вторник, 12 ноября 2019 г.

8/30

Почему ученики не хотят учиться, а учителя - учить?

Действительно, сегодняшняя ситуация в школе по сути своей катастрофична: ученики не хотят учиться, а многие учителя ходят на работу ради зарплаты. Почему?
На мой взгляд, причин тому несколько. Современное пространство предоставляет ребенку с малых лет очень много более интересных занятий, чем учеба в традиционном смысле этого слова. Еще до школы у ребенка перед глазами яркие игрушки, креативные компьютерные игры, в которых с легкостью можно достичь успеха. А приходит он в школу  - перед ним учитель с мелом и тряпкой, а если даже и с проектором, то всё равно это не столь интересно и ярко. Интересно учиться, когда есть элемент удивления и радость от осознания собственной успешности. Но как внести этот элемент удивления? Это большой вопрос для всей нашей педагогики. Учеников всё сложнее удивлять...
 Современные ученики привыкли к легкой жизни, у них отсутствует привычка к труду, самостоятельности, они не понимают слова "обязанности"... А учеба - всегда труд, труд порой тяжелый. Конечно, учителя постоянно придумывают, чтобы этот труд облегчить, но если даже не все взрослые понимают, что за пять минут в день не выучишь математику или английский, не прочитаешь мировую литературу... А соблазнов вокруг всё больше, и главный всё те же пресловутые интернетные развлекухи: соцсети, компьютерные игры, бессодержательные ролики в ютубе...
Не хочется учиться, если трудно, непонятно, скучно. К сожалению, количество детей, которые не могут в силу особенностей здоровья освоить школьную программу, растет. А в сельской местности всё больше детей социально запущенных, причём если раньше это были семьи  пьющих родителей, то теперь так не скажешь. Как правило, проблемными становятся дети матерей-одиночек, молодых, занятых устройством личной жизни, либо женщин, тяжело переживающих семейную драму- уход мужа из семьи, развод. Время на соцсети, подруг и друзей, водку и пиво есть, на детей - нет...
А учителя? Об этом завтра.

понедельник, 11 ноября 2019 г.

7/30 А учить когда?

Лишь ленивый не упрекнет учителя, как и врача, в том, что он не умеет учить. Давно известно, что в России учить и лечить умеют все. А о том, что учитель должен делать работу, не имеющую отношения к его непосредственному делу, никто  не говорит. Если раньше школу душили конкурсами, то теперь всевозможными тестированиями и онлайн-трансляциями. Сегодня спрашиваю у учителя информатики: "Можно организовать прохождение тестирования в кабинете?" А он в ответ: "Какого по счету?" И действительно: сначала социально-психологическое тестирование обязательное для всех учеников  с 7 по 11 класс, затем всероссийская профдиагностика, потом тестирование в рамках "Билета в будущее". Тестирования с непонятным результатом, но колоссальной нагрузкой на учеников, учителей и технику. А онлайн-трансляции? Весь прошлый год смотрели уроки в рамках проекта "Проектория". Да, это может быть и интересно, но не по два часа на голодный желудок. Сказать, что это было очень  интересно, не могу. Отдельные моменты, да. Но зачем всем поголовно? И в этом году тоже продолжаем смотреть... Но и еще вдруг в качестве обязательных появились онлайн-уроки по финансовой грамотности. Когда их проводить? Вместо чего? Какой урок по воле банкиров объявить ненужным?
Один вопрос: доколе? Доколе все службы и организации будут считать, что они имеют право давать указания школе, что и как делать? Я не против сотрудничества, но в рамках приемлемого и не во вред образовательному процессу.

воскресенье, 10 ноября 2019 г.

6/30 Волгоградский писатель Борис Екимов


Анализируя список прочитанного в этом году, вдруг поняла, что прочитано до обидного мало. Как и многие, я оказалась по власти соцсетей, ютуба и других цифровых развлечений... Но и книг интересных что-то последнее время не встречается. Я не могу к этому быть равнодушной, для меня чтение не просто чтение. Поэтому наметила неких план по спасению ситуации, и первой книгой, которая должна быть прочитана, стал сборник произведений известного российского писателя, проживающего в Волгоградской области Бориса Петровича Екимова. Волгоградская область, на мой взгляд, как-то литературно небогата ни в прошлом, ни в настоящем, если сравнивать даже с Саратовом, который он нас совсем недалеко. 

