воскресенье, 17 марта 2024 г.

Еще один новый автор

 Взятая на себя задача: читать рассказы и немного писать о них в блог, т.е. вести нечто вроде читательского дневника, оказалась достаточно трудной. Прочитаешь рассказ, а потом ходишь и размышляешь, потом еще комментарии других участников марафона почитаешь - времени уходит больше, чем предполагала. Но очень хочу не бросить это занятие!

Сегодня рассказ Бранислава Нушича "Лунная ночь"(27/100). Автор для меня новый, а рассказ - привет русской классике. Здесь и Бунин, и Чехов с "Хамелеоном" и "Смертью чиновника", и Гоголь с Чичиковым и Акакием Акакиевичем, и даже Шарикова можно найти. Но самое интересное в том, что жил этот сербский писатель и драматург в конце девятнадцатого - начале двадцатого века, годы его жизни 1864-1938. На творчество Нушича сильное влияние оказало творчество Гоголя, о чем сам он писал. А тема "маленького человека", так остро звучащая в этом рассказе, была для него глубоко прочувствованной на личном опыте, если почитать его биографию. 

Рассказ, с одной стороны, горький, с другой, остро сатирический: только в пьяном виде Трифун Трифунович может высказать собаке, пока никто его не видит и не слышит, свои сокровенные мысли: "животные пользуются большей свободой, чем человек, ибо человек имеет разум, но ему запрещено ворчать, а животное не имеет разума, а, видишь, тебе никакой закон не запрещает ворчать."

Смешно и горько! Особенно от того, что для маленького человека по сути ничего не изменилось...

суббота, 16 марта 2024 г.

Кино и литература в одном рассказе


Я всегда любила и люблю читать. Сколько себя помню, я всегда читала. Наверно, поэтому я не очень люблю кино, плохо разбираюсь в других видах искусства. К этому можно добавить и мое сельское происхождение: негде мне было слушать классическую музыку или рассматривать картины... Я очень сильно об этом жалею и всю жизнь стараюсь наверстывать упущенное. Вот и новый рассказ в марафоне чтения рассказов еще раз показал мои пробелы в знании кинематографа. Единственное, что меня может извинить, что речь шла о кинематографе американском...Считаю, что в этом рассказе отсылки к тем или иным произведениям кино - особый прием характеристики героев. Ведь всегда обращаем внимание на то, что читают герои, какую музыку слушают.  А тут они разговаривают о фильмах и незнание  контекста очень мешает правильному восприятию. Речь идет о рассказе Тима Пратта "Невероятные мечты".(26/100). Рассказ мне  понравился увлеченностью героев, переходящей в одержимость. Они оба любят кино, интересны их размышления о кино. Вот, например, Элли: "...вот говорят, что читать хорошую книгу - все равно что смотреть сон наяву. Я думаю, кино в этом смысле гораздо круче. Некоторые считают, что кино не сравнится с хорошей книгой, а я думаю, они просто не видели хорошего кино. Или не умеют смотреть по-настоящему. Вот в моей жизни, если вдуматься, немного смысла. ... Но когда я смотрю классный фильм, то чувствую, что понимаю в жизни чуть больше. И даже не самый классный фильм помогает на пару часов забыть о том, как все вокруг паршиво. Кино научило меня быть смелой, нежной, показало, что нужно стоять за себя и за друзей." Здорово, что рассказ о любви не только к кино, понравился финал - "У нас впереди столько всего"! И веришь, что все у Пита и Элли будет хорошо)) Понравилась светлая атмосфера рассказа, оптимистичный финал. Как хорошо, что эти герои нашли друг друга!

Кстати, автор за этот рассказ получил премию Хьюго в 2007 году. Премия Хьюго - это англоязычная ежегодная читательская премия за  достижения в области научной фантастики, премию вручают с 1953 года.

 

пятница, 15 марта 2024 г.

