Луиджи Пиранделло "Черепаха" (32/100) - очередной глубокий и неоднозначный рассказ в марафоне "30 рассказов за 30 дней" Немного об авторе. Луиджи Пиранделло- итальянский писатель и драматург, лауреат Нобелевской премии 1934 года. Родился в 1867 году, умер в 1936 году. Мастер короткого рассказа.
Рассказ "Черепаха" достаточно известный, к нему часто обращаются школьный учителя, но я прочитала его впервые. Мне рассказ показался очень и очень грустным. Некий мистер Мишкоу получает в подарок от друга, верящего в то, что черепахи приносят счастье, черепаху. Сам Мишкоу назван особой впечатлительной. С одной стороны, ему безразлично, что на улице на него смотрят прохожие, с другой, он до дрожи боится, что черепаха выпустит ему на руку свои лапы... Но чем больше знакомишься с Мишкоу, тем большей симпатией к нему проникаешься: он осторожен с черепахой, он ее не может выбросить, оставить одну, без присмотра на улице, он склонен замечать красоту окружающего мира, склонен задумываться над вопросами философскими, например, о сочетании тела и души... В конце концов он понимает, что одинок в своей семье, где жена - "красивая фарфоровая статуэтка", а дети высохшие на корню. Он действительно напоминает шукшинских чудиков. Только мир Шукшина светлее...
Меня особенно поразил контраст между отцом и детьми, и вообще то. как изображены дети в рассказе. У них тяжелый-тяжелый взгляд свинцовых глаз, старческие глаза, они рождаются столетними, как черепахи... Мотив старости детей, их жестокости, старения еще до появления на свет повторяется неоднократно. Дети уже устали жить - они не радуются появлению черепахи, а обращаются с ней действительно как с камнем. Что ждет мир, если дети такие?
Линия гибельности мира продолжена тем, что Мишкоу пытается найти комфортное для черепахи место, но магазин закрыт, полицейский не разрешает оставить черепаху на клумбе... Живому существу, безобидному и практически не доставляющему хлопот, нет места в этом городском мире комфорта.
Но необходимость выбора между женой и черепахой становится поворотным моментом для Мишкоу. Он осознает, что все это время брака, все 9 лет он не жил, а мучался. И он возвращается с черепахой домой, а жена уходит из дома, видимо, забрав и детей. Финал символичен и трагичен: Мишкоу радуется, хлопая в ладоши, наблюдая за ползущей черепахой в одиночестве и повторяет: "А счастье вот оно, счастье-то." Наверно, для героя, освободивщегося от тяжкого груза семейной жизни, настало счастье. Но разве это счастье?
Идеи других участников марафона:
1.Лет 15 назад читали этот рассказ на уроке. Идеальный пример для ответа на вопрос: "Что такое счастье?"
2.Какой страшный рассказ, несмотря на обретенное в конце счастье!
Черепаха - барометр человеческих отношений.
Что мы видим в этой филигранной новелле:
-отношение к реальной действительности,
-занимаемое природой в нашей жизни место,
-понятие истинной свободы,
-смысл человеческого существования,
-отношение к миру денег,
-проблемы современного восПИТАНИЯ...
Чем "напитаны" дети семьи? Кем все это в них вложено, взлелеяно?
Почему события происходят в Нью-Йорке? Да потому что уже тогда Пиранделло для себя определил, что этот город - бизнес-центр планеты Земля, а США - страна образцового благополучия. Что автор этим сказал? Перед нами город сумасшествия... Колосс на глиняных ногах! Кому это все чуждо? Герою и черепахе, поэтому теперь они "счастливы вместе".
Кто победит в схватке "природа-человек"? Неясно. Хотя понятна гуманная позиция автора.
Я в восторге от аллегорических приемов в рассказе. Герой стремится развить в детях ответственность, интерес, заботу, но это все разбивается о скалы их детского равнодушия...
А этот вояж по городу? Некуда пристроить черепаху!!! Некому!!! Ужас!
"Черепаха" - приговор системе воспитания!!!
Какое же это счастье - быть самим собой!!!
Если кто урок будет проводить (можно в 6-7), найдите урок по критическому мышлению Побережной Ольги Ефимовны "Технология развития критического мышления" - там отлично предложено чтение с остановками (нашла его летом, буду в этом году брать с 6 для проведения идею)