понедельник, 4 марта 2024 г.

Автор, книги которого я не читала

 Сегодня - Редьярд Киплинг "Стрелы Амура". Первые мысли: "О! Киплинг! уже интересно. И еще и "Стрелы амура"!" Предвкушала удовольствие... и обманулась. Может, в этом и состояла задача и писателя, и ведущего марафона? Как и многим, рассказ мне не понравился. Если ориентироваться на название, то можно увидеть эти торчащие из сердца стрелы и у Баггота, и у Кеббота, должны быть и у Китти...Формально так и есть. Но если приглядеться поближе, то амур тут совсем не причем. Не любовь это, а расчет. Каждый из героев расчетлив по-своему: Баггот за счет своего богатства и положения надеется заполучить Китти, Кеббот  готов сделать то же самое, рассчитывая на свою красоту, а Китти не нужен ни тот, ни другой, хоть и уезжает она с Кебботом, ее расчет в том, чтобы сделать по-своему, выделиться еще раз. В общем, не герои, а антигерои. И вот совсем зря, по-моему, сравнили их с Мери, Печориным и Грушницким в аннотации к рассказу: наши родные герои живые и искренние. Финал открыт, рассказ оборван, наверно, именно для того, чтобы читатель раздумывал о продолжении. Оказывается, писать о том, что не понравилось, - сложнее. ( 14/100)

Идеи, почерпнутые из обсуждения:

1.Надо уметь говорить "нет". Иначе вы узнаете все ужасы дружбы из жалости, любви из сочувствия, фальшивой радости и натужных восторгов. А самое противное превратитесь в безотказную куклу, которой все вертят, как хотят, но никто не уважает. /Архимандрит Савва (Мажуко)/

2.Самые яркие произведения Киплинга: сборники рассказов «Три солдата» и «Ви-Вилли-Винки», романы «Свет погас» и «Ким». Надо прочитать! С творчеством Киплинга почти не знакома.

3.Ксения Кислинская (https://stihi.ru/avtor/ksenijakorol)
На полутонах, на полупальцах
Полушепотом коснуться, приобнять.
Не отведать, только попытаться.
И отпрянуть, с ужасом поняв:
Не мое, не буду, не желаю,
Не растрачу всуе. По глотку.
Каждый атом внове воскрешаю
Через горечь. Через «не могу».



воскресенье, 3 марта 2024 г.

А сегодня "Зеленая дверь"

 


Сегодня в марафоне "30 рассказов за 30 дней" рассказ О.Генри. Только увидела имя автора и обрадовалась. Наверное, нет таких, кто не любил бы новеллы этого американского писателя. И "Зеленая дверь" оправдала мои ожидания. Люблю про судьбу, про знаки судьбы и про людей, которые способны эти знаки увидеть и пойти по их следу, не думая о последствиях. Отзывается в унисон к этой новелле "Фаталист" из "Героя нашего времени". На контрасте звучит  рассказ вчерашний : героя Мураками можно смело назвать псевдоискателем приключений, который увидел знак судьбы, но не решился сделать шаг навстречу.  А Рудольф мне понравился, хотя я из породы того самого большинства и в жизни искатели приключений меня не привлекают. ( 13/100)

Как использовать в школе? (идеи, найденные на марафоне)

1.Сравнить с героем предыдущего рассказа. Тот оказался полной противоположностью герою О Генри, Рудольфу Штейнеру.  А не дам ли почитать два эти рассказа для сравнения?!

2. Использовать как сочинение в формате ЕГЭ.

Основные проблемы: 
→ К чему приводит жажда приключений? 
→ Какую роль в жизни человека играют случайности? 
→ Кого можно назвать истинным искателем приключений? 
→ Нужно ли помогать незнакомцам? 
→ Нужно ли сострадать незнакомым людям?

3.Чтобы показать творческую манеру автора, художественный метод, познакомить с новеллой, читать "Дары волхвов", "Дороги, которые мы выбираем", "Кактус". 

4.Стихотворение в тему.

Однажды к каждому из нас,  
Без выбора по сорту, масти - 
Вдруг постучится тихо в дверь 
Его единственное счастье.
Шагнет устало за порог,  
Мол, извини, я заблудилось. 
Минуя тысячи дорог - 
Я здесь, я рядом,  я случилось.  
Ты наливай горячий чай, 
Теперь уж горе - не беда.
Закроет за собою дверь,  
Оставшись рядом навсегда.
@Анна Рассказчикова

5. Параллель: Дмитрий Хар "П.Ш. #Новая жизнь... ".,"Зеленая лампа" А.Грина

6. Почему бы не взять этот рассказ и рассказ Грина «Каждый сам миллионер» и не устроить дебаты/упражнение Джеффа.