Рассказ, который захотелось принести на урок

Сегодня опять новый для меня автор - Ричард Матесон. Выяснилось, что многие знают этого автора, да и рассказ в числе любимых. Для меня же это первое прочтение. Это автор книг "Куда приводят мечты" и "Я - легенда", которые были экранизированы и стали мегапопулярными.  Рассказ "Кнопка, кнопка" ( 25/100). Кстати, сегодня пройден "экватор" в марафоне чтения и четверть в моем личном вызове "100 рассказов". 

Рассказ, действительно, удивляет и дает пищу поразмышлять о многом. Например, о целях и средствах их достижения, о мечтах и реальности, о выборе и его последствиях, о доброте и жестокости, о взаимопонимании. В основе парадокс китайского мандарина, то есть этический парадокс: стОит ли совершать плохой поступок, имея полную уверенность, что о нем никто и никогда не узнает)

Рассказ удивительно подходит для обсуждения с учениками как в 11 классе, так и в 9 классе. Интересно его было бы читать, используя прием "Чтение с остановками". Попробовать что ли?

Из обсуждений:

На первый взгляд легко осуждать Норму, но у неё былая достойная цель, хорошая мечта. Положив руку на сердце, честно глядя в глаза, кто бы не задумался о том, что можно приблизить исполнение желаний так просто. Ребята признавали это, но понимали, что женщина эгоистичная, а её муж идеалист. Его и её очень жаль.

С тем, что Норма эгоистична абсолютно согласна, хотя в рассказе подчеркивается, что она хочет исполнить не только свою мечту, но вреде бы как мечту общую. Артур, на мой взгляд, не идеалист. Он просто не приемлет в принципе такой способ решения проблем или исполнения желаний - с помощью убийства другого человека. Герои находятся в состоянии выбора, и этот выбор стоит  жизни Артуру. 

Вопросы для обсуждения: Всегда ли мы знаем тех, с кем живём рядом? Имеет ли право кто-то вершить чьи-то судьбы? Как случайность может  показать обратную сторону человека?

Интересное суждение: это вариация ветхозаветного сюжета с древом познания добра и зла, искусителем, Адамом и Евой. Только путь в рай заказан…

Фильм по рассказу: "Посылка" ( 2009 г.)

четверг, 14 марта 2024 г.

Неожиданный для меня Кир Булычев

 Кир Булычев для меня прежде всего создатель - родитель Алисы. Это мое детство, и от этого не уйти. Но фантастика может быть и такой: жизненной и пронзительной. Нереальное телефонное соединение, и уже вместе с Вадимом Николаевичем сопереживаешь девочке Нине. Как важны в рассказе детали: с одной стороны, мама в госпитале, затемнение, холод и голод, папа на фронте, и ожидание конца войны; с другой стороны, холодильник с французской курицей и испанскими сардинами, "Мосфильм", нет ни войны, ни тревог... Но если бы не было в жизни Вадима 1942 года, то  понял бы он эту девочку? Именно через обыденные детали передана атмосфера войны и атмосфера мира. Очень хочется в наше непростое время тоже получить весточку из, например, 2042, чтобы узнать, как же что же было в эти 30 лет....Жаль, что это всего лишь фантастика...

А фильмы, являющиеся экранизацией данного рассказа, постараюсь посмотреть!

Рассказ " Можно попросить Нину?" Кир Булычев ( 24/100)

среда, 13 марта 2024 г.

"Я тебя искал, искал" Ирвин Шоу

 

Сегодняшний рассказ опять вызвал споры. В основном спорят: любовь между героями или не любовь? Вот чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что невозможно словами выразить или дать определение  - что же такое любовь. Вроде кажется, что все просто, а совсем не просто. Для кого-то любовь, наверно, такая: вместе, удобно, приятно, общение... Думаю, что что-то чем просто привязанность объединяет героев. Да, и мне они не очень понравились как люди, но друг для друга они, видимо, значили много. А теперь - одиночество, попытки сбежать друг от друга, стать другими...Ясно, что счастливыми они не будут ни вместе, ни по отдельности... В рассказе много деталей, к которым хочется приглядеться... И герои не так просты, как кажется.

