понедельник, 13 июля 2015 г.

Понедельник! Что Вы читаете на этой июльской неделе?

Пришла пора рассказать о проведенном мною эксперименте, начало которому положено здесь.
Я читала несколько книг одновременно, что лично для меня было не совсем привычно. Сначала я набрала книжек: их  было 7 в электронном виде и одна в бумажном. Из каждой я читала по главе или по две, если они оказывались маленькие. Для меня это было похоже на праздничный стол, на котором много разного и попробовать хочется всего, хоть по ложечке. А потом уже понять, чего ты съела бы побольше или побыстрее. Еще я, оказывается, таким образом удовлетворила свою всегдашнюю болезнь: хочется прочитать и то, и это, а времени нет, а пока не дочитаю, не буду начинать, а то забуду. Можно было "надкусить" всего по чуть-чуть, понять, что всего интереснее, а потом даже решать, стоит продолжать или нет. Эксперимент удался! Я буду продолжать так делать: читать одновременно несколько книг.

Теперь о результатах.
1. Роман Сенчин "Зона затопления" (шорт-лист "Большой книги") Прочитано. Очень сильное впечатление. Обязательно будет отзыв.
2. Керстин Гир "Таймлесс. Сапфировая книга" . Прочитала... 
3. Борис Акунин "Весь мир-театр" . Прочитала. Для урока литературы, оказывается, совсем необязательно читать всю книгу, которая мне показалась очень скучной.
4. Александр Дюма "Три мушкетера" . Еще в процессе.
5. Эрих Ремарк "Триумфальная арка". Не прочитала еще.
6. Давид Гроссман "С кем бы побегать?". Прочитано, думаю, что напишу отзыв.
8. Евгения Басова "Уезжающие и остающиеся". Очень понравились эти три повести, вошедшие в сборник.
7. Александр    Генис "Уроки чтения". По сути чтение на этой неделе заканчивала, сделала много выписок, думаю оформить отдельным постом.
Оказывается, что хуже всего читалась "Война и мир" Л.Н.Толстого, очень медленно и очень немного...
Результатами я довольна!

Планы на эту неделю. Она будут достаточно напряженной, много предстоит сделать, поэтому книг поменьше.
Сначала то, что читается не торопясь:
1.. Александр Дюма "Три мушкетера" . 
2. Эрих Ремарк "Триумфальная арка".
3. Л.Н.Толстой "Война и мир".
4. Керстин Гир. "Таймлесс. Изумрудная книга." Думаю, что это будет даже не чтение, а беглый просмотр, чтобы узнать, чем и как всё закончилось... 
5. Алексей Варламов "Мысленный волк" ( шорт-лист "Большой книги")
6. Наиль Измайлов "Убыр" - продолжаю знакомиться с российской литературой для подростков.

Теперь я знаю, что для меня лучше быть в процессе: читать несколько книг сразу, а там, глядишь, и какую-то из них прочитаешь!
Кстати, очень захотелось присоединиться к  какому-нибудь литературному клубу, я нашла таких в Сети два, которые мне подходят, но пока на это нет времени...

А что на этой неделе читаете Вы?

среда, 8 июля 2015 г.

Борис Акунин "Планета Вода"

Думаю, что с творчеством Бориса Акунина знакомы все. Если уж не по книгам, то по фильмам. Кстати, фильмы, снятые по его книгам, я не смотрела, так уж получается… А книги читать люблю, хотя не люблю детективы – основной жанр Акунина. Читаю детективы только двух авторов – Акунина и Агаты Кристи. Вот и книга «Планета Вода» - это тоже три детектива. Причем это три новых разновидности детектива, например, в Википедии не отмеченные. Там названы такие:
1.     Детектив закрытого типа
2.     Психологический детектив
3.     Исторический детектив
4.     Иронический детектив
5.     Фантастический детектив
6.     Иронический детектив
7.     Шпионский детектив
8.     «Крутой» детектив
9.     Полицейский детектив
10.   Криминальный детектив