Творчество Б.П.Екимова мною глубоко
любимо: его рассказы "Фетисыч", "Говори, мама, говори", "Ночь исцеления", повести "Пастушья звезда", "Пиночет" и др. не раз становились темой для разговора на уроках литературы. Действительно удовольствием было вживую увидеть Бориса Петровича во время Второго всероссийского форума учителей русского языка и литературы на Волге, послушать его размышления о русском языке, патриотизме и воспитании через слово. Было это в 2016 году. А в августе 2019 года на областной педагогической конференции школам, участвующим в проекте по созданию "Точек роста", подарили книгу для школьного и семейного чтения "Как рассказать...", изданную при поддержке губернатора Волгоградской области Бочарова А.И. по итогам конкурса читательских рецензий. В книгу вошли рассказы Бориса Петровича и две его повести "Наш старый дом" и "Пиночет". Пожелайте мне приятных минут чтения!

пятница, 8 ноября 2019 г.

5/30

А вы смотрите сериалы? Следите за новинками, ждете каждую серию? Я сериалы смотрю, но залпом, на компьютере, чаще всего после того, как уже услышала много отзывов и поняла, что стоит смотреть. Причин тому несколько: не люблю терять время на пустые фильмы, а если фильм даже понравился, я могу просто забыть посмотреть или нет времени на просмотр.
Но мимо стоящих фильмов я не прохожу. Вот и сериал, посвященный Екатерине Великой, я начинала смотреть, но не закончила. Второй сезон прошёл вообще мимо меня. О третьем узнала случайно и решила посмотреть, начав сначала. Историческим фильмам я не доверяю, ведь можно принять выдумку сценариста за достоверный факт,  а я не люблю быть обманутой. Но исторические сериалы, выполненные с любовью к эпохе, с сохранением исторических интерьеров, деталей быта, всегда ласкают мое зрение и услаждают взор, а заодно и эстетическое чувство. Вот и сериале "Екатерина Вторая" я в первую очередь любовалась этим, впитывала колорит эпохи через вещи. Платья, посуда, интерьеры, пейзажи, дома... Но ведь и сюжет захватывал, и герои впечатляли. Я постоянно обращалась к Яндексу, искала подтверждение правдивости той информации, которую получала из фильма. Рада, что многое оказалось правдой. Екатерина Великая в исполнении Марины Александровой получилась колоритная, яркая, неоднозначная. Это и юная девушка, романтично настроенная и мечтающая о любви... Это и умная женщина, очень рано и быстро понявшая, какую линию поведения надо выбрать, умеющая склонять людей на свою сторону... Это и жесткий, целеустремленный политик, умеющий заглушить в себе чувства сострадания и любви ради более привлекательной цели... Особенно впечатлила сцена, когда Екатерина призывает офицеров стать на её сторону. Красивая, хрупкая женщина, в глазах которой блестят слезы, вид которой взывает о защите и помощи... Вот уж действительно: "сила женщины в её слабости"... Образ Петра Третьего вызывает интерес. На мой взгляд, он жертва исторических обстоятельств. Его воспитывали так, чтобы он не мог составить конкуренцию Елизавете Петровне... Вот и получился император, который не может управлять империей... 
Готовлюсь смотреть второй сезон...

четверг, 7 ноября 2019 г.

4/30 Былое...

