суббота, 13 января 2024 г.

Что я читала из 100 главных русских книг 21 века

 - Наталья, вы видели, что на сайте "Полка" опубликовали список "100 главных русских книг ХХl века"?
- Видела...
- А почему до сих пор не отчитались, сколько из прочитали и сколько еще планируете прочитать?
                                                            / из кошмарного сна сельской учительницы.../

Да уж, если при слове отчет раньше вздрагивали учителя, то теперь вздрагивают директора: вот вчера буквально запросили документы, устанавливающие перечень и порядок предоставления отчетности педагогами.

Но я всё же о тех самых 100 главных книгах 21 века. Конечно, я тоже пересчитала, сколько же я прочитала, и теперь и всем расскажу ( исходную нумерацию, как в списке, не сохраняла, но свое субъективное мнение тоже напишу).

  1. Евгений Водолазкин "Лавр" ( другие произведения Водолазкина понравились больше)
  2. Александр Чудаков "Ложится мгла на старые ступени" ( супер! готова перечитать)
  3. Владимир Сорокин "Метель" ( у Пушкина однозначно лучше)
  4. Леонид Юзефович "Зимняя дорога" ( не смогла дочитать)
  5. Мариам Петросян "Дом, в котором..." ( надеюсь перечитать, из любимого)
  6. Роман Сенчин "Ёлтышевы" (Как страшно жить!)
  7. Гузель Яхина "Зулейха открывает глаза" ( читала с интересом)
  8. Захар Прилепин "Санькя" (остро социально)
  9. Евгения Некрасова "Калечина-Малечина" (не понравилось)
  10. Дмитрий Быков "Борис Пастернак" ( понравилось)
  11. Татьяна Толстая "Кысь" ( из любимого)
  12. Павел Басинский "Лев Толстой: Бегство из рая" ( после этой книги стараюсь читать всё, что появляется) 
  13. Марина Степнова "Женщины Лазаря" ( интересно, но "Сад" мне больше понравился)
  14. Алексей Иванов "Географ глобус пропил" ( не моё, даже отторжение появилось)
  15.  Захар Прилепин "Обитель" ( советую прочитать)
  16. Светлана Алексеевич "Время секонд хэнд"( книга еще раз убедила меня в том, что каждый живет в своем времени и измерении)
Одновременно составила еще один список из 14 книг, которые я хотела бы прочитать. А вы готовы отчитаться?

пятница, 12 января 2024 г.

"Необыкновенная история на Рождество"

 


Еще один фильм, еще одна история из биографии писателя. Теперь про Чарльза Диккенса, классика английской литературы 19 века. "Необыкновенная история на Рождество" - фильм, снятый в 2017 году в Ирландии и Канаде, режиссер Бхарат Наллури, в роли Чарльза Диккенса Дэн Стивенс. Заявлен этот фильм как байопик, но какого-либо целостного впечатления о жизни Диккенса получить трудно, и это не плохо, поскольку большая часть фильма посвящена созданию "Рождественской песни в прозе", произведению по сути создавшему канон рождественского рассказа. Сюжет будет держать в напряжении лишь зрителя, который не знаком с биографией Диккенса, ведь понятно, что "Рождественская песнь в прозе", задуманная, когда писатель находился в очень трудном материальном положении, была за шесть недель написана, напечатана и признана, т.е. все закончилось благополучно. 

Если знать биографию Диккенса, то не становятся открытием его очень непростые отношения с отцом, с женой, вообще с людьми, в этому в фильме уделено большое внимание. Мне сначала не очень понравилось смешение жизненных фактов, реальности с вымышленными героями, казалось, что это в большей степени следование моде, ведь  фэнтэзи или магический реализм прочно закрепились в искусстве. Но потом я поняла, что это действительно хорошо сочетается с самой "Рождественской песнью", в которой также переплелись вымысел и реальность, чудесное и обыденное, что и биография писателя, хотя так, как она показана в фильме, это тоже рождественский рассказ, в котором есть место чуду.

И само название фильма "Необыкновенная история на Рождество" многозначно, ведь необыкновенной историей можно назвать  и чудо создания замечательного произведения, и того, что происходит в самой "Рождественской песне", и жизнь Диккенса. 

