понедельник, 11 мая 2020 г.

6 класс, родной русский язык

Здравствуйте, шестиклассники!
Начнем мы наш урок с загадки. Посмотрите ролик и разгадайте загадку. О какой таинственной букве идёт речь? Ответ можете написать в комментариях.


Сегодня я предлагаю вам посмотреть две серии из цикла "Говорим без ошибок", снятых студией "Бибигон" . После просмотра подумайте: что объединяет эти серии? Посмотрите сами еще одну серию и сделайте ей рекламу в комментариях к этому посту.




6 класс, русский язык. Повторение

Здравствуйте, шестиклассники! Мы закончили изучение курса русского языка за 6 класс и теперь приступаем к повторению.
Сегодняшний урок мы посвятим повторению орфографических норм.

Наиболее важными темами в курсе 6 класса являются следующие:
1. О-Е после шипящих
2. Правописание окончаний имен существительных.
3. Безударные личные окончания глаголов
4. Н-НН в прилагательных.
5. Суффиксы прилагательных
6. Правописание числительных.
7. Правописание местоимений отрицательных и неопределенных.
8. Правописание наречий.
9. Ь после шипящих.

Лучшим способом предотвращения орфографических ошибок является чтение. Много читающий человек, как правило, пишет грамотнее, чем тот, кто читает мало.Поэтому читаем больше книг, по интересующим вас темам.
А еще необходимо тренироваться.
1. Предлагаю вам попробовать свои силы в тренажере словарных слов. для этого надо перейти по ссылке, выбрать предмет, класс и количество слов в тесте. Тренажёр словарных слов. Своими успехами поделитесь в комментариях.

2. Перечитайте список наиболее важных тем. Подумайте, какие из тем вам хотелось бы потренировать еще. Перейдите по ссылке, выберите тему, которая вас заинтересовала, и напишите интерактивный диктант. Своими успехами поделитесь в комментариях. Не забывайте писать свои имена.

3. Списывайте  фразы каждый день - и увидите, как быстро повысится ваша грамотность. Весь фокус в работе зрительной и моторной памяти. Этот метод не требует заучивания правил. Время на выполнение задания - 5-7 минут. А фразы могут быть такими, как на рисунках.




4. Наш урок подошёл к концу. Напишите мне, что вы хотели бы повторить на уроках русского языка. Можете сделать это в комментариях.

среда, 29 апреля 2020 г.

6 класс, русский язык, диктант

Здравствуйте, шестиклассники!
 Сегодня мы с вами будем писать контрольный диктант по теме "Местоимение". Начинаем мы писать в 9 часов по местному времени.
Приготовьте тетрадь, ручку, карандаш.
Перейдите по ссылке.

Там находится аудиофайл с текстом диктанта. Начинайте писать сразу,  следуя указаниям в файле. Не надо прослушивать всю запись до конца. Если вы почему-то не успеваете, то можете остановить запись. После написания диктанта перейдите к выполнению грамматического задания. Пишите понятным, разборчивым почерком.

Грамматическое задание.

1) Озаглавьте текст.
2) Выпишите местоимения, определите их разряд.
3) Произведите морфемный анализ слов: преспокойно;безветренный.
4) Произведите синтаксический разбор 2  предложения.

Сделайте фотографию выполненной работы и направьте её учителю или личным сообщением в ВК или по whatsapps не позднее 9.45 по местному времени. Работы, отправленные позже, не принимаются. 

вторник, 28 апреля 2020 г.

6 класс, русский язык, "Описание книги"

Здравствуйте, шестиклассники!
Сегодня мы поработаем с учебником "Русский язык. Русская речь". Просмотрите материалы параграфа 13, вспомните основные термины, связанные с книгой - титульный лист, обложка, суперобложка, форзац, иллюстрация, содержание и др. Как вы поняли по перечню этих слов, сегодня мы вновь говорим о книге.
Вам необходимо выполнить упр. 127. В качестве образца могут послужить упражнения 125 и 126. Объем сочинения - не менее 150 слов. Время выполнения - в течение недели.

11 класс, литература, Варлам Шаламов

Здравствуйте, одиннадцатиклассники!
Мы продолжаем разговор о литературе 50-90 -х годов ХХ века. Как вы поняли из прошлого урока, "лагерная" тема, тема трагедии человека в тоталитарном обществе стала звучать особенно остро во время "оттепели", т.е. в 60- е годы ХХ века. И наряду с А.И.Солженицыным свой вклад в раскрытие этой темы внёс Варлам Тихонович Шаламов. Лагерная проза этого писателя, и прежде всего "Колымские рассказы" ( 1954-1974), сборник стихов "Огниво" ( 1961) - своего рода поединок слова с абсурдом, кошмаром лагеря, очаг сопротивления убыванию человечности в человеке, беспамятству, волчьему вою в душе. "Колымские рассказы" производят ошеломляющее впечатление, читать их непросто, но нужно.