суббота, 2 марта 2024 г.

Участвую в марафоне: еще один знакомый автор


 Продолжаю читать рассказы в марафоне "30 рассказов за 30 дней". Сегодня - «О встрече со стопроцентной девушкой погожим апрельским утром», автор -  Харуки Мураками.

Харуки Мураками читала, но автор, видимо, не мой...

Рассказ прочитан. О чем размышляла? О невозможности встретиться с стопроцентно твоим человеком. О том, что принимать решения, когда они касаются чувств, лучше опираясь на интуицию. О том, что ничего не надо откладывать на потом, есть возможность - пробуй, действуй, даже если это выглядит смешно, обстоятельства жизни могут быть сильнее нас, и второго шанса может не быть.

И вроде бы легкий, весенний рассказ перестает быть таким. Всего лишь мимолетная встреча героя с девушкой, которая была бы на сто процентов для него, оказалась трагедией. Разве не трагедия- потерять своего человека?

Цитаты из рассказа:

«Все может быть», — стучало в сердце. 
"Мне всегда приходят голову мысли, которыми бывает трудно воспользоваться." 
орошо ли, когда мечты сбываются так просто?"

 По итогам обсуждения рассказа добавлю, что хотелось бы прочитать и посмотреть: Ли Мие "Магазин снов мистера Талергута", фильм "Интуиция", Б.Вербер "Империя ангелов", Ричард Матисон "Куда приводят мечты", 

Как использовать в школе?

Запараллелить  с изучаемым в школе: "Ася" И.С.Тургенева, "Гранатовый браслет" А.И.Куприна.
Прочитать и попросить написать письмо своему будущему человеку, которого они ищут ( 8 класс). 

( 12/100)


пятница, 1 марта 2024 г.

Участвую в марафоне


 Принимаю участие в марафоне по прочтению 30 рассказов за 30 дней. Нашла марафон случайно, но он оказался очень ко двору, потому что целью себе поставила на этот год прочитать 100 рассказов. По условиям марафона рассказ надо прочитать и хоть немного, но написать о нем. Решила дублировать свои записи сюда.

Первый рассказ - Энди Вейр "Яйцо". 

Энди Вейр - автор нашумевшего романа "Марсианин", по которому сняли фильм. Роман читала, и он мне даже понравился. А вот рассказ...

Прочитала рассказ еще утром и целый день мысленно возвращалась к нему. Не могу однозначно определить свое отношение. Зацепили рассуждения о душе, о том, что "каждый раз, причиняя кому-то боль, ты причинял боль самому себе. Каждый раз, делая кому-то добро, ты делал добро себе." Это для меня бесспорно.   Вспомнила Г.Р.Державина и его оду "Бог" : "А я перед тобой ничто. Ничто! - но ты во мне сияешь..." Но в целом вопросов у меня осталось много: почему рассказ назван "Яйцо"? неужели человек настолько одинок? один всегда и везде?... Мне стало страшно, грустно и одиноко. Рассказ совсем не весенний... 11/100

вторник, 23 января 2024 г.

Произведения Аркадия Гайдара: устарели или нет?

 Аркадий Гайдар- это, конечно, имя из детства.  22 января отмечалось 120 лет со дня рождения, и, как ни странно, об этом вспомнили не только школьные библиотекари. Решила и я почитать произведения Аркадия Гайдара. Выбрала небольшой рассказ "Чук и Гек", чтобы потом посмотреть еще и фильм современный. Сразу скажу про фильм - посмотрела первые 15 минут. Дальше не смогла: для меня это пародия какая-то. А "Чук и Гек" показался мне, уже умудренной опытом, неплохим произведением для начальной школы, в котором  есть главное - вера в доброту и помощь людей. Ведь помогают мальчикам и их маме все, кого они встречают на своем пути. И пусть это похоже на сказку, в которой есть место дальней дороге, приключениям, встречам с родными и близкими людьми, а закончится обязательно хорошо, но в детстве нужны такие книги, иначе откуда возьмется вера в людей? Но выяснилось, что раньше, до перехода на ФОП, произведения А.Гайдара были в школьной программе начальных классов, пусть единичные произведения, пусть не во всех классам, а теперь нет вообще. В основной школе, в 5-9 классах, Гайдара не изучают уже давно. И это очень грустно! Я нашла статью 2019 года профессора Нижегородского педагогического университета М.П.Шустова, которая заканчивается предложением вновь ввести в школьную программу произведения Аркадия Гайдара, "если мы хотим сохранить свою национальную идентичность". И по сути я с ним согласна. 

