среда, 13 января 2021 г.

Подкасты о русском языке

 Подкаст - это отдельный аудиофайл или серия таких аудиофайлов, публикуемых в интернете на определенном сайте с возможностью подписки. Подкаст, на мой взгляд, аналог радиопередачи. Я для себя открыла подкасты не очень давно, но уже появились те, появления которых я с нетерпением жду и даже переслушиваю. Больше всего меня привлекают подкасты о литературе, русском языке и кино. Сегодня расскажу о своих любимых подкастах, посвященных русскому языку.

Один из самых любимых - подкаст о русском языке "Розенталь и Гильденстерн", который ведут Владимир Пахомов, кандидат филологических наук,  главный редактор портала "Грамота.ру", и журналист Александр Садиков. Пожалуй, не так много есть подобных передач. Уже вышло четыре сезона, надеюсь, что на этом подкаст не прекратит свое существование. Мой самый любимый - третий сезон, посвященный разным тематическим группам в лексике и всему тому, что связано с этими словами: правописание, ударение, употребление. Интересными для меня были все выпуски третьего сезона, но некоторые подарили идею исследовательских работ для моих учеников. Так послушав подкаст о еде "Почему нас так раздражает слово "кушать"..., я предложила ученицам поразмышлять над  словами, связанными с едой, названиями новых блюд и продуктов, подкаст "Зачем нам сегодня шурин, золовка и сноха?" о семейных отношениях откликнулся в моей работе уже трижды. Во-первых, мы обсуждали эту тему: как называют членов семьи в пятом классе на уроке родного русского языка, во-вторых, в седьмом классе я предложила на уроке родного русского языка понаблюдать, каковы традиции обращения к своим родителям и более старшим родственникам в  семьях учеников, в-третьих, на уроке в 6 классе во время изучения существительных вдруг возник вопрос о склонении фамилий и опять пригодилось то, о чем я узнала из подкаста. 

Еще один подкаст о русском языке "Как это по-русски". Уже вышло 100 выпусков. Выпуски короткие, некоторые можно даже на уроке послушать. Но нравится этот подкаст мне меньше, хотя для поддержания себя в филологическом тонусе подходит замечательно.

А вы интересуетесь подкастами? Может быть, какие-нибудь посоветуете?

вторник, 12 января 2021 г.

Что читаю на второй неделе января?

 Сначала подведу итог прочитанного за первую неделю года. Прочитала повесть И.С.Тургенева "Степной король Лир", но прежде чем о ней написать свое мнение, решила перечитать пьесу В.Шекспира "Король Лир" - освежить в памяти. 

Прочитала повесть Владимира Набокова "Машенька" в рамках литературного клуба. Отзыв напишу чуть позже, когда прочитают другие участники.

Прочитана половина повести В.Набокова "Защита Лужина", надеюсь, что на этой недели я дочитаю эту книгу.

Наконец-то я дочитываю книгу А.Мурашева "Другая школа". Уже и новая книга появилась у этого автора "Другая школа 2", а я все еще первую никак не дочитаю. Много раздумий вызывает прочитанное, поэтому и медленно читаю.

Вот так и определился список на эту неделю. Больше не осилю. Еще же и "Загадки топонимики" надо дочитать...

Кстати, все эти книги - бумажные. Из моей личной библиотеки. Я прям соскучилась по бумажным книгам... Пусть и не все они качественные: на плохой бумаге, мелким шрифтом, конец 80-начало 90-х. Но берешь книгу в руки - и погружаешься в воспоминания. Набокова покупала, когда училась в университете, в книжном магазинчике, который вскоре прекратил свое существование, это были первые мои самостоятельные книжные покупки. "Загадки топонимики" получила в качестве приза за победу в конкурсе "Русский медвежонок для учителей" ( интересно, этот конкурс еще существует?). Книгу Мурашева подарил сын, когда начал учиться в институте... А электронные книги у меня таких воспоминаний не вызывают, хотя больше я все же читаю электронных книг. А вы? 

среда, 6 января 2021 г.

Выстоим?!

 Всех читателей блога и заглянувших на минутку - с Рождественским Сочельником!

