воскресенье, 12 апреля 2020 г.

11 класс, понедельник, родной русский язык.

Здравствуйте, одиннадцатиклассники!

Тема урока: "Структура сочинения на ЕГЭ"
О том, что должно представлять собой сочинение на ЕГЭ мы с вами говорили неоднократно, но, к сожалению, многие из вас, забывают о каких-то важных частях, когда пишут сочинение.

Задание 1. 
😎 Собери сочинение. Запиши последовательность цифр без пробелов и запятых.

1) Размышляя о «забвении собственного достоинства», писатель отмечает, что это качество не просто унизительно и смешно, но и крайне разрушительно. Автор доказывает читателям, насколько ужасна жадность, подчиняющая всю жизнь человека, его душу. Писатель призывает нас оградить себя от скупости, уродующую все, чего она только коснется. Д. С. Лихачев противопоставляет этому качеству бережливость, которую автор называет «разумной». Публицист подчеркивает, что она позволяет человеку контролировать его жизнь, мысли и чувства, делает свободным, в то время как жадность лишь ограничивает, оставаясь все такой же «ненасытной». Автор противопоставляет эти качества. Он наглядно демонстрирует нам, что жадность, в отличие от бережливости, ставит во главу угла пустое накопительство.

2) Я абсолютно согласен с автором. По моему мнению, жадность - одно из самых жалких и унизительных качеств.

3) О проблеме жадности задумывается в предложенном для анализа тексте Д. С. Лихачев.

4) Позиция Д. С. Лихачева очевидна. Публицист считает, что жадность - это «забвение собственного достоинства… душевная кособокость».

5) Подводя итоги, я хотел бы сказать, что очень благодарен Д. С. Лихачеву за то, что он напомнил мне о том, как опасна и разрушительна жадность, превращающая жизнь в существование.

6) О том, как губительно подобное бессмысленное и безотчетное накопление, задумывался еще Н. В. Гоголь в «Мертвых душах». Один из героев этого произведения - Плюшкин - является богатейшим помещиком, однако все его имение находится в запустении и упадке. Из души этого человека, пережившего в прошлом много потрясений, жадность, скупость и стяжательство за долгие годы вытравили все остальные качества. Н. В. Гоголь демонстрирует нам героя, в котором не осталось практически ничего хорошего. Алчность привела к окончательной гибели личности этого человека, подчинившего всю свою жизнь бессмысленному накоплению.


Опираясь на собранный вами текст, напишите сочинение по тексту ниже.


