понедельник, 20 марта 2017 г.

Тексты-аргументы (часть 2)


Сегодня я хотела бы предложить прочитать рассказ японского писателя-фантаста Хоси Синъити ( 1926-1997). Если заглянуть в Википедию, то можно узнать, что он за всю жизнь написал более тысячи литературных произведений, за что был прозван королём коротких рассказов. Родился в Токио. Окончил биологический факультет Токийского университета. Начал публиковаться с середины 1960-х годов. 


Предлагаю одиннадцатиклассникам прочитать его рассказ "Тоскливая работа", определить проблему текста, прокомментировать её и определить авторскую позицию. ( О рассказе узнала из рассылки "Smartfiction.ru"). Всё это можно написать прямо в комментариях, но можно также принести на урок.

Возвращаясь с работы, я захожу в бар пропустить стаканчик.
— Ну, и скучища у меня на работе, просто тоска зеленая… — бормочу я и опрокидываю рюмку за рюмкой.
Если кто-то присаживается рядом, я начинаю изливать ему душу. Хорошо, когда находится слушатель, и есть кому пожаловаться! От этого настроение поднимается, но и мне в свою очередь приходится выслушивать жалобы на «неинтересную работу».
Не совсем ясно, кому из нас хуже, но в любом случае большой разницы между нами нет. Вот так и пьем, пока, наконец, алкоголя не помогает забыть о делах своей фирмы. И это относится почти ко всем посетителям бара.
Так продолжается день за днем уже который год. Только по выходным я не иду в бар. Но в положенный час организм требует алкоголь, и я открываю купленную накануне бутылку.
А ведь было время, когда после работы я не направлялся прямиком в бар. Вначале гулял по парку, бывал на стадионах и только после этого шел пропустить стаканчик. Потом я начал устремляться туда тотчас после работы, потому что неизвестно откуда появлялся розовый слоник и тащил меня.
Конечно, это — обычная галлюцинация: он появлялся именно тогда, когда организм начинает требовать алкоголя. Поскольку этот слон — призрак, он не очень-то мне мешает. Кроме того, с ним даже можно развлекаться, но я небольшой любитель слонов и никак не могу к нему привыкнуть. А избавиться от него можно только одним способом — выпить. Поэтому я немедленно мчусь в бар.
Многие в баре находятся на той же стадии, что и я. Выпивая, мы ведем такие беседы:
— Послушайте! Меня преследует розовый слоник. Ужасно противный. Пока как следует не напьюсь, не исчезает.
— Вам хорошо. А у меня — бабочки. Я терпеть не могу бабочек, а они все время порхают перед глазами. Вам позавидуешь.
— Бабочки куда лучше! Будь моя воля, я бы с удовольствием обменял их на слона.
Так мы и сетуем на судьбу, опрокидывая стакан за стаканом. Наверно, во время галлюцинаций алкоголики видят именно то, чего они терпеть не могут. Во всяком случае, страшно неприятно проснуться ночью и увидеть у своего изголовья розового слоника, даже если знаешь, что это всего-навсего галлюцинация.
Чтобы не страдать от розового слона хотя бы во сне, я прибегнул к снотворному. Это тоже не очень помогало. От слона избавиться удавалось, но вместо этого меня начал преследовать кошмар. Мне снилось, что я превратился в зебру и скачу по бескрайней равнине. Не знаю, в чем причина этого сна, но он повторялся каждую ночь.
Я обратился к врачу.
— Не могли вы бы мне чем-нибудь помочь. Мне снится, что я — зебра. Ладно бы один-два раза, но ведь это каждую ночь, — обстоятельно втолковывал я врачу. Он молча выслушал меня и сказал:
— Все ясно. Причина таится в ненавистном вам розовом слоне. Поэтому во сне вы стремитесь избавиться от него и в облике зебры куда-то скачете.
— Как же мне быть?
— Прежде всего нужно избавиться от слона. Вы должны бросить пить. Поживите некоторое время в монастыре, излечитесь от алкоголизма.
— Спасибо за совет. У меня только один вопрос: если я брошу пить, чем мне себя занять после работы?
— Вам лучше знать. Было бы идеально вообще ничего не делать.
— Ну-ну…
Такой вариант меня совсем не устраивал. Как это так — после работы ничего не делать? Уж лучше розовый слон или зебра. Это хоть какое-то развлечение.
В монастырь я решил не уходить и продолжал вести прежний образ жизни.
Утром после сна, в котором я вижу все ту же зебру, я отправляюсь на работу. Подхожу к рабочему столу и сажусь на стул. В этот момент срабатывает устройство, автоматически включающее различные механизмы. Груда документов на столе начинает раскладываться, сортироваться, проверяться, статистически обрабатываться, анализироваться, и на основании этого составляется план, который отправляется на стол в другом отделе…
Остальное от меня не зависит. Механизм вмонтирован в стул и включается в тот момент, когда я на него сажусь. Стоит мне встать, как механизм отключается, и работа прекращается. На протяжении всего рабочего дня мне приходится неотрывно сидеть и наблюдать за происходящим на столе. В этом и заключается моя работа.
Я не исключение. Тем же заняты все мои сослуживцы. И так во всех фирмах. Вот к чему привел научный прогресс. Тяжелый труд исчез, безработных не стало, разве это плохо?
Конечно, все так, но мне это не слишком нравится. Меня это страшно раздражает. Невыносимо! Иногда мне кажется, что здесь и коренится причина всех моих бед.
Из-за такого однообразного времяпровождения все и ударились в пьянство. После работы ничего не хочется делать. А если ничего не делать, с головой начинает что-то твориться.
И как всегда, после работы я тороплюсь в бар. С пьянством завязывать не собираюсь. При одной мысли об этом меня начинает преследовать розовый слоник, и устоять перед выпивкой невозможно. А когда пьяный в стельку я добираюсь домой и принимаю снотворное, то во сне превращаюсь в зебру и начинаю куда-то мчаться. Во всяком случае, мне еще как-то удается окончательно не свихнуться.

