воскресенье, 3 августа 2025 г.

Как организовать работу на уроке литературы, если надо послушать чтение наизусть?

 Как организовать работу на уроке литературы, если надо послушать чтение наизусть?

Оставляю себе на память, что предлагают коллеги, потому что это, действительно, проблема. Многое из того, о чем написано ниже. пробовала в той или иной мере. Но иногда мелочи решают всё.

1.Я даю выбор детям. Они учат те стихотворения, которые их зацепили. Например, изучаем лирику Пушкина- все учат разные стихотворения. И слушать отвечающих уже интересно.

2.В 5-6 классе так делала: Стихи читали на уроке. Детей попросила слушать внимательно, запоминать. В конце урока раздала листочки и попросила написать, чье чтение понравилось больше всего. Посчитала голоса и тому, кто набрал больше, выдала подарочный сертификат на отмену одного домашнего задания;))))  Ребятам понравилось;)

3.Приглашаю на перемене старшеклассников: они со всей строгостью принимают чтение наизусть у 5-7-классников.В старших классах - сама на переменах и после уроков.

4.Найден эффективный и интересный способ вызова к доске! Такой, что не будет вопросов: «А почему он, а не я?!»Заходим на сайт https://ru.piliapp.com, выбираем «рулетку», вносим список учеников, присутствующих на уроке (всегда выручает документ со списками классов), нажимаем «старт». Готово, как говорится, крутите барабан))«Колесо» само выбирает «везунчиков». После того, как «жертва» выбрана, нажимаем на значок “s” справа от имени, убираем учащегося  из списка. Детям ну очень нравится, всегда рассказываем стихи, используя этот классный помощник. И злостных лентяев обычно мало или нет! А вообще в начале года дети получают памятку, чтобы заранее знать, что предстоит учить ☺️Пока кто-то рассказывает, люблю задавать детям мини-конспект или задания по тропам, чтобы не скучали 👌🏻

5.Я в 10-11 классах провожу урок, когда все учащиеся читают стихотворения одного автора. Предварительно даю список стихотворений в группе, каждый из класса выбирает себе одно ( лайкает название выбранного произведения, чтобы не было повторов). На уроке вывожу список этих стихотворений на экран (в хронологическом порядке) . Ребята выходят и читают один за одним, без обсуждения, только аплодируют каждому прочитавшему. Очень хорошо в этой перекличке голосов звучат циклы ( " Панаевский цикл", Денисьевский цикл", " Стихи о Прекрасной даме"). Причем чтение идет под музыку ( заранее высылаю композиции, но в какой момент кто будет читать - неизвестно). После того как все прочитали, с наводящими вопросами высказываются мнения о понимании любви поэтом и т. д. И в конце обязательно выбираем лучшее/ лучшие чтения: на небольших листовках каждый пишет фамилию 1 одноклассника, который, по его мнению, лучше всех прочитал. Ребята сбрасывают листочки в коробочку, и, пока кто-то подсчитывает голоса, другие по желанию высказываются, чьи чтения особенно понравились и почему. В процессе устных ответов стараюсь, чтобы была "конкретика", то есть не просто слова - хорошо, понравилось, молодец, надо именно аргументировать, что понравилось и почему молодец. Можно называть и нескольких человек ( в отличие от письменного голосования, где необходимо написать 1 имя) . Потом объявляем результаты подсчетов. Ставлю 1 или 2 дополнительные отличные оценки " От класса". Старшеклассникам очень такое " тайное голосование" нравится,  и приятно получить 5 не только от учителя, но и от класса. Некоторые таланты очень неожиданно открываются.

6.Я пробовала так. Ребятам выдаю листочки с таблицей, в которой фамилии учащихся класса.  В этой же таблице критерии, по которым надо оценить выразительность чтения товарища. Я тоже отдельно оцениваю ребят. Потом сравниваем, выводим средний балл. Дети комментируют , что было удачным при чтении, что получилось. Прошу давать и советы.

