суббота, 8 января 2022 г.

Изучаем "Шинель" Н.В.Гоголя

 После новогодних каникул я в одном классе Ю буду изучать повесть Гоголя "Шинель". Сверхзадач передо мной две: познакомить с этим произведением так, чтобы они поняли проблематику, и расширить кругозор через знакомство с произведениями других видов искусства ( театр, кино, мультипликация, живопись ( иллюстрации) и привлечение стихотворений. Материалы подсказаны участниками группы в фейсбуке "Методическая копилка", за что им большое спасибо.

Хочу в этом посте собрать необходимые материалы и продумать план работы для первого урока.

На дом к уроку будет задание прочитать текст учебника с биографией Гоголя и приготовить два вопроса по тексту для товарищей. Перед чтением текста покажу трейлер спектакля "Шинель". Читать текст повести  придется в классе. Дома они его не прочитают, им будет "скучно, неинтересно и много". Поэтому предварительно уже разделила текст на фрагменты. Буду использовать прием "Чтение с остановками". Фрагменты читать будем по -разному: буду читать часть сама, часть - хорошо читающие ученики, но обязательно с заданиями для остальных: записать непонятное слово, записать вопрос, нарисовать портрет.  Подумала о том, что поскольку читают плохо, попробую разные приемы: и жужжащее чтение, и чтение небольшого фрагмента с пересказом.  Читать придется с сокращениями, чтобы уложиться в один урок. В конце урока надо бы успеть показать иллюстрации к повести и поработать с ними ( подобрать подпись или цитату, выстроить в нужной последовательности) Задание на дом: выписать на стикеры цитаты из текста, в которых упоминается слово "шинель", наверно, придется поделить между учениками страницы, чтобы не выписали только одну цитату. Этот урок должен состояться в среду. О том, что получится, расскажу.

А какие еще приемы работы с текстом для плохо читающих семиклассников вы могли бы предложить?


четверг, 6 января 2022 г.

С Рождеством!

 И вот снова он пришел, прекрасный праздник - Рождество Христово! Для всех нас это еще один шанс стать лучше, делать добрые дела, простить обиды, оглянуться вокруг и увидеть красоту Божественного мира! В обыденности - видеть чудо, а в том, что не поддается рациональному объяснению, - Божий промысел! С праздником!

В этот чудесный день хочу традиционно напомнить о рождественском рассказе как особом жанре литературы. В блоге по тэгу "рождественские истории" можно много об этом прочесть. Для меня образцом такого рассказа является замечательная новелла О"Генри "Дары волхвов". Сегодня я вспомнила о литературной премии имени О"Генри : жива ли она? Да, она жива, хотя у неё не лучшие времена. А победителем премии в 2021 году стал Лев Усыскин с рассказом "Мнимый лесник, или превратности соседства", который был напечатан в журнале "Новый мир". Я прочитала его как такой, условно говоря, гипертекст, увидев в нем и "Барышню-крестьянку" наоборот, главная героиня же напомнила княжну Тусю из "Сада" Марии Степновой, а финал рассказа своей неожиданностью "Дары волхвов". Но рождественский рассказ не напомнил вообще... Но прочитать рекомендую!

И еще, для настроения. Стихотворение Юнны Мориц.

– Ну как дела?

– Мария родила.
– Собачий холод.
– Плотник он. Немолод.
– Звезда была?
– Метель... Такая мгла,
Что где там звёзды!
Нет дороги в город!
– Так значит и волхвы не добрались?
А что в газетах?
– Кажется, ни слова.
– Газеты наши слишком заврались,
Чтоб чудеса описывать толково!
– Марию надо навестить... Ни роз,
Ни сладостей туда не принимают.
– Как быстро стынет чай в такой мороз!
– Опять на сахар цены поднимают...
– Марию надо навестить. Прощай!
... Над синей пальмой плавают чаинки.
И пьёт звезда всю ночь холодный чай,
Оставшийся от этой вечеринки.

среда, 5 января 2022 г.

