суббота, 15 марта 2025 г.

Очередной рассказ

 Продолжаю читать рассказы и рассказывать об этом. Очередной рассказ, об авторе которого вездесущий интернет не смог практически ничего рассказать. Раиса Суздалева "Истории старой груши" (51/100). Рассказ сюжетно построен интересно: пять небольших рассказиков, похожих на притчи и в тоже время на басни Крылова и рассказы Сладкова одновременно, объединены образом рассказчика, видящего сны под старой грушей. Понравились пейзажные зарисовки, очень точно передающие природу Воронежской области. Из рассказов-притч заинтересовал рассказик про Моль, в котором отзывается калмыцкая сказка Пугачева, о которой пишет Пушкин в "Капитанской дочке". Только выбор у Моли совсем другой, она согласна есть старый чулок, жесткий и невкусный, но жить в тепле и безопасности. Ох, как часто мы тоже похожи на эту моль! 

"Ничего, я привыкну и научусь обходиться без нектара, невелика беда: лучше есть, что попало, хоть жесткую шерсть, чем красоваться на булавке под стеклом или мерзнуть на холодном лугу. Ну, пусть серенькая, пусть дурнушка, зато мне здесь сытно и тепло", - размышляла она, доедая старый носок. "Дурнушка, да не глупышка", - потихоньку распевала она, вспоминая своих подружек на лугу, когда за окнами все замело, и холодный ветер бился в обледеневшие окна.

   Моли часто снилось, что она то огромная красивая бабочка, порхающая с цветка на цветок на летнем лугу, а то маленькая серенькая Моль, забившаяся в старый шкаф. Она вздыхала и просыпалась, так и не решив, что же лучше.

суббота, 8 марта 2025 г.

Что общего у Шекли и Пиранделло?

 

Есть такой интересный прием. который часто используется на уроках: найдите общее между двумя, может быть, совсем разными, например, предметами. Вот и я сегодня нашла общее между двумя разными авторами. Сегодня я рассказываю о прочитанных рассказах Роберта Шекли и Луиджи Пиранделло. А объединяет их то, что рассказы этих авторов я уже читала. 

Вдогонку за рассказом "Извините, что я врываюсь в ваш сон..." ( об этом здесь) прочитала еще один рассказ Роберта Шекли, который нашла в сборнике "Американская фантастика".  "Кое-что задаром" ( 49/100) в очередной раз оказался рассказом с подтекстом. Бедняк Джо Коллинз вдруг получает некий предмет, который может исполнять желания. Он сразу понимает, что это какая-то ошибка, но, конечно, не готов расстаться с таким чудесным предметом. Потом, как в известной сказке Пушкина про старика и старуху: желаний становится больше и размером они покрупнее. Конечно, желания Коллинза только материальные и только для себя. Не задумывается он вопросами: за что ему такое счастье и чем придется расплачиваться... Увы, параллели с сегодняшним днем  столь явные, что звучат как реализовавшиеся предсказания фантаста.  А платить все равно придется...

Пожалуй, самый знаменитый рассказ Луинджи Пиранделло "Черепаха". О писателе и рассказе писала здесь. "Часовенка" ( 50/100) - рассказ очень сильный. Рассказ о вере и безверии. Наверно, оттого что я только с 11 классом говорила о "Мастере и Маргарите", именно это задело меня столь сильно. Спаталино остается верен своим убеждениям, когда многие отказались от них, потому что им это стало невыгодно: власть не одобряет религию, деньги тратить не хочется, да и мало кто, оказывается, верил по-настоящему. (Ничего из нашей, российской истории не напоминает?) А Спаталино верит. но его вера подвергается испытанию и причем неоднократно. Казалось бы, все и всё убеждает Спаталино в отсутствии Бога, но он не может этого принять и  сам становится подобен Христу в своем рубище, в терновом венце, живя в часовенке, подвергаемый оскорблениям и унижению.  Слишком много вопросов звучит, но главный: как жить, если Бога нет? как жить в мире, где всё продается и покупается?   Всё же не зря  Пиранделло - Нобелевский лауреат.

Я веду свой рейтинг рассказов, прочитанных в этом сезоне книжного марафона. Пока из 7 рассказов марафона  "Часовенка" на первом месте, а "Первый день весны - на втором. Жду новых рассказов.

А попутно я продолжаю слушать "Тихий Дон". Оказывается - я достаточно хорошо его помню. На сегодня про чтение достаточно.

среда, 5 марта 2025 г.

Человек и толпа, мы и они...

 Продолжаю читать совсем небольшие рассказы в книжном марафоне. 