Но тема у меня сегодня совсем не праздничная. Думаю, что все уже слышали о том, что с 01 января 2021 года вступают в действие новые САНПиН, касающиеся всех образовательных учреждений. И читая в сети об этом нововведении, я больше размышляла о тех четырех месяцах, что наша школа жила в условиях пандемии. Мы не уходили на дистанционное обучение за эти четыре месяца всей школой, мы выживали... Да, мы старались соблюдать все требования: термометрия, рециркуляторы, дезинфекция, антисептики, но если в селе заболеваемость пошла вверх, но школа в стороне не окажется. Мы работаем в две смены, в двух зданиях, чтобы уменьшить количество учеников, одновременно находящихся в школе... Учителя уже не возмущаются, если у них один урок в первую смену, а остальные во вторую ( бывает и такое). Работники школьной столовой уже не говорят о переработках ( а они у них реально есть!), ведь раньше они кормили одну смену, а теперь две... Выяснилось, что во многих кабинетах надо менять компьютеры и проекторы, хотя как администрация школы я старалась, чтобы эта техника работала в каждом кабинете, но увы... Многие учителя жалуются, что они не могут работать так, как работали раньше - привыкли к своим кабинетам, где технически всё подстроено под них, в основном, это те, кто понимают, что мел и доска - это вчерашний век... Но мы старались! Но похоже, что не сработало...

3 ноября прозвучал первый звоночек - первая учительница ушла на больничный с тем самым диагнозом с королевским именем. 22 ноября - еще одна. А в течение недели на больничном были почти все учителя начальной школы старше 40 лет. Хорошо, что молодежь у нас замечательная: работали в две смены, на помощь пришли работники детского сада, откликнулись учителя, которые раньше работали в нашей школе временно. В эту же неделю начали уходить на больничный учителя старшей школы. В самый пиковый момент на больничном было 23 учителя и 4 из техперсонала. На каникулы мы уходили с цифрой 15. Это было похоже на сводки с фронта. Каждый день я ждала: кто следующий? И молилась. Молилась, чтобы выздоровели заболевшие, чтобы всё нормализовалось, чтобы всё обошлось... Но война еще не выиграна. Господи, спаси и сохрани!

вторник, 5 января 2021 г.

Что читаете вы на этой неделе?

 С Новым 2021 годом, всех заглянувших в мой блог!

Новогодние каникулы и праздничные дни для меня в первую очередь время чтения. Чтение, книги - мое любимое занятие.И снова начинаю свой читательский год. И как обычно пять книг, которые надо прочитать на этой неделе:

1. И.С.Тургенев "Степной король Лир" ( в планах прочитать все произведения Тургенева)

2. В.Набоков "Машенька" ( книга из списка книжного клуба, когда-то уже читала, но надо обновить впечатления)

3. В. Набоков "Защита Лужина"( хочу прочитать в унисон с просмотренным сериалом "Ход королевы")

4. Л.В. Успенский "Загадки топонимики" ( профессиональное чтение. если можно так это назвать)

5. А. Мурашев "Другая школа"

6. Ю.Набокова "Мой парень -блогер"( уже прочитана). Собираю подборку книг для подростков о блогерах, пришлось прочитать.

А что читаете Вы?

вторник, 15 декабря 2020 г.

Урок в 5 классе "Позиционные чередования гласных"

 Здравствуйте, пятиклассники! Для тех, кто не смог сегодня подключиться в зуме, объясняю, что вам необходимо прочитать параграф 42 в учебнике и запомнить, что в речевом потоке звук может быть в сильной и слабой позиции. Сильная позиция - это позиция, когда звук произносится отчетливо. Слабая позиция - это позиция неразличения звуков, в которой звук может совпадать с другими звуками, когда он не служит для различения смысла. Для гласных звуков сильной позицией является позиция под ударением. Слабая позиция для гласных - позиция без ударения. Замена одного звука другим в зависимости от его позиции с лове называется позиционным чередованием.

Выполните упражнения 232 (устно) и 233 ( письменно в тетрадь). Это будет ваша классная работа.

Домашнее задание: 1)записать небольшой фрагмент текста из любой книги ( объёмом 45-50 слов) и подчеркнуть синим цветом гласные стоящие в сильной позиции, а красным цветом - гласные, стоящие в слабой позиции. Пишите красиво, разборчивым почерком. Первые 12 человек в списке отправьте выполненное задание в ватцап; 2) заполните гугл-форму, которая расположена ниже. Не забудьте написать свою фамилию и имя, а также нажать на кнопочку "отправить". Сделать это надо в течение завтрашнего дня. 

понедельник, 14 декабря 2020 г.

Урок русского языка для 5 класса "Обозначение мягкости согласных с помощью ь"

 Здравствуйте, пятиклассники! 