А ведь день 7 ноября когда-то был праздничным днём. Вы помните об этом? И даже еще несколько лет назад можно было запросто услышать поздравления. А вот сегодня никто никого не поздравлял... А в детстве...
 Этот праздник всегда приходился на каникулы. Обычно проходила демонстрация (таким громким словом называлось шествие трудовых коллективов по площади с традиционным памятником Ленина, которая, кстати, называлась площадью имени 50-летия Октябрьской революции). Но детей и даже школьников туда не приглашали, потому что обычно было холодно, минусовая температура. На праздник шли уже  в зимней одежде: родители доставали свои шубы из искусственного меха или пальто, норковые шапки... А накануне обязательно проводилось торжественное заседание в районном Доме культуры, которое включало в себя  доклад  первого или второго секретаря райкома партии и концерт. (Причем Дом культуры мне нравился больше, чем кинотеатр. В ДК были мягкие кресла, красивое убранство, сцена с кулисами.) Проходило это  вечером, в нерабочее время, но членам партии и руководителям организаций быть надо было обязательно. Дома у нас есть такой анекдот из жизни. Уже в начале 2000-х мой папа пришел на концерт накануне то ли 8 Марта, то ли Дня народного единства, посмотреть, как будет выступать внучка. На такие концерты он не ходил уже лет двадцать, если не больше. И вот концерт начинается, а он спрашивает у жены, т.е. моей мамы: "А что, доклада что ли не будет?" 
После демонстрации, конечно, собирались у кого-либо в доме на застолье. Куда ж без этого? Я любила, когда взрослые вдруг решали поиграть в лото. Столы убирались, все усаживались на полу, дети вместе с родителями и начинали играть. Я не помню. был ли какой-то приз в конце игры, меня похоже интересовал сам процесс игры. Как смешно называли 11 - барабанными палочками, 90 - дедушка,  13 - чертова дюжина... А за окном был уже снег.
Двадцать лет назад тоже был мороз, а сегодня 16 градусов тепла, и муж еще пашет землю. Да, времена меняются!

среда, 6 ноября 2019 г.

3/30

А если поймать частички радости в сером потоке ноября? Что это будет? 

Папу выписали из больницы, и можно ненадолго выдохнуть. Сегодня день нашей с мужем фарфоровой свадьбы, чем не радость, чем не дата? Я закончила набирать эту опостылевшую базу аттестатов... Сегодня нашла единомышленницу, которую тоже интересует история школы... А еще порадовал марафон "Учитель-победитель" с Татьяной Патриковой. Хотя я не участвую в нем, но с интересом наблюдаю, думаю, что кое-что и сама попробую сделать.

А еще дорого стоят слова выпускника о том новом, что появляется в школе...
А еще я второй день отдыхаю от домашних заданий по русскому языку. Провожу эксперимент в 6 классе. Домашнее задание не даю, но каждый урок мы пишем проверочную работу. На уроках стало потише, но о результатах говорить пока рано. Видно, что кто-то сам учебник почитывает. Но ведь уже сам... Откуда такая идея, думаю, что всем понятно.

А еще сегодня в школе проходила профориентационная встреча с представителями Волгоградского аграрного университета, на которой присутствовал и зам. главы района по сельскому хозяйству, и выпускники других школ, и СМИ.
А через час выпускник 2019 года рассказывал о том вузе, в котором учится он - Саратовской юридической академии, и было не менее интересно. А как изменились ребята: повзрослели, стали совсем по-другому одеваться, в школу пришли уже не как несерьезные мальчишки, а как взрослые солидные дядечки... Приятно и показательно! Жаль, сфотографировать забыла...

вторник, 5 ноября 2019 г.

2/30

Первый день четверти был очень и очень насыщенным. Посетители ( родители, учителя, сотрудники, ученики) шли один за другим, телефонные звонки раздавались непрестанно... Вот это и есть первый день четверти... Уроки: вдруг понимаешь, что, даже несколько раз повторив казалось бы простейшие вещи, не обязательно получишь замечательный результат. А еще стало понятно. что для многих чтение "Дубровского" - тяжкий труд... Но закончила день бескорыстной помощью нашему районному клубу "Истоки", который готовит к печати к 75 -летию Великой Победы книгу с солдатскими письмами и стихами местных поэтов о войне. Вот отбором стихов и их набором я и занималась. Решила разместить их в блоге.
Как говорится, не судите строго.


С.А. Бикмурзин ( бывший сотрудник районной газеты "Ударник", сейчас на пенсии, живёт в с. Гмелинка)

Родина-мать

В Волгограде есть место святое,
Где пронесся войны ураган.
Это памятник павшим героям,
Легендарный Мамаев курган.

Здесь стоявшие насмерть герои
Дали клятву: «Ни шагу назад!».
Не щадя своей жизни и крови,
Защищали родной Сталинград.