            (1) Вот иногда ты остро чувствуешь, что ты ЕСТЬ. (2) И что ты очень маленький. (3) Ты очень маленький, но ты есть! (4) И твой костерок виден на том берегу. (5) И вот это чувство – что Я ЕСТЬ, хоть и маленький, это космически больше, чем если бы меня не было вовсе. (6) Но иногда случается чувство совсем другое. (7) Это такое чувство… (8) Которое называется таким словом, которое на родном языке произносить ужасно трудно. (9) Такое слово, которое, если произнесешь, то обязательно поперхнешься или откашляешься, или даже это слово только подумаешь – как споткнешься об него… (10) Зато на любом другом языке, английском, немецком, - сколько угодно… легко. (11) Это слово – «любовь». (12) Когда вдруг, обычно весной, обрушится любовь, то обнаруживаешь странные вещи. (13) Например, меня очень раздражала какая-то песня, потому что эта песня была дурацкая, и именно поэтому ее так часто крутили на всех радиостанциях. (14) И исполняла эту песню  какая-то пошлая блондинка с большим ртом. (15) Но в этой песне пелось о любви. (16) И я вдруг понимаю, что песня хоть и плохая, но не бессмысленная! (17) И, в общем-то, эта песня про меня. (18) И та песня про человека, который работал на лесоповале, которого ждала женщина, но… увы. (19) Эта песня тоже про меня… (20) За исключением лесоповала, конечно. (21) И так много, оказывается, песен про меня. (22) А еще, я раньше видел какие-то фильмы, и они казались мне надуманными, фальшивыми, потому что они были о любви. (23) А тут я смотрю и понимаю, что эти фильмы правдивые и все эти фильмы про меня. (24) Оказывается, так много фильмов снято про меня. (25) И пьесы Шекспира… (26) Они мне всегда нравились, но казалось, что Шекспир что-то как-то переборщил, как-то он чересчур сильно… (27) А тут читаешь снова и думаешь: что-то Шекспир просто даже не дописал. (28) Можно было посильнее. (29) И надо было ему у меня кое-что спросить. (30) Я бы ему рассказал, как оно бывает. (31) И вообще – так много музыки, картин, стихов про меня, что я обнаруживаю себя в центре внимания мирового искусства. (32) И даже те стихи, которые запомнились с детства, запомнились потому, что память была не испорчена и свободна, так вот, эти детские стишки вспоминаются и оказываются прекрасными стихами про меня сегодняшнего. (33) Например, этот стишок про бычка:                                                                                                                                                           (34) Идет бычок, качается, вздыхает на ходу,                                                                                                                                                                                                                                                              Ой-ой, доска качается, сейчас я упаду…                                                                                   (35) Это же про меня! (36) Я тоже, может быть, вижу, что все бесполезно, что вот моя жизнь… (37) Но я иду. (38) Может быть, не очень красиво, но иду… (39) Про меня. (40) А стихотворение про зайку – это не просто шедевр поэзии, это поэма моей жизни!                                                                                                                                                        (41) Зайку бросила хозяйка,                                                                                                                                                      Под дождем остался зайка,                                                                                                                    Со скамейки слезть не мог,                                                                                                                    Весь до ниточки промок.                                                                                                                                                                            (42) Хозяйка бросила, заметьте, не хозяин. (43) А он не смог слезть, не смог… (44) Заяц не смог слезть со скамьи! (45) Это же смешно! (46) Да он гордо остался там сидеть! (47) И промок не только от дождя и даже не столько от дождя, сколько от слез. (48) Но заплакал только под дождем, чтобы никто не увидел его слез… 
             (49) Но так хочется верить, что где-то там, за окном, та самая женщина слушает какую-нибудь песню, которая не только про нее или про меня, но про нас. (50) Такая песня, которую и она, и я – мы оба любим. (51) И если есть такая песня и она там звучит, за тем окном, значит, между нами уже что-то есть. (52) И это уже что-то. (53) И появляется надежда.
                                                                                                            (По Е. Гришковцу)

 Написанное сочинение прислать учителю. Не забудьте написать в конце К1, .....К 12, если вы хотите, что бы я проверила сочинение по критериям. Срок выполнения до пятницы.

11 класс, понедельник, "Литература периода Великой Отечественной войны"

Здравствуйте, одиннадцатиклассники !
Тема сегодняшнего урока: "Литература периода Великой Отечественной войны". 

Сегодня я хотела бы обратить ваше внимание на учебник литературы, в котором есть хороший материал в разделе "Литература периода Великой Отечественной войны" ( стр. 250 - 280)

Вам необходимо прочитать находящийся там материал и с его помощью создать совместную презентацию, которую я могла бы использовать для других обучающихся.


Вы переходите по ссылке и заполняете всего один слайд информацией о писателе, поэте, драматурге, чьё творчество пришлось на суровые военные годы. На слайде должна быть следующая информация:
1. фамилия, имя отчество писателя, поэта, драматурга, даты жизни, фотография;
2. какое произведение было им создано в годы Великой Отечественной войны, год создания, краткий пересказ;
3. визуальный ряд: картинки, музыка ( это может быть обложка книги, иллюстрации, запись песни и т.д.)
4. ОБЯЗАТЕЛЬНО указать, кто заполнял этот слайд.

Ссылка на совместную презентацию: https://docs.google.com/presentation/d/18nnJfg8svKxEtgLOzMQX5ZlAvYUNq-ufnmRFORbxbSU/edit?usp=sharing
Помните, что слайды у всех должны быть разные, т.е. посвящены разным авторам. О ком можно написать, рассказано в учебнике. В google-презентации все изменения происходят автоматически, поэтому не надо никуда нажимать, чтобы сохранить изменения.
Соблюдайте уважение к одноклассникам и не трогайте чужой слайд. На выполнение задания неделя. Удачи! Вопросы можете писать в комментариях или в группе.

