воскресенье, 8 июня 2014 г.

Продолжаем разговор о...

...современной литературе для подростков, начатый здесь. Американский писатель Луис Сашар стал известен после написания повести "Ямы", получившей весьма значимые награды: в 1989 г. Национальную книжную премию (США), а в 1999 г. медаль Ньюбери (John Newbery Medal) — американская ежегодная литературная премия, присуждаемая автору за выдающийся вклад в американскую литературу для детей.

В центре внимания в повести - судьба мальчика Стэнли Илнэтс, попавшего в исправительный лагерь для подростков за кражу, которой он не совершал. Изображение мира подростков, их взросления и как показателя этого взросления - умение делать выбор не в пользу себя, а в пользу того, кому хуже, понимания мотивов своих поступков и других людей сочетается с почти мистической историей снятия заклятия невезучести рода Илнэтс.

Читала, испытывая сложную гамму чувств.Это и удивление ( неужели такое издевательство над подростками может быть в Америке?), и жалости к этим по сути детям( особенно тронула история Зеро, потерявшего мать), и гордость за Стэнли, сумевшего сделать правильный выбор, и легкой усмешки, когда всё завершилось традиционным американским хэппи-эндом. Читала и думала, что и из книги Светланы Лавровой, и из повести "Ямы" получилось бы отличное кино, а потом узнала, что по книге "Ямы" снят фильм "Клад", в котором, кстати, можно увидеть и автора книги. Еще не посмотрела...
В 2013 году на русский язык переведена еще одна книга Луиса Сашара "Я не верю в монстров". Прочитать бы...

суббота, 7 июня 2014 г.

Что читать современному подростку?

Что читать современному подростку? Что предложить для чтения? По опросу, проведенному среди моих учеников, именно учитель и сверстники - главные советчики в этом деле. А чтобы советовать, надо читать современную литературу для подростков. О том, что можно почитать, в блоге писала не один раз. Например, книги  моих любимых авторов- Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак ( о них здесь), Ирины Краевой ( здесь), или Тода Штрассера ( здесь), или Эдуарда Веркина ( здесь). И это еще не всё...

Вот и сейчас, как часто это у меня бывает, читаю я одновременно несколько книг сразу: и Майка Телвелла, и книги для подростков, своим мнением о которых хочу поделиться.

четверг, 5 июня 2014 г.

Пушкинский день

Памятник А.С.Пушкину в Уральске
Сегодня - 6 июня - День русского языка и День рождения А.С.Пушкина. Почему именно так? Во-первых, Пушкин - наше всё. Во-вторых, о том, как повлиял Пушкин на развитие русского языка можно прочитать в небольшой, но очень интересной книге Марины Улыбышевой "Как Пушкин русский язык изменил" ( об этом здесь).
Сегодняшний Пушкинский день отмечен сдачей экзамена по русскому языку в 9 классе. Удачи Вам, ребята!
Наверно, потому что я живу в месте, ничем не примечательном, хочется мне всё время связать его с людьми и местами значимыми. На уроках, когда изучаем "Капитанскую дочку", обязательно говорю о том, что Пушкинские места находятся от нас не так уж и далеко, всего 450 километров.(Для сравнения - до Волгограда - областного центра - 400 км). Речь идет о городе Уральске, который сейчас относится к Республике Казахстан, но в котором местные жители бывают. Уральская осень Александра Сергеевича Пушкина 1833 года — это всего двое с половиной суток ( с 21 по 23 сентября) из жизни великого человека. Но как много они в себя вместили, как много впечатлений подарили поэту! Это и новые строки романа "Капитанская дочка", и исторического повествования "История Пугачева", и записи старинных казачьих преданий и песен, и новые знакомые...К яицким казакам поэта привело стремление узнать «мнение народное» о восстании 1773-1775 гг. и о личности самого Пугачева. На Урале Пушкин убедился, что «уральские казаки доныне привязаны к памяти Пугачева». О своих уральских впечатлениях поэт пишет в письме жене: «Последнее письмо мое должна ты была получить из Оренбурга. Оттуда поехал я в Уральск — тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, подпили за мое здоровье, наперерыв давали мне известия, в которых имел нужду, и накормили меня свежей икрой, при мне изготовленной». Пушкина принимал в доме наказных атаманов полковник, управляющий Уральским казачьим войском, наказной атаман Василий Осипович Покатилов. Атаманский дом, построенный итальянским архитектором М. Дельмедино в 1825 году по заказу предшественника Покатилова атамана Д. М. Бородина, и сейчас украшает собой центральную улицу Уральска — проспект Достык. ( подробнее здесь).  В 2006 году школьники из нашего района посещали Уральск, принимали участие в торжествах, посвященных Году Пушкина в Казахстане и Году Абая в России, и были удивлены с каким почтением в Казахстане говорят о Пушкине.