Это второй фильм об Англии 19 века, который я посмотрела в январе ( первый - "Эмили"), но какие они разные по стилистике, по воспроизведению мироощущения героев, просто по наполненности светом, а значит, добром и любовью. Но оба хороши!

четверг, 11 января 2024 г.

О домашних библиотеках

  Домашние библиотеки раньше были в каждой семье, и книги занимали в домах достойное место. Раньше - это всего лишь лет 40 назад. У кого книг в доме было много, у кого-то совсем немного, но обязательно были. А теперь две истории, которые я прочитала в интернете. 

 Оказывается, что главным британским библиофилом считается Сэмуэл Пепис, который был успешным лондонским клерком и жил в 17 веке. Он был педантом, поэтому все книги, которые были у него в библиотеке, не только переплел единообразно, но и на каждом экземпляре поставил свой герб, имя, экслибрис с собственным портретом, двойной картотечный номер и свой девиз. Даже шкафы для книг были эталонными. Пепис оставил очень своеобразное завещание, касающееся своей библиотеки, одним из условий которого было - библиотека должна храниться в неприкосновенности, ни одной книгой больше. Британские книголюбы согласны с Пеписом в том, что объем библиотеки в две тысячи девятьсот три книги - идеален! Я поймала себя на мысли, что не знаю, сколько книг в моей домашней библиотеке! Конечно. до Пеписа мне далеко, но сколько? А вы знаете, сколько книг в вашей домашней библиотеке? Хочу в 2024 году переписать и пересчитать все книги, которые есть у меня, книги, конечно, бумажные.

А вторая история  тоже о книгах. В канун Рождества исландцы дарят другу книги, есть даже специальное слово, называющее эту традицию и буквально обозначающее "рождественский поток книг". Но традиция восходит на самом деле к временам второй мировой войны, когда самым доступным подарком были книги, поскольку цена бумага практически не росла. С этого времени исландцы обязательно дарят друг другу книги, и благодаря такой традиции на острове очень высокий уровень читающего населения. Согласитесь, какая замечательная, греющая душу любого книголюба и учителя литературы традиция! Но, к сожалению, у нас ситуация обратная: мало того, что бумажные книги стоят баснословные деньги, так еще и в сознании многих ( особенно в моем окружении) книги дарить не принято, даже несмотря на то, что книга может стоить очень дорого. Утрачена любовь к книгам, к чтению, а потом мы задаемся вопросом : как воспитывать любовь к чтению? А действительно - как? Есть ли какие-то действенные способы? 

среда, 10 января 2024 г.

На что мне всегда жалко денег? На что я трачу деньги легко, без сожаления?

 Вот какой хитрый вопрос! Наверное, тот, кто придумывал этот вопрос, ожидал ответа: на себя денег жалко, на других- не жалко. А я так не отвечу, потому что мне всегда жалко тратить деньги, если бы их не надо было  тратить - я была бы счастлива. Но не потому, что я жадная, прижимистая, скупая. Нет! Меня необходимость выбора, когда тратишь деньги, просто выводит из себя. Если бы можно было просто заказать какому-нибудь условному Деду Морозу - мне нужно вот это - и он бы принес это, я бы согласилась на такое. Я не люблю шопинг ( как и столь модное слово).

При этом я без сожалений трачу деньги, когда они нужны для хороших дел, в том числе это и помощь другим ( родные, семья, коллеги, друзья), и помощь родной школе, и себя не забываю, если это принесет мне радость, путешествия, например, или хорошие вещи. Я не терзаю себя, если деньги потрачены впустую, хотя и долго об этом помню: была у меня ситуация, когда мы заплатили за семестр обучения в вузе, а муж просто не поехал: что-то перепутал, не собрал вовремя документы, я об этом не знала -- в общем деньги вузу подарили! В то же время я не люблю давать в долг и брать в долг, очень не люблю кредиты, сейчас у меня нет ни одного, и я счастлива. 

Жалко мне денег на неполезную еду и разные безделушки, которые греют душу первые 24 часа, а потом собирают пыль.