Первый детектив «Планета Вода» - «технократический». Действительно, в книге большое место занимают технологии  и техника: подводные лодки, скафандры, пневмофоры и целый подводный город «Океания», который создал Наполеон Бонапарт, потомок того самого Наполеона, с таким же наполеоновскими мечтами – покорить весь мир. Если учесть, что действие происходит в 1903 году, то, конечно, впечатляет технический прогресс. Но больше раздумий вызвало у меня другое - мысли о судьбе России и о жажде власти.
Несколько цитат. 1.  «К сожалению, в России власть и подданные относятся друг к другу с недоверием и не чувствуют себя одной семьей. Когда к власти относятся с почтением, не возникает желания оспаривать ее повеления. В хорошей семье демократия не нужна».
2. «Семья- это папа, мама, братья с сестрами, бабушка с дедушкой. Те, кого нужно любить. А государство - это механизм, позволяющий множеству семей, населяющих страну, разумно и удобно сосуществовать друг с другом». Кто же прав – азиат Маса или американец Питер Буль?

Второй детектив «Парус одинокий»  – «ностальгический». Фандорин расследует убийство женщины, которую когда-то любил, для него это – и путешествие в прошлое, и путешествие в Россию с ее «таежными законами». Жаль, что в провинции мало что изменилось с тех пор – кто сильнее, тот и прав.

Третий детектив «Куда нам плыть» - «идиотический». Кажется, что вот-вот и преступник, убивший 14 человек, будет схвачен, но… Наверно, идиотом тут выглядит Фандорин, которого преступник обводит вокруг пальца. Хуже всего, что деньги, за которые была такая жестокая расплата, предназначены для политических –  картавящего Владимира Ильича и человека с кавказским акцентом…
А как вы относитесь к детективам и к творчеству Бориса Акунина?


понедельник, 6 июля 2015 г.

Понедельник! Что Вы читаете на этой неделе?


Замечательную идею подсмотрела я в одном англоязычном блоге - делиться своим читательскими планами на неделю - и решила тоже попробовать. Тем более что я хочу вспомнить немного подзабытую со студенческих лет практику одновременного прочтения нескольких книг по главам. Стараюсь в день прочитать из каждой книги по главе. Сколько я сумею прочитать за неделю? Вот на этот вопрос и хочу сама ответить. О том, что получилось, расскажу.


Читаю на этой неделе:
1. Роман Сенчин "Зона затопления" (шорт-лист "Большой книги")
2. Керстин Гир "Таймлесс. Сапфировая книга" - "Рубиновую книгу" прочитала, хочется продолжения и понять, чем так это интересно моим ученикам...
3. Борис Акунин "Весь мир-театр" (хочу реализовать одну задумку для уроков в 10 классе)
4. Александр Дюма "Три мушкетера" (вспоминаю для уроков в 7 классе)
5. Эрих Ремарк "Триумфальная арка" - обещала, что прочитаю, своей ученице
6. Давид Гроссман "С кем бы побегать?" - в рамках знакомства с современной литературой о подростках
8. Евгения Басова "Уезжающие и остающиеся"- знакомлюсь с российской детской литературой
7. Александр    Генис "Уроки чтения". Профессиональное чтение.
Это всё у меня в электронной читалке. А если я не могу ею пользоваться, то в бумажном варианте уже в который раз перечитываю "Войну и мир" Л.Н.Толстого... 

Неделя у меня  всё еще отдыхательная и оздоровительная... Поэтому могу себе позволить роскошь чтения...

А какие книги на этой неделе будете читать Вы?

воскресенье, 5 июля 2015 г.

