вторник, 8 ноября 2022 г.

Биография писателя на уроке: А.С.Грибоедов

 Как познакомить учеников с биографией писателя? Сколько работаю, столько и задаю себе этот вопрос. Но с уроками по биографии А.С.Грибоедова у меня меньше всего раздумий. Я обязательно на уроке показываю фильм "Ослепительно короткая жизнь", снятый в 2010 году Сергеем Кожевниковым и журналистом Сергеем Медведевым. Показывала его и в полном варианте на 52 минуты, и в коротком на 21 минуту. Второй, конечно, больше подходит для урока. Обязательно фильм потом обсуждаем. Сегодня удивление вызвал возраст Нины Чавчавадзе, когда она выходила замуж, и столь большая разница в возрасте между супругами. Раньше почему-то на это большого внимания не обращали... Фильм снят очень интересно, но к нему нужны и подводящие вопросы, и обсуждение после просмотра фильма. Кстати, сериал о Грибоедове мне не понравился, показался слишком скучным.

воскресенье, 6 ноября 2022 г.

Банка идей для уроков

 Две идеи для уроков.

1. Для уроков литературы. Хочу, чтобы на уроках звучали стихи. Попробую предложить ученикам выучить понравившееся им стихотворение и рассказать его на уроке, сопроводив небольшой справкой об авторе. Для кого-то из учеников это будет возможность самовыражения, для кого-то возможность получить оценку. Для меня  возможность получше узнать интересы ребят и услышать стихи на уроке. Через неделю  дополню пост промежуточными итогами работы в трех классах.

2. Для уроков русского языка в 8 классе. Хочу попробовать взаимоопрос в парах по изученному материалу, чтобы развивать навыки пересказа и монологического высказывания. Этому классу невозможно давать для пересказа большие тексты, пересказывать они просто не умеют, а небольшие параграфы по русскому языку, может быть, и осилят. На апробацию даю себе три недели.

среда, 23 февраля 2022 г.

Мария Спасская "Флейта гамельнского крысолова"

 

Книга, в названии которой упоминается музыкальный инструмент. Когда прочитала один из пунктов #светловкачеллендж22, то сразу вспомнила много произведений, в которых упоминается музыкальный инструмент: "Скрипка Ротшильда" А.П.Чехова, "Флейта-позвоночник" В.В.Маяковского, "Скрипка и немножко нервно" его же, "Скрипка Паганини" А.Куприна... Но это же не отдельная книга, это рассказы и стихотворения! Поэтому пошла искать книгу и нашла в серии детективов "Артефакт" книгу Марии Спасской "Флейта гамельнского крысолова". Я вообще с интересом читаю книги в серии "Артефакт", ведь они, как правило, состоят из двух частей: собственно детективной и исторической, связанной с той или иной исторической личностью, артефактом или событием. Меня всегда в книгах этой серии привлекает именно вторая часть, хотя я понимаю и принимаю право автора на художественный вымысел. Так было и в этот раз. Гамельнский крысолов у меня в первую очередь ассоциировался с Мариной Цветаевой, с ее поэмой "Крысолов". Но в детективе всё оказалось не так. 

Некое детективное агентство "Сирин и Хренов" занимается пропажей крупного алмаза "Уникум" и постепенно соприкасается с появлением в современной Москве доминатона -той самой флейты гамельнского крысолова, при помощи которой можно завоевать весь мир.. История  Пифагора и пифагорейцев, иллюминатов, крестоносцев,  лекаря Йозефа Крафта, Катарины Шварц, потерявшей все и отомстившей жителям Гамельна, репрессий 30-х годов в Советском Союзе, существования некоего тайного общества - всё это захватывает, увы, больше, чем история детективного расследования. Конечно, есть неопытная, но самоуверенная помощница Берта Лисанге, которая  оказывается не только ведущей расследование, но и   втянутой в эту историю, и даже пострадавшей, есть страшный сумасшедший Термит, есть и другие весьма колоритные фигуры, но всё же как-то не то...