6 класс, понедельник, литература, Сергей Есенин "Песнь о собаке"

Здравствуйте, шестиклассники!
Мы продолжаем изучать литературу первой половины ХХ века.
Тема урока: "Стихотворение С.А.Есенина "Песнь о собаке".

1. Прочитайте в учебнике вступительную статью о С.А.Есенине ( стр. 139-143).
2. Прослушайте стихотворение "Песнь о собаке".




3. А еще я хотела бы, что бы вы посмотрели замечательный мультфильм по этому стихотворению.
4. А теперь прочитайте самостоятельно стихотворение в учебнике на стр. 143.
5. Выполните задания.


Домашнее задание: выучи наизусть стихотворение С.Есенина, посвященное какому-нибудь животному, можно выучить и это стихотворение. Отправь видеозапись учителю по ватцапу или личным сообщением в ВК,

6 класс, понедельник, русский язык "Категория (имя) состояния".

Здравствуйте, шестиклассники!
Тема урока: "Категория состояния"
Сегодня мы познакомимся с новой, достаточно молодой частью речи - категорией состояния
или именем состояния. Обратите внимание на то, что эта часть речи внешне похожа и на наречие, и на краткое прилагательное, поэтому постарайтесь понять, как же отличить категорию состояния от других частей речи.


1.Посмотрите видеоурок
.

2. Внимательно изучите таблицу.



3. Выполните задания в LearningApps.com, используя свой логин и пароль. задания находятся в папке "Категория состояния".

4. Для лучшего изучения темы, обратись к параграфу 120. Выполните по желанию упр. 600, 603, 606, 607 ( 1 и 2 задания)
 5. Выполните задания, ответив на вопросы в Google-форме.



Свои вопросы можете задать в комментариях.

воскресенье, 5 апреля 2020 г.

6 класс, родной русский язык, "Эффективные приёмы чтения"

Здравствуйте!
Тема нашего урока: "Эффективные приёмы чтения".

Великий русский педагог, писатель Константин Ушинский писал: "Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело".
Произведения художественной литературы мы читаем внимательно. мы придаём значение художественным деталям, чтобы понять замысел писателя, восхищаемся мастерством художника слова, любуясь выразительными образами, которые он создаёт языковыми средствами.
Но иногда нам нужно только ознакомиться с обширной научной, научно популярной, публицистической литературой, чтобы выбрать нужную информацию, которую в дальнейшем мы будем изучать. В этом случае мы будем использовать сначала просмотровое, затем ознакомительное и, наконец, изучающее чтение. Важно уметь определять цель чтения ( коммуникативную задачу) и в соответствии с этой целью использовать наиболее эффективный вид чтения.

Выполни упражнение 1. Здесь можно потренироваться, а затем перейти на сайт, используя пароль и логин.
Выполни упражнение 2. Заполните таблицу, перейдя по ссылке. Запишите свой пример в эту таблицу.
https://docs.google.com/spreadsheets/d/19mAQtZDFE_VJa0UC498nWi4BJHhFIzsq5AQNoljvnGQ/edit?usp=sharing

6 класс русский язык, "Словообразование наречий"

Здравствуйте, сегодня вам предстоит познакомиться с достаточно сложной темой, связанной с особенностями образования наречий и их правописанием.
Тема урока: "Словообразование наречий: слитное и раздельное написание наречий" 

1. Внимательно прочитайте параграф 119 в учебнике "Русский язык.Теория"
Выпишите из него наречия в тетрадь и постарайтесь запомнить их написание. К сожалению, написание наречий чаще всего нужно просто запоминать.

2.Посмотрите видеоурок по этой теме. В нём вы увидите другие наречие, которые подчиняются таким же законам. Запишите их в тетрадь тоже. Таким образом, у вас должен получиться словарик наречий, правописание которых нужно запомнить.

3. Выполните упражнения в тетради упр. 581, 582, 583 на выбор. Встретившиеся в них наречия также запишите в словарик наречий.