Сегодня мы поговорим о том, какую роль играет буква-помощница Ь. Для этого прочитайте в учебнике "Русский язык" теоретический материал на страницах 172 и 173. Думаю, что здесь всё понятно и особых трудностей не возникнет.

Теперь потренируемся. № 1. Посмотрите, как изменится смысл слов ел, был, угол, удар, если к ним прибавить Ь. Запишите эти слова в тетрадь парами. Можете ли вы записать другие подобные пары слов? 

Выполните задания для тренировки. Мне кажется, что они будут для вас очень 

простыми!



Потренируйся в фонетическом разборе слова.


А теперь выполни упражнение 228 в учебнике. Запиши его в тетрадь.

Вот и подошёл к концу наш урок.Надеюсь, что вам понравилось!

воскресенье, 19 июля 2020 г.

Ждите в гости...

Сегодня 19 июля 2020 года. Запись восьмая.

Погода позволяет немного вздохнуть: днем до 34, сейчас 22 градуса. Ветрено.

Как это бывает в выходной день, хочется переделать всё и сразу. Поэтому воскресный день всегда суматошный. Иду по своему плану маленькими шагами - это самый верный выбор на данный момент.

Сегодня целый день размышляла между делом вот о чём. Развитие социальных сетей семимильными шагами идет вперед. И люди делятся на две группы: те, кто не имеет к ним никакого отношения, не имеет ни одного аккаунта ни в одной социальной сети, и те, кто есть везде или почти везде. Но и среди вторых тоже есть разные пользователи: те, для кого это просто развлечение, и те, для кого это работа. Особенно хорошо это заметно в инстаграме. Подписалась я на молодых учителей, креативных, ярких, пишущих, чаще всего с целью монетизировать свой блог. Я не говорю уже про другие сети... А мы, сидящие в Blogger, кажемся такими ископаемыми, почти динозаврами... Но мне здесь уютно. Я не стремлюсь делать деньги, не выдумываю очередную завлекалочку, не пытаюсь увеличить количество подписчиков... Да, это открытое интернет-пространство, но мне здесь комфортно, потому что читатели мои - люди, близкие мне по духу: учителя, библиотекари, рукодельницы... Самое главное и самое важное - не потеряться в этом бушующем мире, не дать угаснуть нашим блогам, не уйти в другие сети. А для этого надо всем, живущим здесь на Blogger, держать связь друг с другом, может быть, придумывать какие-то активности, интересные многим, делать что-то, чтобы не пропасть по одиночке. Чем-то наш Blogger стал мне напоминать библиотеку: вроде и существует, но кто туда ходит... Но я всегда любила и люблю библиотеки, поэтому отсюда не уйду, пусть и появляюсь нечасто, но запоями... Думаю, что можно придумать, чтобы поддержать других блогеров. Пока решила каждый день писать комментарии в те блоги, которые появятся у меня в топ-5. Так что ждите в гости!

суббота, 18 июля 2020 г.

Откуда берутся идеи для блога?

Сегодня 18 июля 2020 года. Запись седьмая.
Погода: сегодня наконец-то немного похолодало, до комфортных 27 градусов днем и даже прохладных 22 вечером. Облачно, пасмурно, ветрено.

Сегодня был день домашних дел. Какие-то делаю с удовольствием, какие-то не очень. Но сколько бы ты их не делала, переделать их невозможно.
Порадовала себя свежесваренной кукурузой. Думаю, что у каждого есть свои события или предметы, с которыми связано лето. Для меня это раки, кукуруза и арбузы. Два пункта из трех выполнила, остался еще один.

Как я уже упоминала раньше, в последнее время я полюбила слушать подкасты. С большим удовольствием слушаю подкаст "Книжный базар" с Галиной Юзефович. Последний выпуск был посвящен семейной саге в литературе и в кино. Причем в этот раз разговор был с Антоном Доиным, кинокритиком, а примерно полтора месяца назад о семейной саге беседа была с Анастасией Завозновой. Семейная сага - один из моих любимейших жанров в литературе. Что я только не читала в этом жанре! Но больше всё же на русском языке. А вот с зарубежными авторами знакома поменьше, хотя тоже есть о чём вспомнить. Пожалуй, это тема для поста.

А еще я в очередной раз почувствовала свою дремучую невежественность в кинематографе. Ни один из фильмов, который упоминали в этом подкасте, я не видела, хотя, конечно, слышала о них. Так что теперь у меня появилось еще одно направление саморазвития - просмотр фильмов.

