понедельник, 27 июня 2016 г.

"Бедная Лиза" Н.М.Карамзина (летний клуб чтения для восьмиклассников)

Здравствуй, дорогой друг! Сегодня наша очередная встреча в летнем клубе чтения для восьмиклассников. Пока мало комментариев я получаю, к тому же часто в комментарии нет имени автора. Напоминаю, что самый активный комментатор в "Летнем клубе чтения" получит памятный подарок, поэтому будьте активнее, дорогие друзья!

О.Кипренский. Бедня Лиза
Сегодня мы поговорим о творчестве Николая Михайловича Карамзина. В этом году исполняется 225 лет со дня его рождения. Многие знают его как историка, автора "Истории государства Российского". Но прежде чем стать историком, Николай Михайлович стал писателем, основоположником в русской литературе такого литературного направления как сентиментализм. Думаю, ты знаешь слово сентиментальный, однокоренное с сентиментализмом, и попытаешся угадать, о чем же произведения сентименталистов. 

Повесть "Бедная Лиза" - яркий образец сентиментальной прозы. Сможешь ли ты назвать отличительные особенности этой повести? Написанная очень давно, в 1792 году, эта повесть продолжает вызывать интерес читателей. С уверенностью говорю тебе, что  мои ученики и восьмых и девятых классов ( повесть изучалась по разным программам в разное время) всегда с интересом следят за историей отношений Лизы и Эраста, спорят о том, правильно ли поступила Лиза, нужно ли осуждать Эраста... Думаю, что и с тобой мы тоже можем об этом порассуждать. Кстати, повесть можно прочитать вот здесь.
Симонов монастырь в Москве,
о котором идет речь в повести.
 Некоторые здания существуют и сейчас

А вот сможешь ли ты увидеть отголоски этой повести в уже прочитанных тобой повестях А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка" и "Станционный смотритель"? Если ты еще не читал эти замечательные повести, обязательно прочти! Кстати, мы все вместе смотрели фильм "Барышня-крестьянка"! А еще отголоски этой повести можно увидеть в романе современного писателя Бориса Акунина "Азазель"? А ты любишь читать детективы? Я люблю, но только двух авторов: Агату Кристи и Акунина. Давай вместе вспомним, в чём же связь между произведением Карамзина и Бориса Акунина.

Ты видишь портрет молодой девушки. В 1827 году художник Орест Кипренкский нарисовал картину, которую так и назвал "Бедная Лиза". Похожи ли героини повести и картины? Что их объединяет?

Как это обычно бывает, повесть, конечно, экранизировали. Но я хочу предложить тебе посмотреть мультипликационный фильм. В прошлом учебном году он заворожил даже моих суровых мальчиков! Понаблюдай за игрой света, за красками, мотивами! Расскажи о своих впечатлениях!

До новых встреч!

воскресенье, 26 июня 2016 г.

3 блога недели


Как-то я задумалась о том, что много полезной, интересной, нужной информации я читаю в блогах, но не могу вспомнить об этом в нужный момент. Конечно, я делаю закладки ( у меня их море!), но это мало помогает. Поэтому хочу попробовать такой формат еженедельных заметок-постов "3 блога недели". Я буду писать даже не о блогах, а о постах, которые мне понравились на прошедшей неделе. Для меня это - заметки на память, и авторам блогов, может быть, будет приятно): К тому же, это самомотивация на написание комментариев к интересным для меня постам. И еще такие посты буду сопровождать картинками, которые я собираю. На таких картинках или фотографиях  обязательно должны быть книги.


Итак, 3 блога этой недели:

1. В блоге Елены Ворониной "Оно вам надо!" появился пост "Орфографическое кафе" про изучение правописания суффиксов повелительного наклонения глаголов в очень интересной форме. 

2. В моих черновиках лежит статья о том, как заниматься русским языком летом. И очень в тему оказался пост в блоге Хомутовой Натальи Александровны "Открытый урок" о "Летних заданиях для будущих пятиклассников". 

3. Совсем недавно я стала заглядывать на страницы блога Елены Ладан "Три собаки, два кота - блог практикующего психолога". Я люблю читать такие блоги:  и о работе, и о хобби, которое к работе имеет отношение. Много полезного в этом замечательном блогодомике. Прочитав последний пост о вязаных мячиках, о существовании которых я и не знала, загорелась тоже такой смастерить. Зачем? Сначала чтобы куда-то пристроить остатки пряжи, а потом что-нибудь придумаю.

А моим читателям предлагаю в комментариях давать ссылки на другие интересные блоги или  даже на свои посты, о которых вы хотели бы рассказать.  

суббота, 25 июня 2016 г.