Потом случайно нашла книгу "Гайдар в школе", изданную в 1978 году, и решила посмотреть, как предлагали изучать "Военную тайну" в советской школе. Напомню, что в школьной программе тогда были "Тимур и его команда" и "Школа". Другие произведения изучались в рамках внеклассного чтения.

Изучила я методичку. О чем предлагают поразмышлять с учениками? Это ученики тогдашнего 5, нынешнего 6-7 класса.

О том, когда происходит действие повести. Это нужно было делать тогда, в 1978 году, нужно делать и сейчас, и это хороший повод рассказать о жизни в Советском Союзе: только недавно закончилась гражданская война, но новое государство вынуждено защищаться, поэтому особое место занимают военные. А еще создают место отдыха для ребят со всей страны, знаменитый лагерь "Артек".

О том, почему повесть так называется. И это тоже нужно сделать, и это понятно и сегодняшним детям: армия без поддержки народа - слабая армия. И "Сказка о Мальчише-Кибальчише..." тоже не потеряла своей актуальности.

О главных героях повести: О Мальчише-Кибальчише, об Альке, о Владике Дашевском. Характеры героев, конечно, идеализированы, но в целом понятны. И разговор о них дает возможность рассмотреть ситуации, с которыми сталкивался каждый из детей: нужно ли идти на помощь стране, нужно ли заботиться о других, нужно ли выполнять требования, кто поступил правильно Владик или Иоська...

Мне понравились и методические приемы, которые предлагают использовать на уроке: обращение к иллюстрациям, рассматривание рисунков, сделанных по повести самими ребятами, беседа, инсценирование... Эх, жалко, что нет у меня учеников соответствующего возраста!

А еще я захотела узнать про Гайдара, его биографию. И вот здесь меня ждал сюрприз: в биографии Гайдара столько белых пятен, столько противоречивой информации, что сойтись можно только в общей канве. И если в начале 2000-х его имя старательно очерняли, то теперь появляются выступления, в которых вновь ищут светлое и доброе в его произведениях и вновь перекраивают его биографию.


 Устарели произведения Гайдара? Нет! Но к большому читателю путь им помогут найти только заинтересованные в этом учителя, библиотекари, бабушки и дедушки.

Что я читаю на этой неделе (21-28 января)

 Очень суматошно началась неделя, вчера я даже не успела написать небольшой отчет о прочитанном за прошедшую неделю и запланировать чтение на этой неделе.

Неделя прошедшая была если не провальной, то очень и очень скромной в плане чтения. Читала я больше методические рекомендации, приказы, сообщения, тетради учеников. И лишь иногда находилось время для книги.

Среди законченного - произведения Аркадия Гайдара "Чук и Гек" ( 9) и "Военная тайна". Но об этом расскажу в другом сообщении. В рамках просмотра вебинара прочитала рассказ Валерия Брюсова "Дитя и безумец" ( 10). Немного продвинулась в чтении Захара Прилепина "Шолохов. Незаконный". К остальному из списка не притронулась. Просто не было времени. Решила пока отложить в сторону и "Молодую гвардию", и Паолу Волкову. 

План на эту неделю:

1. З.Прилепин "Шолохов. Незаконный"

2. Дочитать первый роман из "Саги о Форсайтах" Джона Голсуорси - "Собственник". Начала читать еще до Нового года, но возвращаюсь только сейчас. Честно говоря, у меня лежит целая стопка таких книг, которые я начала читать, но потом переключилась на другое, а дочитать все же хочется. 

А остальное время буду читать всё остальное....Увы!

суббота, 20 января 2024 г.

Еще один вебинар про рождественский рассказ

 Наконец-то я нашла время и досмотрела третий вебинар Марины Волковой на сайте "Могу писать" про рождественский рассказ. В этот раз было достаточно много размышлений вокруг жанра. Оказывается есть "рождественский рассказ", "святочный рассказ", "антирождественский рассказ", "пародия на рождественский рассказ", "новогодний рассказ", и поскольку исследователей этого явления в русской литературе не так много, тему только начинают изучать, единства у исследователей нет. "Антирождественский рассказом" можно считать рассказ Леонида Андреева "Ангелочек", пародия на рождественский рассказ - "Святочный рассказ" Влада Дорошевича,, а чеховский рассказ "Ванька", который с первого взгляда, может показаться антирождественским, на поверку оказывается самым рождественским. 