Эту память безжалостной сечи
Воплотили в бетон и гранит.
Там горят поминальные свечи
И мелодия скорби звучит.

Под мелодии грусти звучанье
Ты героям войны поклонись.
И в прискорбной минуте молчанья
В вечной памяти им поклянись.

Дни и ночи курган охраняя,
До небес приподнявшая меч
Будет Родина-мать как святая
Вечный сон и покой их стеречь.

А.М.Мектепов ( уже покойный мой коллега, учитель русского языка и литературы Старополтавской средней школы. Сейчас я уже учу его внука, учила внучку)

Жизнь к человеку бывает скупой,
И люди порой в том не виноваты.
Если они на войне – жесткий строй,
А в том строю – простые солдаты.

Совсем молодыми ушли они в бой
За честь, за Россию смело стояли.
Надежду живыми вернуться домой
Пулей слепою фашисты отняли.

Одна за другою могилы росли,
И русская кровь рекой проливалась,
Но эти могилы Россию спасли,
И вечный огонь -  от живых благодарность.

Победа пришла вместе с майской грозой
И залпом орудий вокруг разносилась,
И материнской соленой слезой
Каплей последней  на землю скатилась.

И.И.Евдошенко ( бывший учитель истории Салтовской средней школы, основатель замечательного школьного музея, очень талантливый поэт).

Подснежники войны

Путь в полвека –
Путь не близкий.
Из-за нашей суеты
У гранитных обелисков
Не всегда лежат цветы.
После той поры суровой
На скамейках возле хат
До сих пор
Солдатки-вдовы
Как подснежники сидят.
Только мало их осталось,
Река времени течет,
Потому и эта малость
Скоро тоже отцветет.
Все их помыслы, надежды
Память женская хранит,
А в ответ молчит,
 Как прежде,
С красной звездочкой
Гранит.
Годы те, сороковые,
Чередой во снах бегут,
Похоронки роковые
Вдовьи руки берегут.
А сами-то
Что досталось?
Доживать в родном краю.
На скамьи присев устало,
Думу думают свою.
На висках седые пряди
У подснежников войны.
На стене в окошко, рядом,
Фотографии видны.
По сердцам
Прошлась разруха.
В избах вдовьих,
Знаю я,
Смотрят там
В глаза старухам
Молодые их мужья.
Беды всюду многолики,
Но страшнее всех одна.
За святой войной,
Великой,
Шла афганская война.
Пепелища от аулов.
Чья вина? Пойди спроси.
Сыновья их –
Под Кабулом,
Ну а вдовы – на Руси.
Девять лет
В войне гражданской
Мы – чужая сторона,
А на смену той,
Афганской,
Шла чеченская война.
На груди –
 «Георгий Жуков»,
Как бальзам
От всяких ран,
А в России
Вдовы внуков
Шлют проклятия горам.
Уже правнуки готовы
В строй шагнуть
на страшный суд.
Знать и дальше
Чьи-то вдовы
Эстафету понесут.
Кто войне
Поставит точку?
Вдовья воля –
Вся в слезах.
И блестят
Из-под платочков
Мира ждущие глаза.

В.О.Сажин (уже ушедший из жизни ветеран Великой Отечественной войны)

Солдатское откровение
Что такое рукопашный?
Знают лишь фронтовики.
Скажем правду.
Зло и страшно
Светят острые штыки.
                        На войне повсюду плаха.
                        Гибель ходит за тобой…
                        Там, в боях,
                        Не знают страха,
                        Люди мирятся с судьбой.
Взят реванш
В кровавой драке,
Будто в храм
Открылась дверь.
Но в любой лихой атаке
Не бывает без потерь.
                        Кто погиб, а кто изранен,
                        Кто-то жив и невредим,
Уцелел на поле брани,
Только стал совсем седым.
А потом, в тени окопа
На чужой передовой,
Крылась матерно Европа…
После чарки фронтовой.
                        …И пойдут воспоминанья,
Вспомнишь мать, отца, жену,
И у всех одно желанье
Кончить клятую войну.
Ничего взамен не надо,
Быть достойно рядовым.
Да из битвы, как из ада,
В отчий дом прийти живым.
Кто не знает рукопашный?
Есть такие мужики.
Скажем правду:
Зло и страшно
Светят острые штыки.