  Люблю я, когда в книге вспоминают какое-нибудь литературное произведение. Сразу начинаешь думать: а зачем оно здесь? Но в данном случае разгадать не получилось: хотя я знаю, что Сирин - это псевдоним Владимира Набокова, но его "Камеру обскура" я не читала. Но, видимо, прочитаю, ведь оценка Берты: "Да, здорово написано. Потрясающая история. История любви. Страсти. И предательства. И тонкой, виртуозной издевки, способной кого угодно свести с ума. Только прирожденный карикатурист способен считать, что самое смешное в жизни основано на тонкой жестокости" - очень мотивирует на прочтение. И вообще, нравится мне, когда одна книга протягивает руку другой: Мария Спасская - Марина Цветаева - Владимир Набоков. Согласитесь, даже если книга и не очень хороша, то окружение замечательное. 

4/30

воскресенье, 13 февраля 2022 г.

Дженни Т.Колган "Книжный магазинчик счастья"

 

Пожалуй, любимый пункт в #светловкачелендж22 про библиотеки и книжные магазины. Наверно, любимое место каждого книголюба. Про библиотеки в моей жизни расскажу как-нибудь позже. А сейчас про книгу. Так как уже прочитанных книг про библиотеки и даже книжные магазины было много, то пришлось делать выбор рандомно. Открыла каталог в электронной библиотеке, ввела слово "книжный" и вот... Уже сама обложка книги обещала что-то легкое, простое и в то же время светлое. Совсем в пару с названием "Книжный магазинчик счастья". И всё это оправдалось: чудесное превращение стеснительной романтичной девушки-библиотекаря в уверенную в себе владелицу книжного магазина в автофургоне. Происходит  это в общем-то без проблем, на фоне прекрасных шотландских пейзажей и сопровождается традиционной любовной коллизией: кого выбрать? Конечно, суровый шотландский фермер во всем окажется прав...

Несмотря на незамысловатость книги, есть в ней два момента, которые во мне отозвались: 1) проблема библиотек и 2) создание пространства, поддерживающего чтение.

Нина Редмонд, библиотекарь, узнает о том, что "Бирмингем не может позволить себе содержать все библиотеки даже при режиме строгой экономии..."  Описание библиотеки и того, чем она занималась, какую роль играла в жизни людей, так похоже на нашу, российскую действительность. "...они были очень маленькой библиотекой. По вторникам и четвергам утром они читали разные истории детям. ...Их библиотека располагалась в жалком старомодном здании с полами, покрытыми линолеумом. Ну да, верно, здесь попахивало затхлостью..." И видимо, этого не изменить. "Кэти Нисон объяснила, что библиотечная служба перебирается в центр города и там библиотеки превратятся в некие "центры" с "мультимедийными зонами", кофейнями и "интерсенсорными кабинетами"... И столь горестный вывод: всё равно для большинства пожилых или не слишком здоровых посетителей это неудобно и не нужно. 

А еще Нине и другим библиотекарям очень-очень жалко книги. Вот я её хорошо понимаю: как другие не могут пройти мимо котенка или щенка, так я не могу пройти мимо книг, пусть даже старых и потрепанных. И вместе с Ниной и ее другом Гриффином задумываешься: что это напоминает? Если в этом мире кофе, компьютеров, цветов, контор и служащих место книгам? Нет ли правоты в словах Гриффина:  "Их ( книги) используют при строительстве дорог! Ведь именно так поступают с негодными книгами... Кладут их в основание мостовых. Чтобы огромные машины могли катить по столетиям высоких мыслей, идей и рассуждений великих ученых, метафорически вбивая в грязь любовь к знаниям глупыми здоровенными колесами, горланя моторами и убивая планету!"

И на фоне этого чудесным спасением и для книг, и для самой Нины, которая становится безработной, будет покупка фургона и воплощение в жизнь давней мечты Нины- открытие своего книжного магазинчика! И постепенно вокруг этого магазинчика создается пространство, в котором все или почти все читают! Конечно, трудно себе такое представить: в сельской местности люди приходят покупать книги и читают! "Все вокруг читали! Люди, сидевшие в своих палисадниках. Старая леди в кресле-коляске рядом с военным мемориалом. Маленькая девочка, с рассеянным видом качавшаяся на качелях...В булочной кто-то смеялся над комиксами, бариста за стойкой кофейни пытался одновременно и читать, и готовить кому-то капучино..." Может быть, и правда, если создавать среду, в которой есть книги, люди будут читать? И не могу удержаться, чтобы не вспомнить еще одну цитату: "Знаете, раньше в автобусе все читали. А потом стали крутить в руках телефоны. Я не вижу, что они там читают, и не могу спросить, интересно ли это, или сделать себе мысленную заметку заглянуть потом в книгу. Кажется, что все книги внезапно в один день исчезли." Это и про мои чувства тоже... 

