понедельник, 3 марта 2025 г.

3 марта- Всемирный день писателя

 Сегодня я, как читатель, хочу сказать спасибо всем тем писателям, благодаря которым я существую и живу в своей профессии. Согласитесь, что без писателей и необходимость в учителях литературы пропала бы. Но писатели для меня значат много больше, ведь книги были со мной всегда, с того раннего возраста. с которого я себя помню. Конечно, были родители, школа, учителя, коллеги и наставники, ученики и друзья, но всегда были книги, которые тоже выполняли все эти роли одновременно. Я не могу назвать какого-то одного любимого писателя, как не могу назвать одну любимую книгу... Спасибо Вам всем писателям, ныне живущим и ушедшим в вечность, спасибо за причастность погружения  в иные миры, за множество жизней, прожитых вместе с героями книг!

А я приболела, врач приказал ограничить чтение, письмо и проверку тетрадей... Вот поэтому прослушала в очередной раз "Собачье сердце" Михаила Булгакова, посмотрела в очередной раз фильм Бортко по этой повести и задумалась над вопросами, которые надо обсудить с учениками... Много у меня вопросов, но все они какие-то не школьные...

А еще было три рассказа. "Психоз", авторы  Пьер Луи Буало- Тома Нарсежак (44/100). После рассказа Пильняка показался каким-то плоским, одномерным. Хотя в нем тоже есть над чем поразмышлять. Но задумывались авторы о той глубине, которую мы готовы здесь выкапывать? Сомневаюсь... Рассказ с занимательным  сюжетом и финалом, заставляющий спорить только об одном: что есть сумасшествие? 

"Прощёное воскресенье" Ирины Никифоровой-Захаровой ( 45/100) было упомянуто кем-то в обсуждениях в чате книжного клуба, и я этот рассказ тоже прочитала. Надеялась найти нового автора, но разочаровалась.. Сейчас стало много тех, кто считает себя писателем, потому что другие их читают ( благо, интернет дает такую возможность) и потому что даже печатают за их же собственные деньги. Рассказ грустный - всегда тяжело читать об уходе близких, рассказ о прощении того, кого уже нет. за то, что он ушел... Вот не могу я этого понять: обижаться за то, что человек умер?!

И еще один рассказ из марафона в читательском клубе. Екатерина Неустроева "Волшебные качели" (46/100). Еще один незнакомый мне автор, но и желания узнавать лучше не возникло. Чем-то напомнило сочинение одной моей ученицы на конкурс "Рождественская история": так же просто и схематично. Волшебный посыл автора  - сядь на волшебные качели, и жизнь изменится - показался слишком уж прямолинейным. Увы, сегодня рассказы меня не порадовали... Или это мое плохое самочувствие виновато?

суббота, 1 марта 2025 г.

С первым днем весны!

 Как же долго я сюда не заходила! Очень соскучилась по тому творческому состоянию, которое я испытываю, когда пишу в блог. Я уже давно не верю в то, что у меня будет возможность писать каждый день... Я каждый день даже высыпаться не успеваю... Работа съедает всё мое время, и чувство вины за непроверенные тетрадки давит к земле тяжелым грузом, но я всё равно оставляю себе маленькие лазейки для занятий по душе, потому что иначе совсем никак.. Не выжить... Может быть, как-нибудь расскажу о том, что же держит меня на плаву. А пока в первый день весны вступила в очередной - уже четвертый полноценный, а реально пятый сезон чтения рассказов. Но до конца я прошла только один: тот, что был в марте 2024 года. И мне это понравилось. Попробую повторить!

К сегодняшнему дню я прочитала  42 рассказ из запланированных 100. Точнее, написала о 42, а прочитала немного больше. Не начинаю считать заново, а продолжаю...

День 1 - Борис Пильняк "Первый день весны" ( 43/100). Очень пронзительный рассказ, точно попадающий в сегодняшний момент. Чем спасаются люди, живущие во  время войны? Неважно даже какой войны... Можно  ненавистью - "резать. колоть, кромсать друг друга, человеков", а можно - любовью: "пусть много ужаса, много нелепого и безобразного, но есть еще прекрасная молодость, и любовь, и весна, и голубые фиалки, растущие на окопах." Рассказ, построенный на контрастах, создает ощущение весны, именно того момента, когда ты сам понимаешь, - вот - весна! И это ощущение может быть и в марте, и в мае... Борис Пильняк - талантливый и столь рано ушедший, погибший в период сталинских репрессий... Коллеги по книжному клубу сразу же вспомнили и  Владимира Высоцкого с его "Песней о нейтральной полосе", и стихотворение Александра Прокофьева "Фиалка". Почти урок приготовили! А я, удрученная подготовкой к ЕГЭ по русскому языку, не могла не рассматривать этот рассказ  как текст для ЕГЭ. Вот бы все они такие были!