Так сложились обстоятельства, что в нашей семье всегда денег зарабатывала и зарабатываю  больше я, чем муж, поэтому никому не отчитываюсь в своих тратах. И всё время у нас  разные кошельки, говоря условно, я не требую и с мужа отчета, куда он тратит деньги, хотя по жизни он больший транжира, чем я. Раньше я начинала комплексовать, если у меня нет в запасе какой-то определенной суммы, потом накопила подушку безопасности, и спокойствия в моей жизни прибавилось. 

Вот такие мои размышления на тему денег. А что бы ответили вы?

вторник, 9 января 2024 г.

"Шоколадная лавка в Париже" Дженни Колган

 


Свой читательский год я начала с рождественских рассказов ( об этом писала здесь.) А вот первой прочитанной книгой оказалась "Шоколадная лавка в Париже" Дженни Колган (читала в электронном виде). Для отдыхательно-развлекательных выходных очень даже подойдет, но не более того. 

Уж не знаю, что так на меня повлияло: то ли знакомство с прочитанной раньше "Книжной лавкой счастья" этого же автора, то ли воспоминания о книге Джоан Харрис "Шоколад" и его экранизации- но я ожидала большего. Да. про то, что в "Шоколадной шляпе" производят шоколад ручной работы, который стоит баснословных денег, про то, что шоколад, изготовленный промышленным способом, и рядом с ним не стоял, - написано много и с большой долей снобизма. Но главное, по-моему, не в этом. Пожалуй, главный смысл книги в этой цитате: "В молодости думаешь, что у тебя всё впереди. Любовь от тебя никуда не денется. Беззаботно растрачиваешь юность, свободу, чувства. Кажется, будто у тебя этого добра всегда будет в избытку. Но время всё расставляет по местам. Вдруг понимаешь, что растратил всё. Остается подводить итоги: достойно ли ты распорядился этими благами". Вот и подводят итоги жизни англичанка Клэр и  француз Тьерри. Итоги совсем не утешительные, но нет в том их вины. "Так сложились обстоятельства", - фраза, которую в романе произносят один раз, но именно она определяет сюжет. Но обстоятельства  во многом зависят от самих людей - на такой вывод, видимо, надеется автор.

Книга в целом милая и добрая. Нет здесь плохих героев, каждый по-своему хорош, даже если сначала кажется, что это не так. Нет здесь и хэппи-энда, ведь практически с самого начала понимаешь, что невозможно Клэр вылечиться от онкологии, но, с другой стороны, хэппи-энд есть (не буду спойлерить!). Но как-то всё предсказуемо... 

Еще я совершенно не могла понять, зачем автору понадобилось постоянно подчеркивать разницу между англичанами и французами. Может быть, там, на месте, это понятно, но меня прямо коробило от постоянного подчеркивания красоты, элегантности, вкуса, худобы в конце концов француженок и полной их противоположности в лице англичанок. И вот только когда героини: и Клэр, и Анна - становятся похожи на француженок, они обретают любовь и счастье... 

Еще один момент тоже мешал нормально воспринимать текст, но это может быть связано с промахами переводчика. Почему-то Анна, которая рассказывает обо всем происходящем от первого лица, никак не может определиться, сколько же ей лет: то она видит окружающее и описывает его как пятнадцатилетний подросток, то вдруг становится весьма умудренной опытом женщиной, явно не на свои тридцать лет.

И еще одна особенность таких уютных книг - рецепты в конце произведения. Но если в "Жареных зеленых помидорах в кафе "Полустанок" этому было логическое объяснение - вот рецепты, по которым готовили в кафе, о котором всю книгу рассказывали, или в "Рождестве и красном кардинале", где почти такая же история, то зачем рецепты в этой книге? И ладно, если бы они были от лица Анны или Тьерри, а то это уже послесловие от автора... 

Да, вопросов у меня всё же к этой книге больше, чем ответов. Если не обращать на это внимание, то очередная красивая история из красивой жизни прочитана.

воскресенье, 7 января 2024 г.

Что я читаю на этой неделе ( 8-14 января)?

 Вот и второй понедельник января 2024 года. Закончились январские каникулы, в этом году они были совсем ленивые...

