вторник, 19 марта 2013 г.

Задание для одиннадцатиклассников по литературе



Уважаемые одиннадцатиклассники! 
Предлагаю вам принять участие в составлении антологии современного рассказа ( в электронном виде). Для этого вам необходимо прочитать 5-6 рассказов из предложенного списка и выбрать один рассказ для дальнейшей работы с ним. О том, кто с каким рассказом будет работать, сообщайте в комментариях. Задание обязательно к выполнению для всех! Оно может быть выполнено в электронном виде и прислано по эл. почте.

Задание: 

  1. Прочитать рассказ
  2. Написать краткую биографическую справку о писателе ( используя Интернет)
  3.  Сформулировать и записать вопросы, на которые после прочтения текста вы хотели бы получить ответы, а также вопросы к рассказу, которые помогут понять авторский замысел.
  4.  Написать рецензию на рассказ.
  5. Подобрать ( или нарисовать) иллюстрацию к произведению


Список произведений современной русской литературы,
которые можно использовать для написания рецензии
2.      Л.Петрушевская «Новые   Робинзоны»
3.      Л.Петрушевская «Мост  Ватерлоо»
4.      В.Маканин «Кавказский  пленный»
5.      Т.Толстая «Пламень  небесный»
7.      Юрий Буйда «Ева-Ева»
8.      Л.Улицкая «Народ  избранный»
9.      Д.Бакин «Сын   дерева»
11.  В.Крупин «Женская дружба» ( текст есть у меня)
13.  В.Распутин «Женский разговор»
14.  О. Павлов «Конец века»
15.  Б.Екимов «Фетисыч»
16.  Б.Екимов «Подарок»
18.  П.Крусанов «Петля Нестерова»
19.  Б.Окуджава «Мышка»
20.  О.Павлов «Вниз по лестнице в небеса»
21.  Л.Петрушевская «Случай Богородицы»
22.  Е.Попов «Тихоходная барка «Надежда»
23.  В.Пьецух «Жена Фараона»
24.  Д.Рубина «Цыганка»
25.  Д.Рубина «Душегубица»
26.  Л.Улицкая «Старший сын»
27.  Т.Толстая «Соня»
28.  В.Астафьев «Людочка»
29.  Л.Петрушевская «Свой круг»
30.  Ю.Буйда «Фарфоровые ноги»
31.  Всеволод Бенигсен “Глебов-младший” 
32.  Марина Вишневецкая “Бабкин оклад” 
33.  Ксения Драгунская “Куртка Воннегута” 
34.  Николай Кононов “Аметисты” 
35.  Анна Матвеева “Обстоятельство времени” 
36.  Леонид Юзефович  “Поздний звонок.1995” 
37.  Юрий Буйда. Юдо любви
38.  Марина Вишневецкая. Телефонная трубка
39.  Алиса Ганиева. Шайтаны.
40.  Дмитрий Данилов. Встреча
41.  Елена Долгопят. Скупой рыцарь
42.  Борис Екимов. Праздник
43.  Александр Кормашов. Хох Дойч
44.  Артур Кудашев. Подлинная история ресторана “Землянка
45.  Владимир Маканин. Ночь… Запятая… Ночь. 
46.  Елена Одинокова. Жених
47.  Максим Осипов. Москва—Петрозаводск
48.  Захар Прилепин. Черт и другие
49.  Герман Садулаев. Морозовы
50.  Михаил Шишкин. Пальто с хлястиком
Те, кому кажется, что это очень сложное задание, которое занимает много времени, думайте о том, что я должна прочитать ВСЕ 50 рассказов. Пусть вас эта мысль греет!


понедельник, 18 марта 2013 г.

Самые трудные задания на ЕГЭ по русскому языку

О том, какие задания на ЕГЭ по русскому языку являются самыми трудными, хорошо знают школьные учителя. Но намного меньше об этом знают те, кто сдают экзамен.
Ежегодно Федеральный институт педагогических измерений ( ФИПИ) по итогам сдачи экзаменов публикует аналитический отчет о том, как сдали ЕГЭ. По итогам 2012 г. самыми трудными заданиями на ЕГЭ по русскому языку были следующие:
  • Задание А5( укажите предложения с нарушением синтаксической нормы) - с ним  справились 67% учащихся, сдававших ЕГЭ.
  • задание А9 ( определение грамматической основы предложения) - 60% выполнения
  • задание А10  (синтаксический анализ предложения, те. определение, какое это предложение - простое осложненное, сложное и т.д.) - 63 % выполнения.
  • Задание А11 ( определение частеречной принадлежности слова, т.е. к какой части речи относится слово) - 61 % выполнения
  • задание А 26 ( знаки препинания в предложении с союзной и бессоюзной связью) - 67 % выполнения.
  • задание В1  ( определение способа словообразования) - 58 % выполнения
  •  задание В2  ( найти слова определенной части речи) - 46%
  • задание В3 ( определение типа подчинительной связи)  - 55 %
  • задание В4  ( определение односоставных предложений разных видов) - 45 % выполнения
  • задание В 5 (умение находить обособленные члены предложения) - 49%
  • задание В6 ( умение находить сложное предложение) - 48 %
Если же говорить о сочинении, то  допускают учащиеся много ошибок орфографических ( К7 - 55%) и  пунктуационных ( критерий К8 - 44%),  а также грамматических  ( К9 - 57 %), не умеют выполнить комментарий к сформулированной проблеме исходного текста и сформулировать и доказать свою позицию. Процент выполнения по этим критериям составляет 57 и 40 соответственно.

