вторник, 10 августа 2021 г.

Об учительском блогерстве

 То ли идеи витают в воздухе, то ли есть что-то общее в наших интересах... Сегодня несколько раз за день встретилась с идеей медиаобразования, учителя как медийной личности,  необходимости блогерства/блогинга для учителей... Зацепило!

Верю ли я в то, что будущее  образования неразрывно связано с цифровыми технологиями? Да, верю. Верю ли я в то, что массовое образование будет цифровым, когда ученики общаются с учителем дистанционно, а их работы проверяет искусственный интеллект, и обучение с учителем вживую станет недоступным большинству? Да, такое развитие событий вполне предполагаю, но не так быстро, как кажется... Когда-то книги тоже читали все...

Может ли учитель стать медийной личностью? Конечно, да. Но, по моему мнению, здесь возникает несколько сценариев развития событий.

 Первый - учитель каким-то образом уже сделал себе имя ( например, победил в каком-то значимом профессиональном конкурсе), затем продолжает развиваться в профессиональном плане и рассказывает об этом в блоге. Вопрос: если предположить, что для качественного наполнения аккаунта в инстаграме нужно потратить 4-5 часов в день, сколько часов должно быть в сутках у такого учителя? Чтобы и уроки вести, и профессионально развиваться, и блогерством заниматься? 

Второй - учитель активно развивает свой аккаунт, уделяет этому колоссальное количество времени, сил и средств, что может идти на пользу его профессиональному развитию, а может, и идти в ущерб ему. Но и в первом, и во втором случае наступает момент, когда закономерно хочется денежного вознаграждения... И тогда аккаунт в инстаграме становится продающей площадкой... Вот поэтому я и не люблю инстаграм: в нем либо продают, либо сплетничают... Нужны примеры? В других социальных сетях продающее начало не так развито, но и популярностью особой эти сети не пользуются...

Должен ли учитель быть медийной личностью, завоевывать себе авторитет в социальных сетях, чтобы ученики сказали: "У него/нее 100000 подписчиков! Круто! Я хочу у него/нее учиться русскому языку/математике!" ? Однозначно, нет! Потому что это так не работает! Я даже не уверена в необходимости так называемых интернет-представительств учителя, т.е. наличия профессиональных страниц, блогов, сайтов... Если учитель - это учитель, а не репетитор, или создатель онлайн-курсов, или автор методических материалов, то создавать положительный имидж учителю должна школа. Родитель и ученик должны быть уверены: я иду в эту школу, значит, у меня будет хороший учитель... Не слишком реалистично? Но, на мой взгляд, надо к этому стремиться...

понедельник, 9 августа 2021 г.

О самопрезентации

 Каждый учитель обязательно попадал  в ситуацию, когда нужно представить себя аудитории: вы пришли в новый класс впервые и будете работать в нем долго или пришли в класс на замену отсутствующего учителя; порой возникает необходимость представиться, когда участвуешь в конференциях или конкурсах педагогического мастерства... 

Что же делать в этих ситуациях? Как представиться? Как провести самопрезентацию? Мои советы начинающим педагогам, основанные на личном опыте...

Когда я прихожу в новый класс на урок, я обязательно не просто представляюсь устно, но и пишу на доске фамилию, имя, отчество. В нескольких предложениях рассказываю о себе и самых важных правилах, которым прошу следовать всех на уроке. Стараюсь делать это с юмором. Если планирую работать в этом классе долго, то обязательно прошу ребят тоже представиться. Заметила, что о себе ребятам рассказывать трудно, поэтому прошу рассказать соседей друг о друге. Если это тоже вызывает затруднения, то стараюсь задавать неожиданные вопросы и подбадривать. Если же я пришла в класс на замену, то не стесняюсь сказать, что я многих  не знаю, поэтому прошу при ответе представляться. Как известно, самое приятное имя - твое собственное, поэтому стараюсь запоминать имена учеников.

Участие в профессиональных "тусовках" - дело тоже ответственное. Но есть несколько общих правил, которые действуют всегда:

1. К выступлению надо готовиться! Под этим я подразумеваю предварительную домашнюю проверку материалов: если это презентация, то открывается ли она на чужом компьютере, не слишком ли презентация пестрая, не слишком ли перегружена текстом. 

2. Читать или рассказывать? Однозначно, рассказывать, имея под рукой краткое, тезисное изложение материала. Желательно дома прочитать весь текст на время и предварительно отметить для себя, что можно сократить в случае форс-мажора.

3. Особое внимание уделяйте началу и концу выступления. Начало должно бы
ть интересным: яркая цитата, интересный факт, шутка, анекдот, стихи... Последнее предложение должно ставить жирную точку, быть по-хорошему афористичным и обязательно связанным с первым предложением выступления. Это создает ощущение продуманности и завершенности.