1. Сначала посмотрите видеоурок.


2. Прочитайте рассказы В.Шаламова " На представку", "Детские картинки", "Начало", "Прокуратор Иудеи". Попробуйте посмотреть на эти рассказы с точки зрения текста на ЕГЭ. Хотя все эти тексты посвящены одной теме - жизнь в советском лагере, но проблемы в них поставлены разные. Какие? Какова авторская позиция по этим проблемам? Подготовьте ответ на эти вопросы.

3. Судьба Варлама Шаламова замечательно показана в сериале "Завещание Ленина". Найдите время посмотреть умные фильмы!

6 класс, русский язык, "Повторение по теме "Местоимение"

Здравствуйте, шестиклассники!
Мы закончили изучать такую часть речи, как местоимение.И сегодня мы повторяем то, что изучили в разделе "Местоимение".

«Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как „запасные игроки” … выходят на поле, когда вынужденно „освобождают игру” знаменательные слова».   

                       А.А. Реформатский, русский учёный-лингвист           


Цели урока:
повторение и систематизация изученного материала, закрепление полученных знаний, умений и навыков по теме «Местоимение»;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать интерес к родному языку.

Изучение каждой части речи завершается выполнением морфологического разбора части речи. У местоимения есть своя особенность. Изучите план морфологического разбора местоимения на стр. 291 в учебники "Русский язык. Теория".

1. Изучите, как выполнен морфологический разбор 
личного местоимения на стр. 232 в учебнике "Русский язык. практика", 
притяжательного местоимения на стр. 237 и 241, 
определительного местоимения на стр. 254

Выполните морфологический разбор местоимения, перейдя по ссылке.

 2.    Разгадайте Загадки о местоимениях. Тот, кто пришлёт мне ответы раньше всех, получит пятерку.

1. Какие местоимения сообщают о неровностях на дорогах?
2. Какие 3 местоимения кричат о своей чистоте?
3. Какое местоимение можно прочитать и как глагол в повелительном наклонении? (Или: какое местоимение  приказывает, чтобы навели порядок?)
4. Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?
5. Какое местоимение самое одинокое?
6. Какому местоимению никогда не бывать подлежащим?
7. Какое местоимение может быть только подлежащим?
8.Какое местоимение в перевёрнутом виде превращается в противительный союз?
9. Между какими личными местоимениями надо поставить предлог К , чтобы получить большие жёлтые плоды?
10. Какие местоимения легко перепрыгивают из одного разряда в другой? (разряды)
11. Какие местоимения героически ведут себя на допросах и никого и ничего не выдают? (разряд)
12. Какие местоимения отвечают на вопросы, но так уклончиво, что вряд ли что-нибудь поймёшь? (разряд)

3. Выполните задания, перейдя по ссылке. Не забудьте указать свою фамилию и имя в конце теста.  Ответы принимают в течение сегодняшнего дня до 18 часов.

Жду завтра всех у компьютеров в 9 часов утра. Мы с вами будем писать контрольный диктант по теме. Приготовьте тетрадь, ручку, карандаш.

понедельник, 27 апреля 2020 г.

Читаем вместе. Стихи Победы

Константин Симонов
Здравствуйте! До Дня Победы осталось 11 дней. И каждый день мы вместе с вами будем читать по одному произведению, посвященному событиям Великой Отечественной войны или сохранению памяти о тех героических днях, о людях, которые выстояли и победили.
Сегодня в рамках региональной акции "Альбом Победы" прочитаем стихотворение Константина Симонова "Майор привез мальчишку на лафете".

Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верю: мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.
Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.

6 класс, родной русский язык.

Здравствуйте, шестиклассники!
Давайте вспомним, что в русском языке есть 5 стилей речи. Какие?
Сегодня мы будем вспоминать известные вам типы  словарей, изучая тему "Научный стиль. Словарная статья".
Работаем с учебником. Прочитайте текст упр. 177. Какие группы словарей сопоставляет автор? Перечислите известные вам лингвистические словари, сделав запись в тетради.