Прочитала в блоге "Навстречу друг другу" о проведении web-субботника и тоже решила присоединиться. Приглашаю всех, кто заглянул в блог, нажать на кнопку "Случайный пост" и, если вы увидите неработающие ссылки или видео, которые не грузятся, написать об этом в комментарии к посту.

пятница, 17 июля 2020 г.

Сегодня 17 июля 2020 года. Запись шестая.

Погода: жарко по-прежнему до 35 градусов, сейчас в 21 час 26 градусов. Полный штиль.

На работе был приемный день: сначала приходила бывшая ученица нашей школы, которую я тоже немного учила, для того, чтобы устроиться на работу учителем, затем бабушка интересовалась, как перевести в нашу школу свою внучку, потом  наконец-то начали приходить выпускники 9 классов, чтобы написать заявления на 10 класс. В этом году мы, как и все, переходим на ФГОС среднего общего образования, поэтому пытаемся учитывать интересы учеников при формировании учебного плана. Но пока всё сложно... Если ученики готовы отказаться от изучения каких-то предметов, то родителям надо всё сразу и побольше... Причем мальчики более уверены в своих желаниях и выборе.

Дома началась борьба с урожаем. Сегодня боролась с яблоками, завтра будет борьба с абрикосами и огурцами. Приятные хлопоты!

Сегодня вдруг четко осознала, как я устала от пребывания в одном месте. Обычно летом мы куда-нибудь ездили, пусть недалеко, но смена обстановки всегда шла на пользу. Сейчас смысла куда-то ехать нет: в области пока всё закрыто, за пределы области не едем из-за работы мужа, да и в областях по соседству ситуация не лучше. Так что пошла я слушать подкасты, смотреть кино и читать...

четверг, 16 июля 2020 г.

Сегодня 16 июля 2020 года. Запись пятая.
 Погода: немного похолодало, в середине дня было около 35, сейчас, в 21 час,  23 градуса, полный штиль.

Сегодня был день общения с людьми близкими по крови, т.е. с родственниками: с родной сестрой, с сестрой двоюродной, с тетей... С кем-то очно, с кем-то по телефону... Стоит добавить и родственников со стороны мужа: племянниц и деверя. Большая компания получается. И это здорово!

На работе два самых обсуждаемых вопроса: будет ли пришкольный лагерь и в каком формате пройдет первое сентября. Открытие пришкольного лагеря за этот год переносилось уже два раза по известным причинам, теперь ждём 3 августа, но количество больных не уменьшается ни в области, ни в районе. Мне однозначно не хочется с 1 сентября обучаться в дистанционном режиме, но из-за отмены традиционной линейки первого сентября я сильно горевать не буду. Если "Последний звонок" - это действительно праздник для учеников и выпускников, то линейка 1 сентября у нас скорее событие политическое, обращенное больше к родителям и учителям, чем к детям, т.к. самая большая часть времени линейки посвящена выступлениям главы района и села, депутатам сельской думы, областному чиновнику и т.д. И хотя все обращаются к ученикам, но им-то всё происходящее интересно меньше всего.

Продолжаю выполнять свой план, в котором важное место занимает чтение. Долго думала, что почитать, хотя скачанных книг для чтения море, но не знаю, с чего начать. Т.к. я слушаю "Литературный Нобель", то решила почитать книги авторов тех стран, о которых рассказывают. Не книги лауреатов, а авторов, которые тоже жили или живут в этой же стране. Была Норвегия ("Мария Парр и ее книги"), теперь должна быть Испания. Но Испания уже была у меня в этом году(Карлос Руис Сафон), и... всё равно Испания, только ( не поверите) "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий" ( в обработке для детей). Это замечательное старое 1962 года издание с иллюстрациями Г.Доре, доставшееся мне от дедушки.

А еще я порадовала себя мороженым, персиками и новыми наушниками, чтобы слушать подкасты.

среда, 15 июля 2020 г.

Сегодня 15 июля 2020 года. Запись четвертая...
Погода: опять жарко, хотя с утра было только 27, днем до 40, сейчас в 22 часа 22 градуса.

Работа: получила результаты ЕГЭ по литературе. Примерно то и получили, что я предполагала.
Смогла выполнить весь список, что записала себе на день. Такое бывает очень редко.

