воскресенье, 9 августа 2015 г.

Август, но дело не в том...

Маргарита Алигер
Этого года неяркое лето.
В маленьких ёлках бревенчатый дом.
Август, а сердце ещё не согрето.
Минуло лето... Но дело не в том.
Рощу знобит по осенней погоде.
Тонут макушки в тумане густом.
Третий десяток уже на исходе.
Минула юность... Но дело не в том.
Старше ли на год, моложе ли на год,
дело не в том, закадычный дружок.
Вот на рябине зардевшихся ягод
первая горсточка, словно ожог.
Жаркая, терпкая, горькая ярость
в ночь овладела невзрачным кустом.
Смелая зрелость и сильная старость -
верность природе... Но дело не в том.
Сердце моё, ты давно научилось
крепко держать неприметную нить.
Всё бы не страшно, да что-то случилось.
В мире чего-то нельзя изменить.
Что-то случилось и врезалось в души
всем, кому было с тобой по пути.
Не обойти, не забыть, не разрушить,
как ни старайся и как ни верти.
Спутники, нам не грозит неизвестность.
Дожили мы до желанной поры.
Круче дорога и шире окрестность.
Мы высоко, на вершине горы.
Мы в непрестанном живём озаренье,
дышим глубоко, с равниной не в лад.
На высоте обостряется зренье,
пристальней и безошибочней взгляд.
Но на родные предметы и лица,
на августовский безветренный день
неотвратимо и строго ложится
трудной горы непреклонная тень.
Что же, товарищ, пройдём и сквозь это,
тень разгоняя упрямым трудом,
песней, которая кем-то не спета,
верой в грядущее, словом привета...
Этого года неяркое лето.
В маленьких ёлках бревенчатый дом.
1945

суббота, 8 августа 2015 г.

Нужно ли читать в школе современную детскую литературу?

Продолжение моего выступления на районном "Дне учителя литературы". Начало здесь.

В-четвертых, учителя может отпугнуть отсутствие времени на внеклассное чтение в программе, в рабочей программе самого учителя. В этой связи стоит вспомнить, что у учителя есть право выбора в пределах 20% учебного времени. Но ведь для того, чтобы предложить прочитать достаточно 2-3 минут, а выявить, что читают и обсудить это, можно найти много способов.
В-пятых, учителя жалуются, что ученики не читают. Да, читают не все, но тех, кто хочет прочитать, кто способен увлечься книгой, много. Отдельное выступление можно подготовить о мотивации чтения книг через участие в конкурсах, веб-квестах, проектах и даже через элементарное желание получить оценку за прочитанную книгу. Этим нужно заниматься в школе как можно раньше и постоянно. Об этом в моем блоге «Дневник сельской учительницы».
И в-шестых, я расскажу о том, как я работаю с современной литературой для детей. В одном из номеров газеты «Литература» ( столь мною любимом) прочитала статью с предложением связать произведения, изучаемые в школьной программе с современной литературой. Опираясь на произведения, прочитанные мною лично, я хочу назвать несколько имён.
5класс. Читаем «Бородино» М.Ю.Лермонтова. Всегда есть дети, интересующиеся историей. Кроме того, даже в учебнике есть задание: «Рассказать об одном дне Бородинской битвы глазами участников». Вот тут я и советую ученикам прочитать книгу Елены Ленковской из серии «Повелители времени» - «Спасти Кремль» о современных школьниках, попавших в 1812 год.
5 класс. Фольклор. Сказки. По программе Г.Меркина изучаем сказки не только русские, но и других народов. Я рекомендую детям прочитать книгу Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь?», героями которой являются персонажи фольклора народа коми. За занимательным сюжетом стоит разговор о серьезном: об исчезновении родных языков, деревень и деревенского быта, об экологических проблемах, но все же это сказка, в которой действуют сказочные герои.
6 класс. Читаем «В дурном обществе» В.Короленко, «Бедные люди» Л.Н.Толстого. После разговора о том, что социальные проблемы есть и сейчас не могу не посоветовать прочитать книги Юлии Кузнецовой «Где папа?» и «Жучок», Дины Сабитовой «Где нет зимы» и «Три твоих времени».
8 класс. Произведения о любви идут одно за другим. Чехов, Куприн, Бунин. Но ведь это всё о взрослых! – такова точка зрения подростков. Я рекомендую прочитать повесть Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «52 февраля». Первое чувство, которое сопровождается массой вопросов, связанных с гормональным взрывом. Эти авторы сумели очень деликатно подойти к теме.
Тема войны и фашизма особенно актуальна сейчас. Еще в прошлом году я советовала ученикам прочитать книгу Тода Штрассера «Волна», советовала и учителям истории обратить  свое внимание и учеников на эту книгу. Повесть об эксперименте американского учителя, сумевшего на реальном примере объяснить ученикам, почему так легко фашизм овладевает умами. И если для этой книги я пока не нашла, то книги о войне, появившиеся в издательстве Ильи Бернштейна, обязательно будут рекомендованы к прочтению после изучения рассказа М.Шолохова «Судьба человека» в 9 классе. Это  такие книги: Виктор Сёмин «Ласточка-звездочка», Виктор Драгунский «Он упал на траву», Вадим Шефнер «Сестра печали», Булат Окуджава «Будь здоров, школяр!».
Ежегодно вместе с ребятами в акции «Читаем детям о войне». В этом году буду читать всем - и 6, и 8 классу – рассказ Григория Черкашина «Кукла».
И не могу не сказать о двух книгах, раскрывающих опыт жизни в условиях государственного насилия над личностью, - Евгений Ельчин «Сталинский нос» и Ольга Громова «Сахарный ребенок». Таких книг для детей, в которых бы говорилось о репрессиях, еще не было.
Всеми ли учениками были и будут прочитаны книги? Безусловно, нет. Но если таких, кто будет читать самостоятельно и с удовольствием, будет лишь четверть- это тоже будет результат!