"Азбука блогера": мечты сбываются


Ура! Теперь и у меня есть "Азбука блогера: 100 слов о главном". Читая блоги авторов этого сборника, я очень хотела хотя бы одним глазком заглянуть в книгу. И вот моя мечта сбылась! Огромное спасибо Ольге Николаевне Голубевой, автору  замечательного блога "Пишичитай". Ольга Николаевна - учитель русского языка и литературы из города Тольятти Самарской области. В ней я чувствую родную филологическую душу. Её блог я с удовольствием читаю уже давно, хотя комментирую редко, за что себя постоянно ругаю. С большим интересом слежу за находками Ольги Николаевны в нелегком деле обучения русскому языку, за книгами, которые она читает, за её проектами. Это удивительно творческий, активный, грамотный и душевный человек. Поэтому я и порадовалась за неё, когда она стала завучем, и пожалела, ведь тяжело сейчас быть администратором в школе. Но ведь она нашла время для того, чтобы принять участие в создании такого нужного сборника.


Книгу я, конечно, еще не читала, но с удовольствием прошлась по оглавлению, удивилась разнообразию статей и толщине книги ( довольно толстенькая и маленьким шрифтом - значит, много написано!), рассмотрела обложку книги: понравилась идея с кубиками и фотографиями - так и хочется каждый кубик подписать... Предвкушаю радость от того, что о важных для меня вещах будут рассказывать известные мне по блогам люди, которых я уже воспринимаю как добрых знакомых. А ведь наверняка есть еще те, о блогах которых я ничего не знаю, а значит, и здесь - ожидание чуда.
Спасибо Вам, Ольга Николаевна, за неравнодушие, за такой суперполезный и поистине бесценный подарок. Спасибо организатору всего этого проекта - Казанцевой Лилии Павловне ( блог "Географочка"), спасибо всем авторам сборника. 

Знаете, я никогда не называю себя блогером ( как-то не доросла я до этого), я скорее учитель, у которого есть блог. Надеюсь, что, изучив "Азбуку блогера" и применив полученные знания на практике, я  изменю свое мнение и стану настоящим блогером?

пятница, 24 июня 2016 г.

Можно ли выучить русский язык самостоятельно?

Есть ситуация: ребенок ходит в школу, но учителем недоволен и ребенок, и родитель. Сделаны, конечно, выводы о непрофессионализме учителя. Какие есть способы изменить ситуацию? 

Есть способы радикальные: 
1.Учителя  можно поменять, если уйти в другой класс или в другую школу. Но такое не всегда возможно по целому ряду причин, которые, думаю, всем понятны.
2. Можно вообще на ходить в школу, если перейти на домашнее(семейное) обучение. Но это еще куда более невероятный способ.

Есть менее радикальный способ: можно пойти к репетитору. Но репетиторы обычно занимаются подготовкой к экзаменам, и например, русским языком ежедневно или даже несколько раз в неделю не каждый репетитор согласиться заниматься. Да и не всегда есть на это в семье деньги.

А можно заниматься дома самостоятельно. Конечно, учитель остается тот же самый, но нам-то нужны знания, которые всё равно ребенок добывает самостоятельно. Вот и возник у меня вопрос: а можно ли выучить в такой ситуации русский язык на приличном уровне, используя и интернет в том числе? Насколько это реально? Если ребенок не выпускник, а ученик, например, 5 класса?

Конечно, ситуация гипотетическая, хотя и часто встречающаяся. Можно было бы здесь и закончить. Но я попробую дать несколько советов:
1. Если есть достаточно грамотный взрослый, то можно самостоятельно изучать правила, порой даже опережая события. Да и вопросы можно придумать, если что-то осталось непонятным, которые потом учителю можно задать. Можно попробовать выполнять упражнения хотя из учебника, опять же наперед, а проверить правильность их выполнения с помощью ГДЗ ( готовых домашних заданий), которых в интернете пруд пруди.
2. Можно использовать ресурсы Интернета. К сожалению, именно для пятиклассника и в системе ресурсы найти сложно. Посоветовать могу сайт "Interneturok.ru", который позиционирует себя как домашнюю школу. На сайте можно найти запись видеоурока по теме, которую проходят в школе, достаточно качественную и интересную, из которой ребенок узнает теорию. Но на сайте мало или почти нет заданий, в этом случае может помочь коллекция образовательных ресурсов. Остается только одна проблема: кто же проверит  то, что делает ребенок ?

На этих принципах строится популярная сегодня технология "перевернутого класса", которую я хочу опробовать в учебный процесс в своих классах.
Но пока качественного ресурса, который помог бы  маме с учеником пятиклассником из сельской школы, недовольной учителем русского языка, я не нашла. Может, плохо искала?