воскресенье, 12 января 2025 г.

Хочу попробовать

 Уже не первый год слежу за книжным челленджем, который организует Центральная городская молодежная библиотека им. М.А.Светлова в Москве. За год надо прочитать 30 книг и написать столько же рецензий. Интересно исследовать новые жанры, открывать неизвестных ранее авторов, делиться впечатлениями о прочитанном. Сотрудники библиотеки предлагают по каждому пункту свои списки книг, но использовать их можно по желанию.  Даже если я не дойду до финала ( а это скорее всего так и будет!), я всё равно прочитаю те книги, которые подходят по пункты.  Пока я подобрала книги под заинтересовавшие меня пункты из тех, которые я всё равно бы читала.  Под пункт " основное место действия - кафе или другое пространство общепита" подойдет "Забвение пахнет корицей" Кристин Хармель. 

И сразу же мне попался подобный книжный вызов от Саратовской областной научной универсальной библиотеки. Там тоже достаточно интересные номинации, но книг надо прочитать уже 50. Это уже для меня, конечно. многовато, тем более что я не слушаю аудиокниги. Никаких примерных списков не предлагают, значит, рассчитано на достаточно умного читателя. В этих вызовах и хочу поучаствовать. Правда, для этого придется реанимировать страницу в ВК, но, может, это того стоит ? Под пункт "Уютный детектив" подходит книга Питера Боланда "Убийства и кексики", которая тоже начата...

суббота, 11 января 2025 г.

Агата Кристи "Скрюченный домишко"

 Продолжаю получать удовольствие от романов Агаты Кристи. Следующий роман "Скрюченный домишко" 1949 года. В этом романе совершенные преступления - а это два убийства- расследует группа людей: сотрудники Скотланд-Ярда во главе с инспектором Тавернером и молодой человек, бывший дипломат Чарльз Хейворд. Убит миллионер Аристид Леонидис в своем доме и, кроме членов семьи и прислуги, весьма немногочисленной, преступление совершить некому. У всех членов семьи есть свой мотив для убийства... Чарльз, влюбленный во внучку миллионера, берется помочь в расследовании. Он должен разговаривать с членами семьи и слушать их. По мнению отца Чарльза, долгое время служившего в Скотланд-Ярде, "убийцы, в сущности, никогда не испытывают раскаяния...Это, возможно и есть клеймо Каина." На вопрос об универсальном знаке, помогающем отличить убийцу, отец отвечает: "...если он есть, то это, скорее всего, тщеславие. Именно тщеславие в конце концов губит их в девяти случаях из десяти. Они, конечно, боятся разоблачения, но не могут удержаться от того, чтобы не похвастаться, они начинают зазнаваться, будучи в уверенности, что они намного умнее всех и уж их-то не сумеют вывести на чистую воду. Есть и еще одна общая черта. Убийца хочет разговаривать." Конечно, далее идет более подробное объяснение этих мыслей, но мне показалось, что Агата Кристи как будто читала Достоевского, его "Преступление и наказание", ведь Раскольников подходит под это описание полностью. И еще одна мысль из этого романа: "Думаю, что люди чаще убивают тех, кого любят, чем тех, кого ненавидят. Возможно, потому что только тот, кого любишь, способен сделать твою жизнь невыносимой." Из-за того, кто оказывается преступником, роман показался мне очень жестоким. Но правда жизни в этом тоже есть. 

Не могла не посмотреть экранизацию этого романа, фильм 2017 года. Очень красивый фильм: красивы главные герои Чарльз и София, интересны интерьеры, природа. Сохранена главная канва, но Чарльз  показан  начинающим частным сыщиком, изменено время действия, оно отнесено к 60-70 годам ХХ века. Когда смотришь фильм сразу после прочтения романа, то многочисленные изменения бросаются в глаза, но фильм хорош сам по себе. Если к этому добавить, что сценарист фильма Джулиан Феллоуз, по сценарию которого снято "Аббатство Даунтон", которое я нежно люблю, а в одной из ролей снялась Гленн Клоуз, которая из весьма невзрачной леди Эдит в романе, сделала весьма колоритную особу, то фильм стоило посмотреть только ради этого.

Маленькими шагами движемся вперед.