Совсем не легкую книгу написала Дженни Т. Колган! Очень уж больно читать про двадцатилетних, которые или работают, или сидят в барах и на всё кричат "Классно!" Книг они уже не читают... К  сожалению, одиночке Нине мир не изменить...

3/30 Книга, сюжет которой связан с книжным магазином или библиотекой

суббота, 22 января 2022 г.

Чтобы было интересно изучать предлоги

 

Как бы ни менялась система образования, но некоторые моменты в ней неизменны. Например, занимательность на любом уроке по любому предмету нужно только приветствовать. В моей коллекции книг по методике есть издание 1962 года "На уроке и после урока (материалы по занимательной грамматике)", что убеждает, что прививать интерес к языку надо было всегда. Но бывают такие темы в курсе школьного русского языка, которые особого энтузиазма не вызывают ни у учителя, ни у ребят. Тогда и приходится в каждый урок включать какой-нибудь занимательный момент.

Этот материал пригодился мне  при изучении темы "Предлог" в 7 классе, особенно в одном классе Ю. 

  • Вопросы-шутки.
1.Какой предлог можно сыграть на музыкальном инструменте или спеть? (до)

2.Какие два предлога определяют положение тела? (по-за)

3.Из каких двух предлогов можно создать литературное (не стихотворное) произведение? (про-за).

4.Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства? (до-за)

  • Помогите наборщику! Он рассыпал слова в предложении. Собирая рассыпанные слова в предложения, раскрывайте скобки и вставляйте пропущенные буквы.

Работа в парах. (1 предложение выполняем все вместе.)

1) Артур Конан Дойл, о, английский, рассказал, чем, вот, писатель.

2) Поколений, легенда, нескольких, о, (в)продолжени… , страшной, Баскервилей, в, собаке, роду, сохранялась.

3) Баскервилей, долгого, страшное, наводило, замка, (в)течени…, на, ужас, чудовище, времени, обитателей.

4) Ним, сэр, с, Генри Баскервиль, встречи, (в)следстви …, умер.

5) Не, неизвестно, Шерлок Холмс, чем, вмешался, бы (в)следстви…, все, бы, если, кончилось.

6) Облегчением, (в)последстви…, с, обитатели, вздохнули, замка.


  • Шарады
1. Две ноты и предлог, соединяясь, дадут гудок.  ( си-ре-на).
2. Ты найдешь меня на дне в синем море. И во мне, от начала до конца, два предлога и три "ца" ( у-с-три-ца)
3.  Слог первый мой-предлог, второе-летний дом, а целое порой решается с трудом. ( за-дача)
4. Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. ( до-ми-к)
5. Союз, предлог и падежная форма личного местоимения дают вкусный плод южноамериканского растения. ( а-на-нас)

4. Стихотворения. Стихотворение М.Яснова понятно и в 5 классе, и в 7 классе. А вот стихотворение Г.Григорьева можно использовать в 10 классе, если его прокомментировать.

Михаил Яснов. Предлоги.

Сидел прохожий на скамье,
Держал в руках кулёк.
А над скамьёй сидел скворец,
А под — лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над, в листве,
Глядели на того, кто на, —
Верней на то, что в.

Тогда прохожий взял кулёк
И вынул пирожок.
Часть бросил над,
Часть кинул под,
А остальное — в рот.

И каждый принялся жевать,
Верней, один — клевать.
Пришлось для этого ему
Слететь и прыгать у.

Так тёплый, мягкий пирожок
Был съеден от и до,
А смятый маленький кулёк
Попал в карман пальто.

И полетел один по-над,
Другой полез из-под
И рядом с третьим побежал
За, перед —
И вперёд!

Геннадий Григорьев. Этюд с предлогами.

 Мы построим скоро сказочный дом
С расписными потолками внутри.
И, возможно, доживём до...
Только вряд ли будем жить при...

И, конечно же, не вдруг и не к нам
В закрома посыплет манна с небес.
Только мне ведь наплевать на...
Я прекрасно обойдусь без...

Погашу свои сухие глаза
И пойму, как безнадёжно я жив.
И как пошло умирать за...
Если даже состоишь в...

И пока в руке не дрогнет перо,
И пока не дрогнет сердце во мне,
Буду петь я и писать про...
Чтоб остаться навсегда вне...