3 комментария:

  1. Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны.
    1.Э.Е. Фонякова «Хлеб той зимы»
    Повесть посвящена тяжёлой блокадной зиме, когда по нормам выдавали 125 граммов хлеба на человека в день:
    «На фарфоровом блюдечке — пузатенькая, «детская» чашечка с мучным супом — зеленоватой жидкостью­
    болтанкой и пластик черного хлеба, такой тоненький, что сквозь него просвечивает воздух». Это еда на весь день,
    оставленная родителями своей дочке. Девочка мучается над проблемой съесть всё сразу или растянуть на весь
    день. Растянуть не получается. Всё съедается моментально и незаметно. Соседка в это время жарит на кухне
    блины. Девочка буквально молится, повторяя про себя как заклинание: «Ну дай же, дай!.. Ну пол, ну четверть
    блинчика!..» Однако соседка не делится с девочкой. Но некоторое время спустя в комнату заходит подружка Ирка и
    оставляет на столе завёрнутыми в газетку три ароматных масляных блина. Люди сохраняют милосердие и
    продолжают помогать друг другу даже в такое тяжёлое время.
    2.В.Г. Распутин «Живи и помни»
    В повести идёт рассказ о судьбе Настёны, которая пытается в последние годы войны спасти своего мужа­
    дезертира. Андрей Гуськов в минуту слабости, испугавшись погибнуть на войне, бежит домой в родную деревню.
    Прячась по ночам, они тайно встречаются. Настёна всячески пытается искупить грех своего мужа, работает больше
    других, покупает облигации государственного займа почти на свои трудодни. Когда женщина узнаёт, что она
    беременна, она пытается до последнего скрывать тайну своего мужа. Но её выслеживают. В этот момент, понимая,
    что уйти от погони не удастся, она тонет в реке, спасая ценою собственной жизни и жизни не рождённого ребёнка
    своего мужа. Название повести обращено к Андрею, который обрёк на смерть самого дорогого ему человека. В
    войне человек проявляет как свои лучшие, так и худшие качества.
    3.В повести В. Закруткина "Матерь человеческая" пишется о том, как в военные годы Мария, в один день потерявшая и родных, и земляков, на спаленном немцами хуторе спасается тем, что объединяет вокруг своего жилища всех потерянных детей, коров, кур. Помогая всем живым, женщина становится сильнее, находит возможность справиться с обрушившимся на ее горем.
    Баушкина Светлана.

    ОтветитьУдалить
  2. Зюба Елизавета.
    Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны.
    1.Борис Васильев "В списках не значился"
    Главный герой произведения Николай Плужников в начале Великой Отечественной войны оказывается в Брестской крепости.Его возлюбленная Мирра признается ему в том,что беременна.Желая спасти любимую,Николай отправляет её на разбор завалов.Мирру узнает немец,которого пощадил Плужников,чтобы Николай не выдал себя,она делает так,чтобы он не увидел этого.Девушку избивают и протыкают штыком.Мирра ценой собственной жизни и жизни ребенка спасает Николая.
    2.Борис Васильев "А зори здесь тихие"
    В этой повести рассказывается о том,как героически сражались за Родину пятеро девчат и командир Васков.Взвод получает задание остановить немцев в лесу,не дать им пройти дальше.Преодолевая разные трудности на пути,взвод выполнил приказ.Молодые отважные девушки погибли ради победы своей Родины.
    3.К.Воробьев "Убиты под Москвой"
    В повести говорится о кремлевских курсантах,которые воевали под Москвой.Защищая Москву, все двести сорок молодых юношей погибли,но не сдались.Они сражались за Родину и не отступали при трудностях войны,храбро боролись за победу.
    4.Михаил Шолохов "Судьба человека"
    В рассказе главный герой Андрей Соколов теряет во время войны всю свою семью.Он испытывает огромную боль от смерти родных людей,но находит в себе силы жить дальше.Он не останавливается перед трудностями войны.Андрей берет к себе мальчика ,который тоже остался один.Главного героя не сломили трудности и препятствия войны,он продолжает жить дальше.
    5.Михаил Шолохов "Тихий Дон"
    Главному герою Григорию Мелехову,как и многим,очень трудно на войне.В годы войны происходит его первое убийство человека,за которое он очень переживал,погибает его любимая девушка,семья в которой он был таким родным,теперь совсем другая,ее изменила война.Герой сталкивается с трудностями войны,но он не опускает перед ними руки,а продолжает бороться с ними.

    ОтветитьУдалить
  3. Каркунов В.
    Возможно ли проявление сострадания во время войны?
    Сострадания проявляет немец к пленному главному герою в романе М.А.Шолохова "Судьба человека ".Немец в Соколове видит отважного ,гордого солдата ,который не смотря на то, что проголодался не закусывает водку после первого и второго стакана ,а после третьего лишь слегка откусывает кусочек от хлеба . Немец не расстреливает Соколова ,f даёт ему хлеба и обратно отправляют в лагерь.

    ОтветитьУдалить