4. Оформите свой словарик наречий так, чтобы им было удобно пользоваться на уроках. ПОМНИТЕ: в словаре слова пишутся по алфавиту! И название у него должно быть!Фотографию словарика пришлите учителю.

6 класс, русский язык "Ь после шипящих в наречиях"

Здравствуйте! А сегодня тема у нас достаточно легкая.

Тема урока: "Мягкий знак после шипящих в наречиях".


1. Просмотрите видеоурок.



2. Прежде чем выполнять задания, вспомним, когда пишется Ь после шипящих в других частях речи.
3. Сохраните эту табличку себе, так, чтобы было удобно использовать, она понадобиться вам на следующих уроках, и даже в следующем году. Фотографию таблички, переписанную ( перепечатанную, распечатанную) прислать учителю.

4. Потренируйтесь в выполнении заданий.

6 класс, русский язык, "Рассуждение в разных стилях речи"

Здравствуйте! Ребята, вы можете выполнять урок, работая по схеме, данной здесь, а можете перейти по ссылке и работать там. Преимущество работы в другом варианте в том, что все задания можно сразу печатать и отправлять, не делая фотографий. Попробуйте: Урок в новом формате
Тема урока: "Рассуждение в разных стилях речи"

1. Рассмотрите таблицу и вспомните стили и типы речи.

Стили речи
Типы речи
Ø  разговорный
Ø  книжный
-публицистический
 -научный
-официально-деловой
-художественный

Ø  повествование
Ø  описание
Ø  рассуждение

2. Сегодня мы вспомним, что такое рассуждение. Посмотрите видеоурок внимательно.

3. Прочитайте текст, который можно найти по этой ссылке.

4. Определите:

  • Какова  тема и основная мысль текста?
  • Запиши план текста.
5. Напишите сочинение на основе прочитанного текста, используя шаблон, который дан после текста. Пришлите сочинение на проверку учителю.


суббота, 4 апреля 2020 г.

6 класс русский язык "Дефис между частями слова в наречиях"

Здравствуйте, шестиклассники!
Мы продолжаем изучать орфографию наречий.
Тема урока: "Дефис между частями слов в наречиях". Это задание на 2 урока.

1. Проверим себя, вспомнив словарные слова. Смотрим на слайд, в тетради записываем букву, которую бы вы вставили, проверяем себя, если верно, ставим +. Считаем количество верных ответов. У кого больше?


2. А теперь изучаем правило "Дефис между частями слова в наречиях", используя учебник, параграф 118.  Можно посмотреть видеоурок, но помните, что третье правило, о котором будут рассказывать, если следовать нашему учебнику, относиться к правописанию местоимений! Но выучить его всё равно надо!
Видеоурок:

Для закрепления изученного : 1) переходим по ссылке, регистрируемся на портале Фоксфорд и выполняем предложенные тесты.    Фоксфорд
https://foxford.ru/school_class_invites/9w3ryd
Там три теста "Дефис между частями слова в наречиях", выполняем все

2) выполнить в тетради упражнения 571 и 574. Фотографию выполненного присылаем учителю через сетевой город или любым другим удобным способом.




11 класс, литература, Осип Мандельштам

Здравствуйте!
Тема урока: "Трагический конфликт поэта и эпохи. Осип Эмильевич Мандельштам".

1. Познакомьтесь с биографией и творчеством О.Э.Мандельштама, изучив материалы урока в "Российской электронной школе". Регистрироваться и выполнять контрольные работы не нужно. Сделайте скриншот вашего результата на последней странице тренировочных заданий.

2. Прочитайте стихи О.Э. Мандельштама.
 Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер.  Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

3. Выполните анализ стихотворения, ответив на предложенные вопросы. Ответы прислать личные сообщением.

11 класс, литература, Марина Цветаева

Здравствуйте, одиннадцатиклассники!

Сегодня мы изучаем творчество Марины Ивановны Цветаевой.

Для знакомства с её творчеством можете обратиться к учебнику: Русская литература, 11 класс

или посмотреть урок на портале "Российская электронная школа".