Поднимаешься и падаешь вниз,
Как последний на земле снегопад.
Но опять поют восставшие из...
И горит моя звезда – над!

А какие приемы используете вы, изучая такую скучную тему как "Предлог"?








среда, 19 января 2022 г.

Юлия Набокова "Любовь на карантине"

 Знакомство с этим автором произошло, когда я была в поисках книг о блогерах, чтобы посоветовать одной ученице, которая работала над проектом. Так ко мне в руки попала книга Юлии Набоковой "Мой парень - блогер". Книга, явно рассчитанная на подростковую аудиторию, но при этом достаточно точно и со знанием дела показывающая светлые  и темные стороны блогерства, но в большей степени посвященная обычным человеческим отношениям и проблемам: любви, верности, буллингу, подростковым травмам. Кстати, книга была использована для проекта ученицей, хотя ей и не очень понравилась.

Достаточно случайно наткнувшись на еще одну книгу этого автора, я начала читать. Хотела понять, что привлекает в этих романах множество поклонниц Юлии, ведь на её страницу в инстаграме подписаны 11400 человек и даже есть целое сообщество писательниц, которые друг друга поддерживают, проводя совместные марафоны.  Но если первую книгу можно было посоветовать школьницам, то теперь я этого сделать бы не решилась - любовный роман есть любовный роман. Есть в нем место и пылкой страсти. Как понятно из названия, не обошлось и без весьма популярного вируса, из-за которого герои - блогерша Диана и Кирилл - странным образом оказываются в одной палате в красной зоне. И хотя они, конечно, друг друга если не ненавидят, то видеть рядом точно не хотят, все же обязательно влюбятся друг в друга, и будет красивый счастливый финал. Законы жанра! 

Но! За вполне предсказуемым сюжетом и такими же предсказуемыми героями стоит и обращение к серьезным психологическим проблемам, которые, конечно, будут интересны читателям книг Ю. Набоковой. Это и  любовные проблемы, даже с очень интересным тестом: как по сумке, переданной в больницу, узнать понимает ли тебя твоя избранница, много ли у вас общего и есть ли будущее? Это и попытка показать, что успех приходит к блогеру, если он серьезно над собой работает: Диана обучалась и фотографии, и умению делать макияж, и журналистике, постоянно работает над улучшением блога, живет этим. Она действительно работала, и над собой в том числе, ведь в Москву она приехала из деревни, сбежав от пьющей матери. Хорошо в книге в то же время показана и иллюзорность виртуального мира: пока Диана в больнице, ей никто не звонит, никто не навещает,  хотя у неё 200 тысяч подписчиков, а конкуренты даже начинают кампанию против неё. Вот оно, закулисье блогерского мира!

Конечно, второй раз такие книги не читают... Для этого они слишком легковесны... Но читатели бывают разные, и иногда, чтобы стать лучше, можно взять в руки и такую книгу. Плохому она точно не научит!

Книга, в названии которой есть слово "любовь". Вторая книга в рамках #светловкачеллендж22

воскресенье, 16 января 2022 г.

Леонид Юзефович "Филэллин"

 

Вот и прочитан роман Леонида Юзефовича "Филэллин", ставший победителем премии "Большая книга" в 2021 году. Не могу сказать, что читался он легко и просто, но загадок в нем было немало. От этого только читать интереснее. 

Поначалу роман привлек меня тем, что это повествование об императоре Александре Первом, в последнее время мне интересны королевские и царские особы. Затем становится понятно, что речь идет о борьбе Греции за независимость от Османской империи. Тут начинаешь вспоминать, какие-то представления  у тебя уже есть - ведь все знают, что Байрон погиб в Греции вол время этих событий, что Пушкин был знаком с Александром Ипсиланти, предводителем греческих повстанцев, но оказывается, что по сути  ты ничего не знаешь. 

Роман состоит из писем, записок, дневников, внутренних монологов героев, которые долго в романе существуют вроде бы сами по себе,, образуя свои маленькие вселенные, но ты знаешь, что они должны же быть как-то связаны и ищешь эти сцепления, и не находишь... Вот кажется, что наконец Александр Первый узнает о существовании Григория Мосцепанова и что-то важное произойдет... Но автор обманывает ожидания читателя: они не встречаются, а Мосцепанов вскоре исчезает. И ты снова ищешь, кто же главный герой, кто же  филэллин? Ведь точно не царь - он же не захотел поддержать греков в их борьбе против турок, да и не Мосцепанов - хоть и висит у него на стене картинка с Акрополем, но с Грецией он вроде и не связан. Фабье, который приехал из Франции в Грецию и сражается на стороне греков? Но его в любви к грекам трудно заподозрить, им движет что-то другое... 