"Про один класс Ю"

 

По исследованиям ученых, "сильные" учителя работают, как правило, в "сильных" классах, в "слабых" классах - учителя "слабые". И мой педагогический опыт этот вывод подтверждает. Может, это прозвучит нескромно, но на уровне своей школы и даже района меня считали сильным учителем, поэтому и классы были с приличной успеваемостью, с мотивированными учениками, которые стремились учиться. Я обычно говорила, что со слабыми учениками работать не умею. 

Но  в прошлом году мне был брошен, можно так сказать, педагогический вызов. Учительница одного из пятых классов заболела и на работу 1 сентября не вышла. На замену отправили молодую, только что пришедшую работать учительницу, отправили временно, но когда стало понятно, что временное может стать постоянным, она вести уроки в этом классе отказалась. Ситуация была без вариантов, и я пришла работать в этот класс.

вторник, 4 января 2022 г.

Чего вам не хватает в пространстве школы?

 Именно такой вопрос предложили задать школьным учителям ведущие одного мероприятия для директоров школ, посвященного предметно-содержательной среде в школе. Задумалась над этим вопросом и я.

После того, как школа уже второй год работает в странных условиях, ответ учителей ясен: "Верните нас в свои кабинеты!" И я тоже очень хочу вернуться в свой родной кабинет литературы. В нем есть почти всё необходимое для работы: компьютер, проектор, доска, которая когда-то была интерактивной. Это была первая такая доска в школе, сейчас её можно использовать только как экран. В кабинете у меня тепло, в отличие от кабинета директора. Много цветов, пусть и не цветущих, но своей зеленью глаз радующих.  Планировалось за счет школы в этом году сделать в нем небольшой ремонт, но думаю, что вряд ли получится, но всё же надеюсь. Нет в кабинете принтера, был, но сломался, а отремонтировать не получилось. Лично мне как учителю, да и как директору, в пространстве школы не хватает места для общения с другими учителями. У нас есть учительская, но в последнее время она совсем пустая: у учителей нет времени или желания в ней находится. Как директору мне очень хотелось бы создать какое-то пространство для учеников, где они могли бы посидеть, поболтать, поиграть в настольные игры, что-то вроде пионерской комнаты из моего детства. Но для этого нет свободного помещения. А еще хотелось бы обновить помещение школьной библиотеки, которое называется читальный зал. В прошлом году в рамках проекта по детскому инициативному бюджетированию была идея заняться библиотекой, но новые кресла в актовый зал выглядели более заманчиво. Если проект продолжат, то библиотека будет следующей. Жаль только, что библиотекаря с горящими глазами мне не найти, наверное.

А вот что ответили бы на этот вопрос учителя? Этот вопрос я им, конечно, задам. Учитывая, что ремонт в кабинете учителя у нас не делают, а если что-то и делают, то только по личной инициативе ( иногда же останавливать приходится!),  мои предположения таковы. Многие хотели бы иметь в кабинете более современный компьютер ( компьютеры и выход в интернет есть у всех). Кто-то просит поменять проектор ( или установить его). К сожалению, когда в 2020 году установили новые проекторы в кабинеты, только один учитель довёл всё до ума: там всё работает замечательно. Остальные ждут, когда к ним прилетит вдруг волшебник и подарит... нет не пятьсот эскимо, а нашего же информатика... Кто-то очень нуждается в принтере. Высказывались о том, что в учительскую надо бы поставить компьютер, принтер, микроволновку, чайник... На мой вопрос, а кто будет за всем этим следить, лишь пожимали плечами. 

Самое интересное для меня: что ответили бы ученики? Какие болевые точки бы назвали? А как думаете вы? Чего не хватает в пространстве школы?


Об этом я писала 5 января 2014 года ( Рождественский рассказ Леонида Андреева "Ангелочек")

Об этом я писала 5 января 2015 года ( О профессиональных журналах)

Об этом я писала 5 января 2020 года ( О Старой Полтавке)

Об этом я писала 5 января 2021 года