четверг, 4 января 2024 г.

"Бронепароходы" Алексея Иванова


Иногда книги находят нас сами. Я много слышала про роман Алексея Иванова "Бронепароходы", но читать не собиралась. Но задумав купить книгу для сына, причем конкретные пожелания отсутствовали, я случайно наткнулась на те самые "Бронепароходы". "Вот и хорошо, - подумала я , - толстая и обо всем. Может, и понравится". Но сын, только прочитав аннотацию, категорически отказался от книги. А я начала читать. И не пожалела.

Конечно, можно открыть интернет и прочитать самые разные отзывы и рецензии на это произведение Алексея Иванова. В чем-то я с согласна с авторами, в чем-то нет. Для меня "Бронепароходы" - книга интересного жанра, в которой переплелись удивительным образом и исторический роман о гражданской войне, и семейная сага, и исследование о состоянии пароходства в России в начале ХХ века, и много чего еще...

Что удивило? Я действительно не осознавала, как широко было развито пароходство на реках России, причем не только на Волге. Читая об этом, с горечью осознаешь, что мы потеряли. А сейчас, спустя 100 лет, особенно. И многочисленные термины, которыми усеяны страницы романа, скорее развивали мой кругозор, но совсем не мешали читать.

Роман, конечно, о гражданской войне и о том, как вовлечены в нее оказались все те пароходы, буксиры, канонерские лодки, баржи, плавучие батареи, которые и составили разные флотилии, принадлежащие разным силам, участвующим в той войне идей и мнений. И не всегда люди, находящиеся на той или иной стороне, ищут правду, отстаивают свои идеи, часто они просто подчиняются событиям, хотят выжить, плывут по течению реки жизни. И автор их за это не осуждает, не заставляет чувствовать угрызения совести или страдать от неправильно сделанного выбора. И где-то в глубине души соглашаешься с ним, хотя мое советское, идеологическое воспитание противится этому.

Героев в книге много, но тех, на ком держится сюжет, объединяет, на мой взгляд, одно: наличие идейного стержня. Идеи могут быть разные: личное обогащение или вера в собственное предназначение, которое заключается в помощи инженерно одаренным людям, верность дружбе, вплоть до возможности пожертвовать своей жизнью ради сохранения семьи друга, или верность слову чести. Это было время такое? Почему сейчас в массе своей мы другие?

Сюжет достаточно увлекателен, чем-то напомнил мне построение романов Дины Рубиной: вроде бы всё, ниточка оборвалась, но  это чаще всего обманка, и герой воскреснет в нужный момент или, если не воскреснет, то обязательно даст новый толчок сюжету. Я такое люблю, мне это понравилось. Не понравилось другое - очень много крови, страданий, смертей. Может, и нельзя по-другому, но это реально страшно. Страшно и за того ребеночка, который смотрит на мир, только что родившись, на мир, в котором всё слишком рядом: и жизнь беспощадная, и вечер ангельский...

Роман к прочтению однозначно рекомендую, более того, включаю его в свою учительскую подборку произведений о гражданской войне.

4 комментария:

  1. Наталия Михайловна, здравствуйте!
    Спасибо Вам за отзыв!
    Хотя не очень люблю исторические романы, но вот этот хочу прочитать.
    Муж, послушав роман, тоже дал положительный отзыв.
    Надо покупать. Правда, дорого стОит книга. Ещё немного подожду. Но хочу именно книгу читать и держать в руках.

    Представляю, что буду испытывать те же чувства и эмоции, что и Вы.
    Ещё раз спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, здравствуйте! Да. я тоже последнее время предпочитаю бумажные книги, хотя уже лет 10 в основном читаю электронные. После "Бронепароходов" хочу еще почитать Иванова, но он настолько разноплановый писатель, что еще пока не определилась.

      Удалить
  2. Наталия Михайловна, спасибо за отзыв о книге! Обязательно буду её читать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, буду рада, если помогла определиться: читать или не читать. Интересно , совпадут ли наши впечатления?

      Удалить