Каждый четверг и воскресенье в блоге будут появляться посты с алгоритмом, тестом и моим комментарием к самым сложным заданиям ЕГЭ.

суббота, 9 марта 2013 г.

К урокам по творчеству Марины Цветаевой

Марина Цветаева - один из моих любимых поэтов. А если мне нравится этот автор, плохо получается всё разложить по полочкам. Поэтому, дорогие мои одиннадцатиклассники, приглашаю вас  сначала прочитать указанные мною стихотворения, подумать над ними, приготовить свои вопросы, а потом погулять по ссылочкам. Вдруг вы тоже восхититесь гениальностью этой женщины. 
Стихотворения:


Кто создан из камня, кто создан из глины…
Идешь, на меня похожий…
Какой-то предок мой был скрипач…
Ладонь
Моим стихам, написанным так рано…
Вот опять окно…
Огонь (Пожирающий огонь – мой конь…)
Уж сколько их упало в бездну
Стихи растут, как звезды и как розы…
Бузина
Куст
Не отстать тебе… (Ахматовой) 
Попытка ревности

Вот здесь можно послушать и песни на стихи Марины Цветаевой, и ее стихи, и размышления о ее поэзии. Мне было интересно.
А еще можно посмотреть фильм о  нелегкой жизни Марины Ивановны.

А еще мне было интересно послушать споры о Марине Ивановне и ее творчестве в передаче "Игра в бисер", которая идет на телеканале "Культура". Вот здесь можно понаблюдать за этим.

Международный день чтения - 16 мая 2013 г.



Получила новую информацию о проведении Дня чтения.

"Международный День Чтения издательства “Розовый жираф” - 16 мая 2013 года

16 мая 2013 года детское издательство “Розовый жираф” проводит пятый Международный День чтения. В этом году мы предлагаем взрослым: родителям, педагогам, работникам библиотек и развивающих центров, - читать детям вслух книгу Х.-А.Рея “Любопытный Джордж”.

Об акции. Международный День чтения – это акция по пропаганде детского чтения, которую придумало и ежегодно проводит детское издательство “Розовый жираф”. Каждый год мы выбираем одну из выпущенных нами книг, которую рассылаем организаторам акции на местах: в детские сады, школы, библотеки, развивающие детские центры. А потом, в определенный день, взрослые читают детям эту книгу. Получается такой грандиозный флэш-моб: по всему миру в один и тот же день взрослые читают детям вслух одну и ту же книгу. В 2012 году более 70 000  детей из 19 стран приняли участие в Международном Дне чтения, организованном “Розовым жирафом”. Мы разослали 3 000 экземпляров книг."


О книге. «Любопытный Джордж» открывает знаменитую на весь мир серию детских книг писателя и художника Ханса Аугусто Рея. Впервые она была издана в 1941 году, сразу после того, как Ханс Аугусто и его жена Маргарет, немецкие евреи, смогли покинуть Париж, перед тем, как французская столица была оккупирована нацистами. “Любопытный Джордж” до сих пор остается одной из самых популярных детских книг . Оттого ли, что на каждой новой странице Джорджа ждут неожиданные приключения: вот он решил полетать, как чайка и плюхнулся в море, а вот уже парит над городом, держась за связку воздушных шаров. Или оттого, что какие бы проказы не устраивал Джордж, его никогда не ругают? Или, может, из-за невероятно обаятельных в своей простоте иллюстраций (нам они иногда напоминают рисунки советских класскиков детской иллюстрации – Владимира Сутеева, Владимира Конашевича).
Интересный факт. Первое издание “Любопытного Джорджа” было продано в прошлом году на авторитетном интернет-аукционе Heritage за $26 290."