Сохраню для себя сравнение рождественского и святочного рассказа, предложенное Мариной Волковой. 




Два момента очень в вебинаре понравились: очень необычным был выбор рассказа Валерия Брюсова "Дитя и безумец" ( а рассказ мне очень понравился!) и знакомство с творчеством группы "Отава Ё". Каждый раз открываю для себя что-то новое, но ведь в этом и есть цель самообразования.

пятница, 19 января 2024 г.

Готовимся к итоговому собеседованию

 Итоговое собеседование всё ближе и ближе... 14 февраля, если кто не знает. И хотя кто-то считает, что к нему совсем не надо готовиться ( наверно, так говорит тот, у кого учатся только отличники), и хотя все сдадут ( но ученикам мы об этом не говорим), но в моем классе Ю  к итоговому собеседованию готовиться надо!

 Надо, потому что проблем хватает всяких:

  •  два человека читают очень медленно, практически по слогам, остальные и слова искажают, и числительные произносят неправильно, а имена собственные и слова, в которых стоит ударение, как будто специально читают неправильно;
  •  пересказывать текст хорошо умеют 3 человека, остальные даже если и запоминают, то логику исходного текста не соблюдают, вспоминают, что в голове осело, и для них не важно, есть ли связь между предложениями или нет;
  • монологическое высказывание обычно состоит из 3-5 предложений, коротких, с грамматическими и речевыми ошибками;
  • даже с диалогом проблемы: есть девочка, которая всегда, на любой вопрос отвечает одним или двумя словами, и это не "да" или "нет", можно понять,  что она суть поняла, но составить предложение - проблема!
Сказать, что у меня сложилась система работы, которая дает результат, нельзя. То, как я делала в других классах, здесь почему-то не работает или работает не со всеми. Но я для себя я буду записывать, что же я делала, что пробовала.

Еще в ноябре я знакомила учеников со структурой итогового собеседования, с демоверсией, настойчиво рекомендовала больше читать вслух, хотя бы когда готовятся к урокам, и больше пересказывать. В течение этих двух месяцев обращала на чтение и пересказ на уроках литературы: читали по очереди статьи в учебнике литературы, пересказывали небольшие фрагменты, примерно на 90-100 слов.

Понимая, что надо помочь в создании монологического высказывания, предложила шаблон описания фотографии, понимая, что он достаточно примитивный, но это многим помогает выстроить ответ и набрать 10 предложений, а то и больше.

Несмотря на запрет использования телефонов в образовательном процессе, пришлось из использовать как диктофоны. Раздала ученикам тексты из сборника подготовки к ИС, 2 минуты работали с текстом, затем читали его на диктофон, потом еще 2 минуты работы с текстом и возможность делать записи на черновиках и пересказ на диктофон. Потом раздала фотографии, разрешила пользоваться шпаргалкой, потому что почти никто не выучил шаблон и снова запись ответа на диктофон. Сообщения отправляли мне. Необычные условия в виде диктофона несколько эмоционально оживили моих Юшек, задание не вызвало отторжения, а результат они увидели сами - многим говорить было нечего.

Есть у меня еще несколько приемов, о них в следующий раз. Руки не опускаем!

четверг, 18 января 2024 г.

Как давно в моей жизни было что-то впервые? Что это было?

 И опять поразмышляю. Как вы относитесь к новому? Легко ли принимаете что-то новое или долго сопротивляетесь, поэтому ничего и не предпринимаете? Я к новому отношусь очень осторожно. Я долго размышляю перед тем, как сделать выбор, связанный с изменениями. Я так и не смогла решиться на коренную смену профессии, хотя возможности были. Я не смогла поменять место жительства, хотя об этом задумывалась. Глобальные перемены не для меня. Но я люблю новое в мелочах: новый сорт чая, новые конфеты, попробовать какое-то новое блюдо, прочитать книгу в новом жанре... Вот из-за моей нелюбви к новому уже давно в моей жизни не было ничего, что можно было бы назвать словом - впервые. Из зоны комфорта я стала выходить слишком редко, потому что в работе комфорта практически не осталось. Вот там много чего впервые: впервые организую работу филиала школы, впервые оказалась вовлеченной в местную политическую игру, причем против своей воли... Вот, вспомнила: впервые я без подготовки выступала перед достаточно большим количеством директоров области, представителями академии повышения и комитета образования области. Это было спонтанное выступление, мне предложили- я не отказалась! Мне это понравилось, но повторять не хочу.

