Здравствуйте, одиннадцатиклассники!
Мы закончили разговор о творчестве Бориса Пастернака, и сегодня уделим немного внимания Александру Трифоновичу Твардовскому, автору известной всем поэмы "Василий Теркин".
1.Но не меньшее значение для нас имеют произведения Твардовского, объединенные темой памяти.Поэт прошел войну как военный корреспондент, видел ее бессмысленную жестокость своими глазами. Его стихи приобретают эмоциональный накал и искренность. Лирика военных лет – это летопись войны. Поэт пишет о героизме солдат, об их быте на войне, как, например, в стихотворении «Армейский сапожник». Стихи-воспоминания о родной деревне Загорье очень близки к народным песням. В военной лирике поэт делает первые попытки философского осмысления человеческой жизни.
2. Прочитать ( или прослушать) поэму А.Твардовского "По праву памяти"
3. Пройдя по ссылке, пройти задания урока в "Российской электронной школе".
Мы закончили разговор о творчестве Бориса Пастернака, и сегодня уделим немного внимания Александру Трифоновичу Твардовскому, автору известной всем поэмы "Василий Теркин".
1.Но не меньшее значение для нас имеют произведения Твардовского, объединенные темой памяти.Поэт прошел войну как военный корреспондент, видел ее бессмысленную жестокость своими глазами. Его стихи приобретают эмоциональный накал и искренность. Лирика военных лет – это летопись войны. Поэт пишет о героизме солдат, об их быте на войне, как, например, в стихотворении «Армейский сапожник». Стихи-воспоминания о родной деревне Загорье очень близки к народным песням. В военной лирике поэт делает первые попытки философского осмысления человеческой жизни.
Стихотворения военной лирики
вышли сборниками «Возмездие» и «Фронтовая лирика». Их основные темы –
сражающаяся, непокоренная родина, беспримерное мужество ее защитников и тема
священной мести врагу. Пронзительной трагедийностью наполнено стихотворение
«Две строчки». Толчком к его созданию послужили две строчки в блокноте
корреспондента Твардовского, написанные еще в финскую войну. Поэт вспоминает о
нелепой смерти мальчишки-бойца, которого он видел, лежащего на льду. Его мысли
– о невозвратимости потери, о цене человеческой жизни:
Мне
жалко той судьбы далекой,
Как
будто мертвый, одинокий,
Как
будто это я лежу…
Самым сильным произведением
Твардовского о войне признано стихотворение «Я убит подо Ржевом». Монолог
убитого, обращенный к оставшимся жить, потрясает. Только мертвые могут так
строго судить живых. Павший в кровопролитных боях обращается к живым –
«братьям». Безымянный солдат погиб негероически – убит вместе с другими при
бомбежке, похоронен в общей могиле в болоте. Солдат хочет знать, взят ли Ржев,
защитили ли Москву, победили ли фашистов. Герой завещает беречь память о
павших:
И у
мертвых, безгласных,
Есть
отрада одна:
Мы за
родину пали,
Но она
– спасена…
Тема исторической памяти
пронизывала и всю послевоенную лирику поэта, вплоть до последних дней.
Твардовский упорно пытался разобраться в происходящем в стране. Его поэмы «По
праву памяти», «Памяти матери» также посвящены покаянию и осмыслению прошлого,
причем не только своей матери, а нескольких поколений русских людей:
Я
знаю, никакой моей вины
в том,
что другие не пришли с войны,
В том,
что они – кто старше, кто моложе —
Остались
там, и не о том же речь,
Что я
их мог, но не сумел сберечь —
Речь
не о том, но все же, все же, все же…
Мысль не закончена. За ней –
большое мужество художника, создавшего бессмертные произведения о русском
народе в час суровых испытаний.
4. Какие мысли и чувства вызвала у вас поэма "По праву памяти"? Как вы восприняли образ Сталина в поэме? Почему эту поэму можно считать полемической? С кем спорит поэт? Какие две позиции сталкиваются в поэме? На чьей стороны автор? А вы? Напишите об этом и отправьте ответ учителю. Кстати, можно и голосовым сообщением.