Прочитала и сначала разочаровалась, ведь книга, которую предлагают прочитать, предназначена для детей 3-5 лет. Увы, совсем не для школьников. Так что  пока остается лишь один вариант участия - прочитать книгу в детском саду дошколятам. Думаю... 

понедельник, 4 марта 2013 г.

Создание дидактических пособий

К конкурсному уроку приготовила задание, выполненное в сервисе LearningApps.org. Сервис показался мне очень интересным, чувствую, что еще к нему вернусь. За наводку спасибо Елене Ворониной. К уроку мне были нужны пазлы, после открытия которых появляется девиз урока. Вот только картина с девизом урока оказалась не очень удачной. Само задание можно посмотреть здесь.

суббота, 2 марта 2013 г.

Тем, кто готовится к ЕГЭ по русскому языку

В журнале "Русский язык" № 3 за 2013 год опубликован орфоэпический словник, предоставленный  Предметной комиссией ФИПИ по русскому языку. В ЕГЭ 2013 года в задании А1 будут использованы слова только из этого списка. У тех, кто готовится к сдаче ЕГЭ по русскому языку, есть  возможность потренироваться.

пятница, 1 марта 2013 г.

Интерактивная система голосования есть и у меня!

В моем классе появилось новое техническое устройство - интерактивная система голосования VOTUM. Интересная штучка, позволяющая с помощью пультов отслеживать степень понимания изучаемого материала. Протестировала систему на своих учениках  - в 6 классе был полный восторг, в 11 - легкое замешательство: что опять придумали, чтобы уличить нас в незнании? Пока даже не могу и фотографии представить - не было под рукой фотоаппарата, но вся уже в поиске адекватных форм использования этой штучки на уроках. Скоро открытый урок - хочу уже показать эту систему в действии, хотя бы на самых простых примерах.

День кошек и книги про кошек

Сегодня первое марта - первый день весны. Пусть пока календарной... Хотя погода у нас сегодня была совсем весенняя! Но сегодня еще и День кошек. И как сегодня не вспомнить об этих милых существах, уютно расположившихся в разных литературных произведениях. "Каких кошек вспоминаете Вы?" - спросила я сегодня на уроках у своих учеников после просмотра небольшой презентации о кошках. Все вспомнили своих замечательных питомцев: породистых и не очень, ласковых и задиристых, любящих погулять и предпочитающих прогулке сон.
А я хочу напомнить о кошках в художественных произведениях, не претендуя на полноту обзора. Я в первую очередь вспоминаю булгаковского кота Бегемота, именно кота в романе "Мастер и Маргарита", столь остроумно отпускающего шуточки, немного франтоватого, немного подлизу, где это необходимо, а порой и умеющего стать злобной тварью.Его очень любят художники-иллюстраторы.

Во-вторых, вспоминается замечательная книжка Анни Шмидт "Мурли", о кошке, которая волею судьбы стала девушкой, но сохранила свои кошачьи прелести. Об этой книге я писала совсем недавно для своих учеников, многие прочитали - понравилось.

А еще вспоминаю  кота Мура Эрнста Теодора Гофмана,  "Кошку, которая гуляла сама по себе" Редьярда Киплинга и "Кошку под дождем"Эрнеста  Хемингуэя. Может, и немного пока кошек, но каждый продолжит этот список для себя.

А дома у меня тоже живет кот - обыкновенное беспородистое существо, которое тем не менее уже стал  бесконечно дорог всем членам моей семьи своими проделками и проказами.

четверг, 21 февраля 2013 г.

Международный день родного языка


Сегодня, 21 февраля, - Международный день родного языка. На уроках в 6-7 классах был у нас об этом разговор. Ученики слушали с интересом. О чем? О том, что этот праздник учрежден ЮНЕСКО в день гибели студентов, погибших во время демонстрации в Бангладеш в защиту своего национального языка. О том, что, по мнению ученых, половине ныне существующих языков грозит исчезновение. Подумали, когда языку может грозить исчезновение. Ребята сами догадались о причинах, которые могут к этому привести. Вспомнили  о том, что в годы Великой Отечественной войны существовала такая угроза.  На уроке получилась очень интересная ситуация. Когда я начала говорить об этом празднике, то один из учеников сказал: "А мы другой праздник отмечаем - 23 февраля!" И тут очень к месту пришлось стихотворение А.Ахматовой "Мужество", написанное 23 февраля 1942 года. И еще история о музее Тургенева во время оккупации Орла, когда строки стихотворения "Русский язык" звучали как слова антифашисткой пропаганды. Сделали вывод, что защита Отечества - это и защита языка тоже. В итоге порассуждали, грозит ли опасность нашему языку. Опять же дружно решили, что пока, может и нет, но, если в таком количестве будет использоваться просторечие и нецензурщина, то... А еще ученики увидели угрозу существованию языку в неграмотных учениках, которые ничего не учат. По-моему, интересный получился разговор. Спасибо вам, ребята, за него!