Станислав Востоков "Фрося Коровина"

С большим интересом читаю современную детскую литературу. Сегодня -

Станислав Востоков "Фрося Коровина" книга, широко известная в узком кругу(: Получила премию Владислава Крапивина, была на втором месте  в четвертом сезоне конкурса "Книгуру". Это мое первое знакомство с данным автором. Книга действительно теплая, добрая, жизнерадостная, как раз для младших школьников. И хотя я временами бурчала, недовольная изображением русской деревни (об этом чуть позже), но добрый юмор автора мое недовольство сводил на нет. Фрося Коровина, третьеклассница, "настоящая русская баба", живет с бабушкой в деревне в старинном доме постройки начала 19 века, архитектурном памятнике. И пока бабушка лежала в больнице со сломанной ногой, а девочка ее навещала, дом разобрали и увезли в музей деревянного зодчества. Представляете - дом украли! А вернули всё на свои места друзья Фроси - третьеклассники.  Всё закончилось, конечно, хорошо! Но мне показалось, что увлекательный, почти детективный сюжет интересовал автора меньше всего... А больше ему нравилось рассказывать о деревне Папаново, бабушке Аглае Ермолаевне, для которой важно за землю держаться, Фросе и ее друзьях- одноклассниках: отличнике Петухове, немного тщеславном и трусоватом, и троечнике Жмыхове, умеющем управлять трактором, дальнем родственнике Филимоне, колдуне с медведем Герасимом, который, чтобы не впасть в спячку пьет кофе, и пьянице Никаноре...

Не могу не вспомнить о школе. Люблю я подсматривать какие-то идеи школьной жизни в книгах. Фрося ходит учиться школу в соседнее село за 6 км: там есть школа и даже детский сад. в них вместе 4 человека. В какой-то мере есть  доля правды и в вымирании сел, и в исчезновении школ, и в малочисленности классов в сельских школах... Учитель Петр Сергеевич проводит интересный урок, которому посвящена отдельная глава "Окружающий мир". В основе урока размышления над проблемным вопросом : "Что удобнее лошадь или автомобиль?" и замечательный вывод: "Люди должны научиться жить скромнее." 
Я думаю, что вы поняли, что в книге реальность переплетается с волшебством или его подобием... Вот только всё равно мне такая деревня (с хорошими людьми и жуткими условиями жизни для них) не понравилась... А может, моя деревня просто другая? А в Вологодской области всё именно так,  как в книге?

суббота, 4 июля 2015 г.

Сказки о правилах дорожного движения

Эти сказки - работы моих учениц, написанные, когда они учились еще в 5 классе. Сейчас это уже шестнадцатилетние девушки, успешно - на "5" - сдавшие в 9 классе экзамен по русскому языку. С таких сказок, по-моему, и начинается дорога к творчеству и любовь к родному языку. Работы участвовали в школьном конкурсе творческих работ, посвященном ПДД и заняли призовые места.

пятница, 3 июля 2015 г.

"Артеку" посвящается

Совсем недавно в июне отмечали 90 лет со дня создания "Артека". Об этом вспомнила неугомонный человек Козенко Г, М. и решила собрать сведения об артековцах, которые живут в Старой Полтавке. Так я попала на встречу артековцев разных лет с ребятами из нашего пришкольного лагеря. Вспоминала..

среда, 1 июля 2015 г.

Проверка на человечность


Сегодня-1 июля. Да, это не день защиты детей, но я вспомнила об этом празднике?, прочитав книгу Дрейпер Шэрон "Привет, давай поговорим!" Издана книга в серии "Вот это книга!" издательства "Розовый жираф". 

Книга об особом ребенке,  больном достаточно известной болезнью - детский церебральный паралич. Большая мечта девочки - говорить, ведь  очень тяжело, когда сделать это невозможно. Эта книга заставила меня о многом задуматься. Конечно, я что-то слышала об этой болезни, встречала таких детей, но в своем отношении к ним была не лучше, чем учитель Димминг и ребята из пятого класса: Роуз, Клер и другие. Для меня такие дети, действительно, относились к разряду детей необучаемых: ведь как можно обучить, если ребенок не говорит, не ходит, не обладает координацией движений... Обычные обывательские представления о таких детях. И вот рассказ о девочке Мелоди, которая обладает слабым, больным телом, но сильным интеллектом, способностью чувствовать, сопереживать, она умнее своих одноклассников, но показать ей это очень трудно. Но Мелоди благодаря поддержке родителей, Кэтрин, миссис В. сумела победить  конкурсе эрудитов, сумела доказать всем, что с ней надо считаться...