понедельник, 2 июня 2014 г.

С книгами вокруг света. Япония

Продолжила читать книги про Японию. В эту часть вошли две книги: Артур Голден "Мемуары гейши" и рассказы Рюноскэ Акутагавы. Взгляд Голдена на Японию - это взгляд иностранца, которого интересует всё необычное, например, чисто японское явление- гейши. История гейши Саюри полна интересных подробностей о том, как нелегко приходилось жить японским рыбакам, которые даже продавали своих детей, о том, как трудно стать первой, если  у тебя нет серьезных покровителей. Но в целом книга проигрывает яркому и красочному фильму, в котором, на мой взгляд, действительно получилось рассказать историю любви, а в книге все же исследование необычного явления. И хотя автор всячески пытался вызвать жалость к "несчастной" Саюри, но мне жалко не было: слишком обеспеченной была жизнь этих не привыкших работать женщин.

 Совсем иное рассказы Акутагавы. Снова попадаешь в мир философского взгляда на мир. Хорхе Луис Борхес писал: "Одной из главных задач, которые он ( Акутагава) перед собой ставил, было новое, психологическое истолкование традиций и преданий своего народа..." Но как близок этот писатель современности! Например, в рассказе "Ад одиночества" (само название уже в духе Камю и Кафки) читаем: "...то, что окружает человека, может в мгновение ока превратиться для него в ад мук и страданий. Несколько лет назад я попал в такой ад. Ничто не привлекает меня надолго. Вот почему я постоянно жажду перемен.Но все равно от ада мне не спастись....Так я и живу, пытаясь в бесконечных переменах забыть горечь идущих чередой дней." С рассказом Акутагавы "Бататовая каша" я познакомилась после статьи Людмилы Музияновой в газете "Первое сентября" (здесь). И действительно, как же похожи  герои Гоголя и Акутагавы: "маленькие люди", не имеющие собственного достоинства, над которыми смеются и окружающие, и даже авторы, но имеющие Мечту - купить новую  шинель и "нажраться" бататовой каши. Но если у Гоголя  Башмачкин все же хоть ненадолго может стать человеком, то исполнение мечты гои лишает его жизнь полного смысла. Нужно быть сострадательными к тем, кто слабее тебя, но и в них должно же быть чувство достоинства! А прочитав этот рассказ, нельзя не обратить внимание на рассказ "Нос" ( ведь одноименный есть  у Гоголя!) Японский "Нос" - притча и том, что в любых обстоятельствах нужно оставаться самим собой...
Моя литературная прогулка по Японии закончилась. Впереди Ямайка!


суббота, 31 мая 2014 г.

Читать не вредно-вредно не читать... Итоги

31 мая заканчивается замечательный марафон "Читать не вредно-вредно не читать". Пришла пора подводить итоги. Задачу прочитать 35 книг за 35 учебных недель я выполнила. И это всё... Ведь невыполненными остались две другие задачи, которые я тоже перед собой ставила: рассказывать о прочитанном в блоге и привлечь к чтению своих учеников. Почему так? Оказалось, что для меня сесть за компьютер, чтобы написать пост в нужное время, - часто непосильная задача, даже не знаю почему... А с учениками все еще сложнее...  Но главное для меня - это то, что я находила время для чтения... И то, что продолжение этого следует...
А теперь мой список прочитанного.

воскресенье, 11 мая 2014 г.