Август, книги...

Август терпкий, сладкий тоже, 
ночь длиннее и печальней, 
потому что каплет дождик, 
как сквозь ситечко для чая. 
Шёл я с голубиной почты, 
словно бы в рассказах Хэма; 
видел пресеченье ночи 
и держал во рту вкус джема. 
Есть особенный блеск в ветках, 
хоть они и стали тише; 
И уходит это лето, 
Как любовь к герою книжки. 

Виктор Смирнов.

пятница, 7 августа 2015 г.

Нужно ли читать в школе современную детскую литературу?

Выступление на конференции в рамках  районного «Дня учителя литературы» 2015 год

Тему своего выступления я после долгих размышлений определила именно так. И не подумайте, что ответ на этот вопрос однозначно положительный, нет, всё не так просто. Мое глубокое убеждение состоит в том, что интерес к чтению возникает в том случае, если ребенком руководит удовольствие, если он читает, чтобы удовлетворить живое любопытство, если то, что ребенок читает, ему понятно и близко. Современная школьная программа построена на произведениях 19 и 20 века, т.е. времени, которое сегодняшние школьники определяют как прошлый век. Да и среди произведений ХХ века самые поздние по написанию относятся к 70-м годам ХХ века. К сожалению, эти произведения требуют дополнительных усилий со стороны ребенка для понимания и зачастую интереса не вызывают, хотя необходимость их изучения я нисколько не ставлю под сомнение. Считаю, что в круге чтения школьников обязательно должны быть современные произведения. Но здесь у учителя могут возникнуть трудности и проблемы.
Во-первых, нужно помнить о Законе РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ от 01.09.2012 года. Ведь если в книгах содержится информация, которая «представляет угрозу их жизни и здоровью», «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям» и т.д., то учитель может и поплатиться за свое желание знакомить с современной литературой, ведь даже классическая литература при рассмотрении под определенным углом зрения может противоречить этому закону. Конечно, издательства в соответствии с законом маркируют свои книги, но здесь способом разрешения сложившейся ситуации является умение учителя взаимодействовать с родителями, умение привлечь родителей на свою сторону, степень доверия учителю со стороны родителей.
Во-вторых, учитель, погруженный в школьную программу, часто не владеет информацией о современной литературе для детей и подростков. При желании информации можно найти много. Это и навигатор по детской литературе «Кидридер», и журнал «Переплет», и сайт «Папмамбук», и сайты детских издательств «Розовый жираф», «Самокат», сайты литературных премий для детей, например, «Книгуру».

В-третьих, большим препятствием для организации процесса ознакомления с современной литературой является отсутствие бумажных книг. Но современные ученики уже готовы к работе с электронными книгами и даже отдают предпочтение таким формам. Предлагая ученикам прочитать какую-то книгу, я стараюсь иметь электронную версию книги, чтобы предложить ее, или дать ссылку на относительно безопасную электронную библиотеку. Более того, сейчас я формирую электронную библиотеку в классе, в школьном компьютере.
Продолжение завтра