С.Р.Грищенко ( моя коллега, учитель русского языка и литературы Старополтавской средней школы, сейчас на пенсии)

На скамейке женщина сидела
Со следами редкой красоты,
Только вот давно уж поседела.
Горе иссушило все черты…
Взгляд потухший, серое лицо,
Руки так устали от труда!
А на пальце – тусклое кольцо,
Что надето раз – и навсегда.
Опустила плечи виновато,
Только в чем была ее вина?
Встала, ноги – словно вата
Губы шепчут:
-Я одна. Одна…
А была когда-то молодая,
Муж был крепкий, сильный и красивый!
И пять сыновей! Семья большая!
И казалось, нет её счастливей!
По утрам, когда она вставала,
Муж с любовью крепко обнимал:
-Солнышко мое ты,
Зорька алая, –
Неустанно он ей повторял.
А потом война!
Злодейка злая!
Мужа забрала, пять сыновей!
Горю не было конца и края
Стала жизнь ее от черного черней.
По ночам её душили слезы,
Ей казалось, незачем и жить.
Но опять цвели весною розы.
Надо жить, чтоб помнить, не забыть.
Она очень часто представляла
Как бы мужа крепко обняла,
Как бы сыновей своих встречала,
Внуков нянчила, все силы б отдала.
Только время вспять не повернуть!
Не услышать голоса родные…
Мужа, сыновей ей не вернуть,
Не вернуть ей радости земные.
Пять сыночков,
Пять её кровинок
Отдали по капле свою кровь.
И застыли на глазах росинки,
Как неутоленная любовь.
Сколько по земле моей России
Ходят одиноких матерей!
Потерявших мужественных, сильных
Ласковых и добрых сыновей.
У дороги женщина стояла,
Свои плечи зябко обняла,
Губы что-то горестно шептали,
 - Это сыновей она звала.

С.Г.Грищенко

«Я с войны не вернулся»
Уж давно отгремела гроза боевая,
Я с войны не вернулся, как вам обещал.
Успокойся, голубка моя дорогая,
Я  три года все пули глотал.
Я страну и свой дом и детей,
И твою жизнь, родная, как мог, защищал.
Знаю, ждали вы с фронта хороших вестей,
Но в одном из боев я упал…
Я живым к вам вернуться хотел, дорогая,
Все пути фронтовые пройти до конца.
Но сразила в бою меня пуля шальная,
- не дождались с войны мои дети отца.
Не дожить нам, родная, до старости вместе,
Не растить нам с тобою детей…
И не взять мне на руки моих внуков прелестных…
Вы дождались с войны только черных вестей.
Беспокоюсь, родная, как наш младший сынок?
Ведь его я так мало ласкал!
За него нажимал я до боли курок,
За него свою жизнь я отдал.
Так мне хочется к вам протянуть свои руки,
Еще раз чистый воздух глотнуть,
Вас избавить от боли, страданий и муки,
И с любовью в родные глаза заглянуть.
Я надеюсь, детей ты поднимешь.
Станут взрослыми дочь, сыновья…
Ты исполнишь свой долг, потом дом свой покинешь,
Здесь и встретимся мы, дорогая моя.
Так живите по чести, и честь не роняйте,
И трудитесь, любите за нас.
Если надо – за Родину жизнь отдайте,
Но в мирской суете не забудьте о нас.

С.Р.Грищенко
Я родилась в победном 45-м,
В тот год, когда войне пришел конец.
Когда из дома в дом голубкою крылатой
Летела весть – с войны пришел отец.
Войне конец – и вверх взмывались руки..
Войне конец – и плакали глаза…
А по земле победно и гремуче
Катилась первая весенняя гроза.