Это мое, наверно, знакомство с творчеством Ирвина Шоу, хотя имя знакомое, но произведений не вспомню. Рассказ Ирвина Шоу "Я тебя искал, искал" ( 23/100).

вторник, 12 марта 2024 г.

Рассказ о безответной любви

   

 Сегодня уже 12 день марафона по чтению рассказов. И 12 дней я, преодолевая свою лень, понемногу пишу о том, что читаю, свои мысли и наблюдения. Сегодня  рассказ  Андре Моруа "Фиалки по средам"(22/100). Опять любовь, безответная, трагичная. И благодарная Женни, совсем не знавшая того, кто по средам приносил ей фиалки, сама приносит цветы на могилу этого юноши. Задумалась: она заглаживает свою вину, которой вроде бы и нет? Или осознает всё величие такой самоотверженной любви и поклоняется ей? Конечно, второе, ведь Женни показана не только как прекрасная актриса, но и как внимательный и добрый человек. Всего несколькими фразами создан образа лейтенанта Андре, но как он хорош! Интересная и композиция: рассказ в рассказе.

 По аналогии, конечно, как и многие, вспоминаю Желткова из "Гранатового браслета" Куприна. Да, у Куприна всё трагичнее, жестче, можно сказать, что в соответствии с русской действительностью. У Моруа как-то легче...

И еще одно замечание:  я никогда не считала, что из фиалок можно делать букеты. Это же те фиалки, что растут у многих как комнатные цветы? Или есть еще какие-то?

Коллеги стали собирать произведения, в которых значимую роль играют цветы. А я почему-то обратила внимание на день недели...

понедельник, 11 марта 2024 г.

"Как совпало - война, беда, мечта и юность..."


 Продолжаю читать рассказы. Сегодня рассказ Владимира Богомолова "Первая любовь" (21/100). Пронзительный, щемящий рассказ... "Как  это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность..." Когда читаешь, что ему - девятнадцать, а ей - восемнадцать, понимаешь, что они старше не только сегодняшнюю молодежь такого возраста, они старше даже нас, людей с опытом. Просто потому что война. Читать рассказ очень трудно, особенно сейчас. Но мы читаем, и сдерживаем слезы,  и проглатываем комок в горле, и слушаем звенящую тишину в классе...

Такие рассказы нужно читать учителю вслух в классе. проверено - так внимание обеспечено стопроцентное. У меня есть небольшой список таких рассказов, этот тоже будет добавлен в копилку. 

Пока писала пост, сделала для себя два небольших открытия. Первое: есть два писателя Богомолова: Владимир Осипович, автор этого рассказа и знаменитого романа "В августе 44 -го", и Владимир Максимович, волгоградский писатель. Второе: оказывается, биография Владимира Богомолова таит в себе массу загадок. Вот так...


воскресенье, 10 марта 2024 г.

Наконец - то новый для меня автор

 Наконец-то новый для меня автор! Сегодня - Кен Лю "Бумажный зверинец". (20/100) В первую очередь, для меня это великолепный рассказ о безграничной материнской любви. Только мама может перенести жестокое поведение  сына-подростка, который перестает разговаривать с собственной матерью в угоду обществу, но всё равно сохранить для него историю семьи, пусть и таким необычным способом. Как хорошо, что пусть позднее, но раскаяние было. Рассказ еще много о чем: и о бедной китайской девочке, и об эмиграции, и о взаимоотношениях в семье. А сам рассказ чудесен своим магическим реализмом: эти оживающие от дыхания матери бумажные звери... 

Кен Лю - американский писатель-фантаст китайского происхождения. Стоит почитать его биографию, чтобы понять, насколько это неординарная личность! Известность к нему пришла только в 2011 году, после публикации рассказа «Бумажный зверинец», который мгновенно стал хитом и получил несколько престижных премий, включая Небьюлу, Хьюго и Всемирную премию фэнтези

Я вообще-то не очень люблю как фантастику, так и фэнтези. Но думаю продолжить знакомство с произведениями этого писателя. Хотя бы еще несколько рассказов прочитать...


