1. Если вы хотите расширить словарный запас своих учеников, периодически попробуйте составлять слова из одного длинного слова, например, виноград. Обычно я ограничиваю время 1 минутой, чтобы усилить эффект состязательности. Но можно вместо вопроса: кто больше составит слов за 1 минуту задать вопрос: сколько новых слов можно составить из этого слова?
2. Называние слов на определенную букву. Хорошо, когда участников игры 6-7 человек, и тот, кто не смог назвать слово, выбывает. А если называть не просто слова, а например, термины на одну букву из области биологии, или названия городов, или фамилии писателей!
3. Очень часто меня выручала игра "Снежный ком" в разных вариациях. Игра разворачивается по кругу, чтобы каждый знал, после кого он говорит свое слово. Суть игры в том, что первый участник произносит слово, второй должен повторить слово первого и добавить свое и т.д. Если надо познакомить ребят между собой в лагере ( загородном или дневного пребывания), используем как вариант № 1. Если надо повторить лексику на уроке английского языка или просто слова, есть вариант № 2. А можно составлять предложение: каждый следующий участник должен прибавить к предложению одно слово и правильно произнести всё предложение. Прибавлять можно в любом месте. Игрок, который пропустил слово, выбывает.
4. Всеми любимая эстафета. Она может быть и подвижной ( когда надо выходить-выбегать к доске), а может быть и тихой, когда по рядам на листочках пишутся необходимые слова. Вариантов множество: писать слова одной тематической группы, писать слова с проверяемой гласной в корне, писать слова одного склонения/спряжения, писать слова одной части речи, например, предлоги или союзы и т.д. Выигрывает тот ряд, который оказался самым грамотным, самым быстрым и у кого участвовали все ребята( никто не пропустил свою очередь).
5. Если я задаю задание: подобрать как можно больше..., то потом провожу аукцион. Победитель тот, кто назовет последнее слов. Он и получает приз. Призы бывают разные: на уроке может быть и оценка, на занятиях кружка - блокнотик, шоколадка, карандаш... Почему-то всегда интерес вызывают фразеологизмы, например, фразеологизмы с числительными (в теме "Имя числительное") или фразеологизмы с определенным словом (например, голова). Если проводить часто, то самые сообразительные осваивают выжидательную тактику или заранее ищут что-то интересное, что другие не назовут.
А у вас есть любимая игра для урока?