вторник, 28 апреля 2020 г.

6 класс, русский язык, "Описание книги"

Здравствуйте, шестиклассники!
Сегодня мы поработаем с учебником "Русский язык. Русская речь". Просмотрите материалы параграфа 13, вспомните основные термины, связанные с книгой - титульный лист, обложка, суперобложка, форзац, иллюстрация, содержание и др. Как вы поняли по перечню этих слов, сегодня мы вновь говорим о книге.
Вам необходимо выполнить упр. 127. В качестве образца могут послужить упражнения 125 и 126. Объем сочинения - не менее 150 слов. Время выполнения - в течение недели.

11 класс, литература, Варлам Шаламов

Здравствуйте, одиннадцатиклассники!
Мы продолжаем разговор о литературе 50-90 -х годов ХХ века. Как вы поняли из прошлого урока, "лагерная" тема, тема трагедии человека в тоталитарном обществе стала звучать особенно остро во время "оттепели", т.е. в 60- е годы ХХ века. И наряду с А.И.Солженицыным свой вклад в раскрытие этой темы внёс Варлам Тихонович Шаламов. Лагерная проза этого писателя, и прежде всего "Колымские рассказы" ( 1954-1974), сборник стихов "Огниво" ( 1961) - своего рода поединок слова с абсурдом, кошмаром лагеря, очаг сопротивления убыванию человечности в человеке, беспамятству, волчьему вою в душе. "Колымские рассказы" производят ошеломляющее впечатление, читать их непросто, но нужно.

1. Сначала посмотрите видеоурок.


2. Прочитайте рассказы В.Шаламова " На представку", "Детские картинки", "Начало", "Прокуратор Иудеи". Попробуйте посмотреть на эти рассказы с точки зрения текста на ЕГЭ. Хотя все эти тексты посвящены одной теме - жизнь в советском лагере, но проблемы в них поставлены разные. Какие? Какова авторская позиция по этим проблемам? Подготовьте ответ на эти вопросы.

3. Судьба Варлама Шаламова замечательно показана в сериале "Завещание Ленина". Найдите время посмотреть умные фильмы!

6 класс, русский язык, "Повторение по теме "Местоимение"

Здравствуйте, шестиклассники!
Мы закончили изучать такую часть речи, как местоимение.И сегодня мы повторяем то, что изучили в разделе "Местоимение".

«Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как „запасные игроки” … выходят на поле, когда вынужденно „освобождают игру” знаменательные слова».   

                       А.А. Реформатский, русский учёный-лингвист           


Цели урока:
повторение и систематизация изученного материала, закрепление полученных знаний, умений и навыков по теме «Местоимение»;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать интерес к родному языку.

Изучение каждой части речи завершается выполнением морфологического разбора части речи. У местоимения есть своя особенность. Изучите план морфологического разбора местоимения на стр. 291 в учебники "Русский язык. Теория".

1. Изучите, как выполнен морфологический разбор 
личного местоимения на стр. 232 в учебнике "Русский язык. практика", 
притяжательного местоимения на стр. 237 и 241, 
определительного местоимения на стр. 254

Выполните морфологический разбор местоимения, перейдя по ссылке.

 2.    Разгадайте Загадки о местоимениях. Тот, кто пришлёт мне ответы раньше всех, получит пятерку.

1. Какие местоимения сообщают о неровностях на дорогах?
2. Какие 3 местоимения кричат о своей чистоте?
3. Какое местоимение можно прочитать и как глагол в повелительном наклонении? (Или: какое местоимение  приказывает, чтобы навели порядок?)
4. Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?
5. Какое местоимение самое одинокое?
6. Какому местоимению никогда не бывать подлежащим?
7. Какое местоимение может быть только подлежащим?
8.Какое местоимение в перевёрнутом виде превращается в противительный союз?
9. Между какими личными местоимениями надо поставить предлог К , чтобы получить большие жёлтые плоды?
10. Какие местоимения легко перепрыгивают из одного разряда в другой? (разряды)
11. Какие местоимения героически ведут себя на допросах и никого и ничего не выдают? (разряд)
12. Какие местоимения отвечают на вопросы, но так уклончиво, что вряд ли что-нибудь поймёшь? (разряд)

3. Выполните задания, перейдя по ссылке. Не забудьте указать свою фамилию и имя в конце теста.  Ответы принимают в течение сегодняшнего дня до 18 часов.

Жду завтра всех у компьютеров в 9 часов утра. Мы с вами будем писать контрольный диктант по теме. Приготовьте тетрадь, ручку, карандаш.

понедельник, 27 апреля 2020 г.

Читаем вместе. Стихи Победы

Константин Симонов
Здравствуйте! До Дня Победы осталось 11 дней. И каждый день мы вместе с вами будем читать по одному произведению, посвященному событиям Великой Отечественной войны или сохранению памяти о тех героических днях, о людях, которые выстояли и победили.
Сегодня в рамках региональной акции "Альбом Победы" прочитаем стихотворение Константина Симонова "Майор привез мальчишку на лафете".

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верю: мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.
Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.