В.С.Гаврилятов ( ныне покойный методист районного методического кабинета, работал учителем русского языка и литературы в вечерней школе)

Солдаты России
О чем мечтал он,
А кого любил мой предок
В свои полные семнадцать,
Когда трубач тревогу протрубил
И от копыт земля стала качаться?
А что любил он и о ком мечтал
Товарищ мой в жестоком сорок первом,
Когда за мать Россию грудью встал,
Векам оставив подвиг беспримерный?
О чем сердца солдатские стучат,
Когда радары смотрят в сини –
Я знаю, потому что я солдат:
Солдату – невозможно без России!

 В.С. Гаврилятов
Обелиски

Огонь!  Огонь! Огонь! Я – Марс!
Я Марс! Ты слышишь, Волга, Волга!..
И всюду, сколько видел глаз,
Земля горела долго-долго.

Стоял, сняв шапку, комполка.
И комиссар беззвучно плакал.
Начштаба, сгорбленный слегка, сказал:
-Враг дорого заплатит!

Так было. Знаю. Было так.
Я знаю, было и иначе:
Солдат с гранатой шел на танк,
До смерти верую в удачу.

Армады танков не прошли.
Бойцы высотку отстояли.
Сейчас ромашки здесь взошли,
И тополя шеренгой встали.

Идешь ли, едешь, глянь вокруг –
Стоят в дозорах обелиски.
Остановись, мой брат, мой друг,
И поклонись им низко-низко.

В.П.Кадыков ( ныне покойный журналист и  главный редактор районной газеты "Ударник")
У Вечного огня

У Вечного огня
Героев имена
На камень-обелиск нанесены.
А пламя – словно стяг
В мозолистых руках
Героев, не вернувшихся с войны.

Но память сохранит
Одетых не в гранит,
Не в мрамор и металл –
Живых людей.
Тех, кто шагнул вперед,
Под танк или на дзот,
Твоих, Россия, сыновей.

Они живут средь нас
И снова каждый час
За правду и за мир
Идут на бой.
И вечно будет так –
Горит над миром стяг –
Стяг памяти людской.
..А в сердце боль..

понедельник, 4 ноября 2019 г.

1/30


Завтра начинается вторая четверть. Первая была очень тяжелой для меня, я просто физически чувствую, что не просто выгораю, а просто сгораю...

Надо как-то дотянуть до Нового года... давно такого не было... Поэтому потихоньку последние недели стала уделять время тому, что приносит мне удовольствие, иначе я просто не ...
А что же приносит удовольствие?
Первым пунктом должны быть книги, но, увы, напал великий нечитун... У меня много записей, что надо прочитать, но не читается... Хотя понемногу читаю Паолу Волкову "Лекции по искусству" и переслушала "Дубровского".
Почему-то последнее время мне хочется визуального ряда. Так я, готовясь к урокам литературы , посмотрела ряд интересных документальных фильмов и видеосюжетов о русских писателях, поэтах, их произведениях. Выяснила опытным путем, что нет видео с  биографией Василия Жуковского, которое можно было бы показать шестиклассникам, но есть ряд интересных передач и видеосюжетов, которые помогут интересно провести урок по "Светлане" Жуковского. Посмотрела фильм о Максиме Горьком "Под знаком Скорпиона". Мне понравилось, хотя я не уверена в исторической точности событий, а главное, их интерпретаций, которые там были. Нужны ссылки? подробности?
А сейчас смотрю с первого сезона "Екатерину". И хочу посмотреть все передачи с Паолой Волковой. Вместо дурацких роликов на ютубе...

А впереди столь нелюбимый мною ноябрь... А как вы справляетесь с невзгодами жизни? Что интересного советуете посмотреть, связанного с литературой?

вторник, 24 сентября 2019 г.

Совместная презентация

Дорогие шестиклассники!

Попробуем составить вместе презентацию на тему "Имена собственные в пословицах и поговорках".Вам необходимо было найти 10 пословиц и поговорок, в которых есть имена собственные.
Создайте свой аккаунт на Google.Перейдите по ссылке ниже и внесите свои находки в общую презентацию. Работайте на своем слайде. На чужих слайдах ничего не меняйте. Вопросы можете писать в комментариях. У нас всё получится.

https://docs.google.com/presentation/d/1uqdmTMH3jsE8eMcD3EC1NzI1Sx7nPA6H41GBLXuuvaQ/edit?usp=sharing