Каждый день ушедшей недели я читала, пусть и не так много, как хотелось, но читала. Первая книга - она была самая маленькая по объему- прочитана. О "Шоколадной лавке в Париже" я уже даже отзыв написала. Если интересно, прочитаете чуть позже. Понемногу читала и другие книги, меньше всего продвинулась в чтении книги "Директор и его команда" - таким языком написана, что скулы сводит! 

К моему списку добавилось чтение рождественских рассказов. Каких? Об этом можно прочитать в этом сообщении.

На этой неделе читаю:

  1.  Кадзио Исигуро. Клара и солнце.
  2.  А.Фадеев Молодая гвардия.
  3.  Захар Прилепин. Незаконный.
  4.  Паола Волкова. Лекции. Книга 2.
  5.  И.Д.Чечель. Директор школы и его команда.
Постепенно пополняю список книг, которые хотела бы прочитать. Теперь у меня два вопроса: где взять время? Как читать быстрее? Тем более, что аудиокнига - это совсем не мое. Я не могу сосредоточиться, сразу начинаю думать о чем-то другом...Правда, мне лайфхак подсказали: занять руки чем-нибудь, например, вязанием, говорят, помогает. Надо проверить.

А что вы читаете на этой неделе?

О рождественском рассказе как жанре

 Всех православных поздравляю с праздником Светлого Рождества! Пусть Господь будет милостив к вам,  охраняет вас от всяких бед и несчастий! 

А я продолжаю чтение рождественских рассказов, которое становится весьма интересным делом. Я уже успела посмотреть вебинар Марины Волковой "Появление жанра в Западной Европе", на котором, во-первых, освежила в памяти канон рождественского рассказа, во-вторых, познакомилась с появлением этого жанра в западноевропейской литературе, в-третьих, усвоила для себя важную мысль: рождественские рассказы - это не только для детей, но и для взрослых, поэтому можно читать их не только с пятиклассниками и шестиклассниками, как это делала я, но и с учениками более взрослыми.

Канон рождественского рассказа таков:

И создан этот канон Чарльзом Диккенсом в "Рождественской песне". Другие авторы, вплоть до современных, так или иначе следуют канону. 

Пока смотрела вебинар, постоянно прерывалась на прочтение или перечитывание предлагаемых для анализа произведений (хорошо, что они были небольшого объема). Какие же рождественские рассказы анализировали вместе с ведущей вебинара?

  1. 1. Чарльз Диккенс "Рождественская песнь"
  2. 2. Г.Х.Андерсен "Девочка со спичками" ( 1)
  3. 3. Сельма Лагерлёф "Святая ночь" (2)
  4. 4. О.Генри "Дары волхов" и "Рождество по-ковбойски" (3)
  5. 5. Сьюзан Войцеховски "Рождественское чудо Мистера Туми". (4)

Интересно, что к каждому произведению предлагались материалы других видов искусства: Диккенса неоднократно экранизировали , правда, ведущая не упомянула последнюю, 2017 года экзранизацию "Рождественской песни"; по сказке Андерсена есть и фильмы, и мультфильмы, и спектакли, но меня больше всего впечатлили иллюстрации П.Дж.Линча к "Дарам волхвов" и к "Рождественскому чуду мистера Туми". Их можно посмотреть, например, вот здесь. Восхититесь вместе со мной!

Первый вебинар просмотрен, произведения прочитаны, даже фильм посмотрела. С интересом жду продолжения.


Куда мне хочется направить сейчас свой интерес?


 Продолжаю заниматься самокопанием. 

Мой интерес направлен на меня саму: мое здоровье, ради которого я делаю зарядку и пью таблетки, мои интересы, среди которых чтение, книги, блог, мое удобство, ради чего я даже перестановку в доме затеяла, мои желания, о которых я говорю громко и к которым прислушиваются... Не подумайте, что я какая-то бедная, угнетенная женщина в абъюзивной семье с кучей проблем. Нет!!! но я привыкла свои желания подстраивать, согласовывать с желаниями и интересами других, скорее желания других ставя на первый план. Другие - это муж, сын, родственники, коллеги и т.д. Но, наверно, я повзрослела и поумнела. Оказывается, что можно и по-другому. 