вторник, 19 февраля 2013 г.

Читали Пришвина...

В этом году  4 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения Михаила Михайловича Пришвина. Мы с шестиклассниками с большим интересом читали его сказку-быль "Кладовая солнца", не забыв вспомнить о его дне рождения. Надо отметить, что почти всегда это произведение вызывает интерес у ребят. Несколько вопросов: "По какой тропе ты пошел бы за клюквой - по тропе Насти или по тропе Митраши? А ты хотел бы иметь такую собаку, как Травка?" - и ученики уже заговорили. Пусть не все, пусть коряво и не всегда верно, но говорят! Ах, как этого не хватает в 11 классе! Много было сделано: и рисунки рисовали, и наизусть учили, и планы составляли, и сочинение писали, и на тесты отвечали... Но вспомнят ли что-нибудь, хотя бы через месяц?!
Михаил Михайлович Пришвин писал о природе, и для меня его книга миниатюр "Лесная капель" - просто чудо. Читая, каждый раз восхищаюсь умению так бесконечно любить природу, так тонко ее понимать и так удивительно об этом рассказывать. Я рада, что в учебнике Е.Никитиной "Русская речь" часто встречаются его миниатюры, ведь работать с ними  - одно удовольствие. И очень огорчена, что из программы Коровиной В.Я. исчезли эти чудные капельки.
А если вы хотите  еще раз прикоснуться к миру Пришвина, вспомнить уже прочитанные его произведения, посмотрите фильм "Ветер странствий" по произведениям этого автора.

понедельник, 18 февраля 2013 г.

День дарения книги

Оказывается, очень хорошую традицию возродили в Армении. Именно там 19 февраля  отмечают День дарения книги. Дата выбрана неслучайно - это день рождения армянского поэта Ованеса Туманяна. Этот праздник должен возродить уважение к книге и  чтению. Пожалуй, каждый из учителей литературы по-своему пытается привить интерес к книге. В этом учебном году я дарю в день рождения ученикам своего класса книги в надежде, что они их прочитают. В моей домашней библиотеке есть книги, которые подарили моему дедушке его друзья, о чем свидетельствуют дарственные надписи. И никто не воспринимал тогда это как нечто посредственное. Жаль, что традиция  канула в Лету. Сегодня проще купить в подарок 43 бокал или 21 мыльно-рыльную принадлежность, чем книгу. да и на того, кто дарит книги порой смотрят как на чудака.
А я всё думаю: может устроить завтра праздник дарения книг?

понедельник, 4 февраля 2013 г.

Текст для домашнего сочинения в 11 классе



         (1) Ненавижу диктаторов — ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2) Но как быть с диктатурой гена — этого крохотного властителя нашей жизни?
     (3) Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: ученые утверждают, что наша судьба на три четверти зависит от генов. (6) Проще говоря, что досталось от родителей, то и определит нашу долгую или не очень долгую жизнь.
      (7) Три четверти, что и говорить, очень много. (8) Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что все заранее предопределено и нам остается только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9) Да, мы здорово зависим от судьбы. (10) Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
           (11) Величайший россиянин всех времен был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12) От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одаренным родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16) Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17) А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчишка отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
            (18) Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19) Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20) Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвертой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.
         (21) Я не ученый, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22) Иногда — любопытные. (23) Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24) Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26) Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27) Дальше — рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне. А повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30) И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы ХХ века. (31) Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32) Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
       (33) Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34) А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35) Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36) Надежда Яковлевна такое место нашла — в собственном мозгу. (37) Стихи мужа она выучила наизусть, и все бесконечные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38) Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40) Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41) А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать — сотни стихотворений мастера.
         (42) С наукой не спорят — раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвертой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44) Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены — а человеческое? (45) А человеческое в себе создаем мы сами. (46)На все четыре четверти. (47) На все сто процентов.
                                                       (По Л. Жуховицкому)

суббота, 26 января 2013 г.

Темы сочинений по литературе для 11 класса

1. Что определяет драму лирического героя в ранней лирике В.В.Маяковского?
2. Тема родины в лирике С.Есенина.
3. Образ поэта в лирике В.Маяковского.
4. Любовная лирика В.Маяковского как вершина поэтического самовыражения.
5. Можно ли утверждать, что поэзии В.В.Маяковского чужда философская проблематика?
6.Родина и революция в лирике С.Есенина.
7. Тема любви в лирике С.Есенина.
8.Тема жизни и смерти в поэзии С.Есенина.


Все темы должны быть раскрыты на примере двух-трех произведений указанного поэта.