7.А я сразу сказала, что те, кто боится, будут рассказывать первыми, оценку ставлю выше! Говорю, что лучше сейчас перебороть свой страх, все равно жизнь заставит. И все к доске выходят. Я еще  и показываю, как они стоять должны, куда смотреть, как говорить!  Мы же научить должны! А потом самые застенчивые на конкурсе чтецов еще и места занимали.

8.Я тоже так делаю примерно. Но сначала рандомно выбираем трёх членов жюри (это занимает 3-5 минут, но детям очень нравится: желающего просим за дверь, а я рандомно присваиваю каждому номер, всё время по-разному считаю, часто кто-то за меня это делает- счастью нет предела). Дальше заходит наш временно отсутствующий, его просим назвать три числа - так выбрали жюри. Они садятся на специальную парту, им дают весёлые ручки из картона: золотая- блестяще, серебряная- отлично, зеленая- хорошо, желтая- удовлетворительно, красная- не получилось). Договариваемся о том, что во время чтения никто в классе не скрипит, не поворачивается, чтобы не сбить настрой. После прочтения по желанию аплодисменты, а жюри показывает каждый свою оценку. Каждый в классе в тетради по литературе ведёт свою таблицу, критерии сразу в начале года проговариваем, с каждым разом всё быстро и до автоматизма. Слушаем по 5 человек, потом обсуждение, спорим с жюри, в итоге объективная оценка и пожелания, что очень ценно для ребят. Тройки в журнал не ставлю, всегда шанс пересдать. Только 4 и 5. А лучших в каждой пятерке или потом в "туре" дополнительной 5 награждаем как "приз зрительских симпатий". Спорные моменты иногда голосованием решаем. Креативлю, ребятам нравится, ещё ведь многие высказываются, с каждым разом это делают лучше и без боязни. 


суббота, 2 августа 2025 г.

Копилка приемов - активаторов мышления учеников в начале урока

Сегодня вместе с Татьяной Патриковой  и ИИ собираем копилку быстрых приемов -активаторов мышления учеников на уроке, исходя из того, что не нужно перестраивать всю систему, чтобы изменить урок. Достаточно одной 3-минутной разминки, чтобы класс ожил, как по волшебству. 

1. "Разминка- вопрос" Один вопрос. провокационный, смешной или философский. например. "Может ли глагол быть предателем?"

Колесо обозрения

 Вместе с  методистом-авантюристом Татьяной Патриковой осваиваю нейросети или ИИ (Искусственный интеллект, ласково Иван Иваныч). Первым заданием для ИИ было: "Перечисли 7 главных трендов в школе в 2024–2025 году с краткими примерами применения". Это то же самое. что взобраться на колесо обозрения и посмотреть вдаль. и вот, что  я получила.

 Вот 7 главных трендов в школе на 2024–2025 годы с краткими примерами их применения: 

  1. Персонализированное обучение на основе ИИ

Описание: Использование искусственного интеллекта для адаптации учебного процесса под индивидуальные потребности учеников.

Пример: Ученик решает математические задачи в онлайн-платформе (например, Khan Academy или Яндекс.Учебник), которая автоматически подстраивает уровень сложности под его прогресс.

2. Цифровая грамотность и кибербезопасность с младших классов.

Описание: Обучение детей безопасному поведению в интернете и критическому мышлению при работе с информацией.

Пример: В 5-м классе проводится урок по распознаванию фейковых новостей и защите личных данных в соцсетях.

3. Интеграция геймификации в учебный процесс.

Описание: Применение игровых механик (баллы, уровни, бейджи) для повышения мотивации.

Пример: Учитель использует платформу ClassDojo, где ученики получают «очки» за активность, и могут «покупать» ими бонусы (например, дополнительную перемену).

4. Проектное и междисциплинарное обучение (STEM/STEAM)

Описание: Ученики решают реальные задачи, объединяя знания из разных предметов (наука, технологии, инженерия, искусство, математика).