Да, я по-прежнему хочу и буду заниматься работой, но здесь мой интерес в том, чтобы не тянуть всё самой, а научиться делегировать.

Да, я по-прежнему хочу чувствовать себя на высоте, когда работаю учителем, но я уже готова смириться с тем, что и в ближайшем окружении есть те, кто может меня заменить...

Да, я по-прежнему учитываю желания других, но не ставлю их желания на первое место, а ищу такой компромисс, который бы устраивал всех...

Я занялась собой? Нет, я просто стараюсь выстроить комфортную для себя жизнь, а это, оказывается сложно...

суббота, 6 января 2024 г.

Мой Рождественский проект

Вот и наступил  Рождественский Сочельник. Мира всем нам и Божьего благословения!

Уж извините меня, мои постоянные читатели, хочется мне иногда рассказать о том, что было в моей жизни, хотя вряд ли это кому интересно. Сначала воспоминания из детства: рождественский сочельник был в нашей семье всегда, несмотря на партийность моих родителей и особенно дедушки со стороны отца. Но именно так этот праздник никогда так не назывался, да и каких-либо упоминаний о следующем за ним Рождестве я не помню - детство у меня было советское). Но была традиция готовить кутью -  сладкий рис с изюмом, печь всякие плюшки, хурделики и кухи и ждать гостей, несмотря на то, что все эти дни были совсем не праздничными. Вечером приходили взрослые: наряженные в абы что, с масками, разукрашенными лицами, зачастую нетрезвые. Они приносили с собой кутью, которую надо было попробовать, присаживались за стол, выпивали, желали много всего хорошего и уходили. В моем детстве дети по домам не ходили с поздравлениями, эта традиция стала возрождаться позже, но мы обычно именно в Рождество навещали бабушек и дедушек, которые по традиции одаривали нас деньгами, чаще всего это был рубль,  конфетами, выпечкой. Сейчас уже всё по-другому...




На протяжении нескольких лет я рассказывала в блоге о рождественских рассказах, которые были прочитаны мною вместе с учениками. Об этом можно прочитать в блоге, если нажать на ярлычок рождественские истории. На мой взгляд, это хорошая, светлая традиция, ведь все эти рассказы пронизаны добром и верой в лучшее. И буквально накануне Нового года мне попался на просторах интернета сборник рождественских рассказов, написанных учителями русского языка и литературы в рамках курсов, которые проходили на сайте "Могу писать". Вот отсюда и возникла идея моего рождественского проекта ( назовем его условно именно так), который как раз растянется до Крещения, на все Святки. состоит он из трех этапов:

1. Прочитать рождественские рассказы учителей из сборника "Все будет хорошо".

2. Прослушать вебинары на сайте "Могу писать", посвященные рождественскому рассказу и Рождеству в поэзии ( их всего 5) и прослушать их можно бесплатно.

3. Попробовать вместе со школьным библиотекарем провести детско-родительскую встречу "У камелька", посвященную чтению рождественских рассказов вслух, возрождению семейных чтений.

О том, что из этого получится, буду рассказывать!

А у нас, наконец-то пришла зима: снег, метель и минусовая температура в районе -7 градусов! Это намного лучше, чем +6 на Новый год и дождь! И лучше, чем -30 однозначно!

пятница, 5 января 2024 г.

Писатели-юбиляры /январь 2024 года/

Помещаю в блог напоминалку о писателях - юбилярах, у которых круглые даты в январе 2024 года. думаю, что пригодится для уроков. А о ком, по Вашему мнению, я забыла? 

ЯНВАРЬ

1 января – 105 лет со дня рождения русского писателя Даниила Гранина (1919–2017). «Искатели», «Иду на грозу», «Блокадная книга».

1 января – 105 лет со дня рождения американского писателя Д. Д. Сэлинджера (1919–2010). «Над пропастью во ржи», «Выше стропила, плотники».

8 января – 200 лет со дня рождения английского писателя Уилки Коллинза (1824–1889). «Королева червей», «Женщина в белом», «Лунный камень».