А как бы вы ответили на этот вопрос?

среда, 17 января 2024 г.

Методические заметки

 За последний год в блоге появилась лишь одна моя заметка, связанная с моей учительской работой, а директорской вообще ни о одной. Решила понемногу для себя, для памяти писать и об этой стороне моей жизни тоже. Пусть будут "Методические заметки" - ЗаМЕДки

Начало третьей четверти, и пока еще есть силы и на уроки тоже. Стараюсь совместить подготовку к экзаменам с прохождением программы - это одна задача. Вторая задача - найти новые формы работы на уроке, которые сделали бы урок интереснее, привлекательнее, а значит, и мотивировали бы учеников. В решении этих задач часто обращаюсь к каналам, в основном, молодых коллег в Телеграме и иногда Вконтакте.

Четверг, 11 января. Русский язык. Первый урок в 3 четверти в 9 классе, том самом классе Ю, о котором я писала раньше. Сначала немного анализирую, как написали пробный экзамен. Если честно, то написали плохо, но другого я и не ожидала. задача максимум в этом классе- сдать на тройки, если не с первого, то со второго раза. Поэтому отрабатываем самые простые задания 7,9,10,11 из тестовой части и пишем сочинения и изложения, чтобы набрать баллы. Не забываем и про придаточные обстоятельственные, которые у нас по теме урока. В конце урока вспомнили о Международном дне спасибо. Домой получили карточки с заданиями по типу ОГЭ, который нашла в одном из телеграм-каналов.  

Вот эта карточка, еще раз говорю, что не моя.

 ( Минус урока - работу с придаточными предложениями надо было сделать более разнообразной).

Литература. Увы, приходится отрывать время от стихотворений Пушкина, чтобы готовить к устному собеседованию. Записали шпаргалку для описания фотографии, без шпаргалки больше 4 предложений сказать не получается. Затем посмотрели ролик из РЭШ, посвященный любовной лирике Пушкина, почитали стихи выразительно, получили задание выучить наизусть. Это домашнее задание для них понятно, кое-как они стихи выучат и расскажут. Такие уроки литературы для меня просто нож в сердце, но я бьюсь уже четвертый год, а результата, на который я рассчитываю, - нет.



вторник, 16 января 2024 г.

Еще один вебинар по рождественскому рассказу

 Продолжаю смотреть вебинары, посвященные рождественским рассказам. Смотрю понемногу, сразу выделить два часа не получается.. Что нового узнала? Узнала, что рождественский и святочный рассказ, оказывается, не одно и то же. Узнала, что в России рождественские рассказы, конечно, появились после Диккенса, но в полной мере канону, выработанному Диккенсом, не следовали. 

Интересным оказалось сопоставление сказки Г.Х.Андерсена "Ель" и сказки А.Куприна "Жизнь". Сказка Андерсена сама по себе хороша: есть о чем поговорить и с 5 классом, и с 10 классом. Порассуждать: в чем смысл жизни? А как стоит жить? Где брать силы на жизнь? Нужно ли жить ожиданиями?

В творчестве А.Куприна рождественские рассказы - это, конечно, "Чудесный доктор", "Тапер" и еще "Жизнь". Интересно сравнить с Андерсеном, и два мировоззрения, представленные в сказке, тоже сравнить интересно.

Открыла я для себя и такого автора, как Николай Вагнер. Оказывается, его называли "русским Андерсеном", но сейчас его творчество практически забыто. Самое известное его произведение - "Сказки кота Мурлыки". На вебинаре обращались к рассказу "Любка".

Но больше всего мне понравился рассказ Надежды Тэффи "Сосед". Какая  грустная гордость за русских в нем звучит: "Он никогда ни с кем не говорил о «Лерюссах», об этих странных и чудесных существах, которые пели, когда у них не было денег, угощали, когда нечего было есть, и завели клетку для канарейки, которой не было." Такой чудесный рассказ, что захотелось что-нибудь еще прочитать у Тэффи.