Пример: Учащиеся 7-го класса создают модель экологически чистого города, используя 3D-печать, программирование и знания по экологии.

5. Эмоциональное здоровье и ментальная гигиена (SEL — Social-Emotional Learning)

Описание: Включение в расписание уроков по развитию эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости и навыков общения.

Пример: Каждое утро начинается с 5-минутной «проверки настроения» — ученики показывают карточку (красная, жёлтая, зелёная), и учитель адаптирует подход.

6. Гибридное и гибридно-очное обучение

Описание: Сочетание очного и дистанционного формата с использованием единой цифровой платформы.

Пример: Ученик пропустил урок по болезни — он заходит в школьный LMS (например, Moodle или Сферум), смотрит запись, выполняет задания и получает обратную связь от учителя онлайн.

7. Развитие критического мышления и медиаграмотности

Описание: Упор на анализ информации, проверку источников, работу с дезинформацией.

Пример: На уроке истории ученики анализируют два противоречивых источника о событии, выявляют предвзятость и делают выводы.

Что заинтересовало меня? Всё! Понемногу представляю. что это такое по каждому пункту, но как встроить это в урок,  в образовательный процесс именно в этом русле?  И это в условиях ограниченного интернета в школе ( ограничен он контент-фильтрацией, которая пропускает то, что не надо, и не пропускает то, что надо...) и запрета на использование телефонов на уроке ( учитель не может использовать даже в учебных целях, а ученик, если захочет, будет использовать, и кроме словесного порицания, других мер воздействия нет.).



суббота, 19 июля 2025 г.

Как увлечь чтением? - 3

 Продолжаю читать книгу Алихана Динаева и комментировать.

8. Придумывайте альтернативные варианты. Автор предлагает на основе того, что читает ребенок  сам или что читает ему родитель, выстраивать диалог, предлагая рассуждать над неординарными вопросами: А что если бы у Красной Шапочки был телефон? Как думаешь, Онегин и Татьяна были бы счастливы вместе? Почему? Идея хороша потому, что это поддерживает интерес к чтению ребенка со стороны взрослых. Но срабатывает нечасто. 

9. Смотрите экранизации! Идея понятна и хороша, если и смотреть фильмы, и читать книги. Но, к сожалению, даже в школе часто можно встретить советы от учителей: "Хотя бы экранизацию посмотрите..." А наоборот, чтобы посмотрели фильм, а потом читали книгу... Однозначно, что появлением экранизаций подогревает интерес к книгам.

10. Ваши дети - герои книги. Автор предлагает, читая, переименовывать главных героев, давая им имена детей. Соглашусь, что если в книжке действуют герои с именами детей, то как минимум это вызывает интерес, поэтому прием рабочий, особенно класса до 6. Важно пропустить содержание книги через душу и разум ребенка, поэтому стараемся провести параллели между ребенком и героем книги.

11. Хвалите и вдохновляйте читающего.  Совет хороший, тем более что автор еще и дает 10 золотых правил похвалы. Поощрять правильное поведение, действительно, очень важно. 

12. Слушайте аудиосказки в машине. Совет, конечно, больше для малышей, но в то же время в нем есть изюминка. Это хорошо делать, если не просто включать, а родителю быть активно вовлеченным в процесс: задавать вопросы, уточнять, размышлять...

13.Ищите книги по интересам. Каждый ребенок чем-то интересуется, надо предлагать ему книги в соответствии с его интересами. Согласна! Сама составляла списки книг для ребят, интересующихся футболом по просьбе их тренера ( книги были художественные).

14. Превратите просмотр мультиков в чтение книг. Новеллизация - процесс обратный экранизации, при котором фильм, сериал, игру или анимацию превращают в книгу. Предлагайте читать про героев мультиков. Конечно, если стоит задача - читать неважно о чем, то совет рабочий.