Прочитайте стихи М.Цветаевой ( выделенные жирным - обязательны к изучению для сдающих ЕГЭ):

Кто создан из камня, кто создан из глины…
Идешь, на меня похожий…
Родина
Какой-то предок мой был скрипач…
Ладонь
Моим стихам, написанным так рано…
Стихи к Блоку ( "Имя твое-птица в руке...)
Вот опять окно…
Огонь (Пожирающий огонь – мой конь…)
Уж сколько их упало в бездну
Стихи растут, как звезды и как розы…
Бузина
Куст
Мне нравится, что Вы больны не мной...
Не отстать тебе… (Ахматовой) 
Попытка ревности
Тоска по Родине! Давно...
Книги в красном переплете
Бабушке
"Семь холмов-как семь колоколов" ( из цикла "Стихи о Москве")

Для тех, кто хотел бы расширить свои представления об этой удивительной женщине, которую я не могу назвать поэтессой, а только поэтом, предлагаю посмотреть фильмы:



Домашнее задание: 
1. для всех: собираем сборник песен на стихи М.И.Цветаевой, для этого в комментариях к моему посту в ВКонтакте прикрепляем песню на стихи Марины Цветаевой. Не повторяться!

2. для сдающих ЕГЭ по литературе написать ответы на вопросы: ( один по 16 заданию и 17 задание)

16.Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чём их произведения созвучны стихотворению М. И. Цветаевой "Родина"?
16. В каких произведениях русских поэтов звучит тема неразделенной любви и в чем эти произведения схожи со стихотворением М. И. Цветаевой "Мне нравится, что Вы больны не мной..."
17.4. Тема Родины в поэзии Марины Цветаевой (по одному-двум произведениям).

11 класс родной русский язык

Здравствуйте, одиннадцатиклассники!
Тема урока: "Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац.  Корректировка текста."

1. Изучите материал.

Особенности композиции и конструктивные приемы текста.

Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.
Композиция текста – это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.
Очень часто заглавие служит ключом к пониманию всего текста, так как заголовок привлекает, подготавливает восприятие самого материала, расставляет акценты или интригует.
Большинство текстов в композиционном отношении состоит из трех частей: вступления (зачина), основной части и концовки.
Вступление(зачин) обычно выражает ключевую мысль высказывания. В системе текста это наиболее самостоятельное, наиболее значимое предложение или предложения. Функция введения новой мысли не позволяет зачину иметь в своем составе слова-заменители (местоимения или местоименные наречия) или представлять собой неполные предложения. Все его члены, как правило, выражены лексически полнозначными словами. Поскольку зачин выражает новую мысль, он как бы синтаксически открыт, незамкнут, он как бы приглашает продолжить чтение и посмотреть, как развернется, раскроется та мысль, которая подана в нем в сконцентрированном виде. Зачин группирует вокруг себя все остальные предложения, которые в какой-то степени зависят от него. Однако самостоятельность зачина относительна: он не только формирует текст, подчиняя себе все последующие предложения, но и сам зависит от них, поскольку они опираются на него и развивают его мысль.
Основная часть состоит из законченных предложений, связанных между собой и с зачином цепной или параллельной связью. Композиция этой части должна быть продуманной.
Концовка подводит итог тому, что было сказано ранее. Часто концовка представляет собой обобщающее предложение с обобщающим словом. Здесь могут быть и вводные слова, указывающие на законченность, завершенность, полную исчерпанность мысли (наконец, итак, следовательно, таким образом, одним словом). Существуют и другие грамматические средства оформления концовки, например союз и, который может открывать последнее предложение текста или замыкать в нем ряд однородных членов.
В основе композиции лежат те или иные конструктивные приемы – способы, в которых заключена логика отношений частей текста. Прокомментируем особенности приемов, которые наиболее часто встречаются в произведениях и которые вы сами могли бы использовать при написании текстов.
1) Если части текста противопоставлены друг другу, значит в композиции использован прием контраста. На этом приеме построено стихотворение Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».
2) Дилемма как конструктивный прием тоже достаточно часто встречается в текстах разных жанров. Суть приема состоит в выборе между двумя противоположными положениями (знаменитый монолог Гамлета).
3) Прием вопросно-ответного хода (когда автор сам задает вопрос и сам на него отвечает) необходим для привлечения внимания адресата, вызван стремлением заставить читателя или стушателя сначала ответить на вопрос, а затем сопоставить его с ответом автора.
4) Прием обрамления, когда первая и последняя фразы части текста одинаковы или почти одинаковы, способствует большей выразительности текста.
5) Прием перечисления используется для усиления, выделения логических отношений в тексте.
6) Не менее востребован и прием, называемый конкретизацией, суть его – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли.
7) Композиция текста также может быть построена на приеме параллелизма.
8) В некоторых текстах можно наблюдать прием, именуемый парадоксом, построенном на намеренном нарушении логики.
Умелое использование конструктивных приемов делает текст более понятным, убедительным и запоминающимся.
Абзац, точнее абзацный отступ, можно причислить к знакам препинания, поскольку абзацное членение текста, как и употребление в письменной речи собственно знаков препинания, служит той же цели – донести до читателя авторский текст соответственно заложенному в нем содержанию. Абзацный отступ – это сигнал к своеобразной паузе, организующей чтение. Текст, не расчлененный на абзацы, воспринимается трудно, логико-смысловые связи между отдельными предложениями и кусками текста сразу не улавливаются. Абзацное членение преследует общую цель – выделить значимые части текста. 
Берём на заметку: “Основные фразы абзаца (абзацные зачины) должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы. Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное”.