4. Быть готовым к тому, что что-то пойдет не так и иметь запасной вариант или быть готовым к тому, чтобы поменять что-то сходу.

5. Помнить про громкость голоса, четкую дикцию, оптимальный темп. Помнить про внешний вид. И главное - быть собой, не играть чужую роль, а действовать так, как только вы это можете!


воскресенье, 8 августа 2021 г.

О прочитанном/прослушанном за неделю...

 Когда-то в моей жизни большую роль играл телевизор и радио. Это когда-то закончилось с появлением интернета. Радио в моем селе слушать можно только через интернет или проводное ( есть такие редкие экземпляры, у которых оно еще есть), а значит, можно сказать. что его нет... Телевизор, конечно. есть в каждом доме, но я смотрю его очень и очень редко... 

Зато смотрю каналы на youtube и слушаю подкасты. Что же интересного было прослушано/увидено на этой неделе?

1. Три лекции на Арзамасе: "Золотая клетка. Переделкино в 1930-1950 -е годы". Интересна история появления этого "дачного кооператива" для писателей. Но меня больше всего удивил тот факт, что на похоронах Бориса Пастернака не присутствовал ни один из его соседей по Переделкино...

2. Документальный фильм "Евгений Евтушенко" из цикла "Больше чем любовь". Я, к моему большому сожалению, не очень хорошо знаю этот период советской литературы, меня больше привлекал всегда девятнадцатый век, начало двадцатого... Узнала для себя много интересного

3. Очередной выпуск шоу "Больше всех надо" был посвящен еде, а точнее, расстройствам пищевого поведения, анорексии, були
мии, проблемам толстых людей, их стигматизации... И хотя у меня нет таких проблем, я с сожалением обнаружила, что к людям с избыточным весом тоже отношусь с внутренним осуждением, не понимая их проблем, хотя сама терпеть не могу диет, не могу выдержать определенные ограничения в еде, особенно если я их себе устанавливаю добровольно. Я вообще люблю эти передачи, заставляющие по-новому взглянуть на хорошо известные вещи.

4. Посмотрела советский фильм "Если верить Лопотухину". По картинке поняла, что это фильм про советскую школу, захотелось посмотреть. Ученик-старшеклассник опаздывает на контрольную по математике и объясняет свое опоздание встречей с инопланетянами на летающей тарелке... Его одноклассники решают проверить правоту его слов и находят других свидетелей, непонятные шарики, которые излучают радиацию... Удивил один момент: троечник вспоминает о Галилео Галилее, Джордано Бруно, Альберте Эйнштейне, много о них знает. Подумала, что сегодняшний школьник вряд ли бы вспомнил о них. Спросила у сына, он почти подтвердил мои сомнения... В целом фильм показался каким-то странным...

суббота, 7 августа 2021 г.

О современной литературе в школе


 Знаете ли вы, что в программе по литературе для учеников 5-9 классов нет современных произведений? Знакомство с русской литературой заканчивается в лучшем случае на творчестве Валентина Распутина и Виктора Астафьева, из зарубежной литературы творчеством Марка Твена... Свою задачу известные мне учителя литературы видят не в том, чтобы ученики знали, что есть такие писатели и есть такие литературоведческие термины, а в том, чтобы привить интерес к чтению, но трудно это делать, когда предлагаешь читать о том, что было 150 - 100 лет назад, что не касается тебя, в чем многого просто не понимаешь...  С современной литературой делать это было бы намного легче, и если бы в курсе литературы для подростков нашлось бы место современным писателям, было бы неплохо. Конечно, среди учителей литературы есть и противники такого мнения, считающие, что незачем изучать произведения, не проверенные временем. Я же считаю иначе, но не отказалась бы от помощи знающих людей в подборе произведений. Если бы произведения современной литературы, осмысленные учеными и методистами,  были бы как-то отражены в программе, хуже точно бы не стало. 

Работая в школе, я постоянно пыталась знакомить учеников с современной литературой, читала её, покупала, предлагала читать ученикам. Об этом можно прочитать в блоге. Но всегда ловила себя на отсутствии системы в этом процессе. Сейчас думаю, как эту работу систематизировать, применительно к тем классам, в которых буду работать. А это 7 и 8 класс. В седьмом литературу я только начинаю вести ( у них был другой учитель), восьмой интересен тем, что там почти одни девочки, но читающих самостоятельно почти нет ( только школьная программа!). Вот и терзают сомнения: нужно ли и как лучше? Времени на программные произведения не хватает...

Но если бы ( помечтаем!)... Я обязательно познакомила бы учеников с творчеством А.Жвалевского и Е.Пастернак, порекомендовала бы девочкам книги Э.Смелик, увлекла бы повестями Виктории Ледерман, показала сайт "Книгуру" и сайт национальной электронной детской библиотеки... А пока пошла изучать сайт центральной городской детской библиотеки имени Гайдара - вдруг это подскажет новые идеи...