Праздничные выходные - отличный повод предаться любимому делу. А какое может быть любимое дело у учителя литературы? Конечно, чтение.
На этой неделе, несмотря на праздничные хлопоты, прочитано:
На этой неделе, несмотря на праздничные хлопоты, прочитано:
1. рассказы Айзека Азимова "Чувство силы" и "Тринадцатый день рождества" в связи с составлением литературного календаря. Первый рассказ удивил: а вдруг, действительно, человечество разучится самостоятельно считать, забудет , что такое таблица умножения, деление столбиком... Продолжу мысль: а если человечество и читать, и писать разучится? Останется ли оно человечеством? Ведь как считать забыли за ненадобностью, а отучиться воевать не смогли... Второй рассказ, несмотря на его современность ( терроризм и борьба с ним), оставил в непонимании: как человек, занимающий в секретных спецслужбах высокое место, мог не знать, что Рождество у разных народов празднуют в разные дни?
Но почитать Азимова захотелось.
2. повесть Льва Давыдычева "Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника", о которой упоминала здесь. Хотелось проверить, будет ли это интересно моим ученикам. История мальчика, который чувствует себя самым несчастным человеком на свете, но никто его проблем всерьез не воспринимает, хотя все стараются ему как-то помогать. Подозреваю, что в современной литературе эта ситуация была бы рассмотрена совсем по-другому, но в книге все объясняется просто - перестань лениться, и будет тебе счастье. Так было в моем детстве, увы, такой же рецепт счастья предлагает современная массовая школа. Сомнительно только одно: в учёбе ли счастье? и всё ли так просто? А в целом книжка по-хорошему детская: весёлая и озорная, простая и понятная.
3. повесть Наталии Терентьевой "Училка". Прочитать я ее хотела давно, писала об этом еще в ноябре ( пост "Мои читательские планы"). И вот книга прочитана. Скажу честно. что книга понравилась именно в той ее части, где говорится о школе, а не своим любовно-сказочным сюжетом. Да, у автора взгляд на школу со стороны, но как много подмечено верно! В 42 года Аня Данилевич решает стать учительницей русского языка и литературы. И проходит свои три испытания: испытание учениками, коллегами, родителями учеников. И, по-моему, проигрывает. Да, ей удается научиться держать дисциплину в классе, заставить прикусить языки любителям мата и блатного жаргона, склонить на свою сторону некоторых учеников, но не удается решить конфликт с Громовским без помощи всесильного брата Андрюши, и не узнаем мы, поставила ли Анна Леонидовна Громовскому "тройку" в аттестат, как обещала... С коллегами общий язык не нашла, да и трудно представить, что такая учительница смогла бы его найти. Родители... лишь шесть из них после собрания на крыльце школы поддержали Анну, сказав, что довольны тем, что она работает с их детьми... Может ли быть иначе в той школе, которую показывает автор, на мой взгляд, показывает верно? "Я смотрела на спокойные, даже равнодушные лица учителей.Они привыкли к вранью, иначе в школе не продержишься,но ведь от этого так тошно. Когда все вокруг врут, все знают, что врут."
Но есть выход, а может, его видимость? Я не знаю, так же, как и героиня...
"Человечество неизбежно, чем дальше, тем больше раскалывается на две неравные части. Разрыв с каждым годом становится всё заметнее, всё трудно преодолимей.Это как тектонический разрыв земных плит. Уж мы-то точно ничего не можем с этим поделать. Я это знаю. И все равно мне кажется, что с людьми не как с тектоническими плитами. Я словом, своим словом, могу что-то поменять. Слово это поступок. Словом можно убить. Можно вернуть к жизни правда, не всегда. Остановить от последнего шага. Объявить перемирие. Остановить войну вообще. Любую в классе, в государстве, в мире. Открыть глаза. Поменять угол зрения. Увидеть то, что скрыто. Вдохнуть в человека надежду. И тогда он сможет то, что никогда бы и не попробовал сделать. Спеть, прыгнуть, победить врага, болезнь, даже смерть.
Я вижу смысл в том, чтобы заставить по-другому думать...`
И вторая спасительная мысль: увидеть в учениках детей, которые еще задают вопросы, а значит, их надо и есть еще чему учить.
Много интересных рассуждений о роли русской литературы и "методических" приемов, которые выглядят необычно... Много ситуаций, которые впору разбирать на каких-нибудь педагогических тренингах... Думаю, что к книге я еще вернусь.
Кстати, из тех книг, что были перечислены в выше названном посте, до Нового года прочитаны также Ю.Вяземский "Шут", Томас Джордан "Плюс один", Бенедикт Сарнов "Сталин и писатели" ( книга первая и две главы второй книги). В комментариях назвали книгу Юлии Вознесенской "Сын Вождя", ее я прочитала тоже.
В итоге: "Читать не вредно - вредно не читать!"
Наталья Михайловна, спасибо большое за пост. Новые имена, новые книги! А есть ли электронная версия "Училки"?
ОтветитьУдалитьНаталья Борисовна, да, электронная версия "Училки" есть. Если не найдете, могу выслать.
УдалитьНаталья Михайловна, здравствуйте!
ОтветитьУдалитьСпасибо за "Училку". Буду читать. Нашла в Интернете. Наталья Борисовна, вот ссылка Н.Терентьева "Училка"
Будем читать вместе :))
Ольга Николаевна, здравствуйте! Спасибо за ссылку на книгу для посетителей моего блога. Очень интересно будем услышать мнение коллег после прочтения книги!
УдалитьОльга Николаевна, спасибо за ссылочку, только вот проблемы: не могу зайти на сайт (. Частенько бывает у меня такое. Вчера тоже не смогла пробиться на многие сайты. Наталья Михайловна, буду признательна за электронку. natalya.klementieva@yandex.ru
ОтветитьУдалитьНаталья Борисовна, письмо Вам я отправила. Буду ждать Вашего мнения о книге!
Удалить