2. Переходим к упр. 178. Сравните словарные статьи, взятые из разных лингвистических словарей. Назовите словари, из которых взяты эти словарные статьи.
3. А теперь обратимся к фрагменту статьи Д.С.Лихачева из книги "Заметки о русском".
Для этого перейдите к учебнику, страница 132. Ссылка на учебник
В фрагменте статьи содержатся рассуждения Николая Константиновича Рериха о подвиге. Согласны ли вы с утверждением, что "лучшее русское слово - подвиг?"

Сейчас, когда мы готовимся к празднованию Дня Победы, в каждой семье обязательно вспоминают своих героев - защитников Отечества или тех, кто совершал трудовой подвиг, работая на полях, заводах, в госпиталях и школах. Напишите сочинение на тему "Война в истории моей семьи". Объем сочинения не менее 150 слов. Сочинение направьте учителю. Время на выполнение задания - к следующему уроку.

11 класс, русский язык

Здравствуйте, одиннадцатиклассники!

Сегодня мы продолжаем работу над сочинением в формате ЕГЭ. Многие из вас, чьи сочинения я читала, понимают структуру сочинения, умеют определять проблему текста, находить авторскую позицию и т.д. Но многим необходимо работать над точностью выражения мысли, над верным использованием слов, над лексической сочетаемостью слов. Поэтому мы продолжаем писать сочинения. Ваши работы жду в течение суток. Помните, что на экзамене на выполнение 27 задания ( написание сочинения) у вас будут около 90 минут. Постарайтесь уложиться в отведенное время.

Текст для сочинения.

(1) Как только родители принялись ругаться, бабушка посадила Риту и громким голосом стала читать ей вслух «Квартеронку». (2) Я, с раздвоенным, как жало у змеи, слухом, стояла в коридоре. (3) «Разве я тебя не предупреждал?» – гремел отец. (4) «Молчи и не лезь не в свое дело!» – взвизгивала мама. (5) «Легкое видение возникло у моего изголовья», – дребезжащим голосом читала бабушка. (6) Сестра тоже прислушивалась к крикам из соседней комнаты, лицо у нее было сонное, а бабушка продолжала читать своим неискренним, слабым голосом. (7) Мама за стеной швырнула об пол чашку с чаем, раскаленная лава перелилась через порог и хлынула в нашу комнату. (8) Рита подобрала ноги.

(9) Бабушка прежде демонстративно закладывала уши ватой, едва родители начинали кричать. (10) И я, когда была маленькой, как Рита, косилась на нее в неприязненном и напрасном ожидании, что она вот-вот вмешается и наконец скажет свое веское слово, но потом поняла, что нет у нее в запасе такого заветного слова, она только делает вид, что обладает властью, к которой, чуть что, может прибегнуть, и что на самом деле она беспомощна, как мы с Ритой... (11) Но в последнее время бабушка позабыла про вату, потому что у нее появилась забота поважнее: не дать заснуть Рите, которая, следуя по крутым виражам враждующих голосов, как по перилам, соскальзывала в летаргию, будто Морфей дул ей в уши, заглушая вопли за стеной и смыкая длинные Ритины ресницы.

(12) Может, Рита и прежде впадала в спячку под бурный аккомпанемент родительских ссор, но заметили это только после случая с утюжком, привезенным отцом ей в подарок из Москвы, который Рита, зарабатывая авторитет во дворе, подарила Галинке. (13) Никто, кроме меня, не знал, чем была для нее эта Галинка, а наши родители вряд ли даже подозревали о существовании этой девочки. (14) Я думаю, что никто потом не имел над Ритой такой безоговорочной власти, какую имела Галинка. (15) В городке, куда мы переехали, Галинку уважала вся мелкота, потому что она была веселая, ловкая, быстрее всех бегала, выше всех прыгала, и вообще все у нее получалось лучше, чем у других.

(16) Переехав сюда, мы долго чувствовали себя одинокими. (17) Рита сориентировалась раньше меня, проявила волю и настойчивость в обживании новых пространств и покорении новых людей, точно надеялась там, во дворе, создать себе другую, дружную семью, свить гнездо где-нибудь под грибком или в песочнице, потому что по нашему родительскому дому то и дело пролетали ураганы семейных ссор, выдувая остатки тепла, и ничего живого там уже не могло вырасти.

(По И.Н. Полянской*)

Полянская, Ирина Николаевна (1952 – 2004) – русская писательница, прозаик. Рассказ “Утюжок и мороженое” получил премию имени Юрия Казакова как лучший рассказ 2003 года.