понедельник, 10 января 2022 г.

Нужны ли уроки русского родного языка?

 Несколько лет назад в школе появился новый предмет, который почти ничем не отличается от старого. Речь, конечно, о "Русском родном языке". Думаю, что появление этого предмета в школьном расписании было чистой политикой: есть родной татарский ( башкирский и др.) язык - значит, должен быть  русский родной
язык. С трудом, но нашли школы часы для ведения этого предмета, ведь те, кто писал программы, похоже, никогда не видели учебный план школы. Создали и издали новые учебники. Школы начали покупать учебники. В нашей школе пока еще полного комплекта нет, поскольку денег элементарно не хватает. Но для 10-11 классов учебника  еще нет. Но уже в соответствии с новыми ФГОСами ведение этого предмета, как и прочих, в названии которых есть слово "родной", становится по сути необязательным: предмет ведется при наличии необходимых условий и по заявлению родителей. Картина маслом!

Расстраиваться или нет? Как учитель русского языка, я бы и задумалась: в каждом классе в нашей школе учитель потеряет по часу нагрузки! Время на уроках с пользой для учеников проводится, лишний раз написать текст, вспомнить лингвистические термины, порассуждать над языковыми проблемами можно. Учебник, кстати, задуман интересно: цветной, с цветными выносками, с несплошными текстами ( как раз то, что требуется в связи с функциональной грамотностью). Есть, конечно, и вопросы к учебнику: например, почему тексты орфографического практикума такие сложные, не соотносимые с тем, что изучается по программе русского языка, как соотнести с уроком информацию краеведческого характера, да и вообще, почему нет нормальных методических рекомендаций?

Есть и еще сомнения. Получается, что только закупили учебники, как нужно их выбросить, если откажутся родители. А что родители лучше всех понимают, нужен этот предмет или нет? А если часть родителей откажется, а часть нет? Что делать в этом случае? А ведь по этому предмету выставляется оценка. Значит, выпускники 9 классов опять в неравных условиях: кто-то изучал предмет, и оценка по нему повлияет на средний балл аттестата, а кто-то не изучал...  

Обидно, что опять полная неопределенность при наличии такого большого штата всяких методистов и чиновников самого разного уровня...

 А я пошла готовиться к тому самому то ли родному русскому, то ли русскому родному языку...


воскресенье, 9 января 2022 г.

Должны ли первые уроки года быть необычными?

 Среди молодых учителей существует мнение, что первые уроки (учебного года, года календарного, четверти, большой темы) и последние уроки надо проводить необычно или хотя бы добавить в них то, что будет для учеников необычным. Прислушаемся к мнению молодых коллег и попробуем внести элемент необычности в урок. Что же я придумала?  

В восьмом классе на уроке русского языка вспомним о каникулах в рамках подготовки к итоговому собеседованию ( текст из 10 предложений за 1 минуту). А еще используем прием, который называют "эффект макулатуры". Каждая пара сидящих за одной партой получит журнал, в котором надо найти заголовки, представляющие собой односоставные предложения, и составить из них текст, дополнив при необходимости своими предложениями. Думаю, что разглядывание обычных журналов типа "Лиза" будет для девочек развлечением. А девочек в классе 80 процентов.

В седьмом классе (один класс Ю) вспомним части речи, поиграв в игру: на каждую букву слова подберите слово, но так чтобы слова были разных частей речи. Сначала попробуем всем классом, а потом  по группам. Индивидуально ничего не получится - с частями речи есть проблемы... Думаю, что должен понравиться и следующий вид работы: запись словарных слов в парах, а затем их проверка (это они любят!) А еще хочу попробовать поработать с рисунками, которые предлагает Юлия Фишман на сайте "Могу писать". Слова надо раскрасить. Воспользуемся теми карточками, что были размещены в бесплатном доступе.

А как вы считаете, нужно ли первые уроки делать  в чем-то необычными?


суббота, 8 января 2022 г.

