суббота, 18 апреля 2015 г.

О сочинении в 9 классе

В одном из комментариев ко мне обратилась Эльвира Георгиевна Дунаева  из Эстонии ( блог "Dunaeva.info") с просьбой подсказать какие-нибудь темы для ее учеников из русской гимназии. В блоге уже опубликованы 22 темы сочинения для экзамена в 9 классе. 

Я, конечно, задумалась... Эльвира Георгиевна, я с ужасом поняла, что на такие темы, как предлагаете Вы, я со своими учениками сочинений не пишу... особенно в 9 классе, когда передо мной стоит задача - подготовить к сдаче государственного экзамена. А там строго определённые критерии, строго определённый шаблон ( увы!). В этом году, например, ученику надо написать одно сочинение из трех, предложенных в данной работе.

Первая тема предполагает объяснение содержания слов какого-либо лингвиста или писателя, в которых речь идет об особенностях русского языка или отдельных его единиц.

Вторая тема нацелена на умение работать с предложенным фрагментом художественного текста. Ученик должен объяснить, как он понимает слова из текста, которые даны в качестве темы сочинения. 

Третья тема нацеливает порассуждать о каких-либо нравственных категориях. Если заглянуть в ОБЗ, то там можно найти следующие формулировки: "Что такое дружба?" "Что такое материнская любовь?", "Что такое жизненные ценности?.... нравственный выбор? неуверенность в себе?   взаимовыручка? ... доброта?  ... сила духа?  ... настоящее искусство? ...любовь? " В сборнике И.П.Цыбулько можно найти темы: "Каким должен быть учитель?". "Что такое сострадание? ...самовоспитание? природа? и др."  Необходимо дать определение понятию и аргументировать свою точку зрения с опорой на текст, который предложен, а также обращением к другим литературным произведениям или жизненному опыту. Я своих учеников ориентирую на вторую и третью тему, хотя часть из них справились бы и со сложной первой темой. 

Но я именно в 5-8 классах стараюсь много внимания уделять сочинениям. Я работаю по программе Е.Н.Никитиной "Русская речь" в большинстве классов, и она мне нравится. Но к темам сочинений подхожу всё-таки по своему. Из наиболее понравившихся мне и ребятам в этом году были сочинения по цитатам в 9 классе "Каждый человек - цитата из всех его предков" ( Р.Эмерсон), "Книга, которую я посоветовал бы прочитать учителю", в 8 классе " О чем рассказал памятник" ( писали о памятнике, который находится в нашем селе), "Слушая музыку..." ( ученики рассказывали о своих ощущениях от конкретных музыкальных произведений),  "Улица моего детства", в 6 классе в этом году интересной оказалась тема "Компьютеры будущего". Кроме того, я часто привлекаю учеников к участию в разных конкурсах творческих работ, помогаю им, редактирую вместе с ними тексты, выпускаю школьную газету... Так что, уважаемая Эльвира Георгиевна, думаю, что помочь я Вам не смогу, увы! Темы у меня всё какие-то не экзаменационные...

2 комментария:

  1. Огромное спасибо, Наталья Михайловна, за такой подробный и интересный ответ. Конечно, русский язык и литература в России и Эстонии изучают по-разному. Сейчас вот голову ломаю, как можно за 35 уроков "пройти" всю литературу второй половины 19 века. Никак не получается. Если только пробежать или проскакать мимо!
    У нас в 9 классе выпускной экзамен за курс основной школы сдают только желающие. Экзамен состоит из 3 частей: работа с текстом, сочинение - миниатюра и лингвистические задания. Темы сочинений формулируются на основании сквозных тем, обозначенных в программе. Шаблон тоже присутствует, увы! Темы, которые Вы перечислили, мне понравились. За них спасибо, Наталья Михайловна, и удачи Вам во всех начинаниях. Пишите больше! Я, как говорится, слежу за вашим творчеством.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Георгиевна, спасибо за интерес к блогу! А Вам можно только пожелать удачи в нелегком деле- за 35 часов - литературу второй половины 19 века! Это, конечно, немыслимо! В таких условиях начинаешь задумываться: а кому это всё надо? особенно обидно, когда ученики говорят: "да мы бы лучше у Вас на литературе посидели, чем на уроке..." и называю, может быть, и важный предмет, но который ведется из рук вон плохо... Вот и задумаешься...

      Удалить