12 января — 75 лет писателю и переводчику Харуко Мураками ( род. в 1949), Япония, «Медовый пирог», «Норвежский лес», «Светлячок», «Слушай песню ветра», «Страна чудес без тормозов и Конец Света»; 

17 января — 140 лет со дня рождения Сергея Городецкого, русского советского прозаика, поэта и драматурга (1884-1967), «Дикая воля», «Ива», «Перун», «Русь», «Явь»;

19 января – 215 лет со дня рождения американского писателя Эдгара Аллана По (1809–1849). «Убийство на улице Морг», «Падение дома Ашеров», «Чёрный кот».

22 января – 120 лет со дня рождения писателя и публициста Аркадия Гайдара (1904–1941). «Чук и Гек», «Тимур и его команда».

23 января – 60 лет со дня рождения российской детской писательницы Светланы Аркадьевны Лавровой (р. 1964). Произведения: повести и сказки «Отстаньте от людоеда», «Прогулки с говорящим котом», «Замок между мирами», «Привидение – это к счастью!», «Кошка до вторника», «Путешествие с вороном за пазухой», «Смерть приходит с помидором» и др. 

25 января – 150 лет со дня рождения английского писателя и драматурга Уильяма Сомерсета Моэма (1874–1965). «Театр», «Человек со шрамом», «Острие бритвы».

25 января -  70 лет со дня рождения израильского детского писателя
Давида Гроссмана (р. 1954) «Дуэль», «Бывают дети-зигзаги», «С кем бы побегать»

26 января – 220 лет со дня рождения французского писателя Эжена Сю (Мари Жозеф, 1804–1857). «Парижские тайны», «Протоколы сионских мудрецов».

27 января – 145 лет со дня рождения писателя и очеркиста Павла Бажова (1879–1950). «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце».

"Эмили" - фильм об Эмили Бронте

 

О сестрах Бронте, которые удивили мир своим незаурядным литературным талантом, знают, пожалуй, все. Но это не уменьшает интереса к их судьбам. Так в 2022 году  режиссером Френсис О,Коннор по ее собственному сценарию был снят очередной биографический фильм "Эмили". Поскольку я люблю смотреть фильмы о жизни писателей и поэтов, а также экранизации и поскольку я ничего не знала о биографии Эмили, то решила посмотреть этот фильм. Судьба этой девушки, чрезвычайно талантливой, ставшей автором "Грозового перевала", признанного классикой английской литературы, в изложении автора фильма оказалась весьма и весьма трагичной. 

Её гениальность, проявлявшаяся в придумывании забавных приключений с выдуманными героями, в написании романтических стихов, была непонятна окружающим - в деревне девушку считали странной. Отец-священник, видимо, слишком погруженный в свои проблемы: смерть жены, бедность, граничащая с нищетой, талантливые по-разному дети, с которыми тоже нелегко, - даже не стремится понимать Эмили, а она слишком ждет внимания и понимания именно от отца. Сложные взаимоотношения с сестрой Шарлоттой, которая, по мнению Эмили, не заботится о ней, а наоборот, старается принизить значимость ее увлечения писательством. Брат, с которым Эмили очень близка, но который не может побороть свои страсти. Наконец, молодой священник, влюбившийся в Эмили, открывший ей чудесный мир любви и предавший её. Как в клубке всех этих психологических проблем Эмили еще и смогла творить - вот совсем не знаю. В то же время не будем забывать, что биография Эмили рассматривается с современной точки зрения, когда мы все так любим покопаться в своих и чужих психологических травмах...

Обычно я, посмотрев биографические или исторические фильмы, стараюсь разобраться, насколько увиденное соответствует исторической правде. Здесь я этого делать даже не пыталась - мир чувств и переживаний не отражается в скупых строчках биографий...

Фильм получился достаточно суровым: на это работала и замечательная игра исполнительницы роли Эмили - Эммы Маки, и музыка Абеля Конежёвски, и безрадостные, серые декорации Англии начала 19 века, и дождь, который прям еще одно действующее лицо, почти не прекращающийся весь фильм. 

В целом мне было интересно - осталось только прочитать "Грозовой перевал", чтобы понять, кто же всё же выиграл в соперничестве двух сестер - Шарлотта или Эмили?

четверг, 4 января 2024 г.