Общие рекомендации по корректировке текста.

Чтобы построить текст, необходимо не только обладать предметным знанием, но и намечать план движения мысли, развития темы, уметь членить текст и делать переходы от одной мысли к другой, устанавливать связи между отдельными частями текста. Но и этого будет недостаточно, если вы не научитесь контролировать себя и избегать ошибок при написании текста. В этой связи можно посоветовать следующее.
1. Написанный текст обычно читается два-три раза, с тем чтобы сконцентрировать внимание сначала на содержании, затем на речевых и грамматических средствах и, наконец, на орфографической и пунктуационной правильности.
2. При корректировке содержания вы должны задуматься над тем, нет ли лишнего, может быть, о чем-то сказано недостаточно, точно ли выражена главная мысль, не нарушается ли последовательность в изложении.
3. При корректировке речевых ошибок обратите внимание на правильность употребления слов с точки зрения их значения и сочетаемости. Опирайтесь на нейтральную лексику. Помните, что книжный стиль не допускает использования разговорной лексики. Избегайте ненужных повторов, однообразных по структуре зачинов и концовок строф. Не забывайте, что именно эти компоненты придают тексту динамичность и выразительность.
4. При определении грамматической правильности обратите внимание на сочетаемость слов, их управление, а также на структуру предложений, не злоупотребляйте инверсией, следите за порядком слов в предложении.
5. При проверке орфографической правильности обратите внимание на написание терминов, слов иноязычного происхождения. Прочитайте текст без редукции по слогам, зрительно определяя состав слов, особенно суффиксы и окончания.
6. Для определения пунктуационной правильности большую роль играет представление структуры предложения: простое – сложное, а далее порядка слов, уровня распространенности (однородные члены, обособленные члены, вводные слова).