Изучаем "Шинель" Н.В.Гоголя

 После новогодних каникул я в одном классе Ю буду изучать повесть Гоголя "Шинель". Сверхзадач передо мной две: познакомить с этим произведением так, чтобы они поняли проблематику, и расширить кругозор через знакомство с произведениями других видов искусства ( театр, кино, мультипликация, живопись ( иллюстрации) и привлечение стихотворений. Материалы подсказаны участниками группы в фейсбуке "Методическая копилка", за что им большое спасибо.

Хочу в этом посте собрать необходимые материалы и продумать план работы для первого урока.

На дом к уроку будет задание прочитать текст учебника с биографией Гоголя и приготовить два вопроса по тексту для товарищей. Перед чтением текста покажу трейлер спектакля "Шинель". Читать текст повести  придется в классе. Дома они его не прочитают, им будет "скучно, неинтересно и много". Поэтому предварительно уже разделила текст на фрагменты. Буду использовать прием "Чтение с остановками". Фрагменты читать будем по -разному: буду читать часть сама, часть - хорошо читающие ученики, но обязательно с заданиями для остальных: записать непонятное слово, записать вопрос, нарисовать портрет.  Подумала о том, что поскольку читают плохо, попробую разные приемы: и жужжащее чтение, и чтение небольшого фрагмента с пересказом.  Читать придется с сокращениями, чтобы уложиться в один урок. В конце урока надо бы успеть показать иллюстрации к повести и поработать с ними ( подобрать подпись или цитату, выстроить в нужной последовательности) Задание на дом: выписать на стикеры цитаты из текста, в которых упоминается слово "шинель", наверно, придется поделить между учениками страницы, чтобы не выписали только одну цитату. Этот урок должен состояться в среду. О том, что получится, расскажу.

А какие еще приемы работы с текстом для плохо читающих семиклассников вы могли бы предложить?


четверг, 6 января 2022 г.

С Рождеством!

 И вот снова он пришел, прекрасный праздник - Рождество Христово! Для всех нас это еще один шанс стать лучше, делать добрые дела, простить обиды, оглянуться вокруг и увидеть красоту Божественного мира! В обыденности - видеть чудо, а в том, что не поддается рациональному объяснению, - Божий промысел! С праздником!

В этот чудесный день хочу традиционно напомнить о рождественском рассказе как особом жанре литературы. В блоге по тэгу "рождественские истории" можно много об этом прочесть. Для меня образцом такого рассказа является замечательная новелла О"Генри "Дары волхвов". Сегодня я вспомнила о литературной премии имени О"Генри : жива ли она? Да, она жива, хотя у неё не лучшие времена. А победителем премии в 2021 году стал Лев Усыскин с рассказом "Мнимый лесник, или превратности соседства", который был напечатан в журнале "Новый мир". Я прочитала его как такой, условно говоря, гипертекст, увидев в нем и "Барышню-крестьянку" наоборот, главная героиня же напомнила княжну Тусю из "Сада" Марии Степновой, а финал рассказа своей неожиданностью "Дары волхвов". Но рождественский рассказ не напомнил вообще... Но прочитать рекомендую!

И еще, для настроения. Стихотворение Юнны Мориц.

– Ну как дела?

– Мария родила.
– Собачий холод.
– Плотник он. Немолод.
– Звезда была?
– Метель... Такая мгла,
Что где там звёзды!
Нет дороги в город!
– Так значит и волхвы не добрались?
А что в газетах?
– Кажется, ни слова.
– Газеты наши слишком заврались,
Чтоб чудеса описывать толково!
– Марию надо навестить... Ни роз,
Ни сладостей туда не принимают.
– Как быстро стынет чай в такой мороз!
– Опять на сахар цены поднимают...
– Марию надо навестить. Прощай!
... Над синей пальмой плавают чаинки.
И пьёт звезда всю ночь холодный чай,
Оставшийся от этой вечеринки.