Святочные рассказы бывают разные, не всегда в них рассказывается о помощи бедным и обездоленным. Главное в произведениях о Рождестве Христове - это дух праздника: дух любви, объединяющий людей, даже из разных стран.

Интересно, что после революционных событий 1917 года традиция публикации рождественских рассказов утрачивается: одни культурные парадигмы сменяются другими, даже первое в отечественном литературоведении исследование, посвященное русскому рождественскому рассказу, появляется только в 1995 году и принадлежит Е.В.Душечкиной. Я нашла эту книгу в сети, теперь планирую ее прочитать.

Отчет о самообразовании закончен!

понедельник, 15 января 2024 г.

Что я читаю на этой неделе ( 15-21 января)

 Сначала отчет за прошедшую неделю. Ура! Я прочитала роман "Клара и солнце", о чем уже даже написала в блоге. Остальные пункты с прошлой недели пока не завершены, даже остались без изменений, что говорит о том, что такие большие книги, как "Молодая гвардия" или "Шолохов. Незаконный" надо читать долго, быстро не получается. Кроме того, в рамках вебинара о рождественском рассказе прочитала сказку Г.Андесена "Ель"(5), сказку А.Куприна "Жизнь"(6), рассказ Н.Вагнера "Любка"(7) и рассказ Н.Тэффи "Сосед"(8). Захотелось поближе познакомиться с творчеством Надежды Тэффи, поставила себе в планы. 

Оценивая свою занятость, понимаю, что на чтение времени остается совсем мало, поэтому по-прежнему в приоритете Захар Прилепин с повествованием про Шолохова, "Молодая гвардия", немного Паолы Волковой, всего одна лекция, Чечель, наверное, совсем читать не буду... И все же немного воспоминаний из детства: хочу прочитать "Чук и Гек" и "Военную тайну" Аркадия Гайдара.

Попробовала аудиокнигу, слушала частями, действительно, если руки заняты, например, вязанием, то следить за повествованием легче. 

Всем хорошей читательской недели!

воскресенье, 14 января 2024 г.

"Клара и солнце" Кадзуо Исигуро


 Подтолкнула меня к прочтению этой книги лауреата Нобелевской премии по литературе писатель Елена Ронина, которая рассказала о романе "Клара и солнце" на одной из встреч своего книжного онлайн-клуба. Я запомнила ее восхищение этой книгой, но совершенно не запомнила, почему она была так этой книгой увлечена. Начав читать, я долго не могла понять, когда же начнется самой действие, ведь очень уж  привыкла к закрученным сюжетам. А здесь простой и неспешный рассказ Клары, робота, ИП ( искусственная подруга, как ее называют в книге) о том, как она ждет своего покупателя, как этот покупатель, точнее, покупательница подросток Джоззи появляется, обещает вернуться и не возвращается, а Клара ждёт... Как всё же Клара становится ИП для Джози... Читая, ждешь - и что ? И тогда понимаешь, что сюжет - совсем-совсем не то, ради чего стоит читать эту книгу. 

Роман Кадзуо Исигуро - это список вопросов, которые задает автор, он задает их раньше, чем зададим их себе мы, поэтому, может, найдем и ответы... Или не найдем. 

Редко сейчас кто-то готов отказаться от благ, которые несут в себе умные машины, мы к ним уже привыкли - компьютеры живут вокруг нас своей активной жизнью. Но если такой компьютер в облике человека на правах члена семьи поселится у вас дома? И как член семьи будет требовать к себе не просто внимания, а любви и заботы? А если вдруг станет понятно, что у этой машины тоже есть сердце в значении душа?

 А готовы ли вы сделать своего ребенка форсированным, что дает гарантию более благополучного будущего, но в то же время   может и умереть - никто не застрахован от риска? 

Готовы ли вы в случае смерти ребенка заменить его роботом, точной копией вашего родного и любимого ребенка?  И любить этого робота также? Вот этот вопрос стал для меня особенно шокирующим, те, кто давно читают мой блог, поймут почему. 

Готовы ли расплачиваться за свои ошибки,  за свое неправильное на чей-то взгляд поведение благополучием и будущим своего ребенка?

Готовы ли выпасть из бешеного ритма жизни, когда встречаешься с родными всего полчаса утром и во время редких выходных, променять материальное благополучие и статус на то, что приносит удовольствие именно тебе?

Роман "Клара и солнце"  для меня стал книгой вопросов, на которые у меня нет однозначного "да" или "нет". Наверно, такой и должна быть настоящая литература.