А потом Мосцепанов оживает, а Александр Первый, наоборот, умирает. Но это не рвет многочисленных ниточек героев между собой, а только стягивает их в один узёл, в одну точку, в один выстрел, который изменит и судьбы героев, и судьбы стран. А твои предположения окажутся верными: филэллин - это и Александр Первый, и Григорий Мосцепанов. И если  тайной Александра Первого и стала его любовь к Греции, к её истории и прошлому, то с тайной, известной Мосцепанову, не всё так просто. Он приходит на страницы повествования как человек, имеющий тайное знание, которое хочет поведать именно царю, но у него не выходит это сделать. Другие герои ( майор Чихачев, врач Костандис) считают, что они разгадали тайну Мосцепанова, но тайной считают совсем разное.

И сюжет романа, и его композиция, и герои  не смогли оставить меня равнодушной. Трудно определить жанр произведения: это роман и исторический, и детективный, и любовный. Но в целом, это роман о жизни и смерти, о миге и вечности, о роли случайности в важных событиях. И о том высшем водительстве, которое стоит за всем этим.

В рамках #светловкачеллендж22 книжного челленджа от Светловки  это первая книга, которая идет по пункту "Книга, с одним словом в названии" ( 1/30)

суббота, 15 января 2022 г.

5 приемов, как научить выполнять разные разборы на уроках русского языка

 


Есть в курсе русского языка темы, важность которых неоспорима, но практическая значимость непонятна. Я о разборах. Во времена моего школьного обучения их было всего четыре: фонетический,  разбор слова по составу, морфологический и синтаксический. В УМК под ред. В.В.Бабайцевой их уже больше: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, лексический, орфографический, пунктуационный и комплексный анализ текста. Я не люблю  разборы, так как не вижу в них ничего, кроме тренировки памяти. В  филологи у меня обычно собираются единицы, и с теми, кто собирается, работаю особо, внушаю, что умение выполнять такие разборы обязательно.  Но вот никогда не удавалось мне добиться, чтобы без сучка и задоринки проводились такие разборы! Понимаю, что ученики должны уметь делать, но если и не умеют или делают с ошибками, то в целом допустимо.

 Но пришла пора ВПР, и в них те самые разборы. Правда, всё осталось, как в моем детстве: 4 вида разборов. Но чтобы ученики тратили на них времени как можно меньше, надо умение делать разборы доводить до автоматизма. Но как? Способы, уже мною опробованные:

  • 1.     Наличие у учеников памяток  «Как выполнять… разбор». Чтобы приучить в них смотреть, разрешаю ими пользоваться всегда, даже выходя к доске, но не на контрольных работах. Раньше размещала памятки на стенде в классе – сейчас только выдаю на руки.
  • 2.     На каждом уроке вызываю 4 человека к доске , и они выполняют эти виды разбора. Иногда времени жалко… Потому что часто это всё затягивается, учительская совесть не позволяет не довести разбор до конца или выполнить его самой ( а может, и не надо такого перфекционизма?)
  • 3.     Каждый ученик должен получить отметку за умение выполнять разные виды разбора ( как минимум, два раза в четверть).
  • 4.     Конечно, включаю задания, связанные с разборами, в диктанты с грамматическим заданием.
  • 5.     Требую выполнения заданий под цифрами в домашних заданиях, пусть даже ответы просто списываются с ГДЗ, но повторить разбор на доске надо без тетради, а значит, придется вникать и запоминать.

Опять начинаю активную подготовку к ВПР, а значит, надо больше внимания уделить разборам. Может, у вас, дорогие читатели, есть эффективный опыт работы по этой теме?

пятница, 14 января 2022 г.

Мысли о примерной рабочей программе

 С 01 сентября 2022 года школы опять будут переходить на работу по обновленному федеральному государственному стандарту. В 1 и 5 класса - точно. По поводу остальных еще полной определенности нет. Но подготовка уже идёт. Мне пришлось внимательно изучить примерную рабочую программу по предмету "Русский язык", чтобы дать её экспертную оценку. Готовилась, внимательно читала, а в опросе, который заполняла, почти ни о чём и не спросили... Вот поэтому напишу здесь.

