Продолжение моего выступления на районном "Дне учителя литературы". Начало здесь.
В-четвертых,
учителя может отпугнуть отсутствие времени на внеклассное чтение в программе, в
рабочей программе самого учителя. В этой связи стоит вспомнить, что у учителя
есть право выбора в пределах 20% учебного времени. Но ведь для того, чтобы
предложить прочитать достаточно 2-3 минут, а выявить, что читают и обсудить
это, можно найти много способов.
В-пятых, учителя
жалуются, что ученики не читают. Да, читают не все, но тех, кто хочет
прочитать, кто способен увлечься книгой, много. Отдельное выступление можно подготовить
о мотивации чтения книг через участие в конкурсах, веб-квестах, проектах и даже
через элементарное желание получить оценку за прочитанную книгу. Этим нужно
заниматься в школе как можно раньше и постоянно. Об этом в моем блоге «Дневник
сельской учительницы».
И в-шестых, я
расскажу о том, как я работаю с современной литературой для детей. В одном из
номеров газеты «Литература» ( столь мною любимом) прочитала статью с
предложением связать произведения, изучаемые в школьной программе с современной
литературой. Опираясь на произведения, прочитанные мною лично, я хочу назвать
несколько имён.
5класс. Читаем
«Бородино» М.Ю.Лермонтова. Всегда есть дети, интересующиеся историей. Кроме
того, даже в учебнике есть задание: «Рассказать об одном дне Бородинской битвы
глазами участников». Вот тут я и советую ученикам прочитать книгу Елены
Ленковской из серии «Повелители времени» - «Спасти Кремль» о современных
школьниках, попавших в 1812 год.
5 класс.
Фольклор. Сказки. По программе Г.Меркина изучаем сказки не только русские, но и
других народов. Я рекомендую детям прочитать книгу Светланы Лавровой «Куда
скачет петушиная лошадь?», героями которой являются персонажи фольклора народа
коми. За занимательным сюжетом стоит разговор о серьезном: об исчезновении
родных языков, деревень и деревенского быта, об экологических проблемах, но все
же это сказка, в которой действуют сказочные герои.
6 класс. Читаем
«В дурном обществе» В.Короленко, «Бедные люди» Л.Н.Толстого. После разговора о
том, что социальные проблемы есть и сейчас не могу не посоветовать прочитать
книги Юлии Кузнецовой «Где папа?» и «Жучок», Дины Сабитовой «Где нет зимы» и
«Три твоих времени».
8 класс.
Произведения о любви идут одно за другим. Чехов, Куприн, Бунин. Но ведь это всё
о взрослых! – такова точка зрения подростков. Я рекомендую прочитать повесть
Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «52 февраля». Первое чувство, которое
сопровождается массой вопросов, связанных с гормональным взрывом. Эти авторы
сумели очень деликатно подойти к теме.
Тема войны и
фашизма особенно актуальна сейчас. Еще в прошлом году я советовала ученикам
прочитать книгу Тода Штрассера «Волна», советовала и учителям истории
обратить свое внимание и учеников на эту
книгу. Повесть об эксперименте американского учителя, сумевшего на реальном
примере объяснить ученикам, почему так легко фашизм овладевает умами. И если
для этой книги я пока не нашла, то книги о войне, появившиеся в издательстве
Ильи Бернштейна, обязательно будут рекомендованы к прочтению после изучения
рассказа М.Шолохова «Судьба человека» в 9 классе. Это такие книги: Виктор Сёмин
«Ласточка-звездочка», Виктор Драгунский «Он упал на траву», Вадим Шефнер
«Сестра печали», Булат Окуджава «Будь здоров, школяр!».
Ежегодно вместе
с ребятами в акции «Читаем детям о войне». В этом году буду читать всем - и 6,
и 8 классу – рассказ Григория Черкашина «Кукла».
И не могу не
сказать о двух книгах, раскрывающих опыт жизни в условиях государственного
насилия над личностью, - Евгений Ельчин «Сталинский нос» и Ольга Громова
«Сахарный ребенок». Таких книг для детей, в которых бы говорилось о репрессиях,
еще не было.
Всеми ли
учениками были и будут прочитаны книги? Безусловно, нет. Но если таких, кто
будет читать самостоятельно и с удовольствием, будет лишь четверть- это тоже
будет результат!