Думаю, что такие книги надо читать учителям.Ведь много говорят об инклюзивном образовании, даже до нашей сельской школы дошло это направление деятельности: в этом году создавали кабинет для таких детей, но я, например, в нем не была... А разговоры в основном-то о том, что это выброшенные на ветер деньги... И я так считала... Но книга дала мне представление о том, как  может быть построен процесс обучения, и горькое понимание, что в нашей. а не в американской действительности таким детям и их родителям приходится во много раз тяжелее. Да и  жизнь у них детей очень сильно зависит от родителей и других близких: если что-то случается с родителями, то у детей судьба особенно страшная.
Книга вышла в серии от 10 до 14 лет, и я, конечно, прикидывала эту книгу на своих учеников. Будет ли интересно? Увы, немногим. Нужно ли говорить о таких книгах на уроке? Нужно, если к этому готов сам учитель и если в своей деятельности он действительно придерживается тех правил гуманизма. доброты. толерантности, о которых говорит книга.

среда, 17 июня 2015 г.

Список книг для чтения летом в 10 классе

Те, кто успешно сдал итоговую аттестацию в 9 классе, уже думают о классе десятом.
Что же читать летом по школьной программе после 9 класса? 
Не важно, по какой программе вы будете обучаться дальше, не важно, в каком образовательном учреждении, не важно, будет ли это школа, колледж, лицей, гимназия или училище, список программных произведений один и тот же. Читая, выписывайте имена и фамилии главных героев произведений! Помните, что эти книги пригодятся вам трижды:
1. для получения оценок на уроке;
2. для написания итогового сочинения, которое является допуском к ЕГЭ;
3. для аргументации в сочинении на ЕГЭ по русскому языку.
Но главное: читайте и получайте удовольствие!

Список книг для чтения летом по школьной программе
1. А.Н.Островский. Гроза. Бесприданница.
2. И.А.Гончаров. Обломов
3. И.С.Тургенев. Отцы и дети
4. Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо (стихотворения можно будет прочитать и во время учебного года).
5. Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание.
6. Н.С.Лесков. Очарованный странник.
7. Л.Н.Толстой. Война и мир.
8. А.П.Чехов. Вишневый сад. Ионыч.

А начинать чтение, конечно, надо с "Войны и мира", "Преступления и наказания" и "Обломова"... Понятно, почему... Из-за желания прочесть самые объемные произведения!
Приятного чтения! Читать не вредно - вредно не читать!

понедельник, 8 июня 2015 г.

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак "Москвест"


Прочитала еще одно произведение. Опять любимые мною Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. Миша и Маша, современные школьники, совершенно не интересующиеся историей, оказываются в прошлом.Их задача - вернуться в настоящее, найдя подсказки, при этом не изменив хода истории. Книжка, конечно, написана интересно, читаталась на одном дыхании. Я бы ее однозначно порекомендовала прочитать современным школьникам, хотя бы просто для расширения своего кругозора. Но как у учителя у меня возникли некоторые сомнения. Я не знаю, как бы я по ней проводила урок даже внеклассного чтения, потому что урок предполагет какие-то выводы, а выводы кроме "мы сами, а не цари делаем историю" больше мне в голову не приходят. В общем, такой занимательный роман с историческим уклоном, хотя, если бы я была учителем истории, то некоторые приемчики, может быть, на уроке использовала. Например, вспомните, что вы знате, например, о 1856 годе. Кстати, я часто задаю подобный вопрос на уроках литературы. Вот недавно, поэма написана в 1837 году. А что было в это время? А в ответ тишина ( совсем как у Жвалевского). Или, например, еще один интересный приемчик: читаем фрагмент книги - и догадайтесь, в какой период русской истории это могло произойти или могло ли это существовать в данном году. В общем, для меня как для учителя литературы - это произведение чисто рекомендательное. Хотя, к слову, учитель литературы, называемая почему-то русичкой, в произведении как раз на высоте: и Гоголь всплывает в сознании Миши, и Шекспир, и Грибоедов. 

P.S. Отзыв написан давно, но поменять в нём ничего не хочется.