Если кто не знает, примерная рабочая программа (ПРП) является основой для создания учебников, но учитель может создать свою программу на основе ФГОС и Примерной образовательной программы. Учебник при этом не важен, ведь он всего лишь средство. Но много ли учителей будут сами составлять программы? Многие ли готовы работать не по учебнику? Думаю, что это вопросы больше риторические. А значит, в основном будем работать по этой программе.

Количество часов на изучение русского языка в 5-9 классах не изменилось. А освоить предстоит много: разделы с личностными и метапредметными результатами значительно увеличились, появилась часть, посвященная функциональной грамотности. Значительно расширен раздел, связанный с предметными результатами по темам "Язык и речь", "Текст". Предметные результаты привязаны к конкретным классам. В целом акцент сделан на практическом применении полученных знаний и умений.

Но то, какими способами предлагают этого добиваться, мне совсем не понравилось.

Во-первых, не понравилась последовательность изучения тем в 5 и 6 классах. В начале года изучается материал по темам "Язык и речь" и "Текст". Часов на это отводится много, но все эти темы идут одним блоком. Я не знаю, где создатели программы видели пятиклассников, готовых ежедневно анализировать и составлять свои тексты, писать изложения и сочинения из урока в урок. Если только в продвинутых лицеях и гимназиях! Я работала за эти годы по 4 УМК по русскому языку. Несколько лет назад пришлось работать по УМК Е.А.Быстровой, где именно такое расположение тем. Наверное, у нас в школе работают плохие учителя начальной школы. Наши пятиклассники не умеют писать сочинения и не любят этот делать, плохо знают теоретические сведения о частях речи, но достаточно грамотные в плане орфографии и пунктуации. Мне нравится система работы по этим темам в УМК под редакцией В.В.Бабайцевой. Учебник "Русская речь" Е.Н.Никитиной нуждается, конечно, в обновлении, но в нём все понятно, логически выверено, действительно направлено на результат, особенно в 5-7 классах. 

Во-вторых, я не понимаю, зачем и в 5, и в 6 классах изучать лексику, имя существительное, имя прилагательное, глагол. Нам объяснили, что ученики в 5 классе очень много уже знают, поэтому на изучение этого материала не уйдет много времени. Практика показывает, что это не так. Изучение единым блоком, как в учебниках В.В.Бабайцевой или Г.Г.Граник, мне нравится больше. И я, судя по всему, не одинока.

В-третьих, несмотря на увеличение объема иных разделов, в ПРП поддерживаются традиции изучения русского языка, поэтому объем теоретических сведений не изменился еще со времени моего школьного детства.

Грустно, но ни один из имеющихся у нас в библиотеке УМК не соответствует ПРП. Мнение составителей ПРП о том, что программа и не должно соответствовать учебникам, кажется очень спорным. Тем, кто решился в этом году апробировать ПРП, работая по имеющимся учебникам, активно предлагают делиться опытом. Да, эта информация была бы очень нужной нам всем, ведь, видимо, мы и реализовывать ( а не апробировать) будем эту программу по тем учебникам, которые у нас есть. Элементарно только потому, что новые никто не купит. Никогда не было, и вот опять. Всё сами, сами, сами...

А вы изучали ПРП по своему предмету?

четверг, 13 января 2022 г.

В день печати - о школьной газете

 Сегодня  День российской печати. Поздравляю всех причастных! 

А рассказать сегодня я хочу о том, как мы издавали в школе газету. В 2006 году, если кто помнит, тоже говорили о реализации национальных проектов, были проекты модернизации школ,  конкурсный отбор школ на  Премию Президента РФ, короче, в школе были деньги. Не знаю, кому пришла в голову эта идея, но школа купила мини-типографию, большой цветной принтер и еще всякие разные приспособления для мини-типографии. Я в то время работала в 8 и 9 классах, в девятом вела какой-то факультатив, на одном из занятий которого мы писали заметки и создавали стенгазету. И тут кто-то подкинул идею: а давайте сделаем не стенгазету, а как-то по-другому. Идея мне очень нравилась, но занятость и элементарная неготовность к этому не позволили реализовать идею. Не буду утомлять подробностями, но в октябре 2007 года появился первый номер газеты "Школьные News". Почему в названии есть английские слова? Потому что классным руководителем у моего теперь уже 9 класса была замечательная учительница английского языка. Сколько всего номеров мы  выпустили с первым составом редколлегии - сейчас уже  не помню. Но девчонки горели, им хотелось писать, набирать текст, распечатывать, разносить газету в каждый кабинет школы... Две из них - я этим горжусь - связали свою жизнь со словом: одна окончила университет по специальности "журналистика" и сейчас пиарщик в крупной газовой компании, другая - член Российского Союза писателей, пишет стихи, прозу, сказки, и всё еще работает в школе...

