пятница, 10 января 2020 г.

Лайфхаки для ЕГЭ

Уже скоро... ЕГЭ по русскому языку. Решила собрать для своих одиннадцатиклассников  некоторые лайфхаки для выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку.

Первый и главный лайфхак: УЧИТЬ! ГОТОВИТЬСЯ !ВЫПОЛНЯТЬ ТЕСТЫ! ЧИТАТЬ и ПИСАТЬ!
А теперь по мелочи:

Задание 1. Помните, что в этом задании должно быть два ответа. Эти два предложения по смыслу должны быть практически одинаковыми.Ищите одинаковые предложения. 

Задание 3. Помни, что надо найти не значение данного в задании слова, а то значение, в котором это слово употреблено в указанном предложении.

Задание 4. Выпиши из орфоэпического словника слова, в которых ты обычно ставишь ударение неправильно. Сделай карточки с этими словами и размести их на видном месте, чтобы выучить.

Задание 8. Помни, что при выполнении этого задания помогают слова-маркеры. Это слова,  заключенные в кавычки и являющиеся названием чего-либо; слова "все, кто" и "те, кто"; предлоги согласно, благодаря и др., союзы "не только, но и" Также советую начинать с поиска предложения с типом ошибки, наиболее тебе понятной. Хотя бы один балл наберешь)))

Задание 9. Не надо вставлять буквы во все слова задания. Если нужно найти ряд со словами, в которых есть безударная проверяемой или непроверяемая гласная, то увидев в ряду слово с чередующейся гласной, вариант с чередованием сразу вычеркиваем.

Задание 13. В этом задании ищем слово, которое пишется с не слитно. В этом задании всегда будет только слитно. И этот вариант только один. 

Задание 14. Нужно найти предложение, в котором ОБА  выделенных слова пишутся СЛИТНО. Если вы уверены, что одно из слов точно пишется раздельно, вычеркивайте этот вариант. 

Задание 15. Действуй с опорой на речь. Когда при произнесении слова , язык можно долго прижимать к нёбу и  он там хорошо и долго держится, пишем "НН". Хотя правила тоже знать не мешает!!!

Задание 17. Здесь есть причастные и деепричастные обороты. Во-первых, учимся слышать паузы и ставить на их месте знаки препинания. При этом помним, что причастный оборот выделяется запятыми, если стоит от определяемого слова ( существительного или местоимения) справа. Деепричастный оборот  отвечает на вопрос что делая? что сделав? и выделяется запятыми всегда.

Задание 18. Помни, что к вводным словам задать вопрос нельзя. Делай опору на речь! Вводный оборот всегда интонационно обособлен, т.е. есть паузы. Нет пауз - нет запятых.

Задание 19. Находим слово который. С него может начинаться придаточное предложение, либо это слово находится внутри придаточного предложение. Проверь обе версии: найди  существительное и задай вопрос какой? Ответив всей фразой, ты найдешь придаточное предложение и выделишь его двумя запятыми, если оно внутри основного предложения, или одной запятой, если придаточное в конце предложения.  Помни о паузах!

Задание 20. В 90% случаев запятые ставятся на месте всех четырех цифр.

Задание 25. Помни, что в ответе не может быть первого из указанных предложений.

Задание 26. Все выразительные средства языка делятся на лексические и синтаксические. При выполнении задания пометьте, к каким относятся данные вам термины. Это поможет выполнить задание, ведь в тексте рецензии можно встретить слова: лексическое средство, троп, синтаксическое средство.

Задание 27. Выучи шаблон сочинения, "заточенный" под критерии: проблема, пример 1, пояснение, пример 2, пояснение, связка, позиция автора, я разделяю позицию автора, вывод.

Уважаемые коллеги! Пояснения для вас: материал собран из разных источников, может, не совсем научно объясняется, но понятно для самых-самых, которым тоже надо сдать. 

А какие лайфхаки есть у вас, особенно к тем заданиям, о которых я не написала?

четверг, 9 января 2020 г.

Хорошие привычки для учителя. Неделя третья.

В начале 2019 года я начинала "новую жизнь". Обычные новогодние обещания самой себе... Об этом можно прочитать в старых постах "Хорошие привычки для учителя" и 

"Хорошие привычки для учителя. Неделя вторая." Это всё было начало года.А потом - обычная история: закрутило, завертело... Но хочется продолжения, потому что с возрастом здоровье становится не то. Да и слишком много я на себя взвалила. Решила, что попробую пройти марафон только по  книге "Год прожитый правильно". Напомню, что первая хорошая привычка - пить больше воды, вторая хорошая привычка - спите вдоволь. Кстати, если с первой привычкой всё еще не так гладко, то со второй - почти хорошо. Я приняла как данность - сплю, пока спится. Как проснулась - нашла себе занятие. Поэтому уделим внимание третьей привычке.


"Вставайте с дивана".
Высокий уровень физической активности в повседневной жизни способен творить чудеса. 

Конечно, мы все это знаем. Я стараюсь больше внимания уделять физической активности, но до спортзала или фитнесс-клуба я не дойду - это точно. Что уже сделано: сын подарил умный браслет, который считает шаги. Летом даже в лучшие дни я не набираю 10 000 шагов. Мне есть куда стремиться!
После прочтения советов Бретта Блюменталя возникает следующий план действий:
1. Ходить пешком на работу, когда есть такая возможность, и с работы.
2. По возможности ходить пешком за покупками.
3. В течение рабочего дня проходить как минимум 10 лестничных пролетов и  каждый час вставать из-за стола. 
4. Стоять при любом удобном случае.
5. Убедить мужа, что нам необходима хотя бы 20-минутная прогулка вечером. 

Оценить результативность достаточно просто. Следующий пост через неделю.

среда, 8 января 2020 г.

Компьютерные программы, которые я хочу освоить в новом году


Невозможно себе представить современного учителя, который бы не использовал в своей деятельности цифровые ресурсы. Тем более, что это в духе времени- одним из направлений национального проекта "Образование" является подпроект "Цифровая образовательная среда".  Вот и я, чтобы не отставать от более продвинутых коллег, поставила перед собой задачу освоить несколько цифровых ресурсов.

1. Генератор QR-кодов ( qrcoer.ru)
2. Онлайн-кроссворды
3. Создание интерактивных упражнений Kahoot.
4. Создание интерактивных плакатов
5. Система мгновенного голосования Plickers
6. Создание веб-квестов
7. Генератор словарных облаков.
8. Инфографика.

Здесь возникают два вопроса: 1. Как использовать данные ресурсы на уроках русского языка и литературы? К сожалению, примеров использования я встречаю в сети мало. Наверно, не там смотрю... 2. Как же быть с ограничением использования смартфонов в школе? Правда, в нашем школьном локальном акте есть пункт, что с разрешения учителя телефоны могут быть использованы на уроке.

Есть цифровые ресурсы, которые я уже освоила и с удовольствием применяю. Это Learningapp, Google-документы, генератор ребусов. Если интересно, можете прочитать об этом в блоге.

LearningApps на уроке русского языка в 5 классе




Тренируемся в выполнении задания 14 на ЕГЭ


Давайте делиться идеями использования современных цифровых ресурсов!