Максим Горький "Первый дебют"(47/100). Как разительно отличатся данный рассказ от предыдущего. Мастерство и талант видны сразу, хотя название с грамматической ошибкой удивляет. Но хочется верить, что это было сделано нарочно (не подозревать же не только Максима Горького, но и всех его редакторов в неграмотности!). Рассказ о юной актрисе, полной уверенности в своем умении завладеть зрителями, внушить им доброе и прекрасное, и о постигшем ее горьком разочаровании. Горький не жалеет зрителей - для него они не просто толпа. Целый урок по разбору средств художественной выразительности можно провести, изучая, как описывается толпа... Нет в ней ни сочувствия, ни понимания, есть только жадное любопытство: чем ты нас удивишь? Читала рассказ и соглашалась с тем, что каждый, работающий с аудиторией людей, прошел через такое испытание и не все прошли его удачно. Для учителя, увы, это тоже актуально!

Роберт Шекли "Извините, что врываюсь в ваш сон" ( 48/100) Конечно, фантастика, конечно, некая головоломка, новый взгляд на мир. Хотя, думаю, что каждый иногда ловил себя на мысли о том, не в матрице ли мы живем..А если есть некие нечеловекообразные паразиты, иные миры и вселенные? А если мы находимся "под внешним воздействием"? Интересно, что рассказ написан еще в 70-е годы ХХ века: такой взгляд из прошлого в будущее... пока еще не наступившее будущее. с интересом жду следующего рассказа. Захотелось посмотреть "Люди в черном" и "Хортон". Нашла в домашней библиотеке еще один рассказ Шекли, надо бы прочитать!

А еще я слушаю "Тихий Дон" - берегу глаза, поэтому слушаю. Но ничего другого, кроме мелких хозяйственных дел в это время делать не могу, отвлекаюсь. А надо себя переламывать...

понедельник, 3 марта 2025 г.

3 марта- Всемирный день писателя

 Сегодня я, как читатель, хочу сказать спасибо всем тем писателям, благодаря которым я существую и живу в своей профессии. Согласитесь, что без писателей и необходимость в учителях литературы пропала бы. Но писатели для меня значат много больше, ведь книги были со мной всегда, с того раннего возраста. с которого я себя помню. Конечно, были родители, школа, учителя, коллеги и наставники, ученики и друзья, но всегда были книги, которые тоже выполняли все эти роли одновременно. Я не могу назвать какого-то одного любимого писателя, как не могу назвать одну любимую книгу... Спасибо Вам всем писателям, ныне живущим и ушедшим в вечность, спасибо за причастность погружения  в иные миры, за множество жизней, прожитых вместе с героями книг!

А я приболела, врач приказал ограничить чтение, письмо и проверку тетрадей... Вот поэтому прослушала в очередной раз "Собачье сердце" Михаила Булгакова, посмотрела в очередной раз фильм Бортко по этой повести и задумалась над вопросами, которые надо обсудить с учениками... Много у меня вопросов, но все они какие-то не школьные...

А еще было три рассказа. "Психоз", авторы  Пьер Луи Буало- Тома Нарсежак (44/100). После рассказа Пильняка показался каким-то плоским, одномерным. Хотя в нем тоже есть над чем поразмышлять. Но задумывались авторы о той глубине, которую мы готовы здесь выкапывать? Сомневаюсь... Рассказ с занимательным  сюжетом и финалом, заставляющий спорить только об одном: что есть сумасшествие? 

"Прощёное воскресенье" Ирины Никифоровой-Захаровой ( 45/100) было упомянуто кем-то в обсуждениях в чате книжного клуба, и я этот рассказ тоже прочитала. Надеялась найти нового автора, но разочаровалась.. Сейчас стало много тех, кто считает себя писателем, потому что другие их читают ( благо, интернет дает такую возможность) и потому что даже печатают за их же собственные деньги. Рассказ грустный - всегда тяжело читать об уходе близких, рассказ о прощении того, кого уже нет. за то, что он ушел... Вот не могу я этого понять: обижаться за то, что человек умер?!

И еще один рассказ из марафона в читательском клубе. Екатерина Неустроева "Волшебные качели" (46/100). Еще один незнакомый мне автор, но и желания узнавать лучше не возникло. Чем-то напомнило сочинение одной моей ученицы на конкурс "Рождественская история": так же просто и схематично. Волшебный посыл автора  - сядь на волшебные качели, и жизнь изменится - показался слишком уж прямолинейным. Увы, сегодня рассказы меня не порадовали... Или это мое плохое самочувствие виновато?