Выполните практическую работу, которая будет являться домашним заданием.
1) Прочитать текст, определить его тему и микротемы.
2) Выделить абзацы, найдя абзацные зачины, проследив логику развития мысли автора.
3) Озаглавить текст.
4) Переписать  ( или перепечатать) текст, делая отступы в начале абзацев, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Работу направить в виде фотографии или файла сообщением в сетевом городе или Вконтакте.
Тютчев по справедливости считается мастером “пейзажа в стихах”. Но сравнительно редко пейзаж даётся поэтом сам по себе. Поэту в высокой степени доступна передача эмоц…онального ощущения вызываемого в человеке явлениями внешнего мира. Именно поэтому каждую весну Л.Н.Толстой повторял тютчевские строфы Как н… гнетёт рука судьбины…, а Некрасов писал по поводу стихотворения “Весенние воды” Читая их чу…ствуеш… весну когда сам н… знаеш… почему делается весело и легко на душе как будто несколько лет свалилось долой с плеч … . Гораздо чаще образы природы служат поэту для вопл…щения его дум о человеке. Нередко двойной смысл стихотворения – прямой, связа…ый с миром природы, и переносный, ин…сказательный, связа…ый с внутре…им миром человека, - подчёркивается самой к…мпозицией. Так например в стихотворени… “Поток сгустился и тускнеет…” образ застывшего “под твёрдым льдом” потока на дне которого продолжает журчать ключ переносится во второй строфе на “убитую хладом бытия” человеческую душу “подо льдистой корой” которой по-прежнему бьются жизне…ые силы. В других стихотворениях оба плана настолько слиты друг с другом, что сост…вляют единое целое (“В душном воздухе молчанье…”. “Дума за думой, волна за волной…”). В некоторых же случ…ях, когда на первый взгляд Тютчев даёт только эмоц…онально окраше…ый “пейзаж в стихах” (“Что ты клонишь над водами…”, “Обвеян вещею дремотой…”), аналогии с человеком н…вольно возникают в сознании… читателя.

11 класс русский язык

Уважаемые одиннадцатиклассники! Мы с вами находимся в стадии повторения изучения и подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Тема урока: "Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Особенности предложений с вводными словами, или как выполнить задание 18 в ЕГЭ"



Вспоминаем теорию:

1. Вспоминаем, что такое обращение и вводные слова.

Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Труд этот, Ваня, был страшно громаден... ( Ваня - обращение)
Вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к содержанию высказывания. Родители, к счастью, были уже дома. ( к счастью - вводное слово)

2.Что общего у обращений и вводных слов? И обращения,  и вводные слова имеют много общего. В устной речи до этих слов и после них обязательно делаются паузы, которые на письме выделяются запятыми. Это и есть интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями и вводными словами.

3. При выполнении задания 18 на ЕГЭ нужно уметь видеть обращения и вводные слова. При этом не забыть:
1. Обращениями не могут быть местоимения ты, вы и др.
2. Обращения могут быть распространенными, например, Я крепко целую тебя, моя родная. В художественных произведениях писатели употребляют различные типы определений: согласованные и несогласованные, приложения, используют ряды однородных членов., поэтому необходимо быть предельно внимательными.
3. Необходимо знать как можно больше вводных слов, чтобы видеть их в предложении. При этом помнить, что иногда вводные слова имеют грамматические синонимы: похоже, казалось, может быть и т.д.
4. Нужно знать, какие слова никогда не являются вводными и не выделяются запятыми: будто, как будто, вряд ли, едва ли и т.д.

Тренируемся:
а) курс Л. В. Великовой на портале РЕШУЕГЭ: задание 18

(повторяем правило по теме) https://rus-ege.sdamgia.ru/page/rus_l-velikova_lesson23

2. Выполняем тренировочные задания:
а) блок из 10-15 заданий 18 на РЕШУЕГЭ:
для подготовки https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=223
тренировочные и диагностические работы https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=276
задания на основе экзаменов прошлых https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=306
Если возникли сомнения при выполнении какого-то задания, обязательно кликните на ПОЯСНЕНИЕ, ссылка приводится после каждого задания
в) Проект Яндекс.Репетитор, здесь – задание 18: https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_num..
Рекомендуем отслеживать время выполнения каждого задания. Не более 1 -1,5 минут на выполнение одного задания. Проверьте себя!
Всегда помним, что в заданиях части 1 теста ЕГЭ-2020 (/блок «Пунктуация»/) верных ответов в задании может быть и 2, и 3, и 4…




Домашнее задание: сделать проверочную работу по заданию 18, состоящую из 10 предложений с вводными словами или обращениями, используя стихотворения А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, О.Э.Мандельштама.  Необходимо записать ( напечатать) предложения без запятых, заменив их цифрами. Ответы написать после всех предложений, в ответах указать цифры, которыми выделяются обращения. Файл с домашней работой направить сообщением в сетевом городе  ( или сообщением в Вконтакте)