С книгами вокруг света

Япония - страна философов.Такой вывод сделала я, прочитав книги японских авторов, отобранные для моего личного проекта. Об этом я писала не так давно.
Чего я ожидала, начиная читать эти книги? Я, в первую очередь, хотела познакомиться с особенностями жизни людей в этой стране, но прочитав сначала Харуки Мураками, потом Кобо Абэ, а затем Артура Голдена, я поняла, что я, скорее, знакомлюсь с особенностями национальной литературы. Пожалуй, странно было бы описывать то, что ты видишь каждый день, в своих книгах, для тебя это обыденность, а для иностранца в этом-то и есть весь интерес. Вот и получилось, что Мураками и Кобо Абэ рассуждают о вечных, философских проблемах, а Артура Голдена интересует как раз экзотика. Поделюсь впечатлениями.

суббота, 10 мая 2014 г.

О списке книг для чтения летом

В первую очередь обращаюсь к мои ученикам, но и все желающие могут принять участие в этом опросе. Ответьте, пожалуйста, на вопросы! Ваши ответы очень важны для меня , потому что помогут учесть ваши мнения при составлении списка книг для чтения на лето. Заранее благодарю!

О том, как мы составляли список на лето в прошлом году можно прочитать здесь и здесь.
А в комментариях можно написать, понравилась ли вам моя идея.

четверг, 8 мая 2014 г.

Семиклассникам.Готовимся к экзамену-3

В помощь моим семиклассникам, которые грызут гранит наук, демоверсия текста переводного экзамена, которую можно увидеть по ссылке.
Кроме того этот же вариант размещен в Дневник.ру в разделе Домашние задания.
Как я говорила, свои ответы, и сочинения в том числе, может прислать на электронную почту.
Если у кого появились вопросы, может их задать в комментариях или по почте. УДАЧИ!

пятница, 2 мая 2014 г.

Весенние планы

Вот и вернулась я к своему блогу. В очередной раз. Поняла, что без него уже не могу. Что же, начнем весной новую жизнь. Совсем как в стихотворении Иосифа Бродского:

Стихи в апреле

В эту зиму с ума
я опять не сошел. А зима,
глядь, и кончилась. Шум ледохода
и зеленый покров
различаю. И, значит, здоров.
С новым временем года
поздравляю себя
и, зрачок о Фонтанку слепя,
я дроблю себя на сто.
Пятерней по лицу
провожу. И в мозгу, как в лесу —
оседание наста.

Дотянув до седин,
я смотрю, как буксир среди льдин
пробирается к устью.
                 Не ниже
поминания зла
превращенье бумаги в козла
отпущенья обид.
            Извини же
за возвышенный слог:
не кончается время тревог,
но кончаются зимы.
В этом — суть перемен,
в толчее, в перебранке Камен
на пиру Мнемозины.
1969
 Много о чем можно было бы рассказать. Но уже не хочется о том, что прошло. Лучше о планах.

вторник, 1 апреля 2014 г.

Частицы НЕ и НИ. Семиклассникам. Готовимся к экзамену - 2

Сегодня повторим правило о выборе отрицательных частиц Не и Ни в предложении. Предлагаю вам инструкцию, предложенную для семиклассников в учебнике "Русский язык" под ред. Г.Граник и опубликованную в газете "Русский язык" № 23 , июнь 1998.

Инструкция
1. Определяю, относится ли частица:
* к сказуемому или обстоятельству,                                   * к другим,
выраженному деепричастным оборотом                             членам предложения
                  Да. см. пункт 2.                                                       Нет. Это другое правило
2. Определяю, какое сказуемое
*составное                          * составное глагольное                             *любое
глагольное                           сказуемое                                                     сказуемое
сказуемое                             с повторяющимися                                     с одной частицей
с частицей                            инфинитивами и                                         Да.см. пункт 3
при обоих                             с частицами при всех глаголах
глаголах

Вывод: пишу                                   Вывод: пишу при
при обоих глаголах НЕ                   вспомогательном
(не мог не расхохотаться)                глаголе Не,
                                                           а при инфинитивах НИ
                                                         ( не мог ни выбросить, ни сохранить)

3. Определяю тип предложения
*простое вопросительное               *сложное предложение                 *любое другое
или восклицательное                         предложение                                  предложение
предложение ( часто                          со словами пока,                        Да. см. пункт 4
со словом только)                                покамест, покуда

Вывод: пишу НЕ                                  ,     Вывод: пишу НЕ.
(Чего только не рассказывают о               (Подождем, пока
дельфинах!)                                                не кончится дождь.)

