четверг, 20 декабря 2018 г.

Жизнь в стиле Agile

Проблема самоорганизации или тайм-менеджмента стала меня интересовать последние лет пять, когда нагрузка стала возрастать, дел становилось всё больше и больше, а сил и времени, казалось, всё меньше... А тайм-менеджмент повлёк за собой интерес к проблемам внимания и памяти, креативности и скорочтения, потом проблемам здоровья... Обычная моя реакция после прочтения такой литературы - вот выход найден, если только я буду делать вот так и не буду делать по-другому. Вроде всё просто, но почти всегда перевешивает та часть утверждения, что после слова "если". Но поиски продолжаются, поэтому книги, рекомендованные Аяш Мырзабековой, я постараюсь прочитать. Пока же прочитано 2 главы книги Катерины Ленгольд "Просто космос".
Что же заинтересовало и откликнулось?
1. Отсутствие долгосрочных целей. Но в моем случае, думаю, цели на последние лет двадцать уже можно ставить)))
2. 9-недельные спринты. Да, разумно, одна учебная четверть как возможность понять, в каком направлении двигаться.
3. Дедлайн... Пожалуй, в школе это чувствуешь особенно остро: конец 1 четверти, конец 2 четверти, совпадающий с концом года, конец 3 четверти, конец 4 четверти, совпадающий с концом учебного года, летние месяцы, посвященные ремонту с дедлайном 1 сентября. Подумала, что напряжение дедлайна надо перенести в чисто методическую сферу: написать статью, подготовить материал для конкурса, выступления, поучаствовать в чём-то интересном  ( например, в квесте #учительвпорядке#учитель_в_сказке) или в конце концов дооформлять все журналы, приказы и т.д. А о том, что "сдать сегодня то, что надо было сдать еще вчера" напрягает посильнее просто дедлайна, и говорить не хочется...
4. Понравилось про "морковки": всегда найдется тот, кто выдаст тебе "морковку" сзади, а вот о морковке спереди придется думать самой. Что-то я себя последнее время таких морковок лишаю... 

Но больше всего, пожалуй, мне понравились принципы Agile:

• Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
• Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта.
• Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
• Работающий продукт важнее исчерпывающей документации.
Пожалуй, они мне понравились даже больше, чем их конкретизация в книге Катерины Ленгольд.

P.S.Поймала себя на мысли, что в квесте #учительвпорядке#учитель_в_сказке участвую с удовольствием, жду заданий и отчетов других участников, с удовольствием пишу, слушаю, выполняю...

понедельник, 17 декабря 2018 г.

Новогодний кроссквест на уроке русского языка


Кроссквест - это может быть и разгадывание кроссворда, и сбор слова из букв, и разгадыванием загадок и головоломок. Вот и я придумала для своих пятиклашек новогодний кроссквест. Не поверите, но они почти совсем не умеют разгадывать загадки. У меня кроссквест на новогоднюю тематику, почти целиком состоящий из загадок. Но есть и еще одна задача у этого квеста: мы будем повторять тему "Простое и сложное предложение". Загадки будут выводиться на доску как слайды, чтобы предложения были у детей перед глазами. Сначала анализируем предложения, потом, когда загадку отгадают, ребята получат нужную букву на листочке. В конце работы нужно будет из букв собрать слово.

1. Мухи белые летают, 
о зиме нам сообщают,
Холод в небе их рождает,
а тепло их побеждает.
2. Этот фрукт под Новый год
Каждый в дом к себе зовёт.
Им и елку украшают,
И детишек угощают.
3. Быстро на небо залез,
Ярко вспыхнул и исчез.
4. Стоит дом в 12 окон,
В каждом доме по 4 девицы,
у каждой девицы по 7 веретён,
У каждого веретена разное имя.
5. Какой город считается родиной Деда Мороза?
6. Бор заснеженный стоит,
Сосен слышен скрип и треск,
Праздник Новый год прошёл,
Какой месяц к нам пришёл?
7. Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики,
Говорят, ему сто лет, 
А шалит, как маленький.
8. Весь век идёт Еремушка:
Ни сна ему, ни дрёмушки.
Он шагом точный счет ведет,
А всё же с мечта не сойдёт.
9. Автор сказки " 12 месяцев".
10. Автор сказки "Снежная королева".
В итоге должно получиться слово "Снегурочка", от имени которой каждый ребенок получит бумажный новогодний шарик с поздравлением.
Надеюсь, что всё получится. Ведь это #учительвпорядке#учитель_в_сказке.

четверг, 13 декабря 2018 г.

Аксессуары для учителя


Учитель и аксессуары... Об этом предлагает подумать Екатерина Свидерская, имидж-консультант. Посмотрела её урок для учителей, подумала... всё же я отношусь к первому типу женщин, у которых очень мало всяких аксессуаров. 

Не ношу серьги. 
Не ношу часы, после того, как везде стала носить с собой телефон. Но часы мне периодически хочется... 
Практически не ношу шарфы и платки.
Обручальное кольцо я последнее время тоже не ношу: его нет ни у меня, ни у мужа...
Нет браслетов и браслетиков.
Обязательно ношу золотую цепочку с крестиком, без неё чувствую себя незащищенной. 
Последние лет пять моя любовь - серебряные кольца, желательно крупные и много.
И еще бусы, лучше если длинные.
Вот так скромно...

А как у вас?

вторник, 11 декабря 2018 г.

Игры на уроках русского языка

Помните эту историю?
-Бабушка, приезжай к нам, свари борщ.
-А что мама делает?
-Мама в "Одноклассниках"
-А папа?
 - Папа на войне в "Танках".
-Вот дают. Ладно, внучек, приеду. Сейчас только помидоры с перцем досажу на "Моей" ферме и приеду. 
Именно с этого диалога начиналось мое выступление "Дидактические настольные игры на уроках русского языка в 5-11 классах" на межмуниципальном конкурсе "Дидактический материал-2016", о котором я вспомнила, прослушав вебинары Ольги Шестериковой.
Привыкшие с детства к компьютеру ученики уже не воспринимают мои доморощенные попытки создать игры-тренажёры, ведь те компьютерные игры, в которые они играют, "круче" во много раз.В то же время перенасыщенность всякими гаджетами отчуждает учеников друг от друга, они того и гляди разучатся не только общаться друг с другом ( что уже происходит), но и говорить ( кстати, подобная ситуация описана в книге "Время всегда хорошее" Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак).
Выход из этой ситуации подсказали сами ученики. Настольные игры! Конечно, есть сейчас уже профессионально изданные игры, например, "Ударник литературной речи" или "Орфограф" ( из того, что есть у меня). Но я начинала с другого. В рамках проекта "Тайны сладких названий" моей ученицей были подготовлены разные игры с использованием конфетных фантиков "Орфографический турнир", "Словечко!", "Конфетный букет!", "Морфемы-смыслиночки" ( если интересно, расскажу).
Следующая игра - орфографическое домино "Чередующаяся гласная в корне слова". Самое интересное, что в 10 классе ( а первый раз мы играли в нем) были ученики, которые никогда в домино не играли, а если и слышали слово, то правил не знают.
Потом были домино "Буквы о-ё после шипящих", "Глагольные карты", мемори "н-нн в причастиях" и т.д.
Не буду теоретизировать. Игра всегда была у меня на уроке, одно время я специально собирала разные дидактические игры, изучала "Хрестоматию игровых приёмов" В.Букатова, и поняла: без игры, без шутки обучать трудно и почти невозможно.
Вебинар Ольги подарил мне несколько идей, посты участников квеста - ещё больше! Осталось только применять, и тогда будет # учительвпорядке#учитель_в_сказке.