Дом: ни вареньями, ни кексами я так и не занялась... Немного огорода, немного кухни, немного вязания... После жары нет сил делать что-то более значимое.

Продолжаю слушать подкаст "Литературный Нобель". Удивительно, что в 1904 году Нобелевскую премию по литературе получили два человека: поэт и драматург. Какие всё же разносторонние люди были получатели этой премии! Интересно, что книги их практически не переведены на русский язык, а на родине их могут ценить не столько за вклад в литературу, сколько за вклад в другие сферы деятельности.

От художественной литературы перешла к бизнес-литературе. Читаю "45 татуировок менеджера". Много интересного, но и много далекого от школьных реалий.

Много читаю учительских блогов в инстаграме. Задумалась: почему до сих пор никто не создал какой-нибудь клуб для директоров школ, чтобы там можно было получить ответ на вопрос, подсказку или, наоборот, самому поделиться опытом? К сожалению, хотя я и общаюсь с директорами школ, но только своего района, а это очень узкий круг общения. Хотелось бы большего...

Мария Парр и её книги

Мария Парр - современная норвежская писательница, с двумя книгами которой я познакомилась в этом году. Эти книги представляют собой своеобразную дилогию "Вафельное сердце" и "Вратарь и море". Первую книгу интересно читать вместе с учениками начальной школы, вторую я бы советовала прочитать в классе пятом или шестом. Мне книги напомнили столь мною любимую повесть Астрид Линдгрен "Приключения Эмиля из Лённиберги". 
В ней такие же герои, открытые миру и людям, с неудержимой фантазией, совершающие свои проделки не со зла или с умыслом, а случайно, в процессе игры; и такая же авторская любовь к миру, в оживут эти герои. Трилли и Лена постоянно попадают в первой книге "Вафельное сердце" в разные трагикомичные ситуации, читать о которых невероятно весело, будь то история про куклу на Иванов день, или история с ковчегом, или история с подарком на день рождения... А вот родителям тоже не мешало бы прочитать эту книгу и поучиться, как вести себя с такими сорванцами! Никто не ругает ребят, не взывает к совести, их поступки и поведение воспринимают как данность, с которой надо найти общий язык. Сколько любви в отношениях родителей и детей, но и строгости тоже, а в отношениях дедушки, бабы-тёти ( сестры дедушки) и ребят столько взаимопонимания, уважения и именно дружбы, которая часто бывает у ребенка с более старшим поколением! Мне интересно было читать о реалиях норвежской жизни: хутор Щепки-Матильды, на котором живет несколько семей, связь с городом посредством парома, праздники со своими традициями, например, Иванов день, и, конечно, вафли, которые печет баба-тетя, и которые становятся цепочкой, объединяющей всех героев.
Вторая книга "Вратарь и море" не менее интересная и, на мой взгляд, более глубокая. Дети выросли, им по 12 лет, и проблем не становится меньше. Происходит процесс взросления, когда Трилле спасает от гибели своего дедушку, оказавшись с ним на лодке в открытом море, когда Лена сумела всем доказать, что девочка может быть замечательным вратарем, когда Трилле начинает ценить настоящую дружбу, познав предательство и сомнения... Дети взрослеют, совершаю взрослые, мудрые поступки, но иногда по-прежнему оказываясь в трагикомичных ситуациях, например, когда решают снять фильм по произведению Астрид Линдгрен...Я рада, что открыла для себя замечательного писателя и замечательную книгу про подростков, которую посоветую прочитать своим будущим пятиклас
сникам.

вторник, 14 июля 2020 г.

Сегодня 14 июля 2020 года. Запись третья.

Погода: сегодня опять жарко, в тени до 45 градусов, сейчас, почти в 22 часа показывает 27 градусов. Обещанный дождь так и не пошёл.

Сегодня был день плохих новостей. Когда в один день приходится общаться с прокуратурой, Роспотребнадзором, ГИБДД, вряд ли кто назовет день хорошим. Но, надеюсь, что всё это временные трудности, которые будут решены.

Было ли что хорошего? Было !!!
1. Я загрузила все вступительные документы на свои курсы, на ходу придумала проект. Главное, что я успела вовремя.
2. Я сварила яблочное варенье. Пока совсем немного, совсем простое. Надо найти ещё один рецепт, чтобы переработать те яблоки, что облетели после наших свирепых ветров.
3. Дочитала книгу Марии Парр "Вафельное сердце", которая доставила мне удовольствие. Рассказ о книгах этой писательницы впереди.