суббота, 9 марта 2024 г.

О человеческой зависти и ее страшной силе

 Мое участие в марафоне-челлендже "30 рассказов за 30 дней" продолжается. Интересно открывать новые грани творчества известных писателей. Фрэнсис Скотт Фицджеральд, известный по романам "Великий Гетсби" и "Ночь нежна", автор сегодняшнего рассказа "Я не был на войне".(19/100) Рассказ построен так, что дочитав до конца, читатель обязательно вернется, чтобы выстроить ту цепь событий, которая привела к смерти человека, который считался "красой и гордостью ... курса". А причина смерти кроется в обыкновенной человеческой зависти. Той самой "черной" зависти, которая и есть один из смертных грехов. "Я не был на войне" , - повторяет Хиббинг, а я продолжаю: "И хорошо, что не был!" Если не сумел победить в себе зависть, страх, слабость, если не сумел признать свои ошибки, которые привели к гибели солдат не в условиях боя, то к чему это может привести на войне? И даже после смерти Эйба Хиббинг не может простить ему человеческого превосходства и рассказывает никому не нужную правду о причине смерти Эйба. Зачем он признается в своей причастности к этому, пусть и косвенно? Совесть проснулась? Нет, это снова зависть. Не дай бог встретить в своей жизни таких людей!

пятница, 8 марта 2024 г.

Сегодня - только о любви и женщинах. Таких разных...

 


В Международный женский день, день 8 Марта, когда прославляют Женщину, марафон подбросил рассказ очень неожиданный. Видимо, так и было задумано. Сегодня - Александр Грин "Змея"(18/100). Грин - мастер новеллы, и этот рассказ еще одно тому подтверждение. Рассказ о глубокой, самоотверженной любви и о жертве этой любви. И о женщине, глупой, эгоистичной, красивой и потому считающей, что вправе играть чувствами других людей, а в итоге играющей и жизнями. Уже с самого начала рассказа чувствуется авторская насмешка над Джой, наносящей раны любви. Ждешь, что она должна получить по заслугам, получить урок. Но будет ли то, что случилось с Кольбером, то, чему она было виновницей, ей уроком? Сомневаюсь. Такие легко находят оправдание себе.  И насколько мудрее, сильнее духом Кольбер! Кинулся ли бы он спасать человека, даже если бы это была не Джой? Думаю, что да. И получается, что рассказ еще и о силе духа, и о самопожертвовании, но и об эгоизме. 

Читая тот или иной рассказ, обязательно думаю, а как этот писатель отозвался в моей жизни. Пока не было ни одного автора, о котором бы я ничего не знала или ничего не читала. Но говоря о Грине, обязательно вспоминаю свою поездку в Крым, в Феодосию, посещение дома-музея Александра Грина, замечательных экскурсоводов и моих родных, которые ради меня пошли в музей. 

Идеи, почерпнутые в марафоне:

Какая антитеза: девушка, умеющая думать только о себе и мнении, которое о ней сложится, и мужчина, умеющий любить и жертвовать собой. 

Зацепила фраза: "Вы будете чьей-нибудь женой, а это главное. Чтоб быть женой, надо жить."

"Женщины почти всегда принимают змей за ящериц!" Почему-то фраза эта запомнилась сразу. К сожалению, не разглядела Джой в Кольбере своего человека.

О какой же змее идет речь? Героиня еще та змеюка: так пренебрежительно относиться к чужим чувствам, так ими играть... Жалко юношу: во имя чего он погиб? Чтобы она жила и заставляла страдать других? Хотя ей уже три месяца никто не говорил о своих чувствах... Может, ее время прошло или за внешностью остальные разглядели то, что не видит влюбленный Кольбер? Этот рассказ точно предложу ребятам. 