Второй состав редколлегии сменил название газеты на "Новостёнок". Когда мы с ними начинали, это были ещё пяти-шестиклашки. Но им тоже очень хотелось, чтобы их фамилию напечатали в школьной газете. Конечно, мне приходилось работать больше, но в целом, мы справлялись. И продержались еще несколько лет. А потом увлечение бумажной газетой сошло на нет - появился интернет в широком доступе...

Когда я изучаю тему "Публицистический стиль", я обязательно достаю заветную папку, в которой хранятся номера школьной газеты, показываю ученикам, даю посмотреть. Они видят знакомые лица учителей, кто-то узнает своих родственников на фотографиях. Для них это история школы, а для меня приятные воспоминания о замечательных выпускниках.

А спустя еще несколько лет меня пригласили поработать корректором в нашей районной газете. Конечно, я и так знала всех, кто работал в "районке", но побывав в редакционной кухне, иначе оценила труд наших сельских представителей средств массовой информации. Но это уже совсем другая история.

А как вы считаете, нужна ли в школе газета? Вы газеты читаете?


среда, 12 января 2022 г.

5 игр для уроков русского языка и не только...

Сегодня по плану, точнее контент-плану))), я хотела рассказать о тех игровых приемах, которые я использую на уроках. Есть у меня заветный конверт, в котором лежат карточки с описанием этих игр. Карточки эти были написаны еще от руки, а значит, лет им уже много. Стала перебирать, о какой же конкретно игре написать, и задумалась: разве этого кто-то не знает? Наверно, уже все такое пробовали делать. Но всё же!

1. Если вы хотите расширить словарный запас своих учеников, периодически попробуйте составлять слова из одного длинного слова, например, виноград. Обычно я ограничиваю время 1 минутой, чтобы усилить эффект состязательности. Но можно вместо вопроса: кто больше составит слов за 1 минуту задать вопрос: сколько новых слов можно составить из этого слова?

2. Называние слов на определенную букву. Хорошо, когда участников игры 6-7 человек, и тот, кто не смог назвать слово, выбывает. А если называть не просто слова, а например, термины на одну букву из области биологии, или названия городов, или фамилии писателей!

3. Очень часто меня выручала игра "Снежный ком" в разных  вариациях. Игра разворачивается по кругу, чтобы каждый знал, после кого он говорит свое слово. Суть игры в том, что первый участник произносит слово, второй должен повторить слово первого и добавить свое и т.д. Если надо познакомить ребят между собой в лагере ( загородном или дневного пребывания),  используем как вариант № 1. Если надо повторить лексику на уроке английского языка или просто слова, есть вариант № 2. А можно составлять предложение: каждый следующий участник должен прибавить к предложению одно слово и правильно произнести всё предложение. Прибавлять можно в любом месте. Игрок, который пропустил слово, выбывает.

4.  Всеми любимая эстафета. Она может быть и подвижной ( когда надо выходить-выбегать к доске), а может быть и тихой, когда по рядам на листочках пишутся необходимые слова. Вариантов множество: писать слова одной тематической группы, писать слова с проверяемой гласной в корне, писать слова одного склонения/спряжения, писать слова одной части речи, например, предлоги или союзы и т.д. Выигрывает тот ряд, который оказался самым грамотным, самым быстрым и у кого участвовали все ребята( никто не пропустил свою очередь).

5. Если я задаю задание: подобрать как можно больше..., то потом провожу аукцион. Победитель тот, кто назовет последнее слов. Он и получает приз. Призы бывают разные: на уроке может быть и оценка, на занятиях кружка - блокнотик, шоколадка, карандаш... Почему-то всегда интерес вызывают фразеологизмы, например, фразеологизмы с числительными (в теме "Имя числительное") или фразеологизмы с определенным словом (например, голова). Если проводить часто, то самые сообразительные осваивают выжидательную тактику или заранее ищут что-то интересное, что другие не назовут.

А у вас есть любимая игра для урока?