4. Определяю, что выражает сказуемое: утверждение или отрицание .
*утверждение ( да)                                   *отрицание ( нет)

Вывод: пишу НИ.                                     Вывод: пишу НЕ.
(Сколько веревочке                                   ( На чужой каравай
ни виться, а концу быть.)                          рот не разевай,)

Надеюсь, эта инструкция поможет вам в выполнении задания. Удачи!



понедельник, 24 марта 2014 г.

Семиклассникам. Готовимся к экзамену


Дорогие мои ученики! Начинаем повторять изученное в 7 классе, чтобы подготовиться к экзамену.  Сначала прочитайте, затем выполните задание. Результаты сообщу в школе ( или по электронной почте, если вы ее впишете в строку фамилия и имя).
Правописание гласных в безударных окончаниях глаголов и в суффиксах причастий.

Выбор гласной в безударном окончании глагола зависит от инфинитива ( начальной формы).
Ко ВТОРОМУ спряжению относятся глаголы, которые  заканчиваются в инфинитиве на -ИТЬ ( кроме брить, стелить, зыбить, зиждиться), а также глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, а потом смотреть, вертеть.

К ПЕРВОМУ спряжению относятся глаголы брить, стелить, зыбить, зиждиться и все остальные глаголы.

Глаголы первого спряжения имеют окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют (ут).
Глаголы второго спряжения имеют окончания: -ишь, -ит, -им, -ите, -ят ( ат).

Суффиксы причастий настоящего времени определяются по аналогии с окончанием глаголов в форме множественного числа: они клеят - клеящий, мы видим - видимый, они лают - лающий, мы ломаем - ломаемый.
В  суффиксах действительных причастий сохраняется суффикс инфинитива: увидЕть - увидЕл - увидЕвший
В  суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени действует иное правило: если они образованы от глаголов на -ать, -ять, то перед НН(Н) сохраняются гласные А и Я: стрелять- стреляный, записать - записанный; но если они образованы от других глаголов, перед -нн- (н) пишется гласная Е : прострелить - простреленный.
 




четверг, 20 марта 2014 г.

Как пробудить интерес к чтению?

Мои слушатели
Именно такой вопрос был главным на заседании МО учителей русского языка и литературы Старополтавского района, на котором я сегодня была. Правда, весенняя распутица, дождь, конец четверти не позволили многим приехать. А было интересно!
Я тоже рассказывала о своем опыте пробуждения интереса к чтению, в том числе и с помощью блога. Считаю, что организовать прочтение программных произведений особенно в 5-9 классах легче, чем заинтересовать тем, что можно прочитать в свободное время. На этом и делаю акцент.
О чем же я рассказывала свои коллегам?

среда, 19 марта 2014 г.

Думы про учебники

Вот уже несколько недель хожу в ожидании решения Министерства образования и науки РФ. Почему? А потому что именно там решится судьба учебников, которые не включили в проект Перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в 2014-2015 годах. Нет в этом Перечне и учебника "Русский язык" под ред. Г.Г.Граник. Именно по этому учебнику я начала работать в этом году в 5 классе, когда нужно было переходить на ФГОСы. Я долго мечтала о том, что я буду работать по этому учебнику. Это учебник, который мне безумно нравится. Я так радовалась, когда летом 2013 года администрация школа нашла возможность закупить этот недешевый учебник. И мои ожидания оправдались. Главное, что и ученикам, и мне всё
нравится: ученики хотят ходить на уроки русского языка, читают учебник на перспективу, с удовольствием по нему работают.

И вот несколько чиновников, которые никогда в школе не работали, быстро определили, по какому учебнику надо учиться! Они лишили выбора тысячи учеников и учителей. Причем не вошли в перечень лучшие учебники! А ведь учебник Граник получал и Премию Президента в области образования, и о нем писали в методических журналах словесников как о лучшем учебнике. Оказалось, какие-то технические недоработки важнее, чем всё остальное...


Прочитала, что вроде бы после шквала обращений в Министерство и множества петиций ситуация должна быть изменена.

Новый Перечень появится 1 апреля. Будем смеяться как те, у которых больше забрать нечего? Или разум восторжествует?