Сразу на ум пришел Желтков... Думаю, можно целый урок сделать на сравнении этих двух рассказов. Желтков Куприна ушёл из жизни иначе, но думаю, что от этого и нужно оттолкнуться. Можно сравнить, как любят герои, как к ним относятся женщины. Интересный получается расклад.

Читая тот или иной рассказ, обязательно думаю, а как этот писатель отозвался в моей жизни. Пока не было ни одного автора, о котором бы я ничего не знала или ничего не читала. Но говоря о Грине, обязательно вспоминаю свою поездку в Крым, в Феодосию, посещение дома-музея Александра Грина, замечательных экскурсоводов и моих родных, которые ради меня пошли в музей. 

четверг, 7 марта 2024 г.

А сегодня не рассказ, а сказка

 

Художник Анна Хопта

Как разнообразен любимый с детства Андерсен! Иногда грустен, иногда поучителен, иногда забавен, но всегда интересен. Сегодня прочитала еще одну его сказку "Двенадцать пассажиров".(17/100)  Нет в ней ни занимательного сюжета, ни поучительного вывода, но ее очень хочется принести на урок. Хочется придумывать самые разные задания, ведь эта сказка может стать отправной точкой для развития творчества детей. 

Идеи, предложенные участниками марафона:

1. Конечно, интересно связать этот произведение со сказкой С.Маршака "Двенадцать месяцев".

2. А еще поговорить о том, что в разных климатических зонах времена года не очень соответствуют единым календарным. Вот, например, на Чукотке март - этот ещё зимний месяц, а снег начинает таять в мае.  Когда читаем "Двенадцать месяцев", можно сравнить месяцы со своими погодными условиями и поговорить о том, как уникальна каждая страна, как отличает климат каждого региона нашего огромного государства. У каждого региона месяцы со своими дарами. 

3. Идея урока: делим класс на группы (4 или 12) каждой группе даём описание месяцев Андерсена и задание написать продолжение. Например, 1 группа получила описание летних месяцев, а написала про осенние. К концу урока получаем 12 описаний от детей и сравниваем с тем, что у сказочника. А дома можно иллюстрации рисовать или ИИ попросить сделать картинку по двум разным описаниям.

4. Можно по описанию месяцев у Андерсена загадки составлять, чтобы дети отгадывали, о каком из них идёт речь.

5,Может, попросить каждого ученика порассуждать, почему именно в такие образы облачены 12 месяцев Андерсеном? А какими предстают они у Маршака(особо не выделяются).  

6. Детям поможет разобраться во временах года и месяцах "в лицах", можно перед чтением предложить ребятам самим представить визитки (нарисовать и написать) или паспорта месяцев, чтобы они с собой принесли или какие  у нас ожидания от каждого месяца; очень много можно сделать в рамках реализации функциональной грамотности; как много разной и увлекательной работы можно провести по русскому языку - клад просто!

Моя идея: Когда-то у меня была идея на первом уроке в месяце особенно в 5 классе рассказывать о том, как появилось название месяца, чем месяц интересен. Продержалась я, правда, недолго, но хорошо помню, что интересным было начало урока про декабрь. Вот сюда бы очень классно вписалась и сказка Андерсена.

среда, 6 марта 2024 г.

Автор, не прочитанный в школе

 


Продолжаю читать рассказы. Сегодня - Марк Твен "Укрощение велосипеда". ( 16/100)  Марк Твен для меня - это автор, которого все читали в школе, а я прочла его впервые намного позже. Хотя дома была книжка Марка Твена , как сейчас помню, зеленая из серии "Школьная библиотека". Там, конечно, были "Приключения Тома Сойера". Но я дальше первой страницы в школе не продвинулась. А потом, уже в студенчестве, взахлеб читала и Тома, и Гекльберри Финна! А сегодня рассказ.