В каких случаях я бездействую, надеясь на удачу, хотя всё зависит только от меня?

Вопросы для своих "размышлизмов" я придумываю не сама, мне их присылает чат-бот, поэтому не удивляйтесь.

В каких случаях я бездействую, надеясь на удачу, хотя всё зависит только от меня?

Интересный вопрос! Именно потому, что на удачу я практически никогда не надеюсь - большая я для этого уже девочка. Но бездействовать, надеясь на то, что проблема решится сама собой, могу. Делаю я это по двум причинам: 1) мне неприятно или не хочется это делать: 2) я не знаю, как это делать. Но такое бездействие я могу позволить себе только тогда, когда знаю, что это не приведет ни к каким критическим последствиям прямо сейчас или в обозримом будущем. 

Как с этим бороться? Всё уже придумано: 

  • с утра съешь "лягушку", т.е. выполни неприятное для тебя дело; 
  • "слона" надо разделить на кусочки, т.е. большое дело, особенно новое для тебя, надо выполнять небольшими порциями:
  • начни с мыслью поделать, делай 5 минут, а там, глядишь, и втянешься...
А как бы вы ответили на этот вопрос?

"Бронепароходы" Алексея Иванова


Иногда книги находят нас сами. Я много слышала про роман Алексея Иванова "Бронепароходы", но читать не собиралась. Но задумав купить книгу для сына, причем конкретные пожелания отсутствовали, я случайно наткнулась на те самые "Бронепароходы". "Вот и хорошо, - подумала я , - толстая и обо всем. Может, и понравится". Но сын, только прочитав аннотацию, категорически отказался от книги. А я начала читать. И не пожалела.

Конечно, можно открыть интернет и прочитать самые разные отзывы и рецензии на это произведение Алексея Иванова. В чем-то я с согласна с авторами, в чем-то нет. Для меня "Бронепароходы" - книга интересного жанра, в которой переплелись удивительным образом и исторический роман о гражданской войне, и семейная сага, и исследование о состоянии пароходства в России в начале ХХ века, и много чего еще...

Что удивило? Я действительно не осознавала, как широко было развито пароходство на реках России, причем не только на Волге. Читая об этом, с горечью осознаешь, что мы потеряли. А сейчас, спустя 100 лет, особенно. И многочисленные термины, которыми усеяны страницы романа, скорее развивали мой кругозор, но совсем не мешали читать.

Роман, конечно, о гражданской войне и о том, как вовлечены в нее оказались все те пароходы, буксиры, канонерские лодки, баржи, плавучие батареи, которые и составили разные флотилии, принадлежащие разным силам, участвующим в той войне идей и мнений. И не всегда люди, находящиеся на той или иной стороне, ищут правду, отстаивают свои идеи, часто они просто подчиняются событиям, хотят выжить, плывут по течению реки жизни. И автор их за это не осуждает, не заставляет чувствовать угрызения совести или страдать от неправильно сделанного выбора. И где-то в глубине души соглашаешься с ним, хотя мое советское, идеологическое воспитание противится этому.

Героев в книге много, но тех, на ком держится сюжет, объединяет, на мой взгляд, одно: наличие идейного стержня. Идеи могут быть разные: личное обогащение или вера в собственное предназначение, которое заключается в помощи инженерно одаренным людям, верность дружбе, вплоть до возможности пожертвовать своей жизнью ради сохранения семьи друга, или верность слову чести. Это было время такое? Почему сейчас в массе своей мы другие?

Сюжет достаточно увлекателен, чем-то напомнил мне построение романов Дины Рубиной: вроде бы всё, ниточка оборвалась, но  это чаще всего обманка, и герой воскреснет в нужный момент или, если не воскреснет, то обязательно даст новый толчок сюжету. Я такое люблю, мне это понравилось. Не понравилось другое - очень много крови, страданий, смертей. Может, и нельзя по-другому, но это реально страшно. Страшно и за того ребеночка, который смотрит на мир, только что родившись, на мир, в котором всё слишком рядом: и жизнь беспощадная, и вечер ангельский...

Роман к прочтению однозначно рекомендую, более того, включаю его в свою учительскую подборку произведений о гражданской войне.