В прошлом году в рамках проекта по детскому инициативному бюджетированию была идея заняться библиотекой, но новые кресла в актовый зал выглядели более заманчиво. Если проект продолжат, то библиотека будет следующей. Жаль только, что библиотекаря с горящими глазами мне не найти, наверное.

А вот что ответили бы на этот вопрос учителя? Этот вопрос я им, конечно, задам. Учитывая, что ремонт в кабинете учителя у нас не делают, а если что-то и делают, то только по личной инициативе ( иногда же останавливать приходится!),  мои предположения таковы. Многие хотели бы иметь в кабинете более современный компьютер ( компьютеры и выход в интернет есть у всех). Кто-то просит поменять проектор ( или установить его). К сожалению, когда в 2020 году установили новые проекторы в кабинеты, только один учитель довёл всё до ума: там всё работает замечательно. Остальные ждут, когда к ним прилетит вдруг волшебник и подарит... нет не пятьсот эскимо, а нашего же информатика... Кто-то очень нуждается в принтере. Высказывались о том, что в учительскую надо бы поставить компьютер, принтер, микроволновку, чайник... На мой вопрос, а кто будет за всем этим следить, лишь пожимали плечами. 

Самое интересное для меня: что ответили бы ученики? Какие болевые точки бы назвали? А как думаете вы? Чего не хватает в пространстве школы?


Об этом я писала 5 января 2014 года ( Рождественский рассказ Леонида Андреева "Ангелочек")

Об этом я писала 5 января 2015 года ( О профессиональных журналах)

Об этом я писала 5 января 2020 года ( О Старой Полтавке)

Об этом я писала 5 января 2021 года

понедельник, 3 января 2022 г.

Как учиться учителю?

 Добрый день, друзья! Учитель даже в новогодние каникулы, даже в отпуске остается учителем в том смысле, что продолжает сам чему-нибудь учиться. И хотя в последнее время стали много говорить о том, что учителям, как и обычным людям, желательно учиться чему-то в новой для себя сфере, но я хотела бы обсудить способы повышения квалификации обычных учителей.

 С точки зрения закона повышением квалификации будет считаться обучение, завершающееся получением документа - удостоверения о повышении квалификации, которое выдает организация, имеющая на это право, т.е. имеющая лицензию на осуществление образовательной деятельности. Поэтому здесь возможно только прохождение курсов. Но есть разные варианты:

1. Посещение курсов, как правило, бесплатных, в академии или институте повышения квалификации в своем регионе, чаще всего в очном формате, но из-за пандемии в последнее время в формате заочном. С точки зрения сельской учительницы, здесь есть  свои плюсы и минусы. Очные курсы - это возможность вживую встретиться с коллегами, преподавателями, посетить интересные места и мероприятия. Но почему-то почти на всех очных курсах, которые я проходила ( а было их немало), было скучно и неинтересно, и лишь иногда встречались интересные преподаватели. Учителя, собравшиеся вместе, оторванные от дома, хотели каждый день побыстрее всё закончить и начать отдыхать, посвящая время походам по магазинам, посещению родственников и друзей или в редких случаях театра, музея или кино. Ни разу на курсах, посвященных именно преподаванию предмета, не показали нам открытого урока, даже в записи... Часто общение с коллегами дает больше, чем сами курсы. Такими для меня были курсы в далёком уже 2014 и 2016. 

Если же курсы проходят в дистанционном режиме, то опять же об учителе-слушателе курсов никто не заботится. То время поставят очень неудобное ( уроки ведь никто не отменяет), да и запись отсутствует, то таких нудных лекторов найдут, что... Пообещают прислать материалы, но ничего не присылают, как правило... И даже если эти курсы внебюджетные, то мало что меняется. Думаю, что это недоработки конкретной организации повышения квалификации, и, может быть, в других регионах иначе.

2. Курсы платные во всяких разных иных организациях. Как правило, туда идут, чтобы быстро получить документ, поэтому содержание чаще всего мало кого интересует. Главное - пройти итоговую аттестацию. Пожалуй, исключением  из правила для меня стали курсы, организованные "Умной методикой". Одни я уже проходила в 2019 году, смотрела лекции онлайн-марафонов, уже записалась еще на одни курсы, чтобы получить удостоверение. Там действительно интересное содержание, потому что практикующие учителя, мало общих слов, а в основном то, что было испробовано на уроках.

3. Вебинары. Слушать их приходится много, но по внутренней потребности стараюсь посещать проверенные временем, те, на которых будет действительно интересно. Если вижу, что в издательстве "Мнемозина" ведет вебинары Наталья Анатольевна Борисенко, то обязательно их слушаю, хотя не работаю уже по ее учебникам. Еще очень интересны и полезны вебинары Патриковой Татьяны Сергеевны. Хорошо, что есть возможность посмотреть в записи, поскольку сертификаты меня мало интересуют. И кстати, вопрос: а где-нибудь учитывают эти сертификаты при аттестации или в портфолио?

4. Сейчас популярны стали так называемые марафоны, организуемые и официальными учреждениями, и известными блогерами, особенно в инстаграме. Принимала участие в этом году в двух или в трех, причем в основном меня интересовали лекции, а не практические задания. Здорово, что есть такая возможность, что в принципе любой желающий может присоединиться даже в качестве спикера. Хорошо, когда лектор интересный, контент полезный, но  было иногда и похоже на заседания районного методического объединения, когда в основном звучат или азбучные истины, или рефераты прочитанных книг...

 Эти раздумья вызваны тем, что надо опять проходить предметные курсы. Всё же решила, что это будут курсы "Умной методики". 

А какие способы учительской учёбы выбираете вы?