Неужели научиться кататься на велосипеде так же трудно, как укротить льва? Если учился этому в детстве, но можно ответить отрицательно. А если во взрослом возрасте? Твен легко, с самоиронией, с юмором по сути рассказал о том, как учиться не только ездить на велосипеде, но и учиться чему-то новому: главное - не спасовать, продолжать, даже если приходится постоянно прикладывать свинцовые примочки. Вот сегодня мне предложили посетить мастер-класс по рисованию. А я художник от слова худо! Но начитавшись рассказов этой недели, решила, что соглашусь. Еще заметила для себя мудрые мысли и про роль учителя (Во всяком случае, возьмите себе учителя  - это сбережет массу времени и свинцовой примочки), и про ценность житейского опыта (Некоторые воображают, будто несчастные случаи в нашей жизни, так  называемый "жизненный опыт", приносят нам  какую-то пользу. Желал  бы  я  знать,  каким образом?  Я  никогда  не видел, чтобы такие случаи  повторялись  дважды. Они всегда подстерегают нас там, где  не ждешь, и застают врасплох.") точнее, про отсутствие ценности): ", и про универсальный способ изучения чего-либо на примере немецкого языка: "Нет,  теперь я вижу, в чем беда с немецким языком: в том, что с него  нельзя свалиться и разбить себе нос.  Это поневоле  заставило бы приняться  за дело вплотную. И  все-таки,  по-моему,  единственный правильный  и надежный  путь научиться немецкому  языку -  изучать его  по велосипедному  способу.  Иначе говоря,  взяться  за одну какую-нибудь подлость и сидеть на  ней до тех пор, пока не выучишь, а не переходить к следующей, бросив первую на полдороге.", и про самоучек: "Самоучка редко знает  что-нибудь  как следует и обычно в десять раз меньше, чем узнал  бы с учителем;  кроме того, он  любит  хвастаться  и вводить  в  соблазн  других  легкомысленных  людей."

Думаю, обязательно возьму этот рассказ в начале 4 четверти и расскажу свои смешные истории из детства, чтобы и дети тоже присоединились к челленджу «Не бойся быть смешным!», тогда уж точно не так страшно, что ты чего-то не умеешь и не все сразу получается)

вторник, 5 марта 2024 г.

Рассказ, вызвавший споры...


 А сегодня - Макс Фрай "Страшная тайна". 

(15/100) Рассказ мне показался обаятельным именно благодаря образу любящей, заботливой мамы, понимающей, готовой откликнуться на беды своего ребенка, даже если сама она этой бедой не считает. Когда читала, обратила внимание на то, что рассказчик не муж, а может, друг мамы, но она, стоя перед выбором, уделить внимание ребенку или другу, выбор делает в пользу ребенка. Кажется, что так должна делать каждая мама, но ведь довольно часто это бывает не так. Интересен и финал. Как отнестись к последним словам мамы? Если знать, что Макс Фрай творит в жанре фэнтези, то как к фантастическому допущению о существовании инопланетян. А если этого не знать, то можно удивиться находчивости и фантазии мамы дважды: сначала, когда она придумала историю про инопланетян для дочки, потом, когда она ее продолжила для друга. Меня немного зацепило про восемнадцать полов, но это звучит иронично, поэтому почему бы и нет, тем более что это почти в одном ряду и с Уэллсом, и с ромом, и с маминым другом...

Отдельный вопрос, нужно ли читать этот рассказ в школе? Кто-то считает, что не нужно, а можно, даже для анализа его предлагает ( разобрать для поиска проблем) или выступить с отрывком на "Живой классике", кто-то категорически против, увидев в рассказе буквально пропаганду разрушения традиционных ценностей: клянутся не на Библии, а на книге Уэллса, Библии в доме нет, у мамы не муж, а друг, ведут речь про восемнадцать полов, а еще и вспоминают ковбоев, терминаторов и таксистов... 

Макс Фрай — удивительное для отечественной фантастики явление. Долгое время под этим псевдонимом скрывалась писательница Светлана Мартынчик. Имя знаковое, и это один из авторов, которого мне хочется почитать, хотя бы чтобы иметь представление о его творчестве.