суббота, 8 января 2022 г.

Изучаем "Шинель" Н.В.Гоголя

 После новогодних каникул я в одном классе Ю буду изучать повесть Гоголя "Шинель". Сверхзадач передо мной две: познакомить с этим произведением так, чтобы они поняли проблематику, и расширить кругозор через знакомство с произведениями других видов искусства ( театр, кино, мультипликация, живопись ( иллюстрации) и привлечение стихотворений. Материалы подсказаны участниками группы в фейсбуке "Методическая копилка", за что им большое спасибо.

Хочу в этом посте собрать необходимые материалы и продумать план работы для первого урока.

На дом к уроку будет задание прочитать текст учебника с биографией Гоголя и приготовить два вопроса по тексту для товарищей. Перед чтением текста покажу трейлер спектакля "Шинель". Читать текст повести  придется в классе. Дома они его не прочитают, им будет "скучно, неинтересно и много". Поэтому предварительно уже разделила текст на фрагменты. Буду использовать прием "Чтение с остановками". Фрагменты читать будем по -разному: буду читать часть сама, часть - хорошо читающие ученики, но обязательно с заданиями для остальных: записать непонятное слово, записать вопрос, нарисовать портрет.  Подумала о том, что поскольку читают плохо, попробую разные приемы: и жужжащее чтение, и чтение небольшого фрагмента с пересказом.  Читать придется с сокращениями, чтобы уложиться в один урок. В конце урока надо бы успеть показать иллюстрации к повести и поработать с ними ( подобрать подпись или цитату, выстроить в нужной последовательности) Задание на дом: выписать на стикеры цитаты из текста, в которых упоминается слово "шинель", наверно, придется поделить между учениками страницы, чтобы не выписали только одну цитату. Этот урок должен состояться в среду. О том, что получится, расскажу.

А какие еще приемы работы с текстом для плохо читающих семиклассников вы могли бы предложить?


4 комментария:

  1. Здравствуйте, Наталья Михайловна!
    В третьей четверти я с 8-ми классами тоже буду изучать "Шинель". Сначала читаем "Ревизора".
    Прочитала я про контингент "класса Ю", прочитала о том, как будете повесть Гоголя изучать... Вы уже так много делаете для этих детей, что больше они не примут, потому что не вместят.
    Я бы остановилась на комментированном чтении. Самый действенный метод.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте! Спасибо за поддержку! Да, по сути всё, что я написала, это и есть комментированное чтение, а все остальные приёмчики только для того, чтобы потренировать их в чтении и поддерживать интерес. Посмотрим, что получится.

      Удалить
  2. Наталия Михайловна, соглашусь Ольгой Николаевной.
    Мы тоже изучаем это произведение, правда, студенты уже знакомы с содержанием повести, поэтому я обычно провожу урок в форме дискуссии, в ходе которой мы характеризуем героя, обстановку, выявляем темы и проблемы, которые автор ставит в произведении. А начинается всё с моего вопроса: Можно и назвать произведение "Шинель" повестью о любви?
    Постепенно, размышляя, студенты приходят к выводу о том, что любовь - это не только чувства между мужчиной и женщиной, но и любовь к человеку вообще, сострадание. Это позволяет им по-новому взглянуть на повесть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, спасибо за интересный прием! Правда, моим семиклассникам дискутировать очень трудно, но для более сильных классов - вопрос замечательный!

      Удалить