вторник, 11 января 2022 г.

Человек, которому хочется сказать "спасибо"

 Есть много людей, которым мне хочется сказать "спасибо". 

Чтобы запомнить слово, надо его раскрасить!

Это, во-первых, мои родители,
которые старались в меру своих сил и возможностей делать всё, чтобы у меня были возможности для саморазвития и самореализации, которые стараются меня понимать, иногда тактично промолчать или не заметить, иногда настойчиво напоминать о чём-то, что кажется мне малосущественным, но потом оказывается важным.
 Я очень благодарна своей учительнице русского языка и литературы, которая определила мой выбор, мою учительскую судьбу, которая поддерживала и тогда, когда я, по её мнению, поступала неправильно, и тогда, когда она была согласна с моим выбором. "Если  будет трудно, приходи, поговорим, может, и найдем решение!" - сейчас её слова я иногда повторяю и свои ученикам, и своим коллегам. Я благодарна  ученикам, которые дали мне веру в то, что я могу их научить. Я помню очень и очень многих, как и любой учитель, и всегда говорю спасибо, когда и они вспоминают меня. Я благодарна своим коллегам, не только тем, кто работал и работает со мной в одном коллективе, но и тем, кто встретился мне на профессиональном поприще. Я благодарна моим читателям, которые всё еще заглядывают в мои заметки о жизни. Спасибо вам всем!

Считаю, что вовремя благодарить людей очень важно. Очень стараюсь увидеть работу каждого, отметить то хорошее, что было сделано. Это касается и учеников, и сотрудников.

Существует особая практика благодарности. Кому же я хотела бы сказать "спасибо" сегодня?

1. Моим ребятам из одного класса Ю, которые сегодня по-хорошему были со мной на одной волне.

2. Моей маме, которая порадовала мою семью свежими вкусными пирожками.

3. Моему начальнику, которая не давала указаний в стиле сделать, а как мне всё равно, а старалась вместе со мной решить возникшую проблему.

А кто мог бы сказать сегодня "спасибо" мне? Пожалуй, этот вопрос куда более важен...

А как считаете вы?

понедельник, 10 января 2022 г.

Нужны ли уроки русского родного языка?

 Несколько лет назад в школе появился новый предмет, который почти ничем не отличается от старого. Речь, конечно, о "Русском родном языке". Думаю, что появление этого предмета в школьном расписании было чистой политикой: есть родной татарский ( башкирский и др.) язык - значит, должен быть  русский родной
язык. С трудом, но нашли школы часы для ведения этого предмета, ведь те, кто писал программы, похоже, никогда не видели учебный план школы. Создали и издали новые учебники. Школы начали покупать учебники. В нашей школе пока еще полного комплекта нет, поскольку денег элементарно не хватает. Но для 10-11 классов учебника  еще нет. Но уже в соответствии с новыми ФГОСами ведение этого предмета, как и прочих, в названии которых есть слово "родной", становится по сути необязательным: предмет ведется при наличии необходимых условий и по заявлению родителей. Картина маслом!

Расстраиваться или нет? Как учитель русского языка, я бы и задумалась: в каждом классе в нашей школе учитель потеряет по часу нагрузки! Время на уроках с пользой для учеников проводится, лишний раз написать текст, вспомнить лингвистические термины, порассуждать над языковыми проблемами можно. Учебник, кстати, задуман интересно: цветной, с цветными выносками, с несплошными текстами ( как раз то, что требуется в связи с функциональной грамотностью). Есть, конечно, и вопросы к учебнику: например, почему тексты орфографического практикума такие сложные, не соотносимые с тем, что изучается по программе русского языка, как соотнести с уроком информацию краеведческого характера, да и вообще, почему нет нормальных методических рекомендаций?

Есть и еще сомнения. Получается, что только закупили учебники, как нужно их выбросить, если откажутся родители. А что родители лучше всех понимают, нужен этот предмет или нет? А если часть родителей откажется, а часть нет? Что делать в этом случае? А ведь по этому предмету выставляется оценка. Значит, выпускники 9 классов опять в неравных условиях: кто-то изучал предмет, и оценка по нему повлияет на средний балл аттестата, а кто-то не изучал...  

Обидно, что опять полная неопределенность при наличии такого большого штата всяких методистов и чиновников самого разного уровня...

 А я пошла готовиться к